Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решение суда о приостановлении исполнительного производства № 02-7284/2016». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.
С чего начинается исполнительное производство?
В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.
Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.
Приостановка производства по решению пристава
Еще больше полномочий по приостановке производства есть у пристава. Он непосредственно ведет дело и может оперативно реагировать на поступающие сведения о должнике, взыскателе, различных обстоятельствах. Сотрудник ФССП обязан сам приостановить дело по следующим основаниям:
- если должник скончался, признан умершим или безвестно отсутствующим, но есть возможность правопреемства по его обязательствам;
- если по решению суда должника признали недееспособным;
- если неплательщик участвует в боевых действиях в составе воинских формирований России или выполняет другие аналогичные задания;
- если должником является банк, и у него отозвана лицензия;
- если производстве ведется в отношении страховой компании, которую лишили лицензии;
- если в отношении должника возбуждено судебное или внесудебное банкротство;
- если в суде рассматривается заявление по рассрочке или отсрочке уплаты исполнительского сбора, о снижении его сумму, освобождения от платежа;
- в некоторых других случаях, указанных в ст. 40 Закона № 229-ФЗ.
Порядок подачи заявления и сроки рассмотрения
Документ оформляется заявителем в двух экземплярах, на одном из которых получатель должен поставить соответствующую отметку о его принятии с указанием входящего номера и даты события.
С момента подачи заявления, оно должно быть рассмотрено на протяжении 10 рабочих дней, после истечения, которых суд должен вынести определение, а пристав — постановление.
Заявление подаётся в судебную организацию, выдавшую исполнительный лист, или в аналогичное заведение по месту расположения судебного пристава.
Принять документ на рассмотрение с целью вынесения определённого решения обязан судебный пристав – исполнитель, который занимается урегулированием проблемы, связанной с решением конфликта между сторонами,
Приостановка и возобновление производства
Длительность приостановки исполнительной процедуры зависит от обстоятельств, инициирующих мероприятий, срок которого зависит от времени, необходимого для их устранения.
Возобновление действия судебного постановления возможно только при условиях:
- устранения причин, инициирующих проведение процедуры;
- оформление заявления заинтересованным лицом;
- подача документа в организацию, которая приостановила деятельность приставов.
Когда субъектом приостановления выступает судебный пристав, выделяют две группы оснований. Обязательное (облигаторное) приостановление будет выполнено в следующих ситуациях:
- у должника утрачена дееспособность;
- когда должник погиб, пропал без вести;
- если должником выступает кредитная организация, потерявшая лицензию на банковские операции;
- должник проводит процедуру банкротства;
- должник принимает участие в боевых действиях в составе законного военного формирования;
- когда в органы ФНС было направлено уведомление об аресте имущества должника;
- должник направил в суд иск для изменения условий взыскания исполнительного сбора.
Существует ещё добровольное приостановление, которое также называют факультативным. К причинам, которые его провоцируют, относятся:
- когда должники проходят лечение в стационаре;
- если имущество или сам должник разыскиваются;
- когда должники договариваются с приставом из-за службы в армии и т.п.
Приостановить процедуру могут:
- главный судебный пристав РФ;
- главный судебный пристав субъекта РФ;
- их заместители.
Причиной таких действий становится жалоба на их подчинённых.
Как составить заявление о приостановке исполнительного производства
Когда наступает ситуация, требующая приостановления исполнительного производства, нужно правильно составить заявление. Данный документ пишется по определённому алгоритму:
- Верхний правый угол. Адресат (судебный орган, куда направляется заявление), Ф.И.О. должника и взыскателя, а также место их проживания. Информация о судебных приставах (наименование службы приставов, к которым специалист относится, Ф.И.О., адрес).
- Название документа. Пишется с заглавной буквы в центре бланка.
- Описать, на основании какого судебного постановления (желательно указать его номер) началось ИП. Также указать информацию об исполнительном листе, на основании которого было начато производство, и внести информацию о судебном разбирательстве.
- Перечислить обстоятельства, ставшие основанием для заполнения документа. В рассматриваемом пункте важно сослаться на закон №229-ФЗ. Чтобы подтвердить сложившуюся ситуацию, нужно приложить документы, доказывающие рассматриваемые обстоятельства. Далее прилагаются документы, служащие доказательством сложившейся ситуации и оснований, что считаются причиной для притормаживания процедуры.
- Указать сроки, на которые процедуру нужно приостановить. Можно не указывать конкретные периоды, можно обойтись приблизительным периодом.
- Перечислить бумаги, которые будут приложены к заявлению. Прикрепить отдельные копии от каждого участника дела.
- Дата и подпись.
Когда производство возобновляется
Если исполнительное производство было приостановлено на неопределенный срок по решению суда или пристава, его возобновление происходит после устранения всех обстоятельств, благодаря которым процедура была отложена. Для возобновления ИП потребуется соответствующее ходатайство от взыскателя или пристава наряду с устранением причин приостановки.
Судебные органы возобновляют ранее приостановленное решение в случаях:
- вынесен отказ по освобождению арестованного имущества;
- завершение процедуры оспаривания судебного иска;
- урегулирован конфликт по результатам оценки арестованного имущества;
- возвращение ответчика из длительной командировки.
Как правило, решение о возобновлении исполнительного производства принимает арбитражный суд, ранее приостановивший ИП. При наличии ряда обстоятельств срок приостановления ИП может быть сокращен.
Правом на возобновление исполнительного производства обладают также судебные приставы. Для этого необходимо соответствующее заявление взыскателя и доказательства устранения причин, повлиявших на приостановку. К основаниям для возобновления ИП приставами относят:
- выписка ответчика из медицинских учреждений;
- ранее разыскиваемый должник найден;
- восстановление платежеспособности должника;
- выход ответчика из процедуры банкротства;
- завершение должником прохождения службы в рядах Вооруженных Сил РФ;
- завершение сроков по отсрочке, установленной по решению суда.
Приостановление исполнительного производства не окончательно. Вынесенное решение допускается к обжалованию. ИП вновь вступает в законную силу после положительных результатов оспаривания или устранения причин.
Закон 2007 года предусматривает новый порядок, в соответствии с которым выполняется прекращение и приостановление исполнительного производства. В этом его главное отличие от прежнего нормативного акта. Так, в соответствии с предыдущим законом допускалось приостановление исполнительного производства судом и только им. С 1 февраля 2007 года эти полномочия возлагаются и на определенную категорию должностных лиц. В частности, сейчас разрешено приостановление исполнительного производства приставом. В соответствии с этим изложены новые редакции статей 439, 437 и 436 ГПК. По ст. 436 суд обязан, а по ст. 437 – вправе частично либо полностью приостановить производство в определенных случаях. Они перечислены в положениях Закона. Кроме этого, нормативный акт включает в себя основания приостановления исполнительного производства. Это говорит о том, что была проведена качественная переработка предписаний. Тем не менее, есть в Законе и проблемные моменты.
Приостановление исполнительного производства следует отличать от переноса действий. В частности, следует отметить такие особенности:
- Срок. Приостановление производства выполняется на неопределенный период. При переносе действий должностное лицо всегда обязано точно установить новое время для их совершения.
- Обстоятельства. При приостановлении производства имеют место факторы, которые не зависят от воли участников процесса. Перенос же, как правило, обусловлен субъективными обстоятельствами.
- Возобновление действий. При переносе достаточно назначить новое время для реализации постановления. В случае с обстоятельствами, неопределенной продолжительности, необходимо повторное возбуждение исполнительного производства.
Куда подаётся заявление о приостановлении исполнительного производства по алиментам?
Подать заявление о приостановлении исполнительного производства могут все стороны производства исполнительного листа – получатель алиментов, плательщик и судебный пристав. В первых трёх случаях из выше перечисленных заявление в суд подаёт судебный пристав. Хотя в случае невнесения денег плательщиком пристав может вначале сам принять решение о приостановлении производства до выяснения причин, а далее, если не удаётся возобновить поступление денег, обращается с заявлением в судебные органы.
Получатель, который хочет изменить условия уплаты алиментов или их сумму, может обратиться с заявлением о приостановлении исполнительного производства в суд с дальнейшим рассмотрением его иска.
В случае длительной командировки, военной службы или потери трудоспособности ответчиком он может обратиться к судебному приставу с заявлением о приостановлении исполнительного производства на определённый период. Судебный пристав принимает решение, о чём извещает получателя.
Заявление о приостановлении исполнительного производства в связи с кончиной получателя или плательщика может рассмотреть как судебный исполнитель, так и судебный орган.
Как составить заявление о приостановке исполнительного производства
Когда наступает ситуация, требующая приостановления исполнительного производства, нужно правильно составить заявление. Данный документ пишется по определённому алгоритму:
- Верхний правый угол. Адресат (судебный орган, куда направляется заявление), Ф.И.О. должника и взыскателя, а также место их проживания. Информация о судебных приставах (наименование службы приставов, к которым специалист относится, Ф.И.О., адрес).
- Название документа. Пишется с заглавной буквы в центре бланка.
- Описать, на основании какого судебного постановления (желательно указать его номер) началось ИП. Также указать информацию об исполнительном листе, на основании которого было начато производство, и внести информацию о судебном разбирательстве.
- Перечислить обстоятельства, ставшие основанием для заполнения документа. В рассматриваемом пункте важно сослаться на закон №229-ФЗ. Чтобы подтвердить сложившуюся ситуацию, нужно приложить документы, доказывающие рассматриваемые обстоятельства. Далее прилагаются документы, служащие доказательством сложившейся ситуации и оснований, что считаются причиной для притормаживания процедуры.
- Указать сроки, на которые процедуру нужно приостановить. Можно не указывать конкретные периоды, можно обойтись приблизительным периодом.
- Перечислить бумаги, которые будут приложены к заявлению. Прикрепить отдельные копии от каждого участника дела.
- Дата и подпись.
Все документы, которые подаются вместе с заявлением, должны быть в виде копий. Прилагаются следующие бумаги:
- постановление о начале исполнительного производства;
- копии паспорта;
- если вместо заявителя работает доверенное лицо – доверенность;
- документы, доказывающие наличие причин.
Подавать оригиналы можно, только если этого потребует сотрудник СППР. Подаётся заявление в суд, который будет его рассматривать, чтобы выяснить, есть ли серьёзные основания для удовлетворения прошения.
Порядок совершения процедуры
Приостановка исполнительного производства формально может произойти на любой его стадии в случае существования законных оснований. Лицу, которое заинтересовано в приостановлении, нужно ознакомиться с действующими нормативно-правовыми актами об исполнительном производстве.
Только после этого можно инициировать процедуру, которая будет осуществляться в два этапа:
- составление заявления для приставов или ходатайства в судебную инстанцию. В заявлении следует указать информацию о постановлении судебного пристава, о судебном решении или ином документе, на основании которого было возбуждено исполнительное производство. Заявитель также должен указать причину, из-за которой будет приостановлено производство, с точной формулировкой, содержащейся в статье 39 Федерального закона N 229-ФЗ, которая содержит исчерпывающий список возможных оснований для вынесения такого рода постановлений,
- рассмотрение документа. Решение о приостановлении производства.
Стадия приостановления исполнительного производства стартует после появления судебного акта или постановления пристава. Это не значит, что должник может рассчитывать на то, что он увильнет от обязанностей по выплатам по исполнительному листу, ведь пристав должен возобновить производство после того, как будут устранены вынужденные препятствия.
Последствиями приостановления могут быть следующие действия:
- арест имущественных активов и счетов в банке, наложенный приставом, не подлежит аннулированию, то есть должник не вправе их скрывать, продавать или передавать другим гражданам,
- приостановление может быть обжаловано взыскателем или другим уполномоченным лицом, а при положительном результате его оспаривания пристав возобновит свою деятельность,
- если приостановление было наложено лишь в части, пристав должен продолжать исполнение решения суда по оставшейся части дела,
- даже при приостановке производства приставы вправе устанавливать местонахождение должника, его место трудовой деятельности, список имущественных активов и счетов в кредитных учреждениях.
Важно! Так как приостановление ограничивает законные права и интересы взыскателя, пристав или судебный орган обязаны направить изданный акт о приостановлении почтовым отправлением либо вручить другим способом, тем самым уведомив его.
Определение судебной инстанции или постановление пристава можно обжаловать, указав на неправомерность приостановления либо на отсутствие уважительной причины для такого решения.
Полномочия судебных приставов
Можно выделить действия со стороны судебных приставов, которые он имеет право совершать во время приостановления производства и которые, напротив, являются незаконными. Так, запрещается проводить следующие манипуляции:
- проводить взыскание имущества должника (в том числе его денежных средств, ценных бумаг, недвижимости и т. п.);
- обращаться в органы, проводящие регистрацию прав на имущество, с требованиями провести переход этих прав с должника на взыскателя;
- изымать у должника его имущество и т. д.
Вместе с этим некоторые действия являются вполне допустимыми, и их приостановка была бы нецелесообразной. Например, сюда относится:
- проведение процедуры оценки имущества;
- направление запросов и получение необходимой информации со стороны различных контролирующих органов;
- вызов и проведение опроса всех сторон исполнительного производства;
- прием и рассмотрение входящей документации (ходатайств, заявлений) от всех лиц, которые принимают участие в процессе исполнительного производства;
- проверка документации организации или ИП (например, в вопросах правильности начисления заработной платы сотрудникам).
То есть допустимыми являются все действия, не связанные с имущественной стороной вопроса. Однако некоторые ситуации являются спорными, ведь для совершения законодательно допустимых действий пристав может взаимодействовать с имуществом должника (например, проникать на территорию его жилья, принадлежащих ему нежилых и производственных помещений и т. п.). Такие действия не во всех случаях будут являться правомерными.
Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
Исполнительные действия должны совершаться, а меры принудительного исполнения применяться своевременно. В то же время в ходе исполнительного производства возможно возникновение обстоятельств, временно препятствующих принудительному исполнению. В таких случаях совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения может быть отложено.
Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения — это перенос времени совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения на более позднее.
Отличие отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения от отсрочки исполнения заключается в том, что во втором случае изменяется установленный в законе или в самом исполнительном документе срок исполнения требований исполнительного документа, в то время как в первом случае срок исполнения требований исполнительного документа не изменяется, но изменяется время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Различие заключается и в круге субъектов, управомоченных решать соответствующие процессуальные вопросы. В отличие от вопроса отсрочки исполнения, разрешаемого правоприменительным органом, выдавшим исполнительный документ, вопрос об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения может быть разрешен самостоятельно судебным приставом-исполнителем. Поскольку именно судебный пристав-исполнитель непосредственно осуществляет функции по принудительному исполнению, постольку данное полномочие обеспечивает возможность оперативного реагирования на изменяющиеся фактические обстоятельства в ходе процедуры принудительного исполнения.
ФЗИП не содержит общих формулировок оснований для отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения, однако это не означает, что усмотрение судебного пристава-исполнителя при решении данного вопроса ничем не ограничено. Во-первых, законодательство об исполнительном производстве предусматривает не только факультативное, но и обязательное отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения, а ст. 328 АПК прямо указывает на то, что основанием для отложения исполнительных действий являются обстоятельства, препятствующие их совершению. Во-вторых, такой вывод был бы неверным не только в контексте действующего правового регулирования, но и в свете правоприменительной практики. В частности, Конституционным Судом РФ неоднократно отмечалось, что ч. 1 ст. 38 ФЗИП, предоставляющая судебному приставу-исполнителю право отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения, направлена на правильное исполнение вступившего в законную силу судебного постановления и что произвольное использование судебным приставом-исполнителем данного полномочия недопустимо. На то, что основанием для отложения являются обстоятельства, временно препятствующие принудительному исполнению, косвенно указывают и отдельные разъяснения ФССП.
Таким образом, основанием для отложения исполнительных действий или мер принудительного исполнения являются обстоятельства, временно препятствующие совершению отдельных исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения.
Данная категория является оценочной, поэтому вопрос об отложении должен разрешаться индивидуально в каждом конкретном случае с учетом всей полноты имеющих значение для данного действия фактических обстоятельств. Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения не должно приводить к нарушению принципа своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения и не должно влечь за собой невозможности исполнения правоприменительных актов органов гражданской юрисдикции. Обстоятельства, оцениваемые в качестве основания для отложения, должны носить устранимый характер, поскольку иное свидетельствовало бы о невозможности исполнения, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 1 ст. 47, ч. 2 ст. 43 ФЗИП является основанием для совершения иных процессуальных действий — окончания или прекращения исполнительного производства (в зависимости от утраты возможности исполнения). В литературе небезосновательно отмечается, что обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 40 ФЗИП в качестве оснований для приостановления исполнительного производства, могут быть взяты за основу и при оценке наличия оснований для отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения с привязкой к длительности существования таких обстоятельств и возможности более-менее точного определения срока их существования: если время устранения обстоятельств относительно непродолжительное и оно может быть с достоверностью определено, то может быть использован институт отложения, если же время устранения обстоятельств, препятствующих принудительному исполнению, невозможно определить указанием на период времени или календарную дату, а сами обстоятельства подпадают под перечень ст. ст. 46 и 47 ФЗИП, то следует использовать институт приостановления исполнительного производства.
Законодательство об исполнительном производстве позволяет выделить обязательное и факультативное отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения. В первом случае отложение прямо предписано законом и не зависит от усмотрения судебного пристава-исполнителя. На сегодняшний день законодательство об исполнительном производстве предусматривает два случая обязательного отложения:
1) отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения на основании судебного акта (ч. 2 ст. 38 ФЗИП);
2) отложение применения мер принудительного исполнения в случае поступления от должника ходатайства о самостоятельной реализации имущества, стоимость которого не превышает 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 87.1 ФЗИП).
Данный перечень может быть расширен федеральным законом.
В остальных случаях вопрос об отложении решается по усмотрению правоприменителя, т.е. данное полномочие является дискреционным, а отложение — факультативным.
Субъектами, уполномоченными решать вопрос об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения, являются судебный пристав-исполнитель и суд.
В соответствии со ст. 328 АПК исполнительные действия и меры принудительного исполненияпо исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, могут быть отложены арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Ни ГПК, ни КАС не содержат аналогичной нормы, однако, исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, полагаем, что применительно к гражданскому и административному судопроизводству в судах общей юрисдикции ст. 328 АПК может быть применена по аналогии процессуального закона (ч. 4 ст. 2 КАС, ч. 4 ст. 1 ГПК).
В отличие от отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем отложение по определению суда всегда факультативное, процессуальное законодательство не предусматривает случаев обязательного отложения исполнительных действий или мер принудительного исполнения судом.
Правом обращения в суд с заявлением об отложении обладают должник, взыскатель и судебный пристав-исполнитель (ч. 1 ст. 328 АПК).
Прекращение исполпроизводства судом и приставами
Согласно Гражданско-правовому кодексу Российской Федерации, все вопросы о прекращении исполнительного производства решаются через суд общей юрисдикции. Обращаться нужно в отделение, которое находится по месту регистрации отделения Федеральной службы судебных приставов.
Одна из сторон должна подать заявление о прекращении исполнительного производства, оно рассматривается в течение десяти дней. Суд сообщает участникам дела, когда будет назначено рассмотрение их вопроса. Кроме того, на заседание в обязательном порядке приглашается судебный пристав, играющий роль исполнителя в каждом конкретном случае. Когда решение будет принято, его также получают все три стороны.
Кроме того, взыскатель, должник или пристав могут подать жалобу на вынесенное решение.
В некоторых случаях, исполнительное производство возбуждается арбитражным судом, например, если в качестве должника выступает индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Тогда и решение о прекращении документа выносится арбитражным судом – или тем же отделением, где велось дело, ли органом, который территориально находится там же, где и служба приставов.
Тем не менее не только суд решает дальнейшую судьбу как самого должника, так и его долгов – многое зависит от судебных приставов. Приставы имеют право:
- Отменить исполнительный лист, если истек срок давности с момента вынесения решения судом.
- Прекратить или приостановить взыскания и другие санкции, если у ответчика нет ни денег, ни имущества, которые могли быть арестованы для погашения долгов.
- Прекратить исполпроизводсво если все требования взыскателя выполнены.
- Отменить действие исполнительного листа, если в нем были обнаружены ошибки или в случае, когда этого потребовал взыскатель.