- Автомобильное право

Можно ли перевозить ребенка на переднем сиденье?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли перевозить ребенка на переднем сиденье?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В этом разделе речь идет об автобусах всех разновидностей, т.е. о транспортных средствах, имеющих более 8 пассажирских мест. Размер транспортного средства, опять же, не имеет значения. В качестве автобусов могут выступать как небольшие минивены, так и огромные туристические автобусы.

Возраст Условия перевозки
от 0 до 18 лет С использованием штатных ремней безопасности

Требования ПДД к перевозке детей на переднем сиденье автомобиля

Нормы транспортировки несовершеннолетних закреплены на законодательном уровне. В 2021-2022 годах действует актуальная редакция ПДД. В части перевозки детей на переднем сиденье требования не менялись с 2017 года, они определены пунктом 22.9 ППД РФ.

Согласно этим требованиям, важно учитывать возраст маленьких пассажиров.

  • До 7 лет. Согласно ПДД, при организации перевозки малышей необходимо использовать специальные удерживающие устройства, которые отвечают росту маленького пассажира и его весу. Такие приспособления фиксируются ремнями безопасности, которыми должен быть оборудован как легковой, так и грузовой автомобиль. В большинстве современных авто для этой цели используется система ISOFIX: с ее помощью фиксация осуществляется быстро и надежно.
  • 7 – 11 лет. Для этой группы пассажиров предусмотрены иные требования. Для их безопасной перевозки также могут использоваться удерживающие устройства, которые подходят им по возрастной и весовой категории. Но родители имеют полное право отказаться от автокресла и использовать ремни безопасности, которыми оборудовано авто. Однако с одной важной оговоркой: это правило распространяется лишь на задний ряд кресел.
  • Старше 12 лет. Подростки отнесены ПДД к взрослым пассажирам. Перевозить их разрешено с соблюдением тех же правил, что и взрослых: обязательно пристегнуть ремнем в дороге, даже если она занимает совсем немного времени. Причем не важно, на каком именно ряду сидений едет пассажир.

Безопасность при перевозке детей

Почему многие родители сажают детей на переднее сиденье? Всегда ли есть в этом необходимость? Да, закон не запрещает их перевозку на первом сиденье при соблюдении правил. Однако с точки зрения безопасности, вряд ли это целесообразно.

Печальная статистика ДТП свидетельствует о том, что места на передних сиденьях являются самыми опасными при авариях. Стоит ли подвергать малыша необоснованному риску, поддавшись его уговорам? Каждый родитель решает это самостоятельно. Да и ситуации бывают разные.

Рассмотрим несколько:

  • В машине семья с тремя детьми. Идеальное расположение в данном случае – мама и двое младших (каждый в отдельном кресле) устраиваются сзади, а старший ребенок на первом сиденье. Так все под присмотром, и ничто не отвлекает папу водителя.
  • Если мама будет впереди, а все дети сзади, что тоже возможно, поездка усложнится;
  • Мама, папа и ребенок. Лучший вариант – один взрослый с ребенком на заднем сиденье, второй за рулем;
  • В машине взрослый и один ребенок. Если ребенок слишком мал, то оправданно его расположение впереди – так он будет под контролем. Ребенка постарше следует посадить сзади.

Лучшими в плане безопасности считаются места за спиной водителя и среднее заднее сиденье. Если ребенок на заднем сиденье один, то среднее место – лучший вариант. Там у него будет хороший обзор и он не сможет дотянуться до дверных ручек и кнопок открывания. Перевозка детей в машине требует от водителя предельного внимания и аккуратности. Не забывайте об этом.

Читайте также:  Шенгенская виза в Швецию для россиян: самостоятельное оформление в 2023 году

Можно ли возить ребёнка на переднем сиденье в бустере, ФЭСТе или с подушкой?

Итак, мы уже знаем, что дети на переднем сиденье до 12 лет должны ездить только с детским удерживающим устройством. Теперь нам следует выяснить, что такое детское удерживающее устройство. Согласно ГОСТ Р 41.44—2005:

2.1.3 Детские удерживающие устройства могут быть двух конструкций:

  • цельной (integral class), включающей в себя комплект лямок или гибких элементов с пряжкой, устройство регулирования, крепления и, в некоторых случаях, дополнительное сиденье и/или противоударный экран, который может быть прикреплён с помощью собственной цельной лямки или лямок;
  • нецельной (non-integral class), включающей в себя частичное удерживающее устройство, которое при использовании в сочетании с ремнём безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребёнка, или удерживающим устройством, в котором находится ребёнок, образует детское удерживающее устройство в комплекте.

2.1.3.1 Частичное удерживающее устройство (partial restraint): Такое устройство, например дополнительная подушка, которое при использовании в сочетании с ремнём безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребёнка, или удерживающим устройством, в котором находится ребёнок, образует детское удерживающее устройство в комплекте.

2.1.3.2 Дополнительная подушка (booster cushion): Упругая подушка, которую можно использовать с любым ремнём безопасности для взрослых.

2.1.3.3 Направляющая лямка (guide strap): Лямка, которая удерживает плечевую лямку ремня безопасности для взрослых в положении, при котором её можно использовать для детей, а фактическое положение, при котором плечевая лямка изменяет направление, может быть отрегулировано с помощью устройства, передвигаемого вверх или вниз по лямке в зависимости от местоположения плеча и фиксируемого в таком положении.
Направляющая лямка не должна подвергаться значительной динамической нагрузке.

В цитируемых пунктах ГОСТа приведены всевозможные виды детских удерживающих устройств, и, как мы видим, сюда входят:

  • автокресла;
  • так называемые бескаркасные автокресла:
  • Адаптеры (ФЭСТ) и бустеры.

Можно ли сажать ребенка вперед

В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.

Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.

  • Возрастное ограничение связано с технической стороной устройства ремней безопасности. Фиксирующие устройства рассчитаны на человека ростом более, чем 150 см. В противном случае ремень проходит в области шеи ребенка. В ситуации экстренного торможения или резкого толчка такой фиксатор может привести к непоправимым последствиям. Именно поэтому установлен ценз в 12 лет. Не стоит забывать, что развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому учитывайте также действительные физические параметры вашего чада.
  • Другая причина – неправильное (опять-таки с технической стороны) положение туловища в кресле. Сила, с которой происходит выброс подушек безопасности, а также их последующее расположение могут причинить еще большие увечья маленькому пассажиру.
Читайте также:  Уплата земельного налога на физических лиц в 2023 году

Какие бустеры можно использовать, а какие нет

Установка ДУУ и размещение в них детей осуществляется согласно руководству по эксплуатации этих устройств. ДУУ должны соответствовать следующим стандартам:

  • ГОСТ Р 41.44–2005 (Правила ЕЭК ООН N 44) для защитных приспособлений российского производства;
  • ECE R44/04 — для импортных удерживающих систем.

Обязательные критерии детских защитных средств прописаны в ГОСТ Р 41.44–2005 (Правила ЕЭК ООН N 44), согласно им, удерживающие системы считаются безопасными при наличии соответствующего сертификата, сопровождающегося специальной маркировкой с обязательным отражением следующих данных:

  1. Стандарт безопасности — после 2009 года ЕСЕ R 44/04.
  2. Тип детского защитного устройства.
  3. Допустимый вес ребёнка для конкретной модели.
  4. Уникальный номер, присвоенный при тестировании, информация об изготовителе и проводимых тестах на безопасность — код страны и индикатор соответствия.

Как правильно пользоваться детским автокреслом

Говоря о том, со скольки лет можно возить ребенка без детского кресла — с 12 лет, но при этом есть исключения, о которых было рассмотрено, в противном случае без него невозможно обойтись.

Использовать автомобильное кресло достаточно просто, для этого необходимо следовать несложным правилам:

  • внимательно изучить инструкцию, которая прилагается к устройству. Особенно актуально для кресел без спинки;
  • максимально отодвинуть переднее сидение, чтобы оно не мешало монтажу детского кресла;
  • необходимо установить детское кресло, и как можно сильнее затянуть ремни в намеченных точках. Закрепить конструкцию дополнительными зажимами, которые есть в комплекте;
  • убедиться, что плечевой ремень закреплен правильно и достаточно плотно;
  • настроить высоту для штатного ремня, он обеспечит безопасность в случае ДТП;
  • проверить, насколько хорошо зафиксировано кресло, для этого его необходимо подвигать. Допустимое движение в разные стороны — не больше 1 сантиметра;
  • важно удостовериться, что все оборудовано правильно. Для этого малолетнего ребенка будет достаточно посадить в кресло и застегнуть все ремни.

    Между туловищем ребенка и ремнями, должно быть расстояние не больше 1 — 2 сантиметров.

Перед тем, как начать поездку на автомобиле необходимо проверить надежность сиденья. Дополнительно рекомендуется обращать внимание на ремни. Ребенок должен комфортно чувствовать себя в кресле, но при этом не слишком болтаться.

Штраф за перевозку детей без кресла

Действующая Конституция РФ и правила дорожного движения делают основной упор на приоритетности здоровья, жизни, прав и законных интересов граждан. На практике такой подход предполагает пропорциональное и соразмерное ограничение прав и свобод граждан государства.

В рамках вопроса транспортировки малышей в машинах описанные выше приоритеты выражаются в использовании разнообразных административных мер ответственность для физических лиц и организаций.

Перевозка малышей в машине без специальных кресел предполагает меры ответственности. Наиболее распространенной мерой представляется штраф 3000 рублей (для физических лиц).

Отдельно стоит отметить ответственность за оставление малыша в авто. За такое деяние также накладывается штраф в соответствии с действующим законодательством.

Отсутствие автокресла является признаком состава преступления, квалифицирующим применение ч. 1 ст. 238 УК РФ. Это касается водителей такси, перевозящих малышей без специализированного оборудования. В эту же группу нарушений относят транспортировку пассажиров на транспортных средствах, имеющих неисправности тормозной или рулевой системы.

Транспортировать в легковом авто при помощи удерживающего устройства малыша следует сразу после рождения. Даже во время первой поездки из роддома, согласно ПДД, ребенок на руках взрослых находиться при движении в машине не должен.

Читайте также:  Как правильно снести загородный дом

Для младенцев разработаны специальные автолюльки, которые желательно установить на заднем сиденье авто и закрепить при помощи ремней. Конструкция фиксируется таким образом, чтобы младенец в ней находился перпендикулярно движению ТС. Внутри устройства малыш дополнительно крепится ремнями и находится в горизонтальном положении.

Автолюлька является лучшим вариантом для перевозки самых маленьких пассажиров. Скелет у них очень гибкий, а масса головы составляет примерно 30 % от всего веса. Мышцы еще не развиты достаточно, и при резких движениях голову просто не удержат. А в люльке ребенок лежит, и нагрузки на шею у него нет. Такая конструкция применяется в течение первых шести месяцев жизни.

Далее приобретается детское автокресло (можно и ранее). К сиденью оно крепится посредством автомобильных ремней безопасности или скоб, которые продаются в комплекте. Устанавливается против движения автомобиля, т.е. ребенок смотрит не на дорогу, а на спинку сиденья. Такой способ связан с тем, что малыши не держат голову и скелет их хрупок. Поэтому при резком торможении с такой фиксацией выше шанс избежать травм.

Ребенок внутри автокресла фиксируется ремнями. Для самых маленьких они конструируются таким образом, чтобы уровень наклона спинки можно было регулировать в пределах 35 – 40 градусов. Некоторые взрослые для дополнительной фиксации в кресло с боков на уровне головы укладывают тканевые валики.

Родители младенцев часто интересуются, со скольки лет можно ездить на переднем сидении автомобиля ребенку. Ни один нормативно-правовой акт не дает ограничений по возрасту. На переднее сиденье можно установить и люльку с новорожденным при необходимости.

Самое безопасное место для детского кресла, по признанию специалистов, это – заднее сиденье за пассажирским креслом.

Где лучше всего устанавливать детское автокресло?

Все легковые автомобили снабжены ремнями безопасности. На старых моделях для задних кресел их предусмотрено два, а на новых – три. С их помощью можно укрепить детские автокресла.

Раньше малышам рядом с водителем ездить запрещалось. Новые правила, изложенные в ПДД, никак не ограничивают возраст ребенка, перевозимого на переднем сидении. Но как демонстрируют различные тесты и практика ДТП: детей безопасней перевозить сзади. Переднее пассажирское сиденье – самое незащищенное в случае лобового или бокового столкновения. Естественно, речь идет о леворульных автомобилях. У праворульных самым опасным будет место водителя.

Но в любых машинах ставить ДДУ в первом ряду кресел не рекомендуется. Делать то следует только в случае крайней нужды, если ребенок категорически отказывается спокойно ехать сзади. Следует учесть, что для укрепления детского кресла впереди нужны пятиточечные ремни безопасности, а они отсутствуют в некоторых моделях. А для фиксации сзади достаточно трехточечных.

Пока перевозят младенца, ДДУ устанавливается против хода. Но как только малыш подрастет, лучше укрепить его по центру. Так можно наблюдать за дорогой. Детям это интересно, они меньше капризничают и не отвлекают водителя. Шансы покалечиться при резком торможении в таком случае не высоки.

Если исходить только из соображений безопасности, самым правильным будет установка ДДУ на заднем сидении справа. Согласно статистике, при ДДТ сюда приходится меньше всего ударов.

Сложности ожидают родителей, имеющих несколько маленьких детей. Если их всего трое, можно все ДДУ установить одновременно на заднем сиденье. Когда малышей больше, для одновременной их перевозки потребуется минивэн или микроавтобус. Отсутствие просторного салона не является основанием для перевозки ребенка без ДДУ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *