Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административные нарушения в таможенной сфере». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм интеграционного и национального таможенного законодательства играет особую роль в деле защиты экономического суверенитета государства, формирования единой таможенной территории и достижения целей таможенной политики Таможенного союза и стран — участниц торгово-экономического объединения.
Доказательная база по делам о нарушении таможенных правил
Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию:
- Событие.
- Виновность.
- Факт совершения правонарушения.
- Условия, повлиявшие на характер и степень ответственности.
- Причины, способствующие совершению административного деяния.
Предмет доказывания – это совокупность всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу о нарушении таможенных правил.
Доказательствами служат любая фактическая информация, на основе которой устанавливается:
- отсутствие или наличие нарушения;
- виновность лица, которое привлекается к ответственности;
- факт совершения правонарушения.
Установление данных осуществляется посредством составления протоколов в ходе таможенного контроля, оформления, ведения производства по делу об административном правонарушении, получения объяснения лица, привлекаемого к ответственности, разъяснений свидетелей, экспертных заключений, письменных и вещественных доказательств.
Доказательная база должна быть собрана лицами, уполномоченными выносить решения по делам об административных правонарушениях. Делать это необходимо в рамках данных полномочий, не выходя за границы действующих законодательных актов. После сбора доказательства оцениваются на предмет готовности вынести на их основании постановление.
Доказательствам присущи следующие черты:
- наличие фактических данных, а не оценочных суждений или необъективных мнений;
- соответствие содержащихся данных конкретному делу;
- согласование способов получения и форм закрепления с видами доказательств и источниками фактических данных;
- недопущение применения доказательств, которые получены с нарушением закона.
По типу источника |
По способу формирования |
По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению |
Личные, предметные |
Первоначальные, производные |
Прямые, косвенные |
Функции и задачи административного производства
Административное производство в области таможенного дела призвано выполнять следующие функции:
- Воспитательную (превентивную) – предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем и иными лицами.
- Карательную – наступление для виновника противоправного деяния негативных последствий материального или морального характера.
- Компенсационную (правовосстановительную) – возможность восстановления общественных отношений, нарушенных в результате противоправного поведения.
- Охранительную – вытеснение опасных вариантов поведения, вредящих экономике, защита государственных интересов.
Цель реализации административных мер не может заключаться в причинении человеку физических страданий, унижении достоинства и не должна наносить вред деловой репутации юридического лица.
Задачи производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела:
- полное, объективное, всестороннее рассмотрение обстоятельств;
- разрешение в соответствии с действующим законодательством;
- своевременное и четкое исполнение вынесенного постановления;
- анализ условий и причин, которые способствовали совершению нарушения.
Общая характеристика административных правонарушений и наказаний
Правонарушения в таможенной сфере составляют виновные противоправные деяния, совершаемые вменяемым лицом, достигшим установленного законом возраста (в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних).
Общеизвестно, что правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные), причем к проступку относится действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью (по сравнению с преступлением).
Анализ практики применения таможенными органами мер административного принуждения
Анализ практики таможенных органов показывает, что наиболее спорные ситуации возникают при конфискации товаров и транспортных средств за нарушения таможенных правил (НТО)1. Обращение товаров в федеральную собственность на основании постановлений по делу о НТП, вынесенных в отношении товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, происходит в двух случаях: в результате их конфискации у лица, перемещающего товары, и конфискации у собственника этих товаров, если он сам их перевозит либо пользуется ими в нарушение установленных таможенных правил.
В отличие от конфискации имущества, предусмотренной статьями Уголовного кодекса РФ, которая в качестве дополнительного наказания может быть вынесена в отношении имущества, нажитого в результате преступной деятельности гражданина, конфискация имущества, предусмотренная нормами таможенного права может быть распространена только на те вещи, предметы, транспортные средства, которые являются непосредственными объектами правонарушения (ст. 242 ТК РФ).
Кроме того, такие предметы подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также установлено это лицо или нет.
Ещё одно существенное отличие процессуального свойства состоит в том, что за преступление конфискация может быть назначена только судом, а за нарушение таможенных правил конфискацию согласно закону могут применить таможенные органы, правомочные рассматривать дела о таких правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 358 Таможенного кодекса РФ «дело о на- рушении таможенных правил, в случае привлечения к ответственности лица, рассматривается таможенным органом РФ, должностное лицо которого вело производство по этому делу».
К различиям рассматриваемых отраслевых видов конфискации можно отнести ещё и то, что конфискация в административном порядке может быть применена и к имуществу организаций, предприятий, учреждений, независимо от форм их собственности, а уголовная конфискация — только в отношении имущества физического лица, нажитого преступным путём. Как известно, уголовное дело в отношении юридического лица не может быть возбуждено. В соответствии же с таможенным законодательством дело в отношении юридического лица при наличии признаков правонарушения заводится с момента составления протокола о НТП.
Своё решение о конфискации товаров и транспортных средств таможенный орган выносит в форме постановления по делу о нарушении таможенных правил. В отличие же от этого, уголовная конфискация имущества происходит в строгом соблюдении конституционных норм.
В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности. В качестве гарантий реализации этого права закреплено положение о том, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишён своего имущества иначе, как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ).
В сложившейся ситуации важно мнение легального толкователя анализируемых норм. Однако Конституционный Суд РФ (КС РФ) до настоящего времени также не занял однозначную позицию. Правоприменительным органам сложно руководствоваться его постановлениями и определениями при разрешении конкретных дел, связанных с изъятием и конфискацией имущества.
Необходимо отметить что заключение Конституционного Суда РФ в части определения момента прекращения права собственности при изъятии и конфискации имущества не является в полной мере определенным: «…изъятие имущества и принятие компетентными органами решения о его конфискации само по себе не является прекращением права собственности. Оно прекращается в результате реального исполнения такого решения и факта перехода имущества в собственность государства». Остается неясным, какие еще действия должен совершить государственный орган, чтобы данное имущество перешло в собственность государства? Если оно изъято и компетентным органом принято решение о его конфискации, то это и есть переход имущества в собственность государства. Конфискация сама по себе является безвозмездным изъятием имущества у собственника в качестве санкции за совершенное правонарушение. Как представляется, в данном случае не может быть такого положения, когда конфискованное имущество имеет статус ничейного в течение какого-то периода времени.
Впоследствии Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 марта 1998 года № 8-П «По делу о проверке конституционности ст. 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй ст. 85 и ст. 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М. М. Гаглоевой и А. Б. Пестрякова» в аналогичной ситуации занял иную позицию. Он указал, что ст. 266 Таможенного кодекса РФ, предусматривающая в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств без судебного решения, не соответствует ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), 35 (ч. ч. 1 и 3) и 55 (ч. 3) Конституции РФ. Предписание ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ о лишении имущества не иначе, как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда должна применяться санкция в виде конфискации имущества. Как видно, КС РФ объявил конституционным только судебный порядок конфискации имущества1.
Следует отметить, что практика реагирования таможенных органов на данное постановление Конституционного Суда РФ различна. Одной из причин является то, что предложенная в письме ГТК России от 27.04.98 № 01-15/8613 «О квалификации правонарушения» схема действий таможенных органов по привлечению лиц к ответственности по ст. 279 ТК России за недекларирование товаров не учитывает особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами не для коммерческих целей.
Принятие на хранение вышеуказанных товаров имеет место либо в связи с неуплатой лицом таможенных платежей на момент перемещения товаров через таможенную границу, либо в связи с наличием запретов или ограничений по перемещению товаров.
В зависимости от оснований принятия товаров на хранение представляются возможными следующие варианты реагирования.
1. Неуплата таможенных платежей. В этом случае заведению дела предшествовало принятие на хранение товаров по квитанции формы ТС-201 в связи с отсутствием у лица на момент ввоза денежных средств для уплаты таможенных платежей при выпуске товаров в свободное обращение. В квитанции ТС-20 указывается предельный срок временного хранения, в течение которого лицо вправе получить товар при выполнении условия, предусмотренного ст. 31 ТК России — уплаты в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, т.е. в данном случае имеет место невыполнение «в установленные сроки хранения требований, относящихся к таможенному оформлению, включая уплату таможенных платежей» (абзац первый пункта 4 описательной части Постановления КС РФ).
Административное принуждение в таможенной сфере.
при обращении с заявлением об установлении корпоративных отношений саморегулируемая организация в области строительства обязана это заявление рассмотреть (процедурный аспект) и удовлетворить по существу при наличии материально-правовых оснований. Поскольку прием в члены са-морегулируемой организации равнозначен принятию решения о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов строительства, то исполнение саморегулируемой организацией своей обязанности приводит к возникновению конкретного субъективного права — права на выполнение видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов строительства.
Таким образом, установление надлежащей правовой природы допуска к указанным видам работ и совершенствование на этой основе действующего законодательства имеют принципиальное значение для системы охраны и защиты предпринимательских и потребительских прав.
Гречкина О.В.,
канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
В условиях становления и развития институтов государственной власти значительно усложняются задачи специальных органов управления по обеспечению поступления в бюджет денежных средств. Многие субъекты правоотношений стремятся избежать уплаты таможенных пошлин, налогов, поэтому в целях предупреждения, пресечения правонарушений таможенные органы применяют весь спектр административно-принудительных мер.
Пределы компетенции таможенных органов по применению мер административного принуждения определяются правоохранительным характером деятельности и обусловлены их функциями.
Вместе с тем, следует отметить, что административное принуждение в области таможенного дела имеет свои специфические черты. Во-первых, оно применяется в сфере действия правоотношений, урегулированных нормами таможенного законодательства, и лишь в части, не урегулированной ими, — Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Во-вторых, меры административного принуждения в сфере таможенного регулирования обеспечивают соблюдение не всех видов административно-правовых норм, а лишь тех, которые содержат общеобязательные правила поведения в сфере таможенно-правовых отношений.
В-третьих, меры административного принуждения в области таможенного дела применяются, как правило, таможенными органами и их должностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохранительной деятельности.
В-четвертых, меры административного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия: таможенные органы вправе применять различные его виды — предупреждение, пресечение, правовосстановление, меры процессуального обеспечения производства и меры административной ответственности.
В-пятых, меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере могут применяться как в отношении физических, в том числе должностных, так и юридических лиц.
В-шестых, меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере носят более суровый характер, чем предусмотренные административным законодательством в целом, что проявляется, например, в высоких штрафных санкциях, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение таможенных правил.
В-седьмых, подобно административному принуждению в целом, большинство мер административного принуждения в таможенной сфере применяется во внесудебном порядке.
Известно, что таможенное законодательство имеет комплексный характер: частично его нормы связаны с гражданским, финансовым, валютным, уголовным законодательством. Вопросы применения административного принуждения как одного из наиболее важных методов регулирования таможенных правоотношений в значительной степени регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и меры административной ответственности в достаточной степени регламентированы данным Кодексом, тогда как действующее таможенное законодательство устанавливает порядок применения административно-предупредительных мер, мер административного пресечения и административно-восстановительных мер правового принуждения.
Административно-предупредительные меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления и выражаются в профилактическом установлении ограничений и запретов. Например, они применяются при чрезвычайных обстоятельс-
твах (стихийных бедствиях, несчастных случаях) для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизнь граждан, нормальные условия работы предприятий и учреждений.
- № 4 (2021)
- № 3 (2021)
- № 2 (2021)
- № 1 (2021)
- №4 (2020)
- №3 (2020)
- №2 (2020)
- №1 (2020)
- №4 (2019)
- №3 (2019)
- №2 (2019)
- №1 (2019)
- №4 (2018)
- №3 (2018)
- №2 (2018)
- №1 (2018)
- №4 (2017)
- №3 (2017)
- №2 (2017)
- №1 (2017)
- №4 (2016)
- №3 (2016)
- №2 (2016)
- №1 (2016)
- №4 (2015)
- №3 (2015)
- №2 (2015)
- №1 (2015)
- №4 (2014)
- №3 (2014)
- №2 (2014)
- №1 (2014)
- №4 (2013)
- №3 (2013)
- №2 (2013)
- №1 (2013)
- №4 (2012)
- №3 (2012)
- №2 (2012)
- №1 (2012)
Меры административного восстановления.
Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.
Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.
Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:
- Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
- Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
- Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.
Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.
Наказание устанавливается с учетом всех обстоятельств конкретного дела. В частности, во внимание принимаются все нюансы конкретного дела, личность нарушителя, его имущественное положение. Однако верхний и нижний пороги наказания установлены КоАП РФ. Накладываемая ответственность должна находиться в рамках, оговоренных в законе.
Ключевая функция наложения наказания – предупреждение возникновения новых нарушений. Ответственность устанавливается на основании положений главы 16 КоАП РФ. Этой главой предусматриваются эти меры воздействия:
- Предупреждение.
- Наложение штрафа.
- Отзыв лицензии, необходимой для ведения какой-либо специфической деятельности.
- Конфискация продукции, которая является объектом проступка, связанного с таможенными нормами.
- Взыскание стоимости продукции, которая незаконно перевозилась через границу.
- Конфискация ТС, посредством которых незаконно перевозилась продукция.
Все меры административной ответственности перечислены в статье 3.2 КоАП РФ.
Понятие предупреждения содержится в статье 3.4 КоАП РФ. В частности, это порицание действий ФЛ или ЮЛ. Оно выносится в письменном виде. Предупреждение и устное замечание – это разные формы наказания.
Штраф накладывается на основании статьи 3.5 КоАП РФ. Предполагает следующие размеры:
- Для ФЛ – не более 5 000 рублей.
- Для должностных лиц – не более 50 000 рублей.
- Для ЮЛ – 1 000 000 рублей.
Также штраф может выражаться в этих размерах:
- Стоимость объекта нарушения правил (к примеру, стоимость незаконно транспортируемого товара).
- Сумма долгов виновника по налогам, сборам, пошлинам.
- Выручка от продажи товара, являющегося объектом правонарушения.
В части 2 статьи 3.5 КоАП РФ указано, что если назначается штраф фиксированного размера, то минимальный его размер составляет 100 рублей. Если же штраф назначается на основании суммы неуплаченных налогов, размер этого штрафа не может превышать стоимость объекта правонарушения. Весь штраф, уплачиваемый нарушителем, направляется в бюджет страны на основании части 5 статьи 3.5 КоАП РФ.
Данная форма административной ответственности является основной. Назначить ее может представитель таможенной структуры или судья.
Конфискация объекта, который непосредственно участвовал в правонарушении, выполняется на основании части 1 статьи 3.7 КоАП. Данная мера наказания может назначаться только судьей.
Об административном принуждении в налоговых и таможенных правоотношениях
Важное место в решении вопроса о применении мер административного принуждения принадлежит наделению соответствующими полномочиями таможенных органов. Среди функций таможенных органов к числу правоохранительных относятся: — обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; — принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; — обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; — ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресечение незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечение незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации.
Осуществление таможенными органами правоохранительной деятельности обеспечивает более эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка и стимулирует развитие национальной экономики.
Анализ положений таможенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия таможенных органов в большей своей части составляют права по применению мер административного принуждения, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в данной сфере и привлечение лиц, их совершивших, к административной ответственности.
Административное принуждение, применяемое таможенными органами, является особым видом государственного управленческого воздействия, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся в сфере таможенного дела. Данный вид правового принуждения устанавливается законом, определяющим цели, основание и порядок их применения.
Используя совокупность мер преимущественно административно-принудительного характера, должностные лица таможенных органов обеспечивают необходимое упорядочивающее воздействие на регулируемые общественные отношения в таможенной сфере.
Отношения административно-правового характера имеют особое значение в той взаимосвязанной совокупности отношений, которые составляют собой сферу таможенного дела. Как организационно-управленческие отношения, имеющие государственно-властную природу, в таможенной сфере они играют главенствующую роль среди всех остальных видов общественных отношений, регулируемых конституционным, финансовым, уголовным, банковским, международным, а также валютным и налоговым правом1.
В сферу действия материального административного права в таможенном деле входят правоотношения, связанные с перемещением через границу товаров и транспортных средств, таможенным оформлением, таможенным контролем, организацией взимания таможенных платежей, ведением таможенной статистики, нарушениями таможенных правил, наложением ответственности с видами взысканий за них. К сфере административно-процессуального права относятся правоотношения, связанные с нормотворчеством и производством по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрением.
Таможенным законодательством предусмотрены случаи применения мер административного принуждения, как в позитивных управленческих правоотношениях, так и при возникновении административно-деликтного правоотношения в таможенной сфере. Большая часть этих мер и условий их применения зафиксированы в ТК РФ. Содержатся они и в других нормативных актах по таможенному законодательству.
Сущность административно-принудительной деятельности таможенных органов состоит в осуществлении ими (их должностными лицами) в качестве компетентных органов различного рода действий по разрешению на основе административно-правовых норм возникающих в их практической деятельности задач предупреждения, пресечения и расследования административных правонарушений в таможенной сфере.
Таможенные органы представляют собой целостную систему, объединенную единством целей и задач, общностью функциональных особенностей и принципов таможенной политики.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в целом, является Государственный таможенный комитет России (ГТК РФ). Он осуществляет непосредственное руководство таможенными органами на всей территории Российской Федерации и наделен юридическими полномочиями на создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений и таможен, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Приказы и нормативные акты ГТК РФ являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации.
Как правоохранительный орган ГТК РФ является частью государственного механизма и в этом качестве он наделен властными полномочиями, компетенцией и средствами для осуществления стоящих перед государством задач.
ГТК РФ (и все нижестоящие таможенные органы) должен обеспечивать соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, принимать меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенног�� дела, а также в рамках своей конкретной деятельности и компетенции обеспечивать экономическую безопасность и соблюдение экономических интересов Российской Федерации.
Одной из важнейших функций ГТК РФ является разработка и принятие мер по предупреждению и пресечению контрабанды, иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил и законодательства о налогах.
Анализ практики таможенных органов показывает, что наиболее спорные ситуации возникают при конфискации товаров и транспортных средств за нарушения таможенных правил (НТО)1. Обращение товаров в федеральную собственность на основании постановлений по делу о НТП, вынесенных в отношении товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, происходит в двух случаях: в результате их конфискации у лица, перемещающего товары, и конфискации у собственника этих товаров, если он сам их перевозит либо пользуется ими в нарушение установленных таможенных правил.
В отличие от конфискации имущества, предусмотренной статьями Уголовного кодекса РФ, которая в качестве дополнительного наказания может быть вынесена в отношении имущества, нажитого в результате преступной деятельности гражданина, конфискация имущества, предусмотренная нормами таможенного права может быть распространена только на те вещи, предметы, транспортные средства, которые являются непосредственными объектами правонарушения (ст. 242 ТК РФ).
Кроме того, такие предметы подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также установлено это лицо или нет.
Ещё одно существенное отличие процессуального свойства состоит в том, что за преступление конфискация может быть назначена только судом, а за нарушение таможенных правил конфискацию согласно закону могут применить таможенные органы, правомочные рассматривать дела о таких правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 358 Таможенного кодекса РФ «дело о на- рушении таможенных правил, в случае привлечения к ответственности лица, рассматривается таможенным органом РФ, должностное лицо которого вело производство по этому делу».
К различиям рассматриваемых отраслевых видов конфискации можно отнести ещё и то, что конфискация в административном порядке может быть применена и к имуществу организаций, предприятий, учреждений, независимо от форм их собственности, а уголовная конфискация — только в отношении имущества физического лица, нажитого преступным путём. Как известно, уголовное дело в отношении юридического лица не может быть возбуждено. В соответствии же с таможенным законодательством дело в отношении юридического лица при наличии признаков правонарушения заводится с момента составления протокола о НТП.
Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами
В целом массив нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность таможенных органов по применению административного принуждения, составляют акты национального законодательства, акты наднационального законодательства, подзаконные акты.
Согласно ст. 6 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС) одной из задач таможенных органов является выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений (далее – АП) в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 8 ч. 1).
В свою очередь, п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 27.10.2011 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрена такая функция таможенных органов РФ, как осуществление административного производства по делам об АП в области таможенного дела.
Обратим внимание, что большинство дел об АП, возбуждаемых уполномоченными приказом ФТС России от 02.12.2014 г. № 2344 должностными лицами таможенных органов России, безусловно, приходятся на 16 главу КоАП РФ (статьи 16.1-16.24), которой установлены нормы административной ответственности за нарушения таможенных правил (далее – НТП) [6]. В то же время, в своей деятельности таможенные органы, как правило, выявляют и административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.12 (ч. 1), 14.10, 15.25, 20.25 (ч.1) КоАП РФ [1; 2; 3; 6].
Осуществляя производство по делам об АП, уполномоченные должностные лица таможенных органов РФ вправе применять административно-процессуальные меры принуждения – меры обеспечения производства, такие как:
● доставление (практика показывает, что должностные лица таможенных органов нередко фактически применяя данную меру обеспечения при выявлении нарушения таможенных правил и препровождении физического лица в служебное помещение таможенного органа, как правило, не фиксируют это установленным образом);
● административное задержание (как показывает практика, такая мера обеспечения производства, как правило, должностными лицами таможенных органов РФ не применятся);
● личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, а также осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 28.3 КоАП РФ);
● изъятие вещей и документов;
● арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
Применение должностными лицами таможенных органов такой меры обеспечения производства, как привод законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, законного представителя несовершеннолетнего лица либо физического лица привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, предусмотрено ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, из которых следует, что такая мера обеспечения не применяется на стадии возбуждения дела об АП, а применяется только на стадии рассмотрения дела.
Отметим, что осуществлять привод по делам о АП должностные лица таможенных органов самостоятельно не вправе, а вправе – должностные лица органов внутренних дел во исполнение соответствующего определения должностного лица таможенного органа или постановления судьи, которые руководствуются положениями Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21.06.2003 г. № 438 (привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, как показывает практика, практически не применяется таможенными органами).
Кроме названных мер, таможенными органами РФ также могут быть применены: задержание судна, доставленного в порт РФ, арест судна, доставленного в порт РФ, залог за арестованное судно, а также временный запрет деятельности,
С некоторыми особенностями, установленными национальным законодательством Республики Беларусь и Республики Казахстан, аналогичные меры обеспечения производства применяются и таможенными органами названных государств.
Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ Скачать 163644 0 0
… из них на оперативную обстановку в целом и на деятельность оперативных подразделений в частности имеет большое значение для правильной ее оценки. Глава 3: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. § 1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности . Деятельность таможенных органов как органов дознания за истекший период 1996 …
Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.
Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.
Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:
- Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
- Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
- Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.
Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.
Наказание устанавливается с учетом всех обстоятельств конкретного дела. В частности, во внимание принимаются все нюансы конкретного дела, личность нарушителя, его имущественное положение. Однако верхний и нижний пороги наказания установлены КоАП РФ. Накладываемая ответственность должна находиться в рамках, оговоренных в законе.
Ключевая функция наложения наказания – предупреждение возникновения новых нарушений. Ответственность устанавливается на основании положений главы 16 КоАП РФ. Этой главой предусматриваются эти меры воздействия:
- Предупреждение.
- Наложение штрафа.
- Отзыв лицензии, необходимой для ведения какой-либо специфической деятельности.
- Конфискация продукции, которая является объектом проступка, связанного с таможенными нормами.
- Взыскание стоимости продукции, которая незаконно перевозилась через границу.
- Конфискация ТС, посредством которых незаконно перевозилась продукция.
Все меры административной ответственности перечислены в статье 3.2 КоАП РФ.
Понятие предупреждения содержится в статье 3.4 КоАП РФ. В частности, это порицание действий ФЛ или ЮЛ. Оно выносится в письменном виде. Предупреждение и устное замечание – это разные формы наказания.
Штраф накладывается на основании статьи 3.5 КоАП РФ. Предполагает следующие размеры:
- Для ФЛ – не более 5 000 рублей.
- Для должностных лиц – не более 50 000 рублей.
- Для ЮЛ – 1 000 000 рублей.
Также штраф может выражаться в этих размерах:
- Стоимость объекта нарушения правил (к примеру, стоимость незаконно транспортируемого товара).
- Сумма долгов виновника по налогам, сборам, пошлинам.
- Выручка от продажи товара, являющегося объектом правонарушения.
В части 2 статьи 3.5 КоАП РФ указано, что если назначается штраф фиксированного размера, то минимальный его размер составляет 100 рублей. Если же штраф назначается на основании суммы неуплаченных налогов, размер этого штрафа не может превышать стоимость объекта правонарушения. Весь штраф, уплачиваемый нарушителем, направляется в бюджет страны на основании части 5 статьи 3.5 КоАП РФ.
Данная форма административной ответственности является основной. Назначить ее может представитель таможенной структуры или судья.
Конфискация объекта, который непосредственно участвовал в правонарушении, выполняется на основании части 1 статьи 3.7 КоАП. Данная мера наказания может назначаться только судьей.
Понятие и особенности административного принуждения
Определение 1
Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое осуществлено дееспособным гражданином и имеет вредоносные последствия для всего общества и отдельных его членов.
Замечание 1
Здесь следует учитывать, что правонарушением может считаться не только действие, нарушающее нормы права, но и аналогичного рода бездействие.
Причинами противоправных действий зачастую становятся желания одного лица, удовлетворить свои потребности за счет нарушения прав и интересов другого лица или лиц.
Многие исследователи проблемы правонарушений утверждают, что уровень опасности для общества противоправных действий во многом зависит от биологических и психологических особенностей лица, совершающего их.
- Курсовая работа Таможенные правонарушения 460 руб.
- Реферат Таможенные правонарушения 270 руб.
- Контрольная работа Таможенные правонарушения 250 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Под понятие правонарушений нельзя подвести такие категории как мысли, помыслы, чувства, но до тех пор, пока они не найдет реального выражения в противоправных действиях или бездействиях.
Бездействие подпадает под категорию правонарушений лишь в ситуации, если лицо, обязанное совершить действия в определенной ситуации и при определенных условиях не совершает оного.
Нарушением таможенных правил называется противоречащее законодательству действие лица (физического или юридического), которое посягало на установленный порядок пересечения границы или пренебрегало соблюдением правил экономической политики. Таможенное нарушение карается административной ответственностью – виды нарушений прописаны в КоАП, где им посвящен ряд глав, начиная с 40-ой.
Нарушение таможенных правил характеризуется следующими признаками:
- Обязательно наличие противоправного деяния, которое способно проявляться как в действии (например, ввоз импорта на территорию страны запрещенными способами), так и в бездействии, когда импортер пренебрег обязательными процедурами (например, недекларирование ввозимых товаров).
- Нарушение таможенных правил является общественно вредным деянием, то есть создает угрозу людям, находящимся под протекцией закона.
- Другой признак – наказуемость. Под наказуемостью понимается возможность применения санкций и взысканий по отношению к нарушителю.
- Нарушение наказывается независимо от того, имел ли нарушитель дурные помыслы либо действовал по неосторожности. Под неосторожностью закон понимает форму вины, когда нарушитель не думал о возможности наступления негативных последствий либо предвидел их, но рассчитывал на их самоустранение.
Принципы наложения ответственности
Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.
Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.
Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:
- Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
- Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
- Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.
Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.
Борьба с таможенными преступлениями
Как с наиболее опасными нарушениями правил перемещения товаров и транспортных средств через границу закон относит и административные правонарушения. Борьба с нарушениями таможенного законодательства предполагает, не только активное применение уголовного права, но и привлечение лиц совершивших контрабанду к административной ответственности. Последние изменения в области уголовно-правовой ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу переместили вектор в сторону административной ответственности. Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» статья 188 УК РФ была исключена. Разумеется, это не означает, что за действия по незаконному перемещению товаров через таможенную границу сейчас не предусмотрена уголовная ответственность. Если речь идет о так называемой «товарной контрабанде», частично она перешла в область регулирования Кодекса об административных правонарушениях, частично ответственность предусмотрена статьей 194 УК РФ. Учитывая тот факт, что в настоящее время правоохранительными органами не наработано достаточно практики по расследованию уголовных дел, за преступления ответственность за которые предусмотрена ст. 194 УК, привлечению виновных лиц к уголовной ответственности по этому составу преступления. Подобных дел очень мало. Есть трудности и с определением размера уклонения от уплаты таможенных платежей и с квалификацией нескольких эпизодов как единое длящееся преступление. Это логично и объяснимо. Многие годы, за совершение действий, которые образовывали состав преступления, ответственность за которое предусмотрена 194 статьей Уголовного кодекса никого не привлекали. Намного проще было квалифицировать эти действия по статье 188 УК РФ. По этим причинам, на первый план выходит работа в направлении привлечения лиц к административной ответственности.
Специфика административного принуждения в таможенной сфере.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях в таможенной сфере – наиболее значимая стадия производства. Это обусловлено тем, что по итогам данного этапа издается юридический акт с официальной оценкой деяния (постановление). В нем признается наличие или отсутствие вины лица, в отношении которого возбуждено дело, определяется наказание. Этап включает три составляющих элемента:
- Подготовка.
- Рассмотрение.
- Принятие постановления.
Дело о нарушении таможенных правил направляется на рассмотрение в сроки:
- не позднее пятнадцати дней до окончания срока наложения взыскания – в отношении должностного лица;
- не позднее тридцати дней до истечения срока наложения взыскания – в отношении юридического лица.
Постановление вступает в законную силу сразу после утверждения уполномоченным должностным лицом таможенного органа или его заместителем.
Рассмотреть дело о нарушении таможенных правил имеют право:
- уполномоченные должностные лица таможенных органов;
- судьи мирового суда, если дела передаются в судебный орган таможенными органами;
- судьи федеральных, районных, городских судов, если производства осуществляются в форме административного расследования.
Сроки рассмотрения:
- пятнадцать дней с момента получения протокола дело рассматривает должностное лицо таможенного органа;
- два месяца с момента получения протокола рассмотрение дела ведется судом.
Процедура рассмотрения дела не предусматривает протокола рассмотрения. Несмотря на это, в некоторых случаях письменная фиксация процесса имеет место быть. Особенно это актуально при разборе многоэпизодных дел, а также дел, которые контролируются вышестоящими таможенными органами. Непременное условие рассмотрения – присутствие лица, привлекаемого к ответственности. По окончании дела объявляется постановление. Документ в обязательном порядке направляется или вручается лицу, в отношении которого оно вынесено в течение трех дней со дня вынесения.
В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении в таможенной сфере выясняются обстоятельства, связанные с правовыми последствиями, в частности, с привлечением к административной ответственности и наложением административного взыскания. Изучение обстоятельств, которые имеют значение для объективного разрешения дела, являются обязанностью органа, должностного лица, рассматривающего его.
Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере регламентируется Главами 31, 32 Кодекса об административных правонарушениях. Постановление необходимо исполнить с момента его вступления в силу после истечения срока, который установлен для обжалования:
- постановления по делу, если оно не было опротестовано или обжаловано;
- решения по протесту, жалобе, если решение не было опротестовано или обжаловано. Исключение составляют случаи, когда вынесенное постановление отменяется.
Постановление подлежит немедленному исполнению после вынесения решения по жалобе, протесту, не подлежащим обжалованию, за исключением, если решением отменяется вынесенное постановление.
Исполнение постановления условно подразделяется на два этапа:
- Обращение к исполнению.
- Приведение в исполнение.
Об административном принуждении в налоговых и таможенных правоотношениях
Состав нарушения таможенных правил, как и любого иного вида правонарушений, является традиционным, включая в себя такие элементы как:
- объект в нарушении таможенного правила;
- его объективная сторона в форме правонарушения;
- субъект в нарушении таможенных правил;
- его субъективная сторона в форме правонарушения.
В качестве субъекта нарушения правил таможенного права может выступать физическое или юридическое лицо российского либо иностранного происхождения, которое подлежит ответственности за предусматриваемые таможенным законом деяния, выраженные в действии либо бездействии, которые связываются с нарушением правил, соблюдение которых включается в его установленные законом или другим НПА обязанности в сфере таможенного дела. Причем формулировка «подлежит ответственности» — обязательна и весьма важна, потому как 24.5 статье КоАП РФ содержится список обстоятельств, при присутствии которых лицо, которое совершило противоправное деяние, не понесет за него ответственности.
Субъективная сторона в нарушении таможенных правил находится в зависимости от того, кто выступит в образе субъекта правонарушения, юридическое или физическое лицо.
С субъективной стороной в образе признака состава нарушения таможенного правила, когда субъектами правонарушения являются юридические лица, все происходит особенным образом. Виновность юридического лица может быть определена по 2 части 2.1 статьи КоАП, для того чтобы признавать юридическое лицо виновным в нарушении таможенных правил, необходимым является собрать доказательства, что данное юридическое лицо, его коллектив, администрация, должностные лица могли, но не предприняли всех мер, которые были необходимы для соблюдения таможенного правила, за нарушение которых установлена ответственность административного характера. В таких целях, речь идет о целях доказывания, должностные лица органов таможни РФ, которые ведут производство по делу нарушения таможенного правила, могут назначить экспертизу, согласно 26.4 статье КоАП РФ, взять пробы, образцы товаров, почерка, и других необходимых предметов.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Источник:
В случае привлечения лица к административной ответственности в области таможенного законодательства наиболее частой санкцией со стороны таможни является назначение административного штрафа. Размер штрафа может быть как фиксированным, так и варьирующимся в зависимости от стоимости товара, который стал предметом административного правонарушения.
Именно размер штрафа вызывает опасения у лица, привлекаемого таможней к административной ответственности. Например, при привлечении лица к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ – недекларирование либо недостоверное декларирование товаров – размер административного штрафа привязан к стоимости незадекларированного либо недостоверно задекларированного товара: штраф составит сумму от половины до двукратной стоимости товара. Причем размер таможенного штрафа по данной статье одинаков как для физических, так и для юридических лиц.
Общий порядок административного производства по таможенным делам предполагает вынесение таможенным органом протокола об административном таможенном правонарушении. Протокол таможней может быть вынесен немедленно в момент выявления факта предполагаемого правонарушения либо составлен после завершения административного расследования.
По своей сути, таможенный протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, в котором зафиксированы все обстоятельства совершения правонарушения, доказательства факта его совершения и вины лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. По результатам рассмотрения протокола уполномоченным лицом таможни выносится уже постановление о привлечении лица к ответственности. В отличие от общего порядка административного производства по таможенным делам, в рамках которого оно сводится к протоколу и постановлению, специальный порядок предусматривает вынесение не протокола, а определения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановление таможенного органа о привлечении к административной ответственности – процессуальный документ, в рамках которого определяется мера наказания за совершенное таможенное правонарушение. Постановление таможни ставит точку в проведении административного расследования и рассмотрения дела.
При упрощенном порядке производства по делу по отдельным видам административных правонарушений таможня имеет право сразу выносить постановление-предупреждение. Данная возможность предполагает отсутствие общественной опасности, признания вины лицом, привлекаемым к ответственности, и его готовность оплатить таможенный штраф на месте (при условии, что мерой административного наказания является штраф). К таким случаям относятся, в частности, административные правонарушения по ст. 16.5 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ.
Если лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела несогласно с фактом его привлечения или с избранной ему таможней мерой административного наказания по делу, постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано.
В целом массив нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность таможенных органов по применению административного принуждения, составляют акты национального законодательства, акты наднационального законодательства, подзаконные акты.
Согласно ст. 6 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС) одной из задач таможенных органов является выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений (далее – АП) в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 8 ч. 1).
В свою очередь, п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 27.10.2011 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрена такая функция таможенных органов РФ, как осуществление административного производства по делам об АП в области таможенного дела.
Обратим внимание, что большинство дел об АП, возбуждаемых уполномоченными приказом ФТС России от 02.12.2014 г. № 2344 должностными лицами таможенных органов России, безусловно, приходятся на 16 главу КоАП РФ (статьи 16.1-16.24), которой установлены нормы административной ответственности за нарушения таможенных правил (далее – НТП) [6]. В то же время, в своей деятельности таможенные органы, как правило, выявляют и административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.12 (ч. 1), 14.10, 15.25, 20.25 (ч.1) КоАП РФ [1; 2; 3; 6].
Осуществляя производство по делам об АП, уполномоченные должностные лица таможенных органов РФ вправе применять административно-процессуальные меры принуждения – меры обеспечения производства, такие как:
● доставление (практика показывает, что должностные лица таможенных органов нередко фактически применяя данную меру обеспечения при выявлении нарушения таможенных правил и препровождении физического лица в служебное помещение таможенного органа, как правило, не фиксируют это установленным образом);
● административное задержание (как показывает практика, такая мера обеспечения производства, как правило, должностными лицами таможенных органов РФ не применятся);
● личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, а также осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 28.3 КоАП РФ);
● изъятие вещей и документов;
● арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
Применение должностными лицами таможенных органов такой меры обеспечения производства, как привод законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, законного представителя несовершеннолетнего лица либо физического лица привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, предусмотрено ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, из которых следует, что такая мера обеспечения не применяется на стадии возбуждения дела об АП, а применяется только на стадии рассмотрения дела.
Отметим, что осуществлять привод по делам о АП должностные лица таможенных органов самостоятельно не вправе, а вправе – должностные лица органов внутренних дел во исполнение соответствующего определения должностного лица таможенного органа или постановления судьи, которые руководствуются положениями Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21.06.2003 г. № 438 (привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, как показывает практика, практически не применяется таможенными органами).
Кроме названных мер, таможенными органами РФ также могут быть применены: задержание судна, доставленного в порт РФ, арест судна, доставленного в порт РФ, залог за арестованное судно, а также временный запрет деятельности,
С некоторыми особенностями, установленными национальным законодательством Республики Беларусь и Республики Казахстан, аналогичные меры обеспечения производства применяются и таможенными органами названных государств.
Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ Скачать 163644 0 0
… из них на оперативную обстановку в целом и на деятельность оперативных подразделений в частности имеет большое значение для правильной ее оценки. Глава 3: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. § 1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности . Деятельность таможенных органов как органов дознания за истекший период 1996 …
Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.
Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.
Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принци��ов:
- Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
- Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
- Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.
Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.
Наказание устанавливается с учетом всех обстоятельств конкретного дела. В частности, во внимание принимаются все нюансы конкретного дела, личность нарушителя, его имущественное положение. Однако верхний и нижний пороги наказания установлены КоАП РФ. Накладываемая ответственность должна находиться в рамках, оговоренных в законе.
Ключевая функция наложения наказания – предупреждение возникновения новых нарушений. Ответственность устанавливается на основании положений главы 16 КоАП РФ. Этой главой предусматриваются эти меры воздействия:
- Предупреждение.
- Наложение штрафа.
- Отзыв лицензии, необходимой для ведения какой-либо специфической деятельности.
- Конфискация продукции, которая является объектом проступка, связанного с таможенными нормами.
- Взыскание стоимости продукции, которая незаконно перевозилась через границу.
- Конфискация ТС, посредством которых незаконно перевозилась продукция.
Все меры административной ответственности перечислены в статье 3.2 КоАП РФ.
Понятие предупреждения содержится в статье 3.4 КоАП РФ. В частности, это порицание действий ФЛ или ЮЛ. Оно выносится в письменном виде. Предупреждение и устное замечание – это разные формы наказания.
Штраф накладывается на основании статьи 3.5 КоАП РФ. Предполагает следующие размеры:
- Для ФЛ – не более 5 000 рублей.
- Для должностных лиц – не более 50 000 рублей.
- Для ЮЛ – 1 000 000 рублей.
Также штраф может выражаться в этих размерах:
- Стоимость объекта нарушения правил (к примеру, стоимость незаконно транспортируемого товара).
- Сумма долгов виновника по налогам, сборам, пошлинам.
- Выручка от продажи товара, являющегося объектом правонарушения.
В части 2 статьи 3.5 КоАП РФ указано, что если назначается штраф фиксированного размера, то минимальный его размер составляет 100 рублей. Если же штраф назначается на основании суммы неуплаченных налогов, размер этого штрафа не может превышать стоимость объекта правонарушения. Весь штраф, уплачиваемый нарушителем, направляется в бюджет страны на основании части 5 статьи 3.5 КоАП РФ.
Меры административного восстановления.
Административное принуждение охватывает понятие правовой ответственности, но им не исчерпывается, ибо не всякая принудительная мера, применяемая органами государства, может быть отнесена к разряду мер юридической ответственности. Более того, в обеспечении государственного управления первостепенное значение принадлежит не только юридической ответственности, но и другим видам правового принуждения. К ним, например, относятся те меры, назначение которых исчерпывается одним принуждением к исполнению возложенной на лицо обязанности или восстановлением нарушенного (нарушаемого) права.
Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.
В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:
1) административно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения;
3) меры административной ответственности;
4) меры административно-процессуального обеспечения.
Меры административного принуждения направлены на предупреждение правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий (например, при эпидемии); затем, если правонарушение возникло, их цель – пресечь, прекратить его, и лишь позднее может появиться необходимость наложения взыскания, т.е. наказания правонарушителя. При этом применение административного взыскания представляет собой реализацию административной ответственности за совершенное правонарушение, тогда как административные меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).
Статьей 239 КоАП предусмотрена возможность применения принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Таким образом, речь идет в данном случае о мерах административного принуждения процессуального характера.
Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.
В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.
По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.
Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.
Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.
Элементы состава административного правонарушения:
1) объект административного правонарушения;
2) объективная сторона административного правонарушения;
3) субъект административного правонарушения;
4) субъективная сторона административного правонарушения.
Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).
По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).
В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).