Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оспаривание решения налоговой: как признать его недействительным». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Досудебные разбирательства по НК РФ являются обязательными. Лицу, которое хочет провести обжалование действий налогового органа в отношении себя, необходимо сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Досудебное разбирательство
В аб. 1 стат. 137 НК РФ сказано, что любое лицо может пожаловаться, преследуя задачу восстановления своих несоблюденных прав:
- на действия (или на допущение бездействия) должностных работников территориальных или федерального налогового органа;
- на акты ФНС, изданные в отношении конкретного налогоплательщика, содержащие какое-либо незаконное требование в отношении него (ненормативные акты).
При этом обжалование осуществляется:
- сначала – в стоящий выше налоговый орган;
- и только после этого – в суд (ч. 2 стат. 138 НК России).
Срок подачи жалобы на решение налогового органа
Срок подачи жалобы составляет — не позднее одного года для оспаривания в вышестоящий орган и три месяца в суд. При этом, важно помнить, что данный процессуальный срок носит пресекательный характер, то есть пропуск такового незамедлительно влечет отказ в принятии жалобы к рассмотрению.
Так же следует знать, что рассмотрение жалобы налоговым органом не лишает права подать жалобу в суд. Однако, такое правило работает лишь в одну сторону – если спор был разрешен судом, налоговый орган не вправе его рассматривать. Между тем, если поданная жалоба не была по каким – либо причинам рассмотрена и возвращена заявителю, последний не утрачивает возможности оспорить результат налоговой проверки в системе налоговых инспекций либо повторно в суде.
Порядок рассмотрения жалоб, поданных в суд
При принятии к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов судам необходимо исходить из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.
В данном случае следует учитывать, что истец не всегда имеет возможность предъявить иск к конкретному должностному лицу (в частности, если к моменту предъявления иска соответствующее лицо уволилось из налогового органа либо истцу не известно, какое должностное лицо обязано совершить истребуемое действие).
В ходе рассмотрения названного выше искового требования, предъявленного к налоговому органу, суд вправе при наличии к тому оснований, руководствуясь ст. 36 АПК РФ, привлечь конкретное должностное лицо в качестве второго ответчика.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу п. 1 ст. 105 НК РФ дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Учитывая изложенное, налоговые споры между налоговыми органами и частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Правовая регламентация порядка рассмотрения указанной категории дел арбитражными судами осуществляется гл. 24 АПК РФ.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с соответствующим требованием в арбитражный суд.
Фактическим основанием обращения налогоплательщика в суд за защитой своих прав и законных интересов являются следующие факты:
1) принятие налоговым органом решения и (или) совершение действия (бездействие), не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) незаконное возложение на его ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным п. 1, 2 и 10 ч. 1; ч. 2, 3 ст. 125 АПК РФ.
СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Апелляционная жалоба в отношении невступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся до момента вступления в силу обжалуемого решения.
Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.
ВНИМАНИЕ
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
5.1. Обжалование решений, принятых по вопросу о возмещении НДС.
Как отмечено в п. 47 Постановления N 57, решение, принятое по вопросу о возмещении НДС, неразрывно связано с решением о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Следовательно, они вступают в силу одновременно, обжалуются совместно и оплачиваются государственной пошлиной как единое требование.
5.2. Апелляционная жалоба налогоплательщика не рассмотрена вышестоящим налоговым органом в установленный срок.
В п. 71 Постановления N 57 разъяснено, что в случае, если вышестоящим налоговым органом в упомянутый срок решение по апелляционной жалобе не принято, лицо, подавшее такую жалобу, вправе оспорить в суде не только соответствующее бездействие данного органа, но и в целях защиты своего права на определенность в вопросе об объеме налоговых обязанностей и (или) ответственности также и не вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа.
В последнем случае при удовлетворении требования применительно к ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части судебного акта указывается на несоответствие оспоренного решения налогового органа закону или иному нормативному правовому акту.
Статья 139.3. Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения
1. Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
1) жалоба подана с нарушением порядка, установленного пунктом 1 статьи 139.2 настоящего Кодекса, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;
2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
4) ранее подана жалоба по тем же основаниям;
5) до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 настоящего Кодекса.
2. Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи.
В случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.
Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.
3. Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные настоящим Кодексом для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
4. Положения настоящей статьи, за исключением положений подпунктов 2 и 5 пункта 1, применяются также к апелляционной жалобе.
Порядок обжалования решений и действий налоговых органов
В соответствии со ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
При этом в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. Таким образом, административный (досудебный) порядок обжалования является обязательным.
Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
Важно! Если сотрудники ФНС допустили те или иные виды нарушений, то в первую очередь обратиться нужно будет в вышестоящий орган (138 НК РФ). В налоговом органе в качестве вышестоящего органа рассматривается региональное управление. Если лицо проживает в области, то с жалобой нужно будет обратиться в региональный центр области.
Составляется жалоба в письменном виде. При этом направить жалобу можно по почте, либо иной курьерской службой, указав адрес и индекс управления. Лучше будет, если письмо будет отправлено как ценное. Подавать жалобу лицу следует именно в том районе, в котором он проживает. В иные управления ФНС других регионов обращаться с жалобой не следует, так как это потребует дополнительные затраты времени и труда, что приведет к неэффективности.
Если обращение в вышестоящий орган не привело к тому результату, который ожидал заявитель, он вправе обратиться с жалобой уже в прокуратуру. Прокуратура рассматривается жалобу в течение 30 дней, после чего будет предоставлено решение с обоснованием и соответствующими комментариями. Если для решения вопроса заявитель хочет подать жалобу в суд, то возможно это только после того, как будет подана жалоба в налоговое управление.
В данном случае жалоба будет рассматриваться в течение 45 дней. Даже если суд вынесет положительное решение, это не будет означать, что оно будет немедленно исполнено. Судебное решение также может быть обжаловано, а исполнение его приостановлено.
Одной из особенностей обращения в суд является то, что повторное право подачи жалобы в случае отозванного обращения, отсутствует. Если обратиться к статистике судебных решений по данному вопросу, то можно сделать вывод, что в большинстве случаев решение выносится в пользу пострадавшей стороны. Также следует отметить, что большая часть претензий решается еще на первых стадиях, в досудебном порядке.
Правомерно ли обжалование решения налоговой?
Первый вопрос, который волнует бизнесмена в такой ситуации: можно ли отменить решение налоговой законным путем? В ответ эксперты ссылаются на статью 137 Налогового кодекса РФ. В ней прямо говорится, что каждый налогоплательщик может оспорить акты ФНС ненормативного характера, если они, по мнению предпринимателя, нарушают его права[1].
Здесь необходимо пояснение. Ненормативными называют документы, адресованные отдельно взятому налогоплательщику. Например, это может быть требование об уплате налога, постановление о его принудительном взыскании или всякое решение налогового органа, принятое по результатам проверки. Так что обжалование вполне правомерно.
Второй момент касается нарушенных прав налогоплательщика. Как определить, что решение налоговой инспекции действительно незаконно? И вообще, по какому поводу можно подать жалобу?
Чаще всего налогоплательщики не соглашаются с решением налоговой, когда оно подразумевает применение следующих мер:
Доначисления. Если в ходе проверки обнаруживается, что предприниматель не уплатил налог в полном объеме, инспекция требует возврата недостающей суммы. Но иногда бывает так, что недоимку пытаются взыскать в большем размере, чем это соответствует действительности. Такое решение можно и нужно обжаловать.
Штрафы. Их начисляют, например, за просрочку уплаты налогов. Но, если веских оснований для штрафов нет, предприниматель имеет полное право оспорить решение налоговой.
Блокировка счета. Если налогоплательщик не подал в срок декларацию, не уплатил вовремя налоги, а также в некоторых других случаях ФНС может приостановить банковские операции юрлица. «Заморозка» расчетного счета фактически парализует всю работу компании, и бизнесмен теряет доход. При этом такое решение налоговой службы нередко бывает необоснованным или же сама процедура блокировки проводится с нарушением положений НК РФ. В подобной ситуации предприниматель вправе подать жалобу.
Отказ ФНС возвратить излишне уплаченную сумму налога. Нормы налогового законодательства непрерывно претерпевают изменения, и из-за этого порой оказывается, что в предыдущем периоде организация внесла в бюджет больше денег, чем требовалось. В таких случаях ФНС обязана зачислить на расчетный счет предприятия переплаченную сумму. Но в реальности так происходит далеко не всегда. Налоговики отнюдь не торопятся возвращать переплату, а иногда отвечают на требование прямым отказом. Если для такого решения нет уважительной причины или же сотрудники ФНС допустили ошибку (например, потеряли заявление), это убедительные поводы для обжалования.
Отказ в возмещении НДС. Когда дело касается компенсации части налога на добавленную стоимость, инспекция чаще всего действует неохотно. Есть веские причины для отказа в возврате НДС — это обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что организация пыталась извлечь налоговую выгоду незаконно (совершила фиктивную сделку). Но здесь-то и кроется главная проблема: четкий перечень таких обстоятельств законом не определен[2]. Так что теоретически налоговики могут придраться к чему угодно — например, к небольшим ошибкам в документах. Если предприниматель считает, что имеет право на возврат НДС и отказ незаконен, он вправе обжаловать такое решение.
Что написать в жалобе
Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем (доверенность при этом обязательна).
Подать жалобу можно:
-
лично при посещении налогового органа;
-
через доверенное лицо;
-
в электронной форме по ТКС;
-
через личный кабинет налогоплательщика.
К жалобе вы можете приложить документы, которые подтверждают ваши доводы.
В жалобе нужно указать:
-
Ф.И.О. и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
-
обжалуемые акт налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц;
-
наименование налогового органа, чьи акт, действия или бездействие должностных лиц обжалуются;
-
основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
-
требования лица, подающего жалобу;
-
способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Досудебный порядок обжалование штрафа ИФНС
Налоговая привлекает за налоговые нарушения к ответственности лиц, вынося соответствующие решения и назначая штрафы. Решение налоговой может быть оспорено лицом в вышестоящий орган и/или в суд. Каков порядок оспаривания штрафа?
Оспаривание в вышестоящий орган: необходимо подготовить апелляционную жалобу или просто жалобу (далее по тексту – жалоба) в налоговую, при этом в орган вышестоящий. Апелляционная жалоба касается обжалования решения налоговой, которое не вступило в силу (срок вступления 1 месяц, когда решение было вручено лицу).
- жалоба составляется на решение налоговой, которое вступило в силу. Жалоба должна быть подана в течение 1 года.
- после подготовки жалобы она должна быть направлена или подана через орган, где зарегистрирован налогоплательщик, т.е. не надо направлять сразу жалобу в вышестоящий орган.
- вышестоящий орган, рассмотрев жалобу, принимает по ней решение в пользу лица или отказывает в удовлетворении жалобы. Принятое налоговой решение направляется или вручается лицу в течение 3-х рабочих дней.
Решения налогового органа, рассматривающего жалобу
Решение по итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа привлечь налогоплательщика к ответственности, которое принималось в порядке ст. 101 НК РФ, вышестоящий орган принимает на протяжении одного месяца с момента, когда получена жалоба (апелляционная жалоба).
Порядок обжалования действий и актов налоговых органов, установленный действующим законодательством, предусматривает возможность продлить данный срок до того момента, пока от нижестоящего органа не будут получены все необходимые для ее рассмотрения документы или пока лицо, которым подана жалоба (апелляционная жалоба) не предоставит дополнительные документы. Однако продление срока не может превышать 1 месяц.
Порядок и сроки подачи жалобы
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Правонарушения » Порядок и сроки подачи жалобы
Обжаловать ненормативный акт или действия (бездействия) должностных лиц налогового органа можно в порядке, который предусматривает НК РФ.
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. Подать ее необходимо через налоговую, которая вынесла обжалуемый ненормативный акт или совершила действия, ставшие предметом обжалования.
- Приняв жалобу, налоговый орган должен на протяжении 3 дней с момента ее поступления перенаправить ее, а также все материалы, которые касаются жалобы, в вышестоящий налоговый орган.
- Закон не оговаривает последствий ситуации, при которой жалоба направляется непосредственно в вышестоящий налоговый орган, однако, исходя из практики, такие жалобы зачастую возвращаются лицу, которое их подало, что ведет к пропуску сроков их подачи.
- Определением возможности рассмотрения жалобы занимается подразделение досудебного урегулирования налоговых споров, которому передается жалоба в течение следующего дня после ее поступления в налоговый орган.
На определение возможности рассмотрения жалобы отводится 3 рабочих дня. В течение этого времени налоговый орган выясняет есть ли основания для того чтобы оставить ее без рассмотрения. Перечень таких оснований устанавливает статья 139. 3 НК РФ.
Если такие обстоятельства будут установлены, информация об их наличии передается в вышестоящий налоговый орган сопроводительным письмом.
Если жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, госпошлина не уплачивается.