Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как узнать машина в утиле или нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Утилизация – это процесс, при котором машина полностью уничтожается безопасным способом. На специализированных пунктах ее разбирают по отдельным деталям, сортируют, в зависимости от типа материала и отправляют на переработку.
Способы утилизации ТС
Ранее автовладельцы прибегали к процедуре утилизации только в отношении старых машин по причине невозможности их дальнейшей эксплуатации, чтобы освободить в гараже место под новое ТС или избавиться от оплаты транспортного сбора. С 2010 года в России утилизируются как старые, так и относительно новые автомобили. В последнем случае речь идёт о машинах с небольшим пробегом, но старше 10 лет. Ведь утилизировать абсолютно новое ТС нет никакого смысла.
Автомобилисты, которых интересует, как утилизировать автомобиль в 2022 году, должны знать, что в настоящее время можно воспользоваться одним из доступных способов выполнения данной процедуры:
- самостоятельно сдать старое авто в утилизационный пункт, который может выдать свидетельство (акт) для снятия его с учета в ГИБДД;
- сдать машину в металлолом или разборку;
- утилизировать её по госпрограмме через автосалон или утилизационный пункт.
Как сдать автомобиль на утилизацию
Согласно действующему законодательству в настоящее время утилизация ТС осуществляется в 2 этапа:
- Сдача в утиль (раньше перед сдачей нужно было снять авто с учета, но теперь порядок поменялся). Хозяин либо уполномоченный сотрудник предприятия доставляет ТС дилеру (если планируется купить новый автомобиль с утилизационной скидкой) или в специализированный пункт приёма металлолома. Составляется акт о передаче машины утилизатору и получение свидетельства. На этом этапе важно знать, как сдать авто на утилизацию в различных случаях, поскольку от этого зависит необходимость оплаты утилизационного сбора и количество необходимых документов.
- Снятие машины с государственного учёта в автоинспекции. Делается это для приостановления начисления налога на сдаваемую в утиль транспортную единицу. Так что этой процедурой пренебрегать не следует. Если есть документ, что машина сдана на утилизацию, никаких проблем при её проведении обычно не возникает.
Как проверить авто на утилизацию
На сегодняшний день есть несколько способов как узнать в утиле машина или нет:
- Можно обратиться в ГИБДД с заявлением в письменной форме, при этом должен присутствовать собственник автомобиля, указанный в документах.
- Удобнее зайти в интернет на официальный сайт Госавтоинспекции и сделать онлайн-запрос.
- Московские жители имеют возможность узнать нужную информацию на портале государственных и муниципальных услуг столицы.
- Проверить машину на утиль реально с помощью платных сайтов. Важно, что нет гарантии, что полученные данные будут наверняка правильными.
Определять машину на утилизацию через ГИБДД можно бесплатно, а вот сторонние порталы, например, Автокод возьмёт за это определённую сумму.
Для диагностики автомобиля на ликвидацию потребуются эти данные:
- VIN-номер;
- госномер транспортного средства;
- номерной знак кузова или шасси;
- иногда требуется числовой код свидетельства о государственной регистрации.
Самым практичным методом с финансовой стороны является обращение в отделение ГИБДД. Собирается пакет бумаг, и приглашается собственник транспорта.
Процесс такой проверки:
- посещается офис Госавтоинспекции с хозяином авто и заполняются бланки;
- сотрудник отправляет запрос;
- назначается дата, когда можно прийти и получить ответ.
Какое отношение он имеет к утилизации
О том, что взимание утилизационного сбора, мягко говоря, отошло от своей первоначальной концепции, замечают не только простые обыватели – это видят и в Госдуме. Недавно, после анонсированного повышения сбора, против этого высказался депутат Вячеслав Лысаков от «Единой России» (который, к тому же, имеет отношение к партии «Автомобильная Россия»).
Он обрушился с критикой на Минпромторг – и за то, что повышение утилизационного сбора имеет отношение лишь к пополнению бюджета, и за отсутствие всяческого финансово-экономического обоснования повышения тарифа, и главное – за то, что к утилизации автомобилей он не имеет никакого отношения.
Об этом же говорит и Наталья Беляева – деньги, которые должны собираться на создание системы утилизации старых автомобилей, выплачиваются на производство новых:
«Парадокс: деньги, собранные на утилизацию старых автомобилей, фактически направляются субсидиями на производство и поддержание спроса на покупку новых автомобилей.
В США и Японии отлично налажена переработка машин. Так, например, в США около 95% отживших свое автомобилей разбирают и направляют на предприятия. Создатели автомобилей BMW утверждают, что 95% материалов современного BMW в будущем поступит на производство.
В России глубина переработки не столь высока и составляет 60-70%, как раз из-за того, что фактически рентабельность есть только в металле. Поэтому все остальное идёт на свалку.
Переработкой автомобилей на сегодняшний день занимаются компании, осуществляющие заготовку металлолома. Однако цена металла не покрывает расходы по настоящей утилизации автомобилей, в результате которой в переработку вовлекаются и жидкости, и стекло, а также резина, металл, текстиль, дерево. В Европе расходы автоутилизиторов покрываются в том числе и за счёт официально существующей возможности продажи автозапчастей, годных к эксплуатации, после того как машину списали (сняли с учета).
В России такой возможности нет. Государство не участвует в создании инфраструктуры по утилизации списанных автомобилей, и не поддерживает таких утилизаторов.
На практике переработка сводится к банальной разборке, при которой из автохлама достают только пригодное к продаже, а остальное спрессовывают или шредируют. Образуя в результате такой «утилизации» огромные кучи новых отходов».
Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.
При этом полноценных программ утилизации в России нет – не ведется даже официальная статистика по этому вопросу, а для автовладельца участие государства в утилизации сводится к тому, что он должен заключить договор с компанией, имеющей соответствующую лицензию.
Что он будет делать с этим автомобилем дальше (продаст на запчасти, отправит под пресс или поставит гнить под забором) – государство уже не волнует: автомобиль по документам считается утилизированным.
В мировой практике есть уже достаточно хорошо отлаженная система утилизации старых машин, говорит Алексей Ермилов из ГК «АвтоСпецЦентр» – старые автомобили перерабатывают, получая из них ценные материалы:
«Каждый год результатом переработки старых автомобилей становится 25 миллионов тонн материалов. В США ежегодно утилизируются 7 000 авто, в Европе – около 8 000 единиц. В России на данный момент существуют восемь предприятий, утилизирующих авто, что говорит об отсутствии централизованной программы переработки транспортных средств в нашей стране.
Процесс утилизации автомобилей проходит в несколько этапов: обесточивание (аккумулятор извлекается и помещается в герметичный контейнер, так как является опасным видом отходов), слив всех жидкостей, снятие неметаллических частей авто, измельчение кузова под прессом. При правильной утилизации транспортного средства получается около 750 килограммов железа, 10-20 килограммов алюминия, 3-5 килограммов меди. В Голландии, например, 85% материалов от утилизированного авто используется для последующего производства.
Алексей Ермилов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр».
В России же у владельца старого автомобиля не так уж много вариантов, что с ним сделать – относительно рабочую машину примут в Trade-in (но тогда ее выгоднее просто продать на вторичном рынке), еще ее можно сдать в металлолом или разобрать на запчасти, говорит Александр Багрецов:
«Условия утилизации автомобилей в 2020 году претерпели изменения по сравнению с предыдущими годами. Теперь допуск к сдаче в утиль получили практически все транспортные средства с минимальными требованиями к сроку владения (не менее полугода) и году производства. К тому же пробег, техническое состояние, марка и модель, страна сборки значения не имеют.
Сейчас корректнее обозначать данный процесс как сдачу автомобиля по программе Trade-in, но эта программа действительна только при приобретении нового автомобиля взамен сдаваемого. Старый автомобиль оценивают по рыночной стоимости (немного ниже уровня активного рынка), и при этом дают скидку на покупку нового автомобиля. Для разных марок и моделей автомобилей скидка имеет разные значения, например, при покупке автомобилей марки LADA, скидка составит 50 тысяч рублей.
Также машину можно сдать в ближайший пункт приема металлолома, но тогда на сертификат можно не рассчитывать, вы получите немного денег за стоимость автолома. Дальше на площадке сливаются все технологические жидкости, снимаются колеса, сиденья. Если компания крупная, то в их распоряжении имеется шредерная машина, в процессе работы которой, автомобиль измельчается, и его части делятся на цветной и черный лом, также отделяется пластик и мусор. Лом при такой переработке выглядит как шарики диаметром 10-15 см.
Если компания мелкая (около 85% в России), то автомобиль разбирается вручную и «голый» кузов попадает в пресс. При такой утилизации на пункте приема лома попросят от собственника документы о собственности либо решение суда (для брошенных автомобилей). При этом будет выдана справка об утилизации по форме Минпромторга.
Практика утилизации автомобилей широко распространена по всему миру. В развитых странах имеются целые сети по приему ТС, где владельцы старых и аварийных авто имеют возможность сдать их на металлолом.
Самостоятельную утилизацию или разборку с последующей продажей запчастей тоже никто не отменял. Автомобиль разбирается, а его компоненты выставляются на общеизвестных сайтах.
Александр Багрецов, руководитель проектов Группы компаний SRG.
Выходит, что утилизационный сбор – действительно лишь сбор, и на развитие технологий утилизации отходов в России имеет очень опосредованное отношение.
Что значит «машина утилизирована»
Процесс утилизации подразумевает переработку подержанного автомобиля. При этом кузов освобождается от всех комплектующих из пластика и резины. Снимаются двигатель, электропроводка, стекла, колеса, приборы и т.д. Сам кузов измельчается в шредере, прессуется и отправляется на переплавку. Процесс трудоемкий, однако многие промышленные предприятия охотно покупают вторичное сырье, так как оно гораздо дешевле.
Машина утилизирована означает, что она снята с учета и юридически больше не существует. Часто случается, что документы на машину утилизированы, а сам автомобиль продолжает ездить или даже продается. Правда при покупке такого авто у нового владельца возникают проблемы с регистрацией машины.
О том, как проверить авто на утиль по гос. номеру или VIN, мы расскажем ниже.
Можно ли ездить на утилизированной машине
Что значит авто утилизирован?Можно ли ездить на таком и чем это грозит?
Азаров Алексей Мыслитель (5225) 6 лет назад если авто утилизированно, его можно востановить.
как? сейчас раскажу: покупается разбитая тачка с хорошим движком.
и на эту тачку перекидываются большая часть запчастей с утиля. иногда покупают железо с доками. но это сложней. надо переберать движки и в варивать номер рамы.
Или войдите с помощью этих сервисов. Автор Lilu09. 22 мая, Какими неприятностями мне это грозит и какова их вероятность?
Это самый собственник говорит — заплати немного и я восстановлю машину на учете, так сказать из пепла. Вы можете это сделать самостоятельно, по нотариальной доверенности от собственника ТС.
И все же, кто знаком с практикой ГИБДД: И какова вероятность этой неприятности.
Не производится восстановление регистрации транспортных средств, снятых с учета на основании соответствующих документов в связи с утилизацией списанием Не могу найти, на компьютере хлам развел, но точно сохранял судебные решения, где в резолютивке было «восстановить регистрацию утилизированного ТС».
Как проверить машину на утилизацию перед покупкой? Можно ли восстановить документы на утилизированный автомобиль? Как уберечься от мошенников и что делать, если купил автомобиль в утиле? Об этом рассказывает «Автокод».
Что значит «машина утилизирована»
Процесс утилизации подразумевает переработку подержанного автомобиля. При этом кузов освобождается от всех комплектующих из пластика и резины. Снимаются двигатель, электропроводка, стекла, колеса, приборы и т.д. Сам кузов измельчается в шредере, прессуется и отправляется на переплавку. Процесс трудоемкий, однако многие промышленные предприятия охотно покупают вторичное сырье, так как оно гораздо дешевле.
Машина утилизирована означает, что она снята с учета и юридически больше не существует. Часто случается, что документы на машину утилизированы, а сам автомобиль продолжает ездить или даже продается. Правда при покупке такого авто у нового владельца возникают проблемы с регистрацией машины.
О том, как проверить авто на утиль по гос. номеру или VIN, мы расскажем ниже.
Страна стихийных свалок
У госпрограммы почти нет плюсов, но она есть и никуда от нее не деться. Главный недостаток — слабое информационное обеспечение. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь комплекс актуальных сведений — о порядке действий, размерах скидок, возможностях выбора машин при той или иной форме утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавке). Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний сводится к применению обычной системы трейд-ин, без скидок «за утиль». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно просчитать заранее, поскольку представленный размер скидок не фиксированный, а «рекомендованный максимальный».
А куда отправляется сданное старье, многим пользователям всё равно. По законам математики при парке легкового транспорта в 43,5 миллиона машин ежегодно утилизации подлежит свыше 2,5 миллиона, то есть 6–7% от общего объема. Госпрограмма переваривает от силы 200–300 тысяч машин в год. И, судя по направлению и темпам ее развития, никогда не наберет нужных оборотов.
Принять участие в программе могут как обычные люди, так и юридические лица. Основное требование для участия – старый автомобиль должен находиться в собственности у любой категории граждан не менее полугода. Это касается и тех владельцев, которые хотят обменять свой транспорт на более новую модель.
К другим необходимым требованиям для участия относятся:
- собственник, сдающий транспорт на утилизацию, должен быть гражданином РФ;
- транспорт должен был находиться в эксплуатации не менее 6 лет;
- для того чтобы сдать авто, нужно зарегистрироваться в дилерском центре (оплачивать оформление будет владелец техники).
Могу ли я продать списанную машину?
Да, нет никаких преград для отчуждения автомобиля, если он снят с учёта ГИБДД. Даже если вы покупали машину новой и ни разу не ставили на учёт, и, таким образом, в ГАИ о ней вообще ничего не известно, вы имеете полное право продать её.
Тут дело в том, что при списании машины не происходит никакого изменения вашего права собственности на него. Следовательно, нет никаких ограничений по распоряжению этой собственностью так, как вам захочется (до тех пор, пока это не нарушается закон – например, вам всё ещё нельзя ездить на списанном авто). Поэтому можно продавать списанное авто.
Другое дело – утилизация. Такую машину у вас вряд ли кто-то купит. А после покупки, если она была осуществлена из-за невнимательности покупателя, тот будет иметь полное право расторгнуть договор купли-продажи, и вернуть вам вашу «недвижимость», а себе – уплаченные за неё деньги.
Как сдать свой автомобиль в утилизацию?
Перед тем, как отправиться в пункт приема автомобильного лома, нужно разузнать: участвует ли данный приемщик в госпрограмме и есть ли у него лицензия. Без этих документов вся процедура становится бесполезной. Простая утилизация, т.е. сдача на металлолом, желанного сертификата на скидку не принесет. Выяснить, куда именно обращаться, можно у дилерского центра, где планируется покупка новой машины. Зачастую дилеры предпочитают сотрудничать по вопросу утилизации с конкретными приемщиками.
После того, как найден пункт по утилизации автомобилей, потребуется самостоятельное решение вопроса доставки ТС. Хорошо, если машина ходу. Но если она не в состоянии сама добраться, придется позаботиться о ее транспортировке. Услуга – платная. Оказать ее может и сам приемщик, поэтому выясняйте сразу.
Как только автомобиль принят и оформлена утилизационная справка, следующий шаг – снятие машины с учета в ГИБДД. Если этого не сделать, транспортный налог так и будет продолжать начисляться. В данной ситуации для государства бывший автовладелец остается действующим собственником ТС.
Далее – обращение в автодилерский центр. Предъявление там справки об утилизации позволяет получить скидку на покупку нового автомобиля. Размер скидки зависит от политики автодилера. Ознакомиться с величиной «премии» можно на официальных сайтах производителей, где есть еще и список дилеров конкретного региона.
Что такое утилизация автомобилей
Так как авто состоит из разных материалов: пластик, металл, технические жидкости, стекло и т.д., для его списания стоит обратиться в специальные организации по утилизации. Под утилизацией подразумевается уничтожение автомобиля, во время которого не будет нанесен вред окружающей среде и человеку, во время которого авто будет разобрано, а детали будут рассортированы по виду материала.
Регламентируется процедура законом об утилизации автомобилей в России — №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». В статье 24.1 четко указано, что за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, а также прицеп, необходимо уплачивать утилизационный сбор. При этом не имеет значения, авто произведено на территории РФ или ввезено в Россию.
Как проверить утилизирована машина
Утилизируют автомобиль в счет стоимости новой машины (согласно действующей государственной программе).
- Машина попала в дорожно-транспортное происшествие и сильно повреждена.
- Машина продана по доверенности и водитель пропал.
- Власти даже инициируют программу по утилизации старых авто, когда собственнику вместо старой машины выдается сертификат на 50 000 рублей, чтобы можно было приобрести новое ТС. Но на самом деле такой программой смогли воспользоваться только некоторые.
- что относятся к категории полнокомплектных;
- что принадлежат владельцу больше года (и есть соответствующая подтверждающая документация).
В данной ситуации утилизация осуществляется по следующей схеме:
- машина, которая сдается в утиль, доставляется к дилерам, что являются участниками программы;
- заполняется свидетельство, форма которого была утверждена Минпромторгом РФ;
- составляется доверенность на проведение процедур;
- подписывается договор, который станет основанием для осуществления действий дилерами до получения свидетельств об утилизации;
- оплачивается сумма, предусмотренная договором;
- выбирается новое авто;
- далее водитель получает свидетельство об утилизации и оформляет новую машину в качестве своей собственности.