Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Движение пешеходов на проезжей части
Рассмотрим следующее изменение, которое также внесено в пункт 4.1:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
В отличие от обычных пешеходов, которые должны идти по проезжей части навстречу автомобилям (по левой стороне дороги), пешеходы, ведущие СИМ, должны идти вместе с попутными транспортными средствами (по правой стороне дороги).
Возможность предъявлять ГИБДД для проверки электронные документы
Уже некоторое время в России действуют две возможности: предъявлять сотруднику ДПС права и/или свидетельство о регистрации на машину в электронном виде через Госуслуги. Однако, в пункте 2.1.1 ПДД не было указано, что документы могут быть электронными. Как итог, инспектор мог потребовать у вас бумажные оригиналы, и смысла в электронных терялся.
С 1 марта в пункт 2.1.1 добавляется сноска о том, что в случае оформления электронного документа предъявлению подлежит он, либо его распечатка на бумаге.
Однако, и здесь нет однозначного ответа о том, что является электронным документом. По сути своей ни СТС, ни водительские права в электронном виде в их текущем состоянии не являются электронными документами – это даже не копии бумажных оригиналов, а QR-код для проверки их по базе. Поэтому просто оставлять удостоверение и СоРТС дома и не возить их с собой не стоит – по меньшей мере, пока не сработается практика правоприменения новых ПДД.
В ПДД будут внесены изменения, которые касаются остановки и стоянки на дорогах. Теперь на направляющих островках и островках безопасности запрещена стоянка и остановка. До этого такие ситуации могли подпадать под различные статьи КоАП из-за неточных формулировок. Кроме того, многие автомобилисты ошибочно полагали, что на таких островках можно останавливаться безнаказанно.
Теперь в ПДД появится новое понятие «островок направляющий», который расположен на одном уровне с проезжей частью или приподнятый над ней. Он предназначен для благоприятного разделения и слияния транспортных потоков. За остановку на таких островках водителей будут штрафовать на 500 рублей согласно статье 12.19 КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств». В Москве и Санкт-Петербурге остановка на островке обойдется уже в 2,5 тысячи рублей.
Однако, это формальные и технические изменения. Госавтоинспекция уже объяснила, что штраф за парковку на островке составляет 500 рублей. Дополнения были внесены, чтобы определить, по какой статье КоАП водителей за это штрафовать.
Но не стоит волноваться — останавливаться на таких островках по-прежнему можно в случае крайней необходимости или вынужденной остановки, например, после ДТП. Если остановка в другом месте создаст большую угрозу, то остановка на островке будет допустима.
Средства индивидуальной мобильности или СИМ
В ПДД внесли новый тип средств передвижения, а именно – средства индивидуальной мобильности или СИМ. Формулировка дополнения правил звучит так:
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Обратите внимание СИМ – это не механические транспортные средства!
Согласно новым поправка водительское удостоверение для эксплуатации СИМ не требуется, однако, автоинспекторы имеют права останавливать, проверять и при необходимости отправлять водителей любых транспортных средств (в том числе и СИМ) на медицинское освидетельствование, если вдруг у него появятся подозрения, что водитель находится в состоянии опьянения. И если это подтвердится будет грозит соответствующее жесткое наказание.
Использование средств индивидуальной мобильности
Давайте более подробно остановимся на самокатах и их собратьев, а их очень много теперь в ПДД. Есть официально новый термин – Средство Индивидуальной Мобильности. Это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) предназначенные для индивидуального передвижения человека, посредством использования двигателя или двигателей. К средствам индивидуальной мобильности относятся: электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвей, моноколеса иные аналогичные средства.
Почему иные, потому что китайцы настолько быстро все производят что через пару лет может появится дополнительных 10 подвидов электросамокатов. Законодательство очевидно не успевает за прогрессом.
Важно понимать, что теперь все электросамокаты – официальные транспортные средства, а не просто устройство для передвижения. К ним предъявляются всегда и особые требования. Например, за техническим состоянием транспортного средство нужно следить. И думаю не за горами постепенное введение обязательной регистрации, страхования и возможно технического осмотра.
Очень важный момент — это тот факт, что пользователи средства индивидуальной мобильности теперь не пешеходы. И очень примечательно что они именно «Пользователи» средств индивидуальной мобильности, а не водители. Думаю, еще впереди, очередные постановления верховного суда, где будет происходить расшифровка этого термина.
Часто используют название Электросамокат, а официальная аббревиатура СИМ – самокат, расшифровка: «Средство индивидуальной мобильности». Так вот для СИМ установлена предельная скорость не более 25 км/ч. Даже самый маломощный электросамокат может легко разогнаться до 30-35 км.ч. Сразу напрашивается вопрос: «Каким образом будут контролировать соблюдение скоростного режима?» И тут на ум приходит два варианта, либо старыми добрыми фенами, которыми раньше штрафовали нерадивых гонщиков на авто либо системой распознавания лиц с помощью камер. Ну и штрафы можно будет присылать сразу на почту по месту жительства. В прочем существует еще и третье мнение. Его рассматривают многие авторы статей и блогов. И заключается оно в банальном запрете на ввоз СИМ в нашу страну, которые развивают скорость более 25 км.ч.
Распространенные вопросы
- Как определить ширину пешеходного перехода, если нет разметки?
Для обозначения пешеходной зоны используют дорожную разметку и знаки, как в комбинации, так и по отдельности. И если при наличии разметки определить ширину участка для пешеходов легко, то при ее отсутствии необходимо обращать внимание на расстояние между дорожным знаками. Именно ему будет равна ширина перехода.
- Разрешен ли обгон на пешеходном переходе?На данном участке трассы обгон строго запрещен, вне зависимости от присутствуя на нем человека. Подобное нарушение является административным правонарушением и наказывается согласно действующему законодательству.
- Где и как должен двигаться пешеход?
Пешеход должен двигаться по специально оборудованным для этого местам (наземным и внеулочным переходам, тротуарам, обочинам и т.д.). При этом во время пересечения улицы, он должен перемещаться под прямым углом к противоположной стороне.
На перекрестках, оснащенных светофором, пешеход имеет право начинать движение только на зеленый сигнал. Также при пересечении трассы пешком, запрещено намеренно задерживаться на середине пути, тем самым создавая аварийную ситуацию.
Какой штраф если не пропустил пешехода в 2021 г.
Термин «пропустить пешехода» в ПДД» был заменен на «уступить дорогу». Под этим выражением подразумевается требование, означающее необходимость остановки транспортного средства и запрет на езду или совершение маневров, если они могут заставить других участников дорожного движения, имеющих законное преимущество, корректировать скорость или траекторию своего перемещения.
Уступать следует всем пешеходам, имеющим преимущество. Зафиксированное нарушение этого правила приводит к получению штрафа, который заставляет думать о своих маневрах в будущем. Если действия водителя нельзя доказать, то наказания может не последовать.
Самым очевидным обстоятельством, когда следует пропускать человека, является зеленый сигнал светофора для пешеходов. Если им загорится красный, то автомобилист обязан дождаться, когда переходящие дорогу люди закончат маневр, и только потом двигаться. Штраф за непропускание в таком случае станет не единственным. За проезд на запрещающий сигнал светофора его дополнят наказанием, подразумевающем лишение водительских прав на длительный срок при неоднократном нарушении.
Нововведения в законодательстве изменили представление о некоторых понятиях, повлияв на ряд правил. В первую очередь это коснулось понятия «пропустить пешехода», которое заменили, как уже упоминалось выше, на «уступить дорогу».
Смысл корректировки в том, что теперь водитель избавился от обязанности выполнять остановку и ждать человека, переходящего дорогу, если тот находится на встречной полосе. Останавливаться придется, когда пешеход максимально приблизится к полосе, по которой едет автомобиль. Но при движении следует рассчитывать скорость, чтобы пешеходу не пришлось останавливаться или ускоряться. Благодаря замене термина, удалось снизить количество пробок, ускорив общее движение транспортного потока.
Штраф за непропуск выписывается инспектором на месте либо отправляется нарушителю почтой. Во втором случае он назначается при наличии доказательств совершенного нарушения. Их обеспечивают записи с камер видеофиксации или видеорегистраторы проезжающих автомобилей. Первичный штраф будет стандартного размера, а повторное нарушение поспособствует его двукратному увеличению.
Иногда водители получают штраф, т. к. не пропустили пешехода на пешеходном переходе, идущего вдалеке по встречной полосе. Согласно изменениям в законодательстве, такие действия не являются нарушением. В этом случае следует обжаловать штраф в суде. На это у автовладельца будет 10 дней.
Штрафные санкции против водителя не претерпели серьезных изменений. Отвечать за непропуск пешехода придется рублем. Размеры штрафа зависят от того, впервые ли автолюбитель совершил нарушение.
Возможны 2 варианта:
- 1,5 тыс. руб. – нарушение совершено впервые, автолюбитель ездит по правилам и не привлекался к ответственности.
- 2,5 тыс. руб. – ранее водителем уже были совершены аналогичные нарушения и они зафиксированы.
Правила предоставления преимущества на проезжей части регулирует статья КоАП 12.18. При ее дополнении в будущем могут власти ввести новые правила, за нарушение которых также придется понести ответственность. Но не стоит забывать, что штраф могут дополнить другими видами наказаний, если водителем совершены иные противозаконные действия.
Автолюбитель, не уступивший дорогу пешеходу, который имел преимущество при движении по проезжей части, обязательно понесет наказание. Чтобы не столкнуться с такой неприятной ситуацией, нужно ездить максимально аккуратно, учитывая правила, касающиеся остановок перед зеброй. Если нарушение все же было совершено, то останется выплатить штраф и постараться быть более внимательным на дорогах.
Одна из популярных ловушек для водителей, когда пешеход начинает переходить дорогу с левой стороны широкой проезжей части или вообще встречную проезжую часть водители попадаются на вырезку из пункта 14.1 «уступить дорогу пешеходам, вступившим на проезжую часть». Но для нарушения требования «уступить дорогу» необходимо вынудить изменить скорость. В данной ситуации обвинение необоснованно.
Если пешеход все же меняет скорость, то причина изменения его скорости должна быть именно в приближающемся автомобиле, а не какими либо причинами по желанию пешехода.
В такой ситуации дать объективную оценку действиям водителя сложно. Пешеход может просто испугаться приближающегося автомобиля, а водитель в свою очередь субъективно оценивает ситуацию. Чтобы избежать спорной ситуации водителю следует остановиться перед пешеходным переходом, не прибегая к экстренному торможения, что будет подтверждением отсутствия угрозы для пешехода.
Вам известно, что тротуар является частью дороги. И не исключена ситуация когда пешеход, двигаясь в поперечном направлении остановиться перед проезжей частью из-за приближающегося автомобиля.
Переход дороги пешеходом есть, изменение скорости пешехода есть, изменение скорости пешехода из-за автомобиля есть — вот он и штраф. Но разочаруем инспектора. Попробуйте сами определить чего еще не хватает для образования нарушения водителем. Посмотрите внимательно на изображение.
Во время движения автотранспортного средства по дороге:
- водитель во время движения должен смотреть внимательно не только на саму дорогу, дорожные знаки и ее разметку, но и на прилегающие территории: тротуары, трамвайные пути;
- когда на любом из прилегающих к дороге месте появится двигающийся в сторону дороги человек, авто должно быть остановлено, если перед автомобилем находится спец.разметка нерегулируемого перехода для пешеходов;
- после того, как пешеход перешел на другую сторону улицы, сойдя с проезжей части, водитель может снова осуществлять движение на своем ТС;
- несмотря на упомянутое изменение, согласно пункту правил под номером 4.5, человек, который намерен перейти дорогу по никем и ничем нерегулируемому переходу с нанесенной разметкой типа «зебра», должен предварительно оценить уровень безопасности обстановки на проезжей части дороги.
Таким образом, ответом на вопрос «Как пропускать пешехода?» будет «Заблаговременно остановиться и подождать, пока человек не перейдет дорогу».
Сначала о наказаниях за непропущенного пешехода. Уже упомянутая ст.12.18 КоАП прямо указывает на штрафные санкции в размере 1500 – 2500 рублей. Причем точный размер определяет инспектор ГИБДД, выписывающий постановление на месте фиксации правонарушения.
Может ли быть ужесточено наказание? КоАП РФ подразумевает несколько типов нарушений, за которые при их повторении санкции могут быть увеличены, однако непропуск пешеходов на нерегулируемом переходе к ним не относится.
В соответствии с новыми правилами дорожного движения для основной горизонтальной разметки, а также для дублирования дорожных знаков допустимо нанесение разметки следующих цветов:
- белый;
- желтый;
- красный;
- синий;
- черный;
- зеленый.
Отныне, платные парковочные места будут выделяться прерывистой разметкой (1.7) синего цвета.
Добавляются новые виды дорожной разметки:
- 1.14.3 – диагональный пешеходный переход. В связи с появлением такой разметки, теперь при ее наличии пешеходы могут переходить перекресток по диагонали, но только при наличии соответствующей разметки!
- 1.16.1 – островки, которые разделяют либо транспортные потоки противоположных направлений, либо места для стоянки транспортных средств (парковки) от велосипедных полос.
- 1.17.1 – места остановок маршрутных транспортных средств и стоянок транспортных средств, используемых в качестве легковых такси. Разметка наносится желтым цветом.
- 1.17.2 – места остановок трамваев, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Разметка наносится желтым цветом.
Изменения ПДД для автобусов с 01.03.20223
Изменены скоростные пределы вне населенных пунктов, внесены следующие правки:
-
междугородним и маломестным автобусам на всех дорогах — не более 90 км/ч;автобусам, в которых места для сидения пассажиров оборудованы ремнями безопасности, предназначенным для перевозки исключительно сидящих пассажиров, — не более 90 км/ч, другим автобусам — не более 70 км/ч; -
другим автобусам,легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч; -
транспортным средствам,автобусам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, — не более 60 км/ч.
Так же изменена редакция пункта, о предоставлении приоритета пешеходам, которые движутся к стоящему маршрутному ТС на следующий вид: «В случае если на таком стоящем маршрутном транспортном средстве включено световое табло «Внимание, пассажир!», водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой 1.17.2, а при ее отсутствии — перед маршрутным транспортным средством, не создавая помех пешеходам, осуществляющим посадку и высадку с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло «Внимание, пассажир!».
Внесены изменения в пункт 17.2, теперь запрещена стоянка автобусов в жилой зоне вне специально отведенных для этого мест (отведенных дорожными знаками или разметкой).
Трамвайные пути в правилах переезда пешеходного перехода
Согласно действующих правил дорожного движения, пешеходным переходом считаются также тот небольшой участок рельс для проезда городского или пригородного трамвая, которые лежат на пути следования пешехода, переходящего улицу.
Получается при наличии трамвайных путей на дороге с изображенным на не переходом («зеброй») они также считаются зоной перехода пешехода. При этом на описанных участках проложенных трамвайных рельс разметка считается нанесенной.
В таких местах располагают следующие дорожные знаки и разметку:
- «15.19.1», запрещающий обгон;
- «15.19.2», обозначающий переход для пешеходов;
- «1.14.1», разметка, представляющая собой отмеченное специальными знаками место для перехода дороги;
- «1.14.2», разметка, которая определяет, куда двигаются переходящие дорогу люди.
Изменения в ПДД с 1 января 2021 по пешеходному переходу
Основным нормативным документом, который определяет правила поведения на дороге, является как раз п.14.3. Именно данный раздел ПДД определяет как именно необходимо будет осуществлять пересечение пешеходного перехода.
В старой редакции правил использовался термин для водителей «пропустить пешехода». Сегодня же применяется иной – «уступить дорогу».
Многим кажется что изменение является незначительным, но на самом деле они кардинальны:
- В первом случае водитель должен остановиться тогда, когда пешеход ступил на дорожную разметку.
- Во втором случае – водитель должен остановиться уже тогда, когда пешеход находится на некотором отдалении от разметки. Но при этом планирует её пересечь.
Новые дорожные знаки и разметка
Появятся и два дорожных знака — первый (белый прямоугольник с изображенной вилкой электроприбора) обозначит зарядку для электромобилей, а второй — красный круг с нарисованным внутри автобусом — проинформирует о запрете движения автобусов (кроме маршрутных и школьных). На дорогах, где запрещено движение электросамокатов, установят еще один знак: белый прямоугольник с изображенным человеком на таком транспортном средстве.
Кроме того, вводится дополнительная табличка «Вид транспортного средства», которая уточняет действие других дорожных знаков. Это прямоугольник с изображенным внутри человечком на самокате. Если он размещен под каким-либо знаком, это означает, что действие знака распространяется на лиц, использующих данный вид транспорта.
Наконец, с 1 марта вводится знак зоны с ограничением экологического класса автомобилей по видам транспортных средств. Раньше это касалось только грузовиков. Вместе с тем будет расширен и список автомобилей-исключений. Помимо этого, новая редакция ПДД устанавливает знаки, указывающие на туристические объекты. Отдельные знаки или указания на общих знаках оформляются на коричневом фоне.
Изменения коснулись и знаков, разрешающих парковку только по четным или нечетным дням. Теперь допускается размещение машин с двух сторон с 21 до 24 часов для перестановки транспорта с одной стороны на другую.