- Автомобильное право

Выдворение иностранных граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выдворение иностранных граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Комментарии к ст. 3.10 КОАП РФ

1. Конституция РФ (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

2. В комментируемой статье дано понятие административного выдворения как вида административного наказания, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации. В упомянутом выше Федеральном законе от 25 июля 2002 г. не приведено такое определение, вместе с тем установлен порядок административного выдворения (ст. 34). Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ.

3. Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, пограничные органы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации в определенных ФСБ России местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством (см. ст. 14 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).

4. Административное выдворение как вид административного наказания следует отличать от такой меры административного пресечения, как депортация (принудительная высылка из Российской Федерации) иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (см. ст. ст. 1 и 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

5. Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1) в случаях, если орган или должностное лицо (в данном случае — миграционная служба), к которым поступило дело в таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Административное выдворение согласно ст. 3.3 КоАП РФ может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В статьях Особенной части КоАП эта мера предусмотрена в качестве дополнительного наказания.

6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

7. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (миграционной службы) (ст. 32.9 Кодекса).

8. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения (п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.)).

Читайте также:  Администрация городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

9. В комментируемую статью внесено дополнение. В ч. 3 статьи указано, что административное выдворение не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Кто рассматривает дела об административном выдворении?

  1. Перед тем, как дело попадает в суд, иностранного гражданина задерживает миграционная служба, которая и привлекает его к ответственности. Далее, дело попадает в суд, где судья выносит постановление о привлечении к административной ответственности в виде выдворения.
  2. Данное дело рассматривает только районный (городской) суд в единоличном составе судьи.
  3. После вынесения судьей постановления об административном выдворении, на следующий день в дело вступают судебные приставы, которые начинают исполнительное производство в отношении правонарушителя, а затем начинают процедуру выдворения. Судебный пристав вывозит из страны иностранца или же, в случае контролируемого самостоятельного выезда, доставляет его в специальное учреждение.

Сотрудники каких служб осуществляют административное выдворение

От ситуации, в которой было зарегистрировано правонарушение, зависит, сотрудники каких организаций будут осуществлять процедуру административного выдворения.

Если факт нарушения был зафиксирован при попытке пересечь границу РФ, данным правом обладают сотрудники Пограничной службы РФ по распоряжению начальника КПП. Если иностранный гражданин / лицо без гражданства уличен в нарушении законодательства на территории страны, исполнение решения суда контролирует Федеральная служба судебных приставов. Именно судебные приставы информируют о факте выезда/невыезда лица, подлежащего выдворению, Министерство иностранных дел и Главное управление по внешней миграции МВД.

Принудительное контролируемое выдворение осуществляется с участием судебных приставов, миграционной и пограничной служб, а также сотрудников правоохранительных органов, из числа которых, как правило, формируется конвой.

Чем отличается административное выдворение от депортации

Выдворение и депортация несмотря на формальную схожесть по смыслу, имеют разную правовую природу.

В соответствии с ФЗ за № 115 от 25.06.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ» под депортацией понимается принудительные действия по высылке иностранца с территории РФ в случае утраты или прекращении законных оснований для его дальнейшего проживания в РФ.

Важно! Депортация в отношении иностранного гражданина или апатрида применяется миграционными органами, когда у данного лица заканчивается право на законное пребывание в стране или оно прекращается по независимым от него причинам. В остальных случаях депортировать за административное правонарушение нельзя.

Административное выдворение применяется к лицам даже при наличии у них права на законное пребывание в РФ, как мера ответственности за совершенные проступки.

Депортация имеет исключительно принудительный характер в отличие от выдворения, которое применяется как в принудительном, так и добровольном порядке. Решение о депортации выносят миграционные службы, в то время как высылка осуществляется в большинстве случаев по решению суда.

Решение о депортации может быть обжаловано в течение 90 суток и обязательно к исполнению в пятидневный срок.

Как поступить с несовершеннолетними?

В российском законодательстве отсутствуют правовые нормы, регламентирующие особенности правового статуса несовершеннолетних, как субъектов миграционных отношений. Оценить количество детей мигрантов, которые находятся в РФ достаточно сложно. Дети, прибывшие с родителями или иными законными представителями, рассматриваются как члены их семей и следуют с ними. Срок их пребывания определяется сроком пребывания их родителей или законных представителей.

Международными правовыми актами, в частности п.1 ст.9 Конвенции о правах ребенка возможность разлучения ребенка с родителями определяется как исключительное обстоятельство, которое возможно только в том случае, когда такое разлучение необходимо в интересах ребенка. Однако, п.4 ст.9 Конвенции не исключает возможность разлучения с ребенком на основании решения государства о депортации или высылке одного или обоих родителей. Из смысла норм Конвенции, дети, не достигшие 18 летнего возраста:

  • не могут содержаться в спецучреждениях без сопровождения родителей или законных представителей;
  • при передаче несовершеннолетнего без сопровождения его необходимо передать родителям или законным представителям в государство его гражданства или последнего места жительства.

Судебная практика показывает, что суды, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка, как правило не принимают решения о применении административных мер, связанных с удалением несовершеннолетних мигрантов с территории РФ.

Стоит обратить внимание на то, что с реализацией «выезда» из РФ придется поторопиться. Согласно действующему законодательству, срок выдворения составляет 5 дней. Отсчет времени начинается с момента, когда нарушитель получил на руки решение суда. В случае обжалования постановления все равно придется выезжать. Согласно нашему законодательству, гражданин иностранного государства не может находиться свыше указанного периода в стране при подаче апелляции. Действовать в этом случае придется через представителя. Стоит знать! Если мигрант выезжает добровольно, на него действуют аналогичные принципы. Увеличение сроков, отведенных на реализацию судебного постановления невозможно ни при каких обстоятельствах. При этом немаловажный вопрос — кто должен платить за высылку. Существуют различные варианты развития событий. Проезд до дома оплачивает:

  • сам мигрант;
  • сторона, которая пригласила человека в страну и взяла на себя ответственность за «гостя»;
  • посольство государства иностранного лица;
  • общественная организация.
Читайте также:  За что и как могут наказать бухгалтера

Порядок подачи жалобы против выдворения

Иностранный гражданин имеет право подать жалобу на постановление, которое вынес суд по вопросу об административном выдворении. Существует определенный порядок обжалования решения суда.

Лицо имеет право подать жалобу по нескольким причинам:

  1. Гражданин иного государства был привлечен к ответственности в виде выдворения неправомерно. Такая ситуация может произойти в связи с правовой ошибкой, следовательно, решение суда также считается ошибочным.
  2. Иностранный гражданин (гражданка) состоит в браке с гражданином (гражданкой) РФ.
  3. У лица есть близкие родственники, которые имеют гражданство РФ.
  4. Гражданин иностранного государства проходит обучение в России по очной форме.
  5. Лицо пользуется услугами медицинского характера в РФ (находится на длительном лечении).

Документы, необходимые для подачи жалобы: копия постановления суда, собственно, сама жалоба и любые документы, которые содержат сведения о спорной ситуации, о правоотношениях сторон спора, о возникновении и развитии обстоятельств.

Совет. Как составить жалобу: обязательно указывают полные данные иностранца, обжалующего решение о выдворении, дату и обстоятельства назначения наказания, причины его несогласия с принятым решением и обстоятельства, которые вполне могут стать основанием для отмены административного выдворения.

Инстанция Суды, которые рассматривают дело на данной инстанции Срок Порядок Результат
Апелляционная

(исправление правовых ошибок, суд вправе отправить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции)

окружные (флотские) военные суды;

апелляционные суды;

суды субъектов РФ;

районные суды;

апелляционные арбитражные суды.

Обязательно надо учитывать срок, в течение которого иностранный гражданин имеет право подать жалобу (10 суток). Данный срок отсчитывается с того момента, когда суд вынес постановление. Если лицо не обратилось с жалобой в суд в этот период, то решение суда приводится в исполнение. Жалоба подается в суд, который вынес соответствующее постановление, после чего этот суд перенаправляет жалобу в апелляционный суд. Решение суда по апелляционной жалобе вступает в силу в день его вынесения. Если лицу отказано в поданной жалобе, то в течение 15 дней необходимо покинуть Россию. Если решение о выдворении отменено, то необходимо выполнить требования миграционного законодательства по пребыванию в РФ.
Надзорная (Президиум Верховного Суда РФ) Если в жалобе отказано на стадии апелляции, то через 1 год есть возможность обратиться с жалобой в надзорную инстанцию. В этом случае жалоба передается председателю регионального суда. Согласно части 3 статьи 30.16 КоАП РФ, решение по жалобе выносится не позднее 2 месяцев со дня поступления жалобы в суд. В случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд. Если в решении суда данной инстанции подтвержден факт совершения административного нарушения лицом, и не выявлены процессуальные ошибки на стадии рассмотрения жалобы судом предыдущей инстанции, то постановление суда приводится в исполнение.

Отличия административного выдворения от депортации

Граждане часто путают понятия «административное выдворение» и «депортация». Чтобы внести окончательную ясность, перечислим основные отличия данных явлений:

  • Решение об административном выдворении иностранных граждан принимается исключительно в судебном порядке;

Решение о депортации может принять сотрудник Федеральной миграционной службы в самостоятельном порядке;

  • После вынесения об административном выдворении иностранный гражданин должен уехать из страны за свой счет;

При депортации оказать финансовую поддержку должен либо лицо, из-за которого иностранный гражданин прибыл в Россию, либо представители того государства, откуда иностранец приехал, либо органы ФМС РФ.

Необходимость уехать из России в течение пяти дней, а также возможность обжаловать решение суда или миграционной службы являются сходными чертами выдворения и депортации.

  • При вступлении решения о депортации иностранец может подать письменное обжалование в течение трех месяцев;

При административном выдворении у иностранных граждан есть только десять суток на подачу апелляции (как она подается, читайте в следующем разделе).

Основные причины выдворения

Принудительный выезд иностранцев из страны может быть и дополнительной мерой наказания нарушителей

Выдворить могут иностранцев, нарушивших нормы КоАП (ст. 18.1 – 18.19).

Принудительный выезд иностранцев из страны может быть и дополнительной мерой наказания нарушителей. Основной вид наказания – назначение штрафа.

Отметим, что АВ является довольно частым случаем.

Дела же могут рассматриваться в сжатые сроки, причём субъекту:

  • Не предоставляют переводчиков.
  • Не идут навстречу и не оповещают его родственников в РФ.
  • Не помогут трудовые и иные документы, чтобы избежать наказания.

Подсудимому остаётся только одно – подать апелляцию, ссылаясь в ней на положения КоАП и КАС.

Высылка нелегального мигранта с территории имеет для него серьезные последствия: нарушителю официально запрещают въезд в Россию на период от 1 до 10 лет. Сроки выдворения иностранных граждан за пределы РФ зависят от тяжести проступка. Например, пять лет запрета устанавливают за предоставление ложных сведений или нарушение миграционного законодательства. Но при рецидиве этот срок увеличивается вдвое.

Читайте также:  КАК УСТАНОВИТЬ ФАКТ НАХОЖДЕНИЯ НА ИЖДИВЕНИИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВА?

Во избежание неприятных последствий при последующем пересечении границы, необходимо изначально выяснить: выдворение на сколько лет было назначено судом. Уведомление иностранных граждан о периоде запрета законом не предусмотрено. Если срок не подошел к концу, то пограничная служба мигранта не пропустит.

Основания для применения

Процесс депортации из России представляет собой принудительную высылку вследствие утраты иностранцем или апатридом каких-либо законных оснований для проживания (работы, учебы) в Российской Федерации. Среди причин наиболее распространены:

  • просроченное покидание страны (истек срок юридической силы визы или максимального безвизового проживания);
  • окончился срок действия разрешения на работу (патента), РВП, был аннулирован ВНЖ, подтверждающие легальность проживания;
  • иностранное лицо не смогло получить статус беженца, утратило или лишилось его;
  • въезд в страну был незаконен (осуществлен по фальшивым личным документам);
  • нахождение на территории России иностранца было признано нежелательным.

Законодательство о выдворении из РФ

Основу российского законодательства о выдворении, безусловно, составляет Кодекс об административных правонарушениях. В частности, ст. 3.2 КоАП определяет высылку в качестве одного из видов административного наказания. В это же время ст. 3.10 КоАП зафиксировано определение административного выдворения, субъекты, к которым оно может применяться, а также иные особенности процедуры.

Кроме того, КоАП как главный закон о выдворении содержит исчерпывающий перечень видов административных проступков, за которые может быть назначено такое наказание. В их число, в частности, входит:

  • употребление наркотиков, отказ от требования должностного лица пройти медицинское освидетельствование (ст. 6.9 КоАП);
  • пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП);
  • нарушение правил въезда и режима пребывания (ст. 18.8 КоАП);
  • незаконное трудоустройство (ст. 18.10 КоАП);
  • предоставление ложных сведений при прохождении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП);
  • нарушение правил поведения на спортивных мероприятиях (ст. 20.31 КоАП) и так далее.

Статья 34 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» определяет порядок, в котором осуществляется административное выдворение за пределы РФ. Кроме того, регулирование выдворения осуществляет и ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В частности, ст. 27 закона определены сроки запрета на въезд, применяемые при высылке.

Высылка несовершеннолетних

Законодательством большинства стран, применяющих административное выдворение, установлено, что ответственность за административные проступки наступает с 16 лет. Однако общепринятый возраст совершеннолетия – 18 лет Таким образом, выдворение несовершеннолетних иностранцев возможно лишь в случае, если на момент совершения предусмотренных законодательством админправонарушений им исполнилось 16 лет. Если на момент совершения проступка иностранец такого возраста не достиг, к нему не применяется административное наказание, следовательно, он не может быть выдворен.

Отдельно стоит отметить случаи, когда происходит выдворение родителей несовершеннолетних. Учитывая ст. ст. 8, 9 Конвенции о правах ребенка, которые требуют уважения семейной жизни и невозможности разлучения родителей и детей, выдворение родителей возможно лишь в исключительных случаях. В контексте этого государственные органы стран, которые принимают соответствующие решения, должны исходить из действительной потребности в назначении такой меры ответственности.

Поэтому при наличии несовершеннолетних детей выдворение родителей применяется лишь в качестве единственно возможной меры достижения целей такого наказания. И на несовершеннолетних детей выдворяемых лиц оно не распространяется.

За что могут «выдворить» из России

Причиной для применения данного вида наказания является нарушение административного законодательства. От разновидности и «тяжести» правонарушения зависят санкции – длительность последующего запрета на въезд, размер денежного штрафа (если такой предусмотрен законом) и проч.

В качестве основания для выдворения иностранных граждан из России могут выступать такие правонарушения:

  • неправомерное пересечение государственной границы;
  • трудоустройство без разрешительных документов (патента);
  • отсутствие регистрации по месту пребывания (когда мигрант вообще не стал на миграционный учет либо свидетельство просрочено);
  • нахождение в стране сверхсрочно (если уже недействительны виза или разрешение на временное проживание);
  • документы, легализирующие статус иностранца (разрешение на временное проживание или вид на жительство), не получены вообще. Особенно это актуально, когда происходит выдворение лиц без гражданства за пределы РФ, ведь для них ВНЖ является еще и удостоверением личности в России;
  • мигрант систематически нарушает нормы КоАП (второе за год, например, привлечение к административной ответственности может стать основанием для выдворения);
  • проступки, в которых суд может усмотреть опасность для целостности страны и спокойствия ее граждан (нарушение общественного порядка, участие в террористических или экстремистских группах).

Как видим, практически за любое нарушение миграционного режима может быть определена такая мера наказания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *