Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законные способы для получения долгов за ЖКУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Большинство судей и до принятия Определения ВС РФ от 23.06.2015 № 8‑КГПР15-2 придерживались мнения, что и без договора с РСО УК выступает в роли исполнителя коммунальных услуг, поэтому РСО не вправе выставлять платежные документы по коммунальным услугам на ОДН. Так, суды признавали законными предписания, адресованные РСО, о запрете выставлять платежные документы жильцам МКД, а также предписания, адресованные УК, обязывающие их производить расчет платы за коммунальные услуги и оформлять платежные документы даже в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения.
О взыскании задолженности за коммунальные ресурсы
Статус исполнителя коммунальных услуг важен для установления не только лица, уполномоченного на выставление платежных документов потребителям и сбор платы за коммунальные услуги, но и лица, обязанного оплачивать РСО стоимость поставленного в дом коммунального ресурса. Если в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения абонентом РСО (в силу фактически сложившихся договорных отношений и статуса управляющего МКД как исполнителя коммунальных услуг согласно жилищному законодательству) следует считать управляющего МКД, то и иски нужно предъявлять именно к нему, а не к собственникам помещений.
Обратим внимание, что внесение потребителям платы напрямую РСО, а не УК на основании специального решения общего собрания (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ) также не свидетельствует об отсутствии фактически сложившихся договорных отношений между УК и РСО (Постановление АС ЦО от 09.07.2015 № Ф10-2191/2015). Более универсальный вывод сформулирован в Постановлении АС ЦО от 20.04.2015 № Ф10-865/2015: в случае отсутствия договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией и оплаты полученного коммунального ресурса населением непосредственно ресурсоснабжающей организации, при управлении многоквартирным домом управляющей компанией, выбранной собственниками помещений, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возлагается обязанность по оплате задолженности, имеющейся перед ресурсоснабжающей организацией.
Так, суд отказал РСО во взыскании задолженности за коммунальные ресурсы с собственника помещения в МКД в период, когда домом управляла УК: собственник является ненадлежащим ответчиком (постановления АС ВВО от 25.08.2015 № Ф01-2969/2015, от 20.03.2015 № Ф01-6334/2014, от 10.03.2015 № Ф01-44/2015).
Принципиальную важность исследования обстоятельств, которые могут свидетельствовать о договорных отношениях между УК и РСО, в споре о взыскании сумм в пользу РСО с собственника помещения в МКД подчеркнул АС СЗО в Постановлении от 28.08.2015 № Ф07-5958/2015.
Взыскивать задолженность за фактически потребленные в МКД коммунальные ресурсы нужно с УК: на это указал АС СЗО в Постановлении от 21.01.2015 № Ф07-10100/2014, установив, что договор ресурсоснабжения был подписан с протоколом разногласий, которые не были урегулированы. Когда УК принимает меры по заключению договора ресурсоснабжения и есть доказательства выставления ею платежных документов жильцам, глупо отрицать, что она не имеет отношения к предоставлению коммунальных услуг: именно УК должна оплачивать коммунальные ресурсы (Постановление АС УО от 22.07.2015 № Ф09-4294/15). В свою очередь, судьи АС ДВО взыскали с УК стоимость сверхнормативного объема электроэнергии, поставленной на ОДН, по иску РСО, при этом не выяснили, имели ли место фактические договорные отношения между УК и РСО. Арбитрам оказалось достаточно ссылки на описанное выше Определение ВС РФ от 23.06.2015 № 8‑КГПР15-2 о том, что в роли исполнителя коммунальных услуг по закону выступает УК, а не РСО (Постановление от 12.08.2015 № Ф03-2688/2015).
А вот Постановлением АС УО от 24.04.2015 № Ф09-2037/15 иск РСО к собственнику нежилого помещения о взыскании стоимости тепловой энергии был удовлетворен. Доводы собственника о том, что он не является надлежащим ответчиком, суд отклонил, поскольку установил, что между УК и РСО договор заключен не был, РСО самостоятельно выставляла платежные документы жильцам дома, УК счета не выставляла. Такие же выводы сделаны в Постановлении АС ЦО от 22.05.2015 № Ф10-1160/2015 в ситуации, когда РСО в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора ресурсоснабжения.
Также арбитры АС СКО посчитали, что в отсутствие договора ресурсоснабжения между УК и РСО собственник нежилого помещения должен оплачивать РСО не только потребление ресурса в помещении (на основании заключенного между собственником помещения и РСО договора), но и стоимость ресурса, предоставленного на ОДН. Суд указал: при отсутствии договора между РСО и УК договорные отношения в силу закона возникают непосредственно между РСО и собственниками помещений в МКД (Постановление от 27.03.2015 № Ф08-1047/2015).
Неплатежи со стороны собственников
Может ли УК (ее должностное лицо) избежать административной ответственности за грубое нарушение лицензионного требования, связанное с наличием долга перед РСО, по причине неоплаты собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг?
Есть судебные решения, дающие положительный ответ на этот вопрос. Например, Постановление АС МО от 11.03.2020 № Ф05-803/2020 по делу № А41-44147/2019.
Судьи учли, что общество, зная о наличии спорной задолженности, хотя счета были арестованы, принимало меры по ее погашению, о чем свидетельствуют, в частности, представленные платежные поручения по оплате задолженности РСО. Также арбитры учли специфику сумм денежных средств, подлежащих уплате обществом, и возможность их уплаты обществом как управляющей организацией лишь после поступления денежных средств от конечных потребителей. Фактическая возможность погашения долга появлялась лишь при полной оплате полученного коммунального ресурса жителями МКД.
Тарифы коммунальных услуг для юридических лиц
Тарифные ставки за поставку и потребление коммуникационных услуг для юридических лиц представлены в таблице:
Предоставляемые услуги | Ставка по тарифу | Единица потребления |
Холодное водоснабжение | 33,81 | Кубометр |
Горячее водоснабжение | 172,5 | Кубометр |
Канализация и водоотвод | 23,48 | Кубометр |
Поставка тепловой энергии для отопительных приборов | 2101, 52 | Гикал |
В основном оплата производится по присланным юридическому лицу платежным квитанциям, в котором указан объем потребленных ресурсов, тариф за единицу исчисления, и итоговая сумма к оплате.
В ней прописаны банковские реквизиты, по которым можно проводить оплату – расчетный счет, наименование и счет зачисления по конкретному потребителю.
Поэтому оплата не вызывает затруднений – со счета компании бухгалтером проводятся расчеты по указанным реквизитам. Сделать это можно как в отделении банка, так и путем использования онлайн банкинга, причем квитанцию о проведенном платеже можно получить и там, и там.
Но сделать это нужно обязательно, поскольку могут возникнуть спорные ситуации, а квитанция с указанием номера транзакции будет служить подтверждением оплаты. Хранить платежные документы следует не менее трех лет с момента проведения оплаты.
Что такое Устав ТСЖ, узнайте в статье: Устав ТСЖ. Переизбрание председателя ТСЖ рассматривается тут.
Отличие ТСЖ от ТСН читайте по ссылке.
ПП РФ 1498: Правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений
Самую большую группу изменений внесло в .
Как поменялись правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений, расскажем сегодня. 9827Уточняется понятий «нежилое помещение».
Такое помещение должно соответствовать ряду характеристик:быть в проектной или технической документации на МКД или в электронном паспорте,не является жилым помещением,не включено в состав общего имущества в МКД.К нежилым помещениям приравниваются и части МКД, предназначенные для размещения автомобилей.Корректируются условия предоставления коммунальных услуг.
Так, коммунальные услуги предоставляются потребителям со следующего момента:со дня выдачи застройщику разрешения на ввод МКД в эксплуатацию – застройщику по отношениию помещений в МКД, которые он не передаёт по документу о передаче,со дня выдачи застройщику разрешения на ввод дома в эксплуатацию, но не ранее принятия помещения в этом доме по документу о передаче – лицу, принявшему это помещение по передаточному акту.
9900Коммунальные услуги:ХВС и ГВС,тепло,электричество,газ в нежилое помещение,отведение сточных водпредоставляются на основании договоров ресурсоснабжения.
Договоры заключаются в письменном виде с РСО.РСО выступает в роли поставщика коммунальных ресурсов. А УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК передаёт ей данные о собственниках нежилых помещений в МКД.
Что будет входить в компенсацию
Известно, что любая коммунальная услуга оплачивается по установленному тарифу. В тариф заложены все расходы по предоставлению коммунального ресурса. Например, если речь идет об электроэнергии, то это расходы на её выработку на электростанциях, на её передачу, преобразование в различные виды напряжения и т. д.
В расходы входят ремонты турбин, трансформаторов, линий, различных силовых выключателей и другого оборудования. Если электроэнергию будут оплачивать не по установленному тарифу, а по сниженному, то тогда у энергопредприятий не будет хватать средств на обслуживание всего этого оборудования.
Таким образом, компенсироваться ресурсоснабжающим организациям будут фактические расходы. Которые в обычных ситуациях покрываются тарифами, а при сниженной оплате — покрываются компенсациями от УК в виде недополученных средств от сниженной оплаты за коммунальный ресурс.
Житель МКД потребовал от РСО выставлять ему счета за коммунальные услуги без привлечения расчётного центра
В суд с иском к водоканалу обратился собственник помещения в одном из МКД Подмосковья. В доме действовали прямые договоры между РСО и жителями по холодному водоснабжению и водоотведению. Поставщик воды выставлял и направлял собственникам счета на оплату через расчётный центр.
Истец отметил, что письменно уведомил РСО о том, что отказывается оплачивать коммунальные услуги платёжному агенту и хочет платить напрямую водоканалу. Но организация никак не отреагировала на это требование. Собственник отказался платить по таким счетам и указал в иске, что из-за этого испытывает нравственные страдания.
Собственник потребовал, чтобы суд понудил РСО:
- предоставить ему платёжные документы без привлечения расчётного центра;
- оплатить неустойку в 3 тысячи рублей за каждый день с момента вступления решения суда в силу и до момента его исполнения;
- предоставить компенсацию морального вреда в размере 20 тысяч рублей.
За кем сохраняется статус исполнителя?
Один из самых спорных вопросов, возникающих при прямых договорах с РСО – кто будет выполнять тут функционал исполнителя коммунальной услуги, который прописан в законе.
До реализации механизма прямых договоров действовала следующая схема предоставления коммунальных услуг: потребитель (первое звено), затем исполнитель (срединное второе звено), затем РСО (третье звено – поставщик ресурса).
В законе роль исполнителя определена предельно четко: исполнитель – это «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги» (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
То есть, исполнитель это тот, кто предоставляет коммунальные услуги. В законе не сказано про то, что исполнителем может не быть РСО. И более того, формулировка ст. 157.2 ЖК РФ говорит о том, что предоставление коммунальных услуг осуществляется РСО и региональным оператором по обращению с ТКО. Поэтому именно эти организации являются исполнителем.
Почему возникают споры о том, кто исполнитель? Потому что за исполнителем числится большой объем обязанностей, установленных в Правилах № 354. В их числе, например:
— ввод прибора учета в эксплуатацию
— ведение коммерческого учета (сбор показаний)
— контроль несанкционированного вмешательства и подключения к приборам учета
— ограничение предоставления коммунальных услуг
— десятки иных обязанностей, установленных в п. 31 Правил № 354.
В ситуации перехода на прямые договора обязанности исполнителя переходят на РСО, которые крайне неохотно их исполняют. Многие РСО считают, что они не являются исполнителями коммунальной услуги соответствующего вида, а занимаются только сбором денег за поставленный ресурс. Это позиция является ошибочной и может быть обжалована в жилищной инспекции субъекта в порядке ст. 20 ЖК РФ.
Потребители смогут платить поставщикам коммунальных ресурсов напрямую
В декабре 2017 года был принят законопроект в России, согласно которому россияне могут платить за ЖКХ напрямую поставщику, а именно – ресурсоснабжающим компаниям. Особенности оплаты за коммунальные услуги и жилые помещения установлены в Жилищном кодексе страны.
Владельцы и арендаторы жилья с 2018 года смогут оплачивать коммунальные услуги, минуя главную управляющую организацию.
Власти решили принять этот законопроект для того, чтобы сократить задолженность россиян за ЖКХ, поскольку должников становится все больше и больше.
Годовая недоплата за воду, электроэнергию и другие услуги составляет минимум 15-20%. По статистическим данным, в этом году долги населения за ЖКХ превысили 1 триллион рублей.
Вступит в силу закон с 01.07.2018 года. С июля владельцы и арендаторы квартир смогут перейти на прямые расчеты, если они должны за коммунальные услуги больше 2 месяцев. На прямую оплату могут сразу же перейти собственники недвижимости. Всю нужную информации владельцы жилья смогут получить в ЖКХ Российской Федерации и Министерстве строительства.
Если у УК/ТСЖ нет договора с РСО, в таком случае исполнителем коммунальных услуг является РСО
Такой тезис раскрывается в первой части письма.
На основании пунктов 8, 9, 14, 15, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (Правила № 354), Минстрой РФ делает вывод что ресурсоснабжающие организации (РСО) являются исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между УК/ТСЖ/ЖСК и такими РСО по какой-то причине не заключены или расторгнуты.
При этом согласно пунктам 6 – 9 и 17 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией (товариществом, кооперативом) осуществляется РСО на основании договоров, заключенных с собственниками или пользователями жилых помещений в многоквартирном доме.
Такое договоры могут быть заключены, в том числе, и путем совершения потребителями конклюдентных действий.
В переводе с юридического на человеческий это означает, что если у УК/ТСЖ не заключены договоры с РСО, а вы как потребитель пользуетесь предоставляемыми РСО коммунальными ресурсами, то сам факт использования коммунальных ресурсов является конклюдентным действием. Таким образом, используя эти ресурсы (включая свет или открывая кран например), вы заключаете договор с РСО.
Распределение обязанностей между УК и РСО при переходе на прямой договор
РСО – узкоспециализированная компания, которая занимается поставкой ресурсов. УК должна содержать общедомовое имущество, поддерживать территорию вокруг дома в порядке. Она же является посредником между РСО и собственниками помещений МКД, до момента перехода на прямые договоренности.
После оформления перехода, требуется разграничение зон ответственности поставщика ресурсов и УК, чтобы исключить разногласия между сторонами. Управляющая компания ответственна за состояние внутридомовых систем, в том числе стояков отопительной системы и запорно-регулирующей арматуры на разводке внутри квартир. РСО – отвечает за теплосеть, доходящую до точек соединений с домовыми приборами учета.
Гражданину-потребителю на основании Закона «О защите прав потребителей» предоставлено право на компенсацию морального вреда со стороны предприятия, оказывающего услуги, выполняющего работы и т.д.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статья же 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, причинителем вреда при наличии его вины.
При этом согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Подводя итого всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что лица, являющиеся потребителями коммунальных услуг (то есть практически все граждане, являющиеся собственниками или нанимателями жилья), защищены как положениями Закона РФ «О защите прав потребителей», так и указанных нормативных актов. Остается надеяться на то, что правами, предоставленными законодательством, эти лица начнут пользоваться.
Исполнение обязательства исполнителя коммунальных услуг перед РСО
Абзац 3 п. 25 Правил заключения договоров ресурсоснабжения гласит, что если общее собрание собственников помещений (членов ТСЖ) приняло решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно РСО, то оплата коммунального ресурса осуществляется:
- путем внесения потребителями в адрес РСО в сроки и случаях, установленных ЖК РФ, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых (нежилых) помещениях в МКД, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды;
- путем внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес РСО платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в МКД.
Изменение порядка расчетов способом, рассматриваемым в статье, никак не влияет на налоговые обязательства РСО и исполнителя коммунальных услуг. Единственное, что следует учитывать, — это своевременность принятия для целей налогообложения сумм, поступивших РСО от потребителей. Так, для нее данные суммы фактически являются поступлениями от исполнителя. Если РСО применяет УСНО, они формируют налогооблагаемые доходы. Если же РСО находится на традиционной системе налогообложения и уплачивает НДС в общем порядке, получение от потребителей сумм в счет оплаты за последующие расчетные периоды следует расценивать как получение аванса от покупателя (исполнителя коммунальных услуг) со всеми вытекающими последствиями, в частности в виде выставления счета-фактуры и исчисления НДС.
Для коммерческой УК очень важно своевременно получать данные о поступлениях потребителей в адрес РСО. Ведь эти суммы одновременно являются поступлениями от продаж и оплатой коммунального ресурса за исполнителя. Соответственно, в ситуации, когда УК применяет УСНО, она в одной и той же сумме будет признавать для целей налогообложения доход и расход (последнее актуально для компаний, выбравших соответствующий объект налогообложения). Если УК является плательщиком НДС и потребители вносят плату авансом, у нее также возникает обязанность начислить НДС с аванса, полученного от потребителей.
Если домом управляет ТСЖ, которое расценивает предоставление коммунальных услуг как свою некоммерческую деятельность, а платежи потребителей — как целевые поступления, изменение порядка расчетов вообще никак не скажется на порядке налогообложения.
Арбитражная практика:Определение ВАС: Обязательства УК перед РСО не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений МКД.
Опубликовано 19 Авг 2014 — 16:21 пользователем Ольга
30 мая 2014 года Высшим Арбитражным судом вынесено Определение N ВАС-6046/14 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации». Определение касается дела по иску ресурсоснабжающей организации к управляющей организации о взыскании задолженности по договору ресурсоснабжения. Необходимо отметить, что данное определение может служить существенным доводом для судов при рассмотрении дел, связанных с различием методов определения объемов коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в отношениях «РСО – УО» и «УО – собственники/наниматели помещений».
Одним из существенных обстоятельств, установленных Определением ВАС от 30 мая 2014 года N ВАС-6046/14, является следующее: «Обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом)».
Приведу три случая, при судебных разбирательствах в которых, на мой взгляд, указанное Определение ВАС может быть существенным аргументом в пользу доводов УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК:
1. Договор теплоснабжения предусматривает предъявление управляющей организации к оплате объема потреблённой тепловой энергии, определённого по тепловым договорным нагрузкам (в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936). Управляющая организация предъявляет к оплате конечным потребителям объём теплоэнергии, определённый в соответствии с жилищным законодательством (ЖК РФ, ПП РФ от 23.05.2006 N 307, ПП РФ от 06.05.2011 N 354).
В результате возникает разница между суммой, предъявляемой к оплате управляющей организации в пользу теплоснабжающей организации, и суммой, предъявляемой к оплате потребителям коммунальной услуги в пользу управляющей организации.
Определением ВАС установлена недопустимость такой разницы, и, следовательно, неправомерность предъявления к оплате управляющей организации объема коммунальной услуги, превышающего объём коммунальной услуги, определённый в соответствии с действующим жилищным законодательством.
2. В МКД установлен общедомовой прибор учёта потребляемой теплоэнергии. Объём теплоэнергии на коммунальную услугу по отоплению определён теплоснабжающей организацией по общедомовому прибору учёта, к оплате управляющей организации предъявляется стоимость фактически потреблённого тепла (за предшествующий расчётному месяц). Такой порядок установлен ПП РФ от 06.05.2011 N354, ПП РФ от 14.02.2012 N124, п. 1,2 ст. 539 ГК РФ. При этом региональные власти в соответствии с ПП РФ от 27.08.2012 N857, ПП РФ от 06.05.2011 N354, ПП РФ от 06.04.2013 N307 приняли нормативный акт, обязывающий управляющие организации соответствующего субъекта РФ предъявлять потребителям к оплате стоимость услуги по отоплению ежемесячно равными частями (1/12 от годового норматива потребления) независимо от показаний общедомового прибора учета, и один раз в год предъявлять к оплате разницу между нормативным и фактическим потреблением теплоэнергии на отопление (корректировка платы за отопление).
Поскольку отопительный период, в течение которого фактически оказывается услуга по отоплению, меньше календарного года, возникает разница между суммами, ежемесячно предъявляемыми к оплате управляющей организации в пользу теплоснабжающей, и суммами, ежемесячно предъявляемыми к оплате потребителям коммунальной услуги в пользу управляющей организации. Суммы, предъявляемые к оплате потребителям и предъявляемые к оплате УК, сойдутся после проведения корректировки платы за отопление, но до этого момента весьма вероятно возникновение задолженности УК перед РСО. В соответствии со ст.395 ГК РФ на образованную задолженность возможно начисление процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определение ВАС может являться одним из аргументов, подтверждающим неправомерность взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами с разницы между финансовыми обязательствами УО перед РСО и обязательствами потребителей перед УО.
3. В МКД установлены общедомовые приборы учёта ГВС и ХВС, но не установлен общедомовой прибор учёта сточных вод. РСО предъявляет к оплате управляющей организации объем водоотведения, рассчитанный как сумму показаний общедомовых приборов ГВС и ХВС (руководствуясь Федеральным законом). Сумма общедомовых объемов потребления ГВС и ХВС превышает сумму «индивидуальных» объемов ГВС и ХВС, а, следовательно, и индивидуальных «водоотведений». Таким образом, РСО по факту предъявляет к оплате управляющей организации стоимость индивидуального потребления услуги по водоотведению и «водоотведения на общедомовые нужды».
При этом известно, что норматив «водоотведения на ОДН» отменён (т.е. равен нулю), следовательно, при отсутствии специализированного общедомового прибора учёта отводимых сточных вод предъявление к оплате некого объёма «водоотведения на ОДН» неправомерно.
Определение ВАС является одним из аргументов, подтверждающих эту позицию.
Примечание: вопросы «водоотведения на ОДН» ранее затрагивались в статье «Расчёт стоимости водоотведения на ОДН» и в Ответе на критическое письмо, полученное после публикации указанной статьи.
Приведённый перечень возможных случаев не является исчерпывающим, и возможны иные ситуации, в которых наблюдается несовпадение стоимости коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, предъявляемых к оплате исполнителям (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК) и потребителям коммунальных услуг.