- Наследование

Почему не нужно бояться подачи жалобы в ФАС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему не нужно бояться подачи жалобы в ФАС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Торги по банкротству – реализация изъятой и описанной у компании собственности, активов, входящих в конкурсную массу. Это главный этап, по окончанию которого за счет полученных от продажи имущества денег, будут погашены требования, выставленные кредиторами. Экспертизой и реализацией активов предприятия занимается арбитражный управляющий, назначенный судом из состава, предложенного инициатором процедуры СРО.

Как толкуются противоречия в правовых актах разной юридической силы

Второй довод жалобы касался нарушений сроков публикации сведений об аукционе.

Основные условия и порядок организации торгов прописаны в главе 9 Закона № 229-ФЗ.

Из ч.3 ст. 90 Закона 229-ФЗ следует, что сведения о проводимых торгах публикуются на специально созданном Правительством РФ сайте в сети Интернет, а также размещаются в печатных СМИ, обозначенных Правительством РФ. Дополнительные правила публикации извещения о торгах могут быть определены в других законах.

Так, в ч. 3 ст. 57 Закона № 102-ФЗ указано, что извещение о торгах размещается в промежуток от 30 до 10 дней до начала их проведения в печатном СМИ субъекта по месту расположения продаваемой недвижимости и в сети Интернет.

В то же время в п. 6.1 Рекомендаций указана иная периодичность публикации сообщения до начала торгов:

  • от 30 до 20 дней – в отношении арестованного имущества;
  • от 25 до 15 дней – в отношении заложенного имущества;
  • от 20 до 10 дней – в отношении повторных торгов.

Условия для признания торгов и их результатов недействительными

Продажей земель, объектов строительства из региональной собственности занимаются департаменты имущественных отношений профильных министерств. Порядок торгов и аукционов предусматривается в соответствующих нормативно-правовых актах. Противоречие таких НПА положениям Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Земельного кодекса – основания для признания их недействительными. Аукционы и конкурсы, проведенные по таким нормативным актам, также признаются судами противозаконными. Так, компания выиграла суд о признании результатов торгов недействительными. Основание – судом был отменен порядок проведения аукциона субъекта РФ. Другие обстоятельства, послужившие для отмены результатов:

  • Организатор препятствовал потенциальным участникам для участия в аукционе посредством укрупнения лота, увеличения суммы задатка;
  • Торги проведены с нарушением прав владельцев и арендаторов близлежащих объектов недвижимости;
  • В лот включены земельные участки, обремененные зданиями, без их предварительной регистрации в ЕГРН.

Практика УФАС торгов по аренде

На конкурсного управляющего возлагается обязанность по подготовке документации о предстоящем аукционе. Сообщение в обязательном порядке должно содержать следующую информацию:

  1. контактные данные организатора;
  2. основания проведения;
  3. место, дата, время проведения;
  4. описание предмета торгов;
  5. начальная стоимость;
  6. порядок приема заявлений от участников;
  7. пакет документов вместе с требованиями по их оформлению;
  8. величина задатка, срок и порядок его внесения;
  9. реквизиты счета;
  10. ограничения для участников;
  11. порядок определения победителя;
  12. условия заключения договора;
  13. сроки и условия оформления платежа;
  14. дополнительная информация.

Информация также размещается на официальном сайте торгов и является общедоступной для всех заинтересованных лиц.

Организатор торгов может отказать в принятии заявки в следующих случаях:

  1. Предоставление заявки, которая не соответствует требованиям, указанным конкурсным управляющим.
  2. Открытие процедуры банкротства или ликвидации в отношении заявителя.
  3. Прекращение деятельности в качестве ИП.
  4. Непоступление задатка на расчетный счет, указанный в документации об аукционе, а также несвоевременное перечисление задатка.

Как оспорить признать недействительными публичные торги


Задать
вопрос адвокату

В настоящее время гражданам, фирмам и организациям принимающих участие в торгах все чаще приходится сталкиваться с нарушениями при проведении конкурентных процедур и иными нарушениями антимонопольного законодательства. Среди пострадавших от недобросовестно проведенных торгов оказываются граждане, попавшие в непростую жизненную ситуацию в результате чего их имущество, в том числе квартиры, дачи , гаражи, автомобили выставляются на торги. Как правило, гражданин узнает , что его имущество продано уже после проведения торгов , о которых он не только не знал , но и не мог знать по разным причинам.

Нарушения допускаемыые при проведение торгов можно условно классифицировать на умышленные – искусственно создаваемые ситуации, которые обеспечивают выигрыш заранее известных Как правило , в подавляющем большинстве случаев, участникам рынка приходится иметь дело именно с умышленными нарушениями законодательства. Методы которые использубт недобросовестные организаторы торгов заключаются в максимальной закрытости, создание различных препятствия лицам желаю.щим принть участие в торгах и обеспечить победу на торгах своим приближенным лицам и фирмам существенно занизив стоимость реализуемого на торгах имущества.

Участник торгов или лица чьи права и интересы нарушены проведенными торгами, имеет право обжаловать результаты торгов через суд, или подать соответствующую жалобу в ФАС.

Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.

Читайте также:  Код ОКАТО: как устроен и как проверить корректность

Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:

  1. Через арбитражный суд.
  2. В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.

Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:

  1. 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
  4. 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
  5. Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.

Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:

  • Служба основана 9 марта 2004-го.
  • Ее предшественниками выступали: Госкомитет РСФСР по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических образований, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной деятельности и поддержке предпринимателей.
  • Деятельность антимонопольной службы подведомственна российскому Правительству. Подчиняется непосредственно его Председателю. Службой представляются ежегодные отчеты по итогам своей деятельности.
  • Вышестоящим над ФАС ведомством также является Правительство РФ.
  • Штаб-квартира российской антимонопольной службы находится в Москве, по адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 11.
  • На сегодняшний день в центральном аппарате ФАС трудится порядка 860 сотрудников. В территориальных подразделениях службы — более 2500.
  • Руководитель управления антимонопольной службы РФ — Игорь Юрьевич Артемьев (с марта 2004 года).
  • Государственное учреждение имеет собственный официальный сайт.

Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

изучение ошибок проведения аукциона

В силу ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Это означает, что первым делом необходимо юридически верно расставить приоритеты и увидеть самые главные ошибки при проведении торгов. Наши юристы тщательно изучат ваше дело и документы и определят, какую тактику необходимо применить при отмене результатов аукциона.

Формальные причины для отмены аукциона перечислены в законе и среди них:
— не соблюдение срока проведения приема заявок на участие в аукционе (не менее 25 дней — ст. 18 ФЗ 178) при продаже государственного имущества;
— незаконный отказ в допуске от участия в торгах;
— неверное определение победителя и пр.

Отдельные особенности

Частью 25 статьи 18.1. предусмотрены отдельные особенности для электронных торгов по продаже государственного или муниципального имущества в соответствии с законом Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В частности, статья предусматривает:

1) более короткие сроки обжалования действий, актов организаторов продажи государственного или муниципального имущества: в течение пяти рабочих дней со дня размещения на сайте или (если размещение не предусмотрено) со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов;

2) более короткие сроки рассмотрения антимонопольной службой жалобы: в течение пяти рабочих дней со дня поступления;

3) ограничение в возможности выдачи предписания: если жалоба рассматривается по существу до даты окончания подачи заявок на участие в торгах (заявок на участие в продаже имущества), то антимонопольный орган не вправе принять решение о выдаче предписания.

Помощь адвоката в процедуре участия и оспаривании результата

Лицо, которое желает поучаствовать в торгах по банкротству, но не знает, как это сделать, может обратиться за помощью к нашим адвокатам, которые

  • ♦ проконсультируют по вопросу участия в соответствующих торгах;
  • ♦ помогут получить ЭЦП (ЭЦП получается лично физ.лицом), зарегистрироваться на площадке, оформить правильно заявку и документы для участия в торгах;
  • ♦ разъяснят непосредственно порядок участия в торгах и подачи ценового предложения;
  • ♦ проанализируют процедуру проведения торгов на соответствие закону;
  • ♦ в случае выявления нарушений в процедуре проведения торгов подготовят жалобу;
  • ♦ подготовят заявление об оспаривании результатов торгов.

Если лицо никогда не сталкивалось с торгами, не знает, что это такое, но очень хочет принять участие в торгах, то лучше обратиться к профессиональному адвокату, специализирующемуся на торгах, знающему множество нюансов, который сможет увидеть нарушения при проведении торгов, сориентируют как действовать в той или иной ситуации и т.д.

Читайте также:  Компенсация неиспользованных медицинских услуг по полису ОМС

Результаты рассмотрения жалоб

По результатам рассмотрения жалобы, комиссией принимается одно из следующих решений:

  • о признании жалобы обоснованной и выдаче предписания;
  • о признании жалобы обоснованной и невыдаче предписания;
  • о признании жалобы необоснованной и выдаче предписания (в случае, если доводы, изложенные в жалобе, не подтвердились, но Комиссия контролирующего органа установила иные не являющиеся предметом обжалования нарушения);
  • о признании жалобы необоснованной и невыдаче предписания.
  • о прекращении производства по жалобе.

Предписание об устранении допущенных нарушений выдается:

1) либо в случае признания жалобы обоснованной;

2) либо в случае установления иных нарушений, которые не были предметом обжалования.

Такие предписания являются обязательными и могут предписывать организатору торгов, оператору электронной площадки или комиссии:

  • совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов;
  • внести изменения в документацию о торгах, извещение о проведении торгов;
  • аннулировать торги.

Основания недействительности торгов

Несмотря на то что торги представляют собой совокупность юридически значимых и незначимых операций (а сущностно — особый формат переговорного процесса), они могут быть аннулированы в том же порядке и по тем же основаниям главы 9 ГК РФ, что и сделки. Следовательно, торги могут являться как оспоримой, так и ничтожной «сделкой».

Например, в одном из банкротных дел суд признал торги ничтожными на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ. Порок состоял в отсутствии беспристрастности и независимости организатора торгов, что является поводом для признания торгов недействительными согласно ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Суд посчитал, что подобное нарушение не касается процедуры проведения торгов, а потому ст. 449 ГК РФ неприменима. Упомянутая норма антимонопольного законодательства предусматривает в качестве общего правила оспоримость торгов. Но суд указал, что нарушение «противоречит существу законодательного регулирования торгов, посягает на публичные интересы», а «правопорядок не допускает манипулирование публичными процедурами», поэтому торги следует признать ничтожными.

На ригоризм выводов суда в этом примере, по всей видимости, повлиял тот факт, что торги проводились в рамках банкротных процедур, поэтому небеспристрастность организатора торгов могла навредить всем конкурсным кредиторам. Между тем за пределами банкротных споров также встречаются подобные правовые позиции. Так, в деле, связанном с государственным контрактом, суд аргументировал применение п. 2 ст. 168 ГК РФ тем, что норма п. 1 ст. 449 ГК РФ об оспоримости торгов является общей нормой и не учитывает специфику правоотношений, складывающихся на основании государственных контрактов.

Положения п. 2 ст. 168 ГК РФ прямо устанавливают, что законом может быть предусмотрена оспоримость сделки даже в случае ее посягательства на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Не означает ли это, что, например, торги с небеспристрастным организатором должны быть оспоримыми, поскольку специальные по отношению к главе 9 ГК РФ нормы ст. 449 закрепляют оспоримость торгов? Или же следует считать, что специальные нормы ст. 449 охватывают лишь те ситуации, когда торги не нарушают публичные интересы или интересы третьих лиц, поэтому в случае нарушения последних следует обращаться к общим правилам п. 2 ст. 168? Представляется, что суды поступают неверно, выбирая второй подход. Нормы ст. 449 следует считать специальными по отношению ко всем положениям главы 9 ГК РФ. Сложно представить, какое нарушение в ходе процедуры проведения торгов, в большинстве случаев характеризующихся прежде всего публичностью, не нарушило бы интересы третьих лиц или публичные интересы. Поэтому следует заключить, что законодатель, закрепляя в специальной норме ст. 449 ГК РФ оспоримость торгов, предполагал ее распространение на случаи нарушения публичных интересов или интересов третьих лиц.

В другом банкротном деле суд также ссылался на ничтожность торгов, но уже на основании комбинации ст. ст. 10 и 168 ГК РФ. На торгах, организованных конкурсным управляющим, трое из четырех участников являлись взаимосвязанными лицами. При этом два взаимосвязанных лица были созданы незадолго до торгов и впоследствии отказались от заключения договоров, хотя заняли первое и второе места. Суд заключил, что в деле имеются признаки злоупотребления правом, поскольку вся схема была создана для совершения согласованных действий на торгах с целью занизить цену продаваемого имущества.

В этом примере злоупотребление участников торгов породило ограничение конкуренции за счет подставных лиц и привело к неоправданному понижению цены имущества. Такое нарушение по общему правилу следовало бы отнести к специальным основаниям недействительности по ст. 449 ГК РФ, поскольку последние призваны защитить качество конкуренции за имущество, продаваемое на торгах, и, как следствие, обеспечить заключение максимально экономически выгодной для организатора торгов сделки. Для квалификации порока торгов не важно, по чьей вине он возник, ведь, несмотря на указание в ст. 449 ГК РФ на нарушения со стороны организатора торгов, не исключено возникновение порока по вине иных лиц. А сущностный порок торгов в данном деле заключался в нарушении процесса формирования цены продажи и способствовал ее необоснованному занижению.

Как и в предыдущих делах, суд проигнорировал специальные правила ст. 449 ГК РФ. Однако здесь решение можно оправдать наличием аналогичной позиции в практике ВАС РФ и явного злоупотребления правом, которое чаще всего влечет исход дела не в пользу недобросовестной стороны.

Читайте также:  Уведомление о прибытии и убытии иностранного гражданина в 2023 году

Вопрос о выборе между общими и специальными основаниями оспаривания торгов должен решаться исходя из правил о соотношении lex generalis и lex specialis. Если фактические обстоятельства целиком охватываются диспозицией специальной нормы, то она подлежит применению. Напротив, если в деле имеются юридически значимые факты, которые выходят за рамки диспозиции специальной нормы, то следует применять общую норму. Большинство случаев оспаривания торгов покрываются правилами ст. 449 ГК РФ, а выход за их пределы и обращение к общим правилам возможны, например, в случае злоупотребления правом.

Отказ после подачи заявки

Различные способы определения исполнителя предполагают свои особенности выхода из конкурентной борьбы. Но всегда нужно успеть отказаться до окончания приема предложений.

  • Самый простой отказ предусмотрен для электронных закупок. Достаточно будет зайти в личный кабинет на ЭТП и нажать кнопку «Отозвать». Деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки разблокируются в течение 1 дня.
  • Сложнее дело обстоит с «бумажным» запросом котировок. Отказаться можно будет, только если заказчик внес изменения в извещение. Однако лазейка в законодательстве все же есть: заказчик обязан отклонить участника, который прислал более одной заявки. Направьте вторую и вас отклонят.
  • Чтобы отказаться от открытого конкурса, необходимо уведомить об этом заказчика. Успеть нужно до окончания приема заявок, в той же форме, в какой была получена конкурсная документация: бумажной или электронной. В первом случае правильнее будет отправить уведомление курьером, а не отправлять бумаги почтой, так как можно не уложиться в отведенное время. Также курьер сможет сразу забрать регистрацию отказа от участия в тендере у заказчика. Обеспечение заявки при этом заказчик обязан вернуть в 5-дневный срок.

Все изделия, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», должны иметь при себе подтверждающие их безопасность и качество декларации или сертификаты. Аналогичное требование применяется к продукции, упоминаемой в технических регламентах Евразийского экономического союза. Для того чтобы узнать, подлежит ли сертификации товар, следует сначала изучить требования этих нормативных актов. Отсюда вытекает ответ на вопрос, что такое отказное письмо на товар или изделие. Если продукт не внесен в эти списки (как правило, это комплектующие или части будущего изделия — например, мебельные ножки), об этом придется оповестить соответствующие органы. Оформление ОП является добровольной процедурой. Назначение оповещения зависит от его вида.

Наличие в Российской Федерации антимонопольного законодательства и антимонопольной службы вовсе не означает, что монополизма, как такового, в РФ не существует. Он существует везде, в том числе и в России, в виде естественных монополий: например, сети железных дорог, государственных монополий или концернов, таких, как Газпром.

Политика демонополизации нацелена, таким образом, не против явления монополизма, как такового, а против бесконтрольного монополизма, подрывающего основы малого и среднего бизнеса, поскольку в условиях бесконтрольного монополизма конкуренция практически невозможна.

В рамках данной статьи мы не ставим себе задачу провести экскурс в основы политической экономики. Просто без осознания самой системы антимонополизма невозможно будет представить себе весь спектр вопросов, которые могут быть отнесены к ведению ФАС.

Кто и когда может пожаловаться: нормативная база

Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.

В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:

  • способ и условия определения победителя;
  • порядок определения начальной цены контракта;
  • процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
  • сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
  • регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
  • процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
  • порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
  • требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.

Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Обжаловать результаты торгов (конкурса) и восстановить нарушенные права участника торгов можно путем подачи иска в суд , либо подав жалобу в управление ФАС . В случае если участник размещения заказа подал заявку на участие в электронной форме, жалоба подается в форме электронного документа, и срок ее рассмотрения и вынесения решения составляет всего пять дней со дня поступления. Эта уникальная процедура является неотъемлемой частью системы электронных торгов.

Консалтинговая Группа «ЭТАЛОН» осуществляет специализированную помощь при отказе в допуске кучастию в аукционе, обжаловании его результатов, а также вобжаловании действий котировочной комиссии .


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *