Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утверждение схемы земельного участка или как избежать 5 оснований отказа.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги.
На этих зонах и территориях формировать участок для Схемы не нужно. В противном случае, утверждение схемы земельного участка будет омрачено отказом.
Разобраться с этими зонами не сложно. Они выделяются разными цветами и поэтому хорошо различимы.
Зная географическую структуру населенного пункта, достаточно просто понять, где запретные зоны расположены.
Затем изучите Правила землепользования и застройки с целью выяснить, как на картах обозначаются зоны, на которых допускается, допустим, ИЖС если цель получить участок под строительство дома.
Обычно зоны для индивидуальной жилищной застройки обозначают символами: Ж-1, Ж-2, или Ж-3. Но могут быть и другие обозначения, поэтому не пренебрегайте чтением Правил землепользования и застройки.
На этих зонах можно формировать Схему расположения земельного участка, если нет других оснований для отказа, которые рассмотрим далее.
Виды землеустроительной документации.
- Схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации.
- Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации.
- Схема землеустройства муниципальных образований.
- Схемы использования и охраны земель.
- Карты (планы) объектов землеустройства.
- Проекты внутрихозяйственного землеустройства.
- Материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель.
- Проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
- Тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Вышеуказанный перечень является открытым.
Местные и региональные власти могут вводить свои виды землеустроительной документации.
Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.
Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:
- Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.
- Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
- в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
- имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).
При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.
Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.
Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.
В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.
- Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
- признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
- установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
- обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
- Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.
Если после принятия заявления было обнаружено еще одно, поданное ранее на тот же участок, совпадающее полностью или отчасти в представленной схеме, местная администрация объявляет о прекращении разбора заявления, поданного позднее. Об этом информируют претендента на землю.
Решение о предварительном согласовании должно содержать определенную информацию:
- основание для передачи участка;
- ФИО или наименование организации;
- место расположения рассматриваемого объекта;
- адрес и площадь участка;
- категория земли;
- реестр документов, прилагаемых к решению.
Принятое решение действительно сроком на 2 года. Оно является основанием для дальнейшего оформления объекта.
Решение может содержать отказ о предоставлении участка согласно статье 39.16 ЗК. Связано это может быть с определенными причинами:
- ошибки при составлении схемы;
- заявитель не имеет оснований для обращения с заявкой на оформление земли без проведения аукциона;
- земельный надел уже располагает пользователем;
- объект выставлен на аукцион;
- площадь больше допустимых норм в законодательстве;
- данный объект считается участком, отведенным для регионального или муниципального строительства.
Кто и куда имеет право обратиться
Заявление направляется в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ).
Пишется обращение на бланке, нотариального заверения не требуется.
Основания Земельный Кодекс | Объект | Заявители |
Ст.39.3 | участки, распределяющиеся без проведения торгов | — некоммерческие структуры, созданные физлицами для ИЖС (не коммерция); — образование ЛПХ; — юрлица на условия бессрочного использования |
Ст.39.5 | передача в собственность бесплатно | — религиозные или благотворительные кампании, имеющие целевую недвижимость для исполнения своих уставных задач; — многодетные семьи (три и больше родных и/или приемных детей моложе 18 лет) |
Ст.39.5, 39.9 и 39.20 | площади в аренду без торгов | — с недостроями; — с постройками, принадлежащими юрлицу в оперативном управлении; — земли, которые госорганы передали некоммерческим структурам, образованным гражданами для ИЖС; — участки, которым владеет компания на основании права бессрочного использования; — всем лицам, с которыми представители госорганов (федеральных или муниципальных) заключили соглашение о поэтапном развитии территории (для застройки) |
Порядок рассмотрения заявлений
Заявления рассматриваются комиссией в порядке их регистрации. Если к заявлению гражданина или юр. лица приложена схема расположения надела в форме бумажного носителя, то уполномоченные представители своим решением могут составить этот документ в электронном виде без взимания оплаты.
Если после подачи заявления гражданином будет обнаружено ранее поданное заявление другого лица с предоставлением схемы, на которой границы участков по двум заявкам совпадают частично или полностью, то уполномоченная комиссия приостанавливает действие поданного заявления вторым заявителем и направляет ему извещение с обоснованным решением по этому вопросу.
Срок принятия распоряжения по заявлению, поданному вторым гражданином, приостанавливается до выяснения подлинности ранее предоставленной схемы и принятия решения в ее отказе или утверждении. В тридцатидневный срок после подачи заявки уполномоченный орган рассматривает заявление и определяет отсутствие или находит причины для отказа в предварительном слушании по этому вопросу.
Если отказных оснований не обнаружено, то распоряжение о согласовании предварительного заявления направляется заявителю. Постановление об отказе в предварительном слушании должно содержать основания для отрицательного решения.
Необходимость согласования возникает в таких ситуациях:
- При самовольном расширении участка соседями и захвате чужой территории. Чаще всего такие случаи имеют место, когда соседи отсутствуют долгое время и не имели информации по изменению границ территории;
- Отсутствие задокументированной формы согласования, которое было проведено устно. Это связано с тем, что юр. силу имеют только официально заверенные документы;
- Допущение неточностей при раннем установлении межей;
- Официальная регистрация с оформлением права собственности;
- Объединение участков в один или наоборот, необходимость разделения одного надела на два или более.
Заявление о предварительном согласовании
Заявление о предварительном согласовании представления земельной территории может подаваться в уполномоченные в данном регионе органы власти либо в органы местного самоуправления в регионе, где расположен участок. При этом данное заявление должно включать дальнейшую информацию:
-
ФИО заявителя, а также иная контактная информация
, в том числе адрес физического или юридического лица;. -
Основное назначение объекта
. Здесь важно указывать основной вид деятельности, который реализуется на данном участке. Чем точнее будет определено основное назначение объекта, тем увереннее вероятность того, что заявление будет одобрено, а участок будет соответствовать нормам, указанным в Земельном кодексе (градостроительным, санитарным и т.д.). Кроме того, именно от данной информации в дальнейшем будет зависеть разрешенный вид деятельности на выбранном участке. -
Предполагаемое место размещения
. В данном пункте заявителю нужно будет указать максимально точные адресные координаты будущего участка, а также, по возможности, приложить карту для изображения приблизительного размера и границ выбранной территории. Следует обращать внимание на то, что если на участке уже располагается какая-либо недвижимость, то данный участок уже частично за кем-то закреплен. Поэтому данный вариант в качестве участка рассматриваться не будет, то есть заявление, скорее всего, отклонят. Если расположение участка не будет подобрано самостоятельно, то такое заявление также отклонят. -
Обоснование приблизительных размеров участка
. Точный размер здесь указывать нельзя – правительство рекомендует указывать приблизительный размер. При этом указываемая площадь должна быть разумной. -
Испрашиваемое право
. Право на строительство на земельном участке, как правило, предоставляется в аренду. Исключения представляют государственные, муниципальные предприятия, религиозные строения и т.п. -
Просьба
о предварительном выборе и согласовании расположения участка.
Перечень документов для подачи
Наряду с заявлением необходимо приложить перечень документов, который определяется законодательством:
- Паспорт гражданина или учредительные документы (для юридических лиц).
- Документы, которые подтверждают право лица на передачу территории без конкурса. Это может быть договор о том, что земля будет осваиваться (комплексное освоение) или выписка из реестра юрлиц, которая подтверждает особый статус организации (например, религиозное или общественное объединение) и т.п.
- Если до сих пор не была проведена процедура межевания на местности, подают также схему расположения участка (т.е. в будущем предполагается официально обозначить границы и составить соответствующие документы).
Возможные причины отказа
Кроме очевидных случаев, когда переданы не все документы или в бумагах есть неточности, фактические ошибки, нечитаемый текст и т.п., основания для отказа могут быть такими (достаточно любого одного из перечисленных признаков):
- Нет возможности передать территорию лицу, заявившему на него свои права – например, земля не для ИЖС, а для коммерческой деятельности или не для религиозной организации, а для частной компании (в тех случаях, когда такая возможность не предусмотрена).
- Участок образован, но его границы необходимо уточнить – есть ошибки в схеме, неточности.
- Участок образован, но его расположение противоречит нормам земельного законодательства (например, он частично или полностью входит в природоохранную зону, на закрытую территорию федерального подчинения и т.п.).
- Территория уже предоставлена некоммерческой компании или же гражданам, которые ведут дачное хозяйство, обустраивают огород или сад для личных целей (в том числе и для ИЖС или комплексного развития).
- На территории уже стоит здание или объект высокой степени готовности (его строительство пока не завершено), которое является собственностью других частных лиц или компаний.
- На земле стоит объект, которым владеют федеральные или муниципальные органы власти.
- Уже принято решение о том, что настоящая территория будет использоваться для целей федеральных или муниципальных органов.
- Земля находится на территории, которая определена договором о развитии.
- Земля находится на территории, подпадающей под уже подписанный договор, по которому предполагается комплексное развитие.
- Участок на данный момент является объектом аукциона (или уже поступило соответствующая информация о том, что торги будут проводиться в ближайшее время).
- Площадь превышает максимальный показатель, который разрешен по законодательству.
- Нет определенной категории данной территории – сельскохозяйственные, населенных пунктов и т.п. (или не определен вид ее использования).
- Фактическая площадь территории превышает заявленную в документах более, чем на 10%.
Отказ можно оспорить, обратившись к руководству департамента Администрации или же сразу составив исковое заявление, чтобы начать судебное разбирательство.
Предварительное согласование предоставления земельного участка выступает обязательной процедурой, если надел выкупается у государства без проведения торгов. Но это допускается в случаях, предусмотренных в ст. 39.5-39.6 ЗК РФ.
Случаи изъятия участков земли
Приобретая право собственности на землю, владелец также берет на себя некоторые обязанности. Согласно 42 статье Земельного кодекса РФ, люди, которые владеют участком земли, имеющим целевое назначение, обязаны использовать его в соответствии с указанными целями. При несоблюдении требований этой статьи, муниципалитет вправе изъять участок земли.
В зависимости от обстоятельств изъятия участка, инициатором процесса могут являться органы федерального или местного уровней. Иногда землю забирают у собственника в упрощенном режиме, без вмешательства суда.
Законодательством предусмотрено четыре случая изъятия земли: в виде реквизиции, конфискации, для нужд муниципального или государственного характера или из-за неиспользования участка.
Гражданин, желающий отказаться от права собственности на земельный участок должен предоставить заявление с обозначением своей воли в орган, регистрирующий права на недвижимость и фиксирующий сделки с таковым. Отделение должно быть расположено по месту нахождения интересующей территории. Подать заявку можно как лично, так и воспользовавшись услугами представителя, предварительно оформив на него нотариальную доверенность.
Структура бланка заявки должна быть следующей:
- шапка документа, включающая наименование государственного учреждения, а также Ф.И.О. заявителя, его адресные и контактные данные;
- наименование заявления;
- основная часть, где следует указать сведения о местонахождении земельной площади, а также обозначить имеющиеся правоустанавливающие документы на надел;
- перечень бумаг, прилагаемых к заявлению;
- дату составления документа;
- подпись заинтересованного лица.
Предварительное согласование предоставления земельного участка
Территория может быть предоставлена по разным основаниям, но процедура согласования будет одинаковой (с незначительным отличием перечня бумаг): Наряду с заявлением необходимо приложить перечень документов, который определяется законодательством: Согласно действующим правилам в документе заявитель должен отразить такую информацию: Документ заполняется в печатном или рукописном виде – разборчиво, без исправлений и помарок.
Подать обращение можно несколькими способами – лично или через представителя: Кроме очевидных случаев, когда переданы не все документы или в бумагах есть неточности, фактические ошибки, нечитаемый текст и т.п., основания для отказа могут быть такими (достаточно любого одного из перечисленных признаков): Отказ можно оспорить, обратившись к руководству департамента Администрации или же сразу составив исковое заявление, чтобы начать судебное разбирательство. За этот период заинтересованное лицо должно заключить с уполномоченным органом правоустанавливающий договор на землю и произвести его оформление в регистрирующем органе. После сдачи необходимой документации в течение месяца Троц П.В.
получил решение о согласовании предоставления определенной территории. После этого был заключен договор купли-продажи и произведена регистрация перехода вещного права.
Процесс разрешается в течении одного месяца, заявление должно быть рассмотрено в течении семи дней с момента подачи.
Решение, касающееся земельных территорий, действительно на протяжении трех лет.
Если те, кто пользуется участком, получив уведомление о предварительном соглашении и передаче земельной площади в руки юридическому или физическому лицу, совершили какие-то финансовые вложения в данную территорию, то они рискуют потерять потраченные средства, так как они не будут возвращены.
Предварительное соглашение не будет завершено в двух случаях:
- при возведении на территории, выделенной муниципалитетом, жилых комплексов;
- при выборе территории, ранее уже задействованной для постройки других объектов.
22 мая 2023Дмитрий Рудых
Получить участок без торгов можно за 60 дней, потому что предварительное согласование предоставления земельного участка дает такую возможность. Малый процент россиян читает Земельный кодекс.
По этой причине большинство людей не знают обо всех вариантах получения земли. В этой статье рассмотрим 3 вопроса:
- этапы предварительного согласования,
- заполнение ,
- что такое предварительное согласование предоставления земельного участка;
Материал основан на положениях статьей 39.15 и 39.18 ЗК РФ.
Существует 2 способа приобретения государственной и муниципальной земли:
- на аукционе,
- без торгов.
Процедура предварительного согласования дает возможность получить земельный участок без аукциона, то есть без торгов. Использовать данную процедуру может любой гражданин, независимо от наличия или отсутствия льгот.
Обратите внимание. Предварительное согласование не относится к льготным способам получения земли.
Это означает, что любой гражданин может использовать данную процедуру. Более того, получать участки через предварительное согласование можно многократно. В этом одно из отличий процедуры от льготных оснований приобретения земли.
Приведем пример для сравнения. Многодетные семьи получают землю по льготному основанию без торгов. При этом, 1 (одна) семья может получить один земельный участок и только 1 (один) раз.
Через предварительное согласование можно получать участки без ограничения их количества.
Под какие виды использования участка можно запускать предварительное согласование?
Земельным кодексом установлены разные основания, для которых применяется предварительное согласование. В этой статье мы рассмотрим только 4 варианта получения земли без торгов, на которые распространяется рассматриваемая процедура.
Для справки: До 01 января 2023 года было 5 вариантов.
Но изменения в законодательстве исключили из этого списка дачное хозяйство, поэтому осталось только 4 варианта. Данные изменения не сузили круг оснований получения земли без торгов, потому что дачные участки фактически приравняли к садовым участкам, на которые предварительное согласование распространяется в полной мере.
Первый случай. На мой взгляд, вариант получения участка под индивидуальное жилищное строительство через предварительное согласование является наиболее используемым сценарием. Это вполне объяснимо, потому что строительство дома одна из желанных целей многих людей. Второй случай. Участки под личное подсобное хозяйство бывают 2 видов:
- ЛПХ в границах населенного пункта (приусадебные участки),
- ЛПХ за пределами населенного пункта (полевые участки).
Предоставление участков через предварительное согласования допускается только в отношении приусадебных участков, то есть участков под ЛПХ в границах населенного пункта.
Получать полевые участки, то есть участки, расположенные за пределами населенных пунктов, через предварительное согласование невозможно.
Нужно ли утверждать схему после предварительного согласования
Обязтельно ли утверждать печатью схему на предварительное соглосование земельного участка Без проведения торгов возможно получение земли на следующие цели: Регламент о проведении процедуры Внимание!
Подается соглашение в местную администрацию или Департамент имущественных отношений, расположенный в том районе, где находится участок.
Данная услуга оказывается бесплатно.
Для оформления предварительного согласования нужно пройти несколько этапов:
- Заполнение заявления о согласовании по установленной форме.
- Готовится схема о размещении интересующего земельного объекта с приблизительным указанием его нахождения на плане данного земельного округа. Это необходимо для подсчета его приблизительной площади и выяснения возможного целевого назначения. Данный этап осуществляется только для участков, у которых нет проекта межевания земли.
ФЗ) 1.
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее — испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; (в ред.
В конечном виде порядок предоставления земельного участка состоит из следующих этапов:
- Проведение кадастровых работ;
- Оформление договора купли-продажи, аренды;
- Принятие органом исполнительной власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- Подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- Проведение государственной регистрации права на земельный участок.
- Обращение с заявлением установленного образца о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
Схема расположения земельного участка Для оформления прав лиц на земельные участки, предоставленные в аренду или собственность без торгов, требуется подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и дождаться решения уполномоченного органа.
Какие нужны документы?
Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.
Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:
– ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);
– материалы лесоустройства;
– планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;
– документы по территориальному планированию муниципальных образований;
– проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.