- Финансовые споры

Разница между парламентской и президентской республикой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разница между парламентской и президентской республикой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В данной форме правления особая роль отводится президенту. В его руках сосредоточены все полномочия. Отличительной особенностью является разделение властей – исполнительная сосредоточена в руках первого лица, а законодательная – парламент.

Президентская республика – форма власти, при которой основная главенствующая роль отведена президенту, имеющему очень широкий круг полномочий. Глава государства в то же время является главой исполнительной власти. Дополнительные особенности:

  • Выборы президента и парламента происходят независимо друг от друга.
  • Именно глава государства набирает правительство, состоящее из министров, не подконтрольных парламенту.
  • Две ветви власти – законодательная и исполнительная четко разделены друг от друга, но правительство и парламент взаимосвязаны и могут воздействовать друг на друга. Эта характеристика дает президентской республике второе название – дуалистическая.

Несмотря на то, что существует много различий, сходств также не мало.

Прочитать, на каком самолете не страшно лететь: Боинг-727 или ТУ-154 можно здесь

Сходства:

  • судебная власть подчинена закону, влияние исполнительной, законодательной отсутствует;
  • имеются различные комитеты, которые принимают активное участие в жизни страны;
  • закреплено право предлагать и утверждать документы финансового характера.

Отличия:

парламентская президентская
Глава избирается не народом Выбор президента осуществляется на выборах
Руководитель правительства является значимым должностным лицом В руках главы государства сосредоточена вся власть
Членов аппарата избирают депутаты Министров и главу правительства назначает самостоятельно
Координация деятельности президента производится собранием Внешняя политика полностью под управлением главы страны

Сравнительная таблица

Основа для сравнения Парламентская форма правления Президентская форма правительства
Смысл В системе парламента законодательный и исполнительный органы власти тесно связаны, в то время как судебная власть независима от двух других органов власти. В президентской системе законодательный, исполнительный и судебный органы власти независимы друг от друга.
Должностное лицо Двойной исполнительный Один исполнительный
подотчетность Исполнительная власть подотчетна законодательному органу. Исполнительная власть не подотчетна законодательному органу.
полномочия концентрированный разделенный
Министры Только члены парламента могут быть назначены министром. Лица вне законодательного органа назначаются министрами.
Роспуск нижней палаты Премьер-министр может распустить нижнюю палату до истечения срока ее полномочий. Президент не может распустить нижнюю палату.
Срок пребывания исполнительной власти Не зафиксировано Исправлена

Основные признаки республики

Современные специалисты выделяют следующие признаки республики:

  • Каждый республиканский орган власти, начиная от высших государственных и заканчивая местными муниципальными, избирается гражданами на определенные в Основном Законе фиксированные сроки. Также граждане могут досрочно прекращать полномочия избранных ими должностных лиц, если те не справляются с возложенными на них обязанностями.
  • Каждый из перечисленных государственных институтов (президента, правительство, парламент) берет на себя функции по управлению отдельной ветвью власти, к примеру, президент и министры руководят исполнительными органами государства, в то время как парламент возглавляет законодательную ветвь власти.
  • Главы государства в республиках ответственны за все совершаемые ими на посту действия, включая нарушение законодательства. За совершение государственных преступлений глава республики может быть отрешен от занимаемой должности.
  • Высшая власть в республиках (фактически, далеко не во всех) разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, взаимоотношения между ними регулируются закрепленной в законодательстве системой сдержек и противовесов, не позволяющей никому из них узурпировать властные полномочия.
  • Органы власти и должностные лица ответственны друг перед другом и перед народом за совершаемые ими действия и проводимую политику.
  • Права и свободы граждан закрепляются в Конституции и законах, их нарушения пресекаются органами власти.

Ошибка установки соединения с базой данных

В президентской республике ведущую роль в системе государственного управления, в свою очередь, играет президент — глава исполнительной ветви власти и одновременно — государства.

Он получает свою должность также посредством всенародных выборов.

В зависимости от демократической традиции, сложившейся в конкретной стране, кандидат на должность президента может находиться в составе какой-либо партии (как в США) либо быть беспартийным (как в России).

Ведущая роль главы государства в президентских республиках выражается в разных аспектах. Как правило, это связано с очень широким кругом его полномочий в части внутренней и внешней политики.

Что касается назначения правительства и министров — в президентских республиках, как и в парламентских, данная процедура, как правило, требует участия высших законодательных органов власти. Однако кандидаты на должность премьер-министра, а также глав ведомств обычно предлагаются президентом страны.

Примеры типичных президентских республик — Россия и США. В РФ в руках главы государства сосредоточены огромные полномочия. Иногда Россию называют «суперпрезидентской» республикой. Можно отметить, к слову, что Президент РФ формально не относится к исполнительной ветви власти. Но на практике он оказывает очень большое влияние на деятельность Правительства и министров.

Так, по предложению Президента РФ на свою должность утверждается Премьер-министр (его кандидатуру должны одобрить депутаты Госдумы — нижней палаты российского Парламента), по прямому его распоряжению — заместитель Председателя Правительства, а также главы министерств (их кандидатуры предлагаются, в свою очередь, Премьер-министром).

В свою очередь, Президент США формирует Кабинет США, согласуя должности работающих в нем Секретарей (их полномочия близки к тем, что имеют российские министры) с Сенатом — верхней палатой американского парламента. Отметим, что должность Премьер-министра или близкая к ней (которая могла бы, к примеру, звучать как «глава Кабинета») в США не учреждена.

Главное отличие парламентской республики от президентской в том, что в государстве первого типа ведущую роль в системе государственной власти играет ее высший законодательный орган, назначающий главу правительства — лицо, обладающее наибольшей полнотой политической власти. В странах второй категории максимальные полномочия — у президента, возглавляющего исполнительную ветвь (или непосредственно влияющего на ее работу).

В парламентских республиках население страны принимает прямое участие — на уровне общенациональных выборов — чаще всего только в формировании высшего законодательного органа. В президентских — народом напрямую избирается также и глава исполнительной ветви власти.

Парламентская республика Президентская республика
Что между ними общего?
В парламентских республиках может быть предусмотрена должность президента
В обоих типах республик есть парламент, и граждане страны принимают участие в его формировании
Парламент так или иначе принимает участие в формировании Правительства — с большим или меньшим объемом полномочий
В чем разница между ними?
Президент, как правило, назначается парламентом, имеет относительно немного полномочий Президент — глава государства, который избирается населением и имеет большой объем полномочий
Глава правительства и министры назначаются парламентом, как правило, без согласования с президентом Глава правительства (если его должность предусмотрена), а также министры назначаются президентом по согласованию с Парламентом (иногда главы ведомств назначаются президентом напрямую — как в России)
Ведущую роль в политической системе государства играет глава Правительства Ведущую роль в политической системе страны играет президент
Читайте также:  Как оформить продавца индивидуальному предпринимателю

В различных формах первые республики существовали еще в древности, например, аристократическое государство Рима и демократическое в Афинах и Коринфе. В Средневековье они существовали в виде самостоятельных городов-государств, таких как Новгород, Дубровник, Бремен и т. д. В Новое время первой республикой стали Соединенные Штаты Америки.

Эту форму правления можно назвать противоположностью монархии. Прежде всего она предполагает, что государством управляет не один человек, а специальный коллегиальный орган – сенат, народное собрание, парламент, рада или должностное лицо.

В отличие от монарха, который наследует власть и правит пожизненно, правительство республики избирается на определенный срок. Глава государства тоже выбирается или назначается специальным представительным учреждением.

Правоведение для чайников – 14. Формы правления

Как уже понятно из наименования представленной формы, основную роль в управлении и формировании государственного уклада играет парламент. Парламент, в свою очередь, выбирает премьер-министра (председателя правительства). Этот процесс происходит на основании большинства голосов от той или иной парламентской фракции. Исполнительная власть в парламентской республике, таким образом, возглавляется премьер-министром, а не президентом.

Помимо этого, любая парламентская республика обладает рядом важнейших признаков. Здесь стоит выделить:

  • избрание главы государства парламентским большинством;
  • президент остается, строго говоря, в стороне: за ним закреплены лишь редкие представительские функции;
  • правительство находится под контролем парламента.

Какие страны обладают парламентской формой управления? Стоит отметить, что государств с подобным устройством не так уж и много. Однако наиболее классические формы парламентского устройства зафиксированы в Германии, Австрии, Индии, Италии, Греции и некоторых других странах. Примеры президентской республики выделяются в США, Беларуси, Казахстане, Мексике и многих других странах.

Чем отличается президентская республика от парламентской? Стоит выделить самые основные и важные различия:

  • парламентская республика предполагает избрание президента парламентским большинством, а не народным голосованием — как в республике президентской;
  • в президентской республике глава государства обладает гораздо большими и обширными полномочиями, чем в парламентской;
  • в президентской республике главой государства избираются председатель правительства и различные министры; при парламентской форме правления эти должностные лица избираются специальным парламентским аппаратом.

В вопросе о том, чем отличается президентская республика от парламентской, разобраться не так уж и сложно. Теперь же стоит поговорить об основных моментах, которые присутствуют в ровной степени как в президентской, так и в парламентской форме правления. Здесь стоит выделить следующие основные моменты:

  • должность главы государства присутствует в странах как того, так и иного типа;
  • при обоих устройствах действует парламент, а формируется он народным голосованием;
  • в обоих случаях парламент формирует правительство, хоть и немного различными способами.

Стоит также отметить, что существует и третья форма правления: так называемая смешанная республика.

Этот вид республики предусматривает большую ответственность и полномочия для должности президента. Президентская форма правления существует в США, Казахстане, Беларуси, Камеруне, большинстве стран Центральной и Южной Америки.

В такой системе президент избирается населением или коллегией выборщиков, парламент при этом не участвует. Он является главой государства и главой правительства, сосредотачивая в своих руках всю исполнительную власть. Он самостоятельно формирует кабинет министров, который ему подконтролен. Правительством страны становится партия, которую он возглавляет, при этом президент может распустить правительство, если на это будут основания.

В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.

Смешанный вид республики также называют полупрезидентским. Он сочетает в себе черты обеих форм. Так, никто из органов не получает перевес в полномочиях, а исполнительная и законодательная власть обладают рычагами взаиморегулирования и контроля.

Смешанная форма правления характерна для Франции, Португалии, Ирландии, Болгарии, Киргизии, Румынии, Финляндии, Литвы и т. д. Правительство в такой республике формируется президентом, но парламент может высказать ему недоверие и потребовать роспуск. Сам парламент может быть распущен президентом. Правда, в некоторых странах такой возможности нет, и он должен работать столько, сколько предполагает конституция.

Республики могут делиться не только на парламентские, президентские и смешанные. По форме государственного устройства они, как и монархии, бывают федеративными (Швейцария, Россия, Германия) и унитарными (Италия, Венгрия, Исландия, Франция). В первом случае они содержат в составе субъекты (области, края, кантоны), которые обладают определенной самостоятельностью, но не являются суверенными. Во втором случае таких субъектов нет.

Кроме того, некоторые республики не вписываются в три основных вида и обладают своими нюансами. В истории таким примером является Советский Союз, где принцип разделения отсутствовал, и вся власть принадлежала Советам.

Основа для сравнения Парламентская форма правления Президентская форма правительства
Смысл В системе парламента законодательный и исполнительный органы власти тесно связаны, в то время как судебная власть независима от двух других органов власти. В президентской системе законодательный, исполнительный и судебный органы власти независимы друг от друга.
Должностное лицо Двойной исполнительный Один исполнительный
подотчетность Исполнительная власть подотчетна законодательному органу. Исполнительная власть не подотчетна законодательному органу.
полномочия концентрированный разделенный
Министры Только члены парламента могут быть назначены министром. Лица вне законодательного органа назначаются министрами.
Роспуск нижней палаты Премьер-министр может распустить нижнюю палату до истечения срока ее полномочий. Президент не может распустить нижнюю палату.
Срок пребывания исполнительной власти Не зафиксировано Исправлена

Парламентская форма правления представляет собой систему демократического управления страной, в которой исполнительная власть является производной от законодательного органа, то есть парламента. Здесь исполнительная власть делится на две части: глава государства, то есть президент, который является только номинальным исполнительным лицом, и глава правительства, то есть премьер-министр, который является реальной исполнительной властью.

Согласно этой системе, политическая партия, получившая максимальное количество мест во время федеральных выборов, в парламенте формирует правительство. Партия выбирает члена, как лидера, который назначается президентом премьер-министром. После назначения премьер-министра из него формируется кабинет, члены которого должны быть вне парламента. Исполнительный орган, т.е. Кабинет министров, подотчетен законодательному органу, т.е. Парламенту.

Парламентская и президентская республика: сходство и различие

Большинство современных республик являются президентскими (около 130). Полнота власти сосредоточена в руках президента, обладающего широкими полномочиями. Ему принадлежит право формирования кабинета министров (правительства), руководство вооруженными силами. Он выступает от лица страны на международной арене. В компетенцию главы государства входит:

  • принятие решения о роспуске парламента,
  • нормотворчество,
  • ветирование парламентских постановлений, в том числе, касающихся принятия законов.

Смешанная разновидность включает типы: президентско-парламентский и парламентско-президентский. Смешанная республика это форма правления, которая совмещает черты двух основных видов.

Для нее характерно:

  • Существование постов президента и премьер-министра.
  • Избрание руководителя государства через всеобщие выборы.
  • Отчетность правительства перед парламентом.
  • Возможность роспуска парламента по указу президента.

Объем имеющихся у главы полномочий не совпадает с мерой его ответственности, что позволяет ему уклоняться от ответа за принятые решения. Это пагубно отражается на доверии народа к властным структурам.

Читайте также:  Что делать для профилактики коронавируса и какие меры являются бесполезными

Смешанные республики —, Франция, Польша, Россия, Украина, Армения, Литва.

На рубеже 20-21 веков появилась новая тенденция приобретение государствами с выборной формой власти признаков монархического правления. В эту категорию входят страны, где действует жестко централизованный механизм управления (автократия, тоталитаризм). В сложившихся условиях президент выдвигает своего преемника из числа ближайших родственников. Выборы, проводимые в соответствие с Конституцией, лишь подтверждают легитимность власти. Новое понятие, монократия – это форма трансляции полномочий по наследственному признаку.

Внимание! Некоторым монархиям с федеративным устройством государства присущи черты выборной власти. В Малайзии и ОАЭ президента федерации выбирают из числа наследственных правителей (султанов, эмиров).

Предпосылкой для установления монократического устройства стало внедрение сверхпрезидентских полномочий. Что такое «суперпрезидентство», уяснить несложно. Понятие суперпрезидентская республика означает возможность избрания кандидата на высший пост без ограничения числа сроков правления, а также сосредоточение в руках лидера максимальных полномочий. Одним из примеров «сверхпрезиденства» долгое время являлась принильская республика (АРЕ).

Последующей ступенью на пути к монократии служит введение пожизненного президентства. Первой страной стала Индонезия, где в 1963 г. пожизненное лидерство было закреплено за президентом Сукарно.

Монакратические государства характерны для развивающихся регионов Азии, Африки, Америки. Самым ярким примером «монархизации» является КНДР, где у державного кормила находится уже третье поколение одной семьи руководителей:

  1. 1-й президент Ким Ир Сен (отец),
  2. 2-й Ким Чен Ир (сын),
  3. 3-й Ким Чен Ын (внук).

Нормальное функционирование государства невозможно без тесной взаимосвязи и разделения полномочий между главными органами власти. Каждый из них имеет свое поле деятельности:

  1. Парламент разрабатывает и принимает законы.
  2. Правительство осуществляет мероприятия, направленные на выполнение законодательных норм.
  3. Судебные инстанции контролируют исполнение законов, устанавливают ответственность за нарушение.

Дифференциация властных структур помогает избежать злоупотреблений, быстрее решать возникшие проблемы. В отличие от монархий при республиканской форме правления все органы власти избираются от лица народа – прямым либо косвенным голосованием, поскольку слово республика в переводе с латыни означает «общественное дело».

Первостепенное значение имеет фактор ответственности лидеров за принятие решений. В случае если работа государственного механизма застопорилась или дает сбой, предусмотрены действия по снятию или отказу от полномочий (уход в отставку, роспуск парламента, импичмент).

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Президентская, парламентская и смешанные республики: особенности функционирования

  1. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.

    Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные
черты президентской республики:

  • внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США)
  • внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
  • в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Президентские
республики:

К
президентским республикам относят США,
большинство республик
Латинской
Америки и
Африки.

Классической
президентской республикой являются
Соединённые
Штаты Америки. В основе
Конституции
США лежит
принцип
разделения властей. Согласно данной
конституции,
законодательная
власть
принадлежит
Конгрессу,
исполнительная — президенту, судебная
— Верховному Суду. Президент, избираемый
коллегией
выборщиков, формирует правительство
из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские
республики распространены в странах
Латинской
Америки. Эта форма правления встречается
также в некоторых странах
Азии
и
Африки. Правда,
подчас в этих странах власть главы
государства на деле выходит за
конституционные рамки, и, в частности,
латиноамериканские президентские
республики неоднократно характеризовались
исследователями как
суперпрезидентские.

  1. Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Парламентские республики: список стран

Распространенность этой формы правления в мире довольно велика. На сегодняшний день существует около тридцати парламентских республик, при этом следует отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Ниже приведены примеры парламентских республик (они распределены по частям света):

  • в Европе — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
  • в Африке — Эфиопия;
  • в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
  • в Океании — Вануату.
  • в Америке — Доминика;

Как видим, в европейском регионе преобладают парламентские республики, в список которых входит более 30 стран. Еще одна особенность, которая сразу бросается в глаза, — это то, что большинство перечисленных стран (в первую очередь, если мы говорим о Европе) относятся к экономически развитым странам с высоким уровнем демократического развития.

Парламентская республика

Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:

  1. Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
  2. Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
  3. Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.

К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.

Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.

Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.

Читайте также:  Льготы для учителей в жилищной сфере

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Понятие президентской республики

В данной форме правления особая роль отводится президенту. В его руках сосредоточены все полномочия. Отличительной особенностью является разделение властей – исполнительная сосредоточена в руках первого лица, а законодательная – парламент.

Отличительные черты президентской республики:

  • избирание представителя происходит народом или коллегией выборщиков, как в Соединенных штатах;
  • состав подчиненных штатов формирует президент. Фактически и юридически, именно первое лицо является руководителем. Он может отправить правительство в отставку;
  • большие полномочия у того, кто стоит у руководящей роли государства. Имеет право подписывать законы и указы, но не может распустить собрание.

Отличительные черты (критерии) парламентарной, смешанной (полупрезидентской), президентской и суперпрезидентской республик, их примеры и сравнительный анализ. Парламент «форум» и «преобразователь».

Республика (лат. respublica от res — дело, publicus — общественный, т. е. «общее дело» или «общественное дело») — это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают всеми правами. В рамках республиканской формы правления принято различать три основных вида: президентскую, парламентарную и смешанную республику.

1.Президентская республика — разновидность республиканской формы правления, при которой доминирующую роль в системе государственных органов играет президент.

Основными ее признаками являются:

— четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, обеспечиваемое действием системы сдержек и противовесов;

— президент обычно избирается всем народом (коллегией выборщиков в США), что обуславливает достаточно высокую степень его независимости от парламента;

— президент непосредственно возглавляет исполнительную власть в государстве, т. е. президент и глава государства, и глава исполнительной власти;

— должность премьер-министра не предусматривается;

— президент не имеет права роспуска парламента;
— парламент, как правило, не может вынести вотум недоверия правительству (в данном случае кабинету президента);

— президент самостоятельно формирует свой кабинет, отличающийся от обычного правительства тем, что он не является органом, принимающим коллегиальные решения, решения принимает президент;

— акты президента не подлежат контрасигнатуре;

— президент несет ответственность только в порядке импичмента и может быть отрешен от должности.

Классический пример президентской республики — США. В латиноамериканских странах и странах Африки президентская республика, как правило, трансформировалась в суперпрезидентскую республику. В европейских странах президентская республика не прижилась.

2.Парламентарная республика — разновидность республиканской формы правления, характеризуется тем, что парламент, являясь полновластным органом, формирует политически ответственное перед ним правительство и, как правило, избирает президента, который занимает в системе государственных органов достаточно скромное место.

Основными признаками парламентарной республики являются:

— президент избирается либо парламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания с обязательным участием членов парламента (ФРГ, Индия);

— президент назначает главу правительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте;

— исполнительная власть принадлежит главе правительства (премьер-министру, канцлеру), который и имеет все необходимые властные полномочия для осуществления правительственной политики;

— правительство ответственно перед парламентом, а не перед президентом. В случае вынесения вотума недоверия или отказа в доверии правительство либо уходит в отставку, либо президент, не принимая отставки правительства, может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить досрочные выборы;

— президент не может по собственному усмотрению отправить в отставку главу правительства, но по рекомендации главы правительства может отправить в отставку любого члена правительства;

— акты, издаваемые президентом, нуждаются в кон- трасигнатуре, т. е. подписи премьер-министра или министра, которые и несут за них ответственность.

Парламентарными республиками являются ФРГ, Италия, Финляндия, Венгрия, Израиль, Индия и другие страны.

3.Смешанная республика (иногда в научной литературе именуется парламентарно-президентской, президентско-пар- ламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) — это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Наиболее типичным примером смешанной республики является V Французская Республика. В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламентарной республики, существовавшей ранее по Конституции 1946 г. и установила смешанную республику.

Основными признаками смешанной республики являются:

— президент является главой государства и арбитром;

— президент избирается на основе всеобщих и прямых выбрров, получая власть непосредственно от народа;

— президент, не являясь юридически главой исполнительной власти (правительство возглавляет глава правительства — премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать на политику правительства;

— президент и парламент совместно участвуют в формировании правительства (например, президент предлагает кандидатуры на посты министров, а парламент утверждает их);

— двойная ответственность правительства: и перед президентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;

— право президента на роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов, но это право носит конституционно ограниченный характер.

В настоящее время смешанные республики реализуются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.

СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКАЯ (МОНОКРАТИЧЕСКАЯ) РЕСПУБЛИКА — разновидность президентской республики, характеризующейся режимом президентского правления. Суперпрезидентскую республику характеризуют:

а) концентрация всей полноты власти в руках «сильного» президента, который в таких случаях может быть не только главой государства, но и главой исполнительной власти, лидером правящей политической партии;

б) фактически ничем не ограниченное право президента распустить парламент;

в) право президента назначать на должность и освобождать от должности руководителей местных администраций, судей;

г) право президента вводить по собственному усмотрению режим чрезвычайного и военного положения;

д) практическая невозможность отрешения президента от должности;

е) деформация или полное отсутствие системы «сдержек» и «противовесов», которая является обязательным условием баланса законодательной, исполнительной и судебной властей;

ж) ориентация всех государственных структур во главе с президентом на установление монократического режима, при котором отсутствует подлинная демократия, а права и свободы граждан носят формальный, а нередко и фиктивный характер. В современных условиях существуют в большинстве латиноамериканских стран, некоторых азиатских и бывших советских республиках.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *