Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Замена двигателя: можно ли обойтись без регистрации изменений?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По номеру двигателя в 2023 году можно найти угнанное авто и привлечь преступников к ответственности даже при таких обстоятельствах, когда машина была перекрашена, перебрана или разобрана и распродана по запчастям.
Нужна ли регистрация?
Раньше регистрация замены двигателя на легковом автомобиле была обязательной. Но теперь она отменена. Правда, для того, чтобы не обращаться в ГИБДД, должны соблюдаться следующие условия:
• Отсутствие изменений типа мотора и его мощности;
• Силовой агрегат заменяется на аналогичный.
Поэтому сейчас рядовым автомобилистам, которые меняют мотор на такой же по причине сильного износа, не требуется ничего регистрировать. Никаких проблем с продажей или постановкой на учёт машины с заменённым двигателем не будет. Не возникнет неприятностей и при остановке автомобиля автоинспекторами.
Но, если двигатель меняется на другой, например, использующий иной тип топлива или имеющий иную мощность, изменения нужно зарегистрировать. Зачастую для этого достаточно записаться на удобное время через Госуслуги или в ГИБДД. Но иногда для регистрации требуется прохождение специальных испытаний, подтверждающих, что использование данного мотора на этом авто безопасно. Эта процедура значительно сложнее и дороже. К счастью, она необходима лишь при серьёзном тюнинге автомобиля. Большинству автовладельцев она не требуется.
Замена мотора на контрактный
Смена двигателя в 2023 году на контрактный отличается от обычного случая тем, что устанавливаемый агрегат приобретен за пределами границ России. Отличительной особенностью в 2023 году будет такой момент: при установке на учет контрактного двигателя сотрудник государственной автоинспекции может потребовать от владельца таможенную декларацию на ввоз запчасти.
Все остальные аспекты процедуры аналогичны алгоритмам постановки на учет автомотора, приобретенного на территории России. Если возник случай установки мотора с аналогичными старому характеристиками, нужно будет лишь подать заявление и предоставить обновленное авто на осмотр. В случае установки автозапчасти с другими параметрами придется пройти все инстанции, как при регистрации российского автомотора с иными характеристиками.
Можно ли оценить количество времени, которое придется потратить на процедуру переоформления двигателя в МРЭО? Безусловно. Она зависит от того, что будет делать инспектор ГИБДД:
- При замене двигателя на аналогичную модель потребуется провести осмотр ТС и внести изменения в ПТС . Продолжительность оформления определяется лишь величиной очереди.
- Если же была проведена установка другой модели мотора, то продолжительность оформления будет существенно увеличена. Придется посетить МРЭО двукратно. Первый раз для подачи заявления, а второй раз для предоставления необходимого пакета документов. Собственнику также потребуется пройти технический осмотр и получить диагностическую карту. В большинстве случаев после проведения проверки документов и осмотра авто, владелец получает ПТС и СТС с внесенными изменениями в день осмотра.
Как зарегистрировать ДВС с другими параметрами или другой моделью?
Перечислим основные этапы такой проверки.
- Сначала вам необходимо обратиться в ГИБДД и получить разрешение на внесение изменений – это формальность, и разрешение дают почти всегда (кроме случаев, когда определённые компоненты менять запрещено законом – например, катализатор).
- Далее вы обращаетесь в сертифицированную лабораторию для прохождения предварительной экспертизы на возможность внесения изменений. Проще говоря, вам укажут, можете ли вы установить указанный вами контрактный двигатель на вашу модель автомобиля.
- По результатам предварительной экспертизы вы обращаетесь в сертифицированный сервисный центр для произведения замены. По окончании работ вам должны выдать определённый набор документов, который включает: декларацию о проведённых работах, акты и прочие.
- Затем вы снова едете в лабораторию и проходите ещё одну экспертизу для проверки соответствия внесённых изменений.
- Затем вам нужно пройти техосмотр.
- Оплатить госпошлины за внесение изменений в ГИБДД.
- И, наконец, вы обращаетесь в Госавтоинспекцию со свидетельством о соответствии контрактного мотора вашему автомобилю, выданным лабораторией, и вам вносят изменения в ПТС и выдают новое свидетельство о регистрации, где делают пометку о заменённом моторе.
Более подробно эту процедуру мы описали в нашей специальной статье об изменении конструкции.
Есть, однако, 2 ситуации, когда вы можете пройти упрощённую процедуру оформления (пункт 77 Техрегламента):
- если контрактный двигатель прошёл испытания в составе вашего автомобиля и имеет сертификат об этом (например, мотор устанавливался на вашу модель, но в другой модификации или комплектации),
- если мотор предусмотрен изготовителем в эксплуатационной документации (это маловероятно – в документации к машинам почти никогда не указывают, что можно поменять ДВС на какой-то другой).
Когда требуется регистрировать замену
В 2018 году вступил в силу Приказ МВД от 26.06.2018 № 399. Документ утвердил новые правила регистрации автомобилей. Была затронута и замена двигателя на авто. Нужно ли регистрировать в 2019-2020 годах? Ответ на этот вопрос зависит от причины замены. Здесь возможны 2 варианта:
- смена производится на ту же модель (по объёму и по мощности и модификации). Как правило, такая замена является вынужденной мерой, так как ресурс прежнего агрегата может быть исчерпан. Можно сразу внести изменения в ПТС, либо пойти по простому пути: ничего не регистрировать до продажи. Новый хозяин это сделает при постановке на учёт.
- смена на мотор другой модели, модификации, мощности или объема. Если хоть один символ в маркировке модели двигателя различается от штатной – это уже изменение конструкции. Ответ на вопрос: нужно ли регистрировать в ГИБДД замену – да.
Рассмотрим оба вышеуказанных случая.
Речь идёт о списке условий, на основании которых автомобиль не может быть поставлен на учёт в ГАИ. Если раньше основными требованиями были совпадение VIN-номеров на кузове и агрегатах, где такой номер выбивался при регистрации машины и указанных в документах, то на сегодня сверяются с внесёнными в документы номера двигателя, кузова, рамы и кабины.
Данный список условий содержится в статье 20 ФЗ О регистрации транспортных средств и предписывает буквально следующее в своей официальной трактовке:
1. Запрещается совершение регистрационных действий: …. 4) в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов;
Таким образом, двигатель на 2021 год не является номерным агрегатом, но при регистрации автомобиля номер мотора в обязательном порядке сверяется с указанными в документах.
Что значит свап двигателя
В переводе с английского swap означает «замена». То есть свап двигателя – это установка нового агрегата вместо штатного двигателя. Причем это может быть как такая же точно силовая установка, так и более мощная.
В первом случае замена проводится, как правило, при полном выходе из строя первоначального ДВС на аналогичный, как новый, так и контрактный. Это позволяет избежать длительного и дорогостоящего капитального ремонта, поиска и заказа запчастей и последующей трудоемкой их сборки воедино. Нередко полностью поменять мотор выходит не только быстрее, но и дешевле.
Во втором случае на машину устанавливается более мощная модификация ее мотора, например, от «заряженной» версии модели, либо вообще посторонний двигатель. Это трудоемкий процесс, который в большинстве случаев требует проведения и других работ – замены трансмиссии, перепрограммирования ЭБУ, прошивки штатной программы управления ДВС. Без этого автомобилю будет крайне сложно, а в большинстве случаев и невозможно реализовать прибавку крутящего момента и мощности.
Особенно сложно проходит свап двигателя на машинах с автоматический или роботизированной КПП. Их перенастройка на новый режим работы нередко просто невозможна, поэтому проще заменить «автомат» на ручную КПП. Однако на практике это может превратиться в очень сложный и затратный процесс.
Замена инжекторного двигателя
Разница в замене двигателя инжекторного и карбюраторного типов присутствует, но она невелика. Вместо карбюратора снимается топливная рампа с форсунками и придется демонтировать инжекторы и проводку подкапотного отсека. Обратите внимание на то, как снимается двигатель вашего автомобиля. Технологической особенностью инжекторного двигателя является то, что в некоторых случаях он вынимается вниз.
Особого внимания в процессе съема двигателя заслуживает электронный блок управления. Если при съеме двигателя провод электронного блока пострадает, двигатель потеряет работоспособность.
Эти советы касаются в основном инжекторных двигателей первых годов выпуска, поскольку современные моторы подразумевают замену только в специализированных автосервисных мастерских, часто официальных. Это обусловлено достаточно высокой сложностью замены двигателя, управляемого электроникой.
Какие документы потребуются
Если производится замена силового агрегата на аналогичный, то пакет документов, который необходимо предоставить автовладельцу, будет следующим:
- Платежка, подтверждающая внесение средств в счет оплаты госпошлины.
- Паспорт собственника ТС.
- ПТС.
- Документы, подтверждающие приобретение нового силового агрегата.
- СТС.
- Заявление на внесение изменений.
Если же силовой агрегат меняют на другой, отличающийся от заводского по отдельным показателям, то помимо вышеуказанного перечня дополнительно понадобятся:
- Заключение экспертизы о возможности проведения изменений;
- Документы, подтверждающие выполнение работ по замене двигателей;
- Результаты проведения ТО;
- Протокол экспертизы, выполненной гостехнадзором.
Когда прибегают к свапу мотора
Замена мотора – далеко не всегда результат жизненной необходимости, но если ваш двигатель находится в плачевном состоянии и вы уже устали производить ремонт или замену его систем и агрегатов, то это самое время остановиться и хорошенько подумать над тем, а не произвести ли его полную замену. В таких случаях речь не идёт об улучшении «родных» характеристик. Более того, иногда в целях экономии денег, а также с прицелом на снижение расхода горючего делают свап на менее производительный агрегат. В таких случаях следует понимать, что если вы устанавливаете мотор меньшей мощности из той же линейки – это одно, если совершенно другой двигатель – это другое. В первом случае вы минимизируете и объём работ, и процедуру легализации нового двигателя. Сделать свап неродного двигателя – это гораздо более ответственный шаг, поскольку в этом случае вам нужно будет заранее просчитать все возможные плюсы и в особенности минусы, коих тоже будет немало.
Водители, участвующие в автогонках, даже любительского класса, меняют мотор совершенно осознанно. Как правило, автогонщики рано или поздно приходят к пониманию того, что со штатным силовым агрегатом далеко не уедешь. Для улучшения результатов требуется или приобретение нового, более мощного авто, что по понятным причинам в большинстве случаев неприемлемо, либо свап мотора. Второй вариант тоже может быть как простым, когда устанавливается только немногим более мощный мотор, к тому же идеально совпадающий по геометрическим размерам и совместимости с другими системами автомобиля, так и экстремально сложным. В последнем случае на замену выбирается заведомо очень производительный силовой агрегат, монтаж которого может потребовать изменения элементов конструкции самого автомобиля, от установки другой коробки до применения специальных креплений, позволяющих эксплуатировать более массивный двигатель с другой геометрией посадочных мест и зон сопряжения с другими узлами.
Наконец, нельзя не упомянуть свап мотора с целью участия автомобиля в выставочной деятельности. Обычно владельцы таких транспортных средств эксплуатируют их не слишком активно, являясь своего рода автомобильными эстетами. Им важно продемонстрировать всему миру, что их машина не имеет аналогов, а что касается улучшения характеристик ТС, то это задача второстепенная.
Нужны ли документы на меняющийся мотор?
Всё очень просто! У любого двигателя, в том числе контрактного, ввезённого из-за рубежа, помимо его идентификационного номера, есть модель, которая указана на моторе. На 2021 год двигатели не высвобождают при утилизации – то есть нельзя получить справку на высвободившийся двигатель, даже если он вполне себе целый, при утилизации машины. Логично и то, что при замене двигателя на такой же не нужны никакие документы.
При этом, документы на двигатель не требуются при выполнении следующих условий:
- новый двигатель совпадает по модели и всем характеристикам (Вы ставите такой же двигатель, который ставится на новую Вашу машину Вашей модификации);
- номер мотора читаем (не стёрт, не заржавел);
- двигатель не числится в розыске в ГИБДД.
Такое положение дел является возможным, благодаря тому же пункту 52 Постановления №1764.
Узнать о порядке оформления – экспресс-тест
1. Вы сами заменили двигатель или приобрели автомобиль с менянным мотором?
ЗаменилиКупили с менянным
2. Аналогичен ли двигатель по модели и характеристикам и модели «родному»?
ДаНет
2. Аналогичен ли двигатель по модели и характеристикам и модели «родному»?
ДаНет
Вам не нужно производить никаких действий – при перерегистрации автомобиля по другим причинам в ГИБДД просто внесут изменения в базу данных и в Ваш ПТС о номере мотора. Пройти заново
Вам придётся пройти всю процедуру официального внесения изменений в конструкцию ТС. Пройти заново
Вы как новый собственник при регистрации можете внести изменения в ПТС. Для этого просто укажите в заявлении о регистрации машины о необходимости внесения изменения в связи с заменой двигателя. Пройти заново
Вам необходимо провести процедуру внесения изменений в конструкцию транспортного средства. В ряде случаев это сделать невозможно, и на этом основании возможно расторжение договора купли-продажи автомобиля. Пройти заново
Необходимые документы для оформления замены двигателя в ГИБДД
При смене автомотора на аналогичныйв 2022 году потребуется небольшой перечень документов:
- Квитанция, подтверждающая факт оплаты госпошлины.
- Оригинал и ксерокопия паспорта владельца ТС.
- Оригинал и ксерокопия ПТС.
- Документы, полученные при покупке мотора.
- Свидетельство о факте регистрации транспортного средства.
- Заявление на изменение конфигурации ТС, подписанное инспектором ГИБДД.
- Сертификаты на материалы, а также запчасти, которые понадобились при переоборудовании ТС.
В той ситуации, когда новая автозапчасть обладает отличными от предыдущего характеристиками, в дополнение к вышеуказанным понадобятся еще такие свидетельства:
- Заключение экспертов.
- Заявление-декларация, полученная в автосервисе или заполненная самостоятельно, о выполненных работах.
- Протокол проведенной технической экспертизы.
- Свежая диагностическая карта.
Зачем менять двигатель?
Новый двигатель необходим, если оригинальный нельзя отремонтировать, а также в том случае, если автовладелец желает увеличить мощность транспортного средства.
В 2011 году двигатель был признан одной из запчастей, и информация о его номере была исключена из обязательных для регистрации автомобилей. Но 10 июля 2021 года в Приказ №1001 внесли изменения, по которым двигатель теперь — номерной агрегат.
Нужно ли его перерегистрировать? Ранее замена двигателя не требовала регистрации в ГИБДД, но теперь требует.
Сейчас сверяют с предоставленными документами номера двигателя ТС, кузова, рамы, кабины. Данные о моторе нем необходимо указывать в паспорте транспортного средства.
Установка нового двигателя — конструктивное изменение. И подобная модификация требует специальной сертификации и декларирования.
Нормативная база относительно замены двигателя в автомобиле
В соответствии с Приказом МВД №28 от 20.01.11 силовой агрегат автомобиля не является номерным узлом, соответственно информация о номере не указывается и в регистрационных документах на машину. Однако подобное решение значительно усложнило работу представителей полиции при расследованиях дел, связанных с угоном авто.
Поэтому в 2021 году был внесен ряд правок в нормативно-правовые акты, которые предоставляют госорганам право отказывать в регистрации автотранспорта, если обнаружены изменения в номерах узлов и агрегатов, включая и силовой агрегат автомобиля.
В итоге, с учетом все изменений в законодательстве, в 2021 году регистрировать замену двигателя в органах ГИБДД не потребуется, если он заменен на аналогичный в связи с ремонтом. Если же в автомобиль установлен силовой агрегат отличный от того, который использовался при выпуске авто с конвейера, то тогда потребуется внесение изменений в регистрационные документы на машину.
Учитывая то, что руководство каждого региона по-разному воспринимает законодательные рекомендации, водители, сталкиваясь с необходимостью замены силового агрегата автомобиля, не до конца понимают, насколько необходимо им обращаться в органы ГИБДД с целью внесения изменений в документацию на машину.
В итоге большинство автолюбителей, выполняя работы по замене мотора в транспортном средстве, обращаются за консультацией по необходимости вносить изменения в документы на горячую линию МРЭО.
В 2023 году, согласно нового законодательства, должен сверяться серийный номер двигателя с данными в паспорте транспортного средства. Без этого не обойтись. Сверка осуществляется на смотровой площадке на территории МРЭО, одновременно с проверкой других параметров автомобиля на безопасность движения.
Однако, инспекторы не всегда заглядывают под капот, поэтому в данном случае фактор везения имеет значение. Из практических наблюдений можно сказать, что реже сверяют номера в муниципальных регистрационных отделах. В коммерческих МРЭО сверку делают чаще, а требования, установленные для проверки машины, выше.
Также сотрудники могут потребовать договор купли-продажи на отличающийся двигатель, либо декларацию в случае заграничного агрегата. На самом деле такие требования незаконны. Но при отсутствии вышеназванных документов, вы наверняка получите отказ в постановке на учет. В такой ситуации придется обжаловать решение ГИБДД в судебном порядке, и указывать на их незаконные требования.
Однако, на практике таких решений судов мало, поэтому трудно делать прогнозы. Но вы должны отстаивать требования закона, так как на вашей стороне правда.