Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ расчетов по налогам и сборам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет расчетов по налогам и сборам регламентируют законодательные нормы и действующие НПА. В бухучете все налоги и установленные сборы фиксируются на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», где по каждому из них специально открывают субсчет, объединяющий аналитическую информацию. Счет 68 предназначен для подытоживания в целом сведений по налогам, уплачиваемым фирмой, а также персоналом компании. Заметим, что только в учете НДС кроме 68-го применяется еще счет 19. С его помощью отражают входной НДС по купленным ценностям.
Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Именно налоговая система на сегодняшний день остается, пожалуй, одним из главных предметов дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование, как всего народного хозяйства, так и отдельных экономических субъектов.
Российское налоговое законодательство на протяжении последнего десятилетия находится в стадии постоянных изменений и дополнений. Главным событием этого периода является введение основного законодательного акта прямого действия – налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и регулирует налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками.
Каждое предприятие любой формы собственности и организационно-правового образования обязано зарегистрироваться в территориальной налоговой инспекции, прежде чем начнет осуществлять свою деятельность, ему необходимо определится с режимом налогообложения, правильно организовать учет налогов и сборов и разобраться в его особенностях. Грамотный подход к организации учета налогов и сборов на предприятии, своевременный и качественный их анализ прямым образом влияет на эффективность деятельности предприятия.
Поэтому тема «Учет и анализ расчетов с бюджетом по налогам и сборам» является наиболее актуальной для рыночной экономики.
Целью работы является углубление и систематизация знаний в области учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам и разработка практических рекомендаций по его совершенствованию.
Объектом изучения выбрано Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство и водоснабжение» г.Нижние Серги.
Предметом изучения являются – налоги и сборы Российской Федерации, и их учет на предприятии.
Задачи, которые предстоит решить для достижения цели:
— изучить организацию бухгалтерского учета расчетов по налогам и сборам;
— изучить особенности аудита расчетов по налогам и сборам;
— рассмотреть типичные ошибки по налогам и сборам и последствия за их совершение;
— рассмотреть особенности бухгалтерского учета и налогообложения в жилищно-коммунальном хозяйстве;
— рассмотреть основные налоги, уплачиваемые предприятиями ЖКХ и сделать их анализ на примере предприятия МУП «ЖКХ и водоснабжение» г.Нижние Серги;
— провести аудит и разработать практические рекомендации по усовершенствованию бухгалтерского учета налогов и сборов в исследуемом предприятии.
Данная дипломная работа основана на следующих источниках:
— Налоговый кодекс Российской федерации и другие нормативно-правовые акты органов законодательной власти Российской Федерации;
— учебники и учебные пособия, статьи из газет и журналов, печатающихся на территории Российской Федерации;
— информация из сети Интернет;
— данные бухгалтерского учета и отчетности МУП «ЖКХ и водоснабжение» г. Нижние Серги за 2006г.,2007г.,2008г.
Практическая значимость работы заключается в использовании МУП «ЖКХ и водоснабжение» результатов анализа, данных проведенного аудита и предложенных рекомендаций в целях усовершенствования бухгалтерского учета налогов и сборов на предприятия и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Упрощенная система налогообложения предусмотрена главой 26.2 НК РФ, и ее применение освобождает предприятия согласно ст. 346.11 настоящего Кодекса от обязанности по уплате:
– налога на прибыль;
– налога на имущество организаций;
– единого социального налога;
– НДС, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и при совершении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) или договору доверительного управления имуществом.
Поскольку право на применение упрощенной системы налогообложения не имеют предприятия, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных), а также игорным бизнесом, следовательно, из перечня обязательных платежей для рассматриваемого режима исключаются:
– акцизы;
– налог на добычу полезных ископаемых;
– налог на игорный бизнес.
Однако предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов и уплачивают иные налоги в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Статьей 346.14 НК РФ предусмотрен единый налог, взимаемый при применении упрощенной системы налогообложения, который имеет два альтернативных варианта исчисления, выбор одного из которых осуществляется предприятием самостоятельно. Объектом обложения данным налогом признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.
Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в случае, если за налоговый период сумма исчисленного налога меньше суммы минимального налога в размере 1 % доходов.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, выбирает доходы в качестве объекта обложения единым налогом, взносы на обязательное пенсионное страхование уменьшают его обязательства по начисленному единому налогу к выплате в бюджет. Таким образом, начисленная сумма взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период является налоговым вычетом по единому налогу, взимаемому при применении упрощенной системы налогообложения. В качестве аналогичного налогового вычета принимается сумма выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Однако общая величина налогового вычета ограничена 50 % начисленного за период применения единого налога.
Кроме того, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются страхователями по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве. Приведем перечень обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации для предприятий, выбравших упрощенную систему налогообложения в качестве основного налогового режима (табл. 8).
Таблица 8.
Перечень обязательных платежей в бюджетную систему.
Российской Федерации при упрощенной.
системе налогообложения.
Последний – третий этап кругооборота капитала связан с определением финансового результата деятельности предприятия. Элементы, непосредственно формирующие финансовый результат, – это доходы и расходы. Возникновение показателей, имеющих значение для исчисления налоговой нагрузки предприятия на этапе продажи, представлено на схеме 9.
В бухгалтерском учете финансовый результат определяется при сопоставлении доходов и расходов предприятия по формуле:
Финансовый результат = Доходы-Расходы.
В случае превышения доходов над расходами финансовый результат будет положительным и называется прибылью. Если расходы будут больше суммы доходов, то отрицательный финансовый результат называется убытком.
В соответствии с принятой на практике классификацией доходы и расходы организаций подразделяются на две группы: доходы и расходы от обычных видов деятельности, прочие доходы и расходы.
Для разных предприятий источником выручки являются различные операции и виды деятельности. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, предусматривает ограниченный перечень видов деятельности, доходы от которых в зависимости от решения предприятия, отраженного в учетной политике, могут быть включены в состав выручки или классифицироваться как прочие доходы. Назовем эту группу доходов «плавающие доходы», к ним относятся поступления от следующих операций:
– поступления от предоставления предприятием за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды;
Схема 9.
Возникновение налоговых обязательств и налоговых.
вычетов на этапе III «Продажа продукции (товаров, работ, услуг) и формирование финансового результата» хозяйственной деятельности предприятия.
В предыдущем подразделе данного издания была рассмотрена схема хозяйственной деятельности предприятия, которая дала возможность определить «места возникновения» налоговых обязательств и налоговых вычетов, применяемых при исчислении налоговых обязательств к уплате. Но для расчета налоговой нагрузки необходимо установить количественную зависимость величины налоговых обязательств и налоговых вычетов от причин их возникновения. Отметим, что сумма налоговых обязательств и вычетов, а также периодичность их возникновения регулируются только налоговыми нормами. Суммы налоговых обязательств и вычетов, отражаемые на счетах расчета с бюджетом, являются внешними данными, рассчитанными вне бухгалтерского учета. Особенности количественной оценки отдельно для каждой группы значимых для расчета налоговой нагрузки показателей, были представлены в табл. 16.
Cостояние расчетов по налогам и сборам
Как учесть налоги в бухгалтерском учете? Для этого используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Это пассивный счет, предназначенный для обобщения информации о расчетах компании с государственными бюджетами всех уровней. По закону все организации обязаны начислять, декларировать и перечислять налоги самостоятельно.
Синтетический учет налогов ведется по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Аналитический учет ведется по видам налогов.
Начисление налога отражается по кредиту счета 68 и корреспондируется со счетами согласно следующей классификации, учитывающей способ покрытия начисленных налогов:
1. Сумма налога включается в себестоимость продукции, работ, товаров, услуг;
2. Сумма налога включается в общий объем выручки;
3. Сумма налога включается в финансовые результаты деятельности компании за отчетный период;
4. Сумма налога исчисляется за счет чистой прибыли организации.
Уплата налога отражается по дебету счета 68 и корреспондируется с денежными счетами компании.
Типовые проводки по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»(уплата налогов, гашение задолженности по налогам).
Учет расчетов по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению
Сельскохозяйственные предприятия, являясь субъектами Российской Федерации, подпадают под действие всех российских законодательных актов. Не составляет исключение и налоговое законодательство.
Современная отечественная система налогообложения представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Система налогообложения на основе ЕСХН представляет собой специальный налоговый режим и позволяет соблюдать принцип равенства при налогообложении, обеспечивать единые критерии для всех хозяйствующих субъектов в сфере сельскохозяйственного
производства независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции. Воспользоваться данной системой могут лишь те предприятия, хозяйственная специализация которых позволяет иметь в общем объеме выручки товаров (работ, услуг) долю выручки от реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции не менее 70%.
Переход на уплату ЕСХН не предусматривает ведения сельскохозяйственными товаропроизводителями бухгалтерского учета упрощенным способом (помимо законодательства в области нормативного регулирования, предусматривающего его ведение упрощенным способом с сокращением соответствующих форм отчетности). В этом смысле преимуществ у плательщиков ЕСХН по сравнению с плательщиками по другим системам налогообложения нет.
Объектом обложения ЕСХН является налоговая база.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При этом расходами считаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы, осуществленные налогоплательщиком. Ст. 346 8 НК РФ определяет фиксированный размер налоговой ставки в размере 6% от налоговой базы.
Учет расчетов по налогам осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет 68 может иметь развернутое сальдо.
Начисленные налоги и сборы (федеральные, региональные и местные) отражаются по налоговым декларациям по кредиту счета 68 и дебету разных счетов в зависимости от источников возмещения налогов и сборов. По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных о текущих налоговых платежах, просроченных налоговых платежах, штрафных санкциях, отсроченных и рассроченных суммах по уплате налогов и сборов.
Учет расчетов по обязательным платежам во внебюджетные фонды осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет предназначен для аккумулирования информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников предприятия. На этом счете обобщается информация о начислении и удержании сумм ЕСН.
При наличии у предприятия расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 могут открываться дополнительные субсчета.
Счет 69 кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также на суммы платежей по обязательному медицинскому страхованию. При этом записи производятся в корреспонденции:
1. со счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, – в части отчислений, производимых за счет предприятия;
2. со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – в части отчислений, производимых за счет работников предприятия.
Кроме того, по кредиту счета 69 в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается
начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей; в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» – суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.
По дебету счета 69 отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.
Аналитический учет расчетов по ЕСН ведется в ведомостях № 55–АПК и № 56–АПК по субсчетам, итоговые данные в конце месяца переносят в журнал–ордер № 10–АПК. В журнале–ордере № 10–АПК систематизируются по счету 69 суммы оборотов в разрезе корреспондирующих счетов.
Учет расчетов организации с бюджетом является одним из самых массовых и трудоемких участков работы. Он связан с большим объемом исходной информации, необходимостью арифметической проверки документов, сверкой и выборкой различных данных, а также записью по счетам. На данном участке работы необходимо установить тщательный контроль за своевременным и полным расчетом налогооблагаемой базы и оплатой налогов, соблюдением всех норм Налогового кодекса, своевременной оплатой налогов и подачей всех нужных документов в налоговые органы. Кроме того, важно своевременно получать информацию об изменениях произошедших в Налоговом законодательстве Республики Беларусь.
Организация такого контроля в значительной степени зависит от состояния бухгалтерского учета, целью которого является своевременное, полное и точное отражение всех расчетных взаимоотношений и их результатов, ускорение их документооборота.
Сокращение времени обработки документов у каждого бухгалтера является важным резервом для более тщательной проверки налогооблагаемой базы. Издержки на организацию и осуществление расчетов с бюджетом зависят от числа документов. Меньший объем документации при прочих равных условиях может быть лучше и быстрее обработан. Поэтому при расчетах с бюджетом по налогам и сборам необходимо искать пути сокращения количества документов. В связи с этим необходимо больше уделять внимания вопросам централизации расчетных операций, их концентрации, укрупнению платежей, сокращению излишних звеньев, внедрившихся в сферу расчетов, замене двухстороннего документооборота по односторонним расчетам, ускорению механизации и автоматизации процессов на основе внедрения средств вычислительной техники.
Цель учета и анализа расчетов плательщика по налогам и сборам — исследование организации учета расчетов плательщика налогов и сборов и разработка предложений по совершенствованию, изучение изменения структуры и динамики налогов, определение эффективности использования льгот по различным отчислениям, определение влияние налогов на получение прибыли (убытка) организации, выяснение причин изменения его слагаемых и определение путей их совершенствования.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи исследования учета расчетов плательщика по налогам и сборам:
— изучение нормативной базы расчетов с бюджетом в Республики Беларусь;
— проверка и контроль за соблюдением своевременной уплаты налогов и сборов;
— изучение и своевременная проверка правильности ведения расчетов с бюджетом;
— полное и оперативное отражение в учетных регистрах расчетов с бюджетом;
— организация и проведение в установленные сроки инвентаризации состояния расчетов, изыскания возможностей недопущения ошибки при исчислении налогооблагаемой базы;
— контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины, своевременности перечисления сумм в бюджет.
Одной из важных задач бухгалтерского учета является содействие выбору наиболее целесообразных форм расчета с бюджетом.
Таким образом, от рациональной организации бухгалтерского учета и своевременного анализа расчетов с бюджетом зависит четкость, полнота расчетных взаимоотношений с государством, формирование достоверной учетной информации для последующего анализа расчетов по налогам и сборам, который послужит базой для принятия управленческих решений.
Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.
Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.
Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.
Налоговый учёт ведется в специальных формах — налоговых регистрах.
Организации — налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.
Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.
Целями налогового учёта являются:
1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;
2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;
3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.
При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.
Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.
Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.
Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.
Коэффициент нагрузки по налогам
Под этим термином имеется в виду понимают процент налогов в сравнении с общим доходом субъекта предпринимательства. Он очень важен для налоговиков. При слишком низком показателе ИФНС делает вывод о том, что субъект предпринимательства уклоняется от уплаты обязательных платежей, его ожидают налоговые проверки. В приказе № ММ-3−06/333@, принятом в мае 2007 г., указано, что компанию необходимо обязательно проверять, если коэффициент у нее ниже, чем у других субъектов в этой же отрасли.
Также коэффициент налоговой нагрузки рассматривают кредитные организации. На основе результатов анализа принимается решение о кредитовании субъекта предпринимательства.
Банковские учреждения могут отказать в обслуживании счета и заблокировать операции по нему, если размер налоговых платежей ниже 0,9% от всего объема операций. Это требование введено согласно закону 115-ФЗ и методическим рекомендациям 18-Р, принятым Центральным банком РФ.
Как оценить степень налогового давления
Для владельца предприятия или индивидуального предпринимателя важна не величина налоговой ставки, а размер прибыли, который остается у субъекта предпринимательства после завершения расчетов с государством.
Поэтому для оценки налогового давления нецелесообразно использовать формулы, предложенные налоговой службой. В них не учитываются доли каждого из налоговых платежей. То есть невозможно проследить, как влияет каждый из налогов на финансовое состояние компании.
Для должностных лиц налоговой службы, которые разрабатывали эту формулу, важен размер поступающих налогов, а не результаты работы компании, то есть рентабельность бизнеса
Министерство финансов РФ разработало свою методику, при использовании которой можно определить общую долю налоговых платежей в выручке. В этой методике также не учитываются отдельные налоги, то есть степень давления каждого проследить невозможно.
Но и проводить вычисления по каждому налогу также необязательно из-за высокой трудоемкости. Поэтому целесообразно выделить только наиболее крупные платежи. Например, если компания работает на общей системе налогообложения, то рассчитывать и анализировать нужно только прибыль и НДС.
Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.
Таблица 4. Анализ налоговой оптимизации по налогам и сборам ЗАО «XX» за 2006 — 2007 гг.
Показатель |
Формула |
Расчет, |
Результат |
Расхождение, |
||
2006 г. |
2007 г. |
2006 г. |
2007 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общий уровень |
Yн = (Выручка |
1821 / |
500 / |
12,4 |
3,2 |
-9,2 |
Уровень |
Yн = (Выручка |
1821 / |
1500 / |
16,4 |
12,6 |
-3,8 |
Налоги, |
Сумма налогов, |
14 565 / |
16 047 / |
21,0 |
20,4 |
-0,6 |
Налоги, |
Сумма налогов, |
1685 / |
4810 / |
10,8 |
25,0 |
14,2 |
Налоги, |
Налоги, уплачиваемые |
3345 / |
3497 / |
22,1 |
22,8 |
0,7 |
Налоги, |
Налоги, уплачиваемые |
1789 / |
2111 / |
16,1 |
17,7 |
1,6 |
Итого |
98,8 |
101,7 |
2,9 |
Своевременность погашения налоговых обязательств организации перед бюджетом и внебюджетными фондами во многом зависит от наличия или отсутствия свободных денежных средств. Если темпы роста расходования денежных средств превышают темпы роста их поступления, то в перспективе это может привести к возникновению просроченной кредиторской задолженности, негативно сказаться на платежеспособности организации, привести к снижению ее ликвидности и даже прекращению функционирования организации. Для того чтобы предугадать подобное развитие событий, для выявления зон избыточности или недостаточности денежных средств проводится анализ динамики изменения денежных потоков организации (рис. 2).
Таблица 5. Налоговый календарь
Виды налогов |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Арендная плата |
ежемесячная |
ежемесячная |
ежемесячная |
ежемесячная |
Водный налог |
уплачивают |
уплачивают |
||
и т.д. |
Таким образом, использование графика денежных потоков и налогового календаря бухгалтера позволит организации свести к минимуму неуплату в бюджет налоговых платежей и сборов.
Таблица 6. Справка к форме N 2 за 20XX год об объемах выручки для целей налогообложения ЕНВД (вид деятельности — розничная торговля), руб.
Отчетный |
Выручка |
Себестоимость |
Коммерческие |
Управленческие |
Финансовый |
I квартал |
125 237,24 |
161 542,48 |
0,00 |
4 047,75 |
-40 352,99 |
II квартал |
242 798,35 |
257 665,72 |
159,74 |
7 955,37 |
-22 982,48 |
I |
368 035,59 |
419 208,20 |
159,74 |
12 003,12 |
-63 335,47 |
III |
412 535,61 |
251 557,43 |
4 341,44 |
14 116,25 |
142 520,49 |
9 месяцев |
780 571,20 |
670 765,63 |
4 501,18 |
26 119,37 |
79 185,02 |
IV квартал |
485 006,19 |
171 341,63 |
143,98 |
16 172,97 |
297 347,61 |
Итого с |
1 265 577,39 |
842 107,26 |
4 645,16 |
42 292,34 |
376 532,63 |
В отчете о прибылях и убытках отражаются суммы отложенных налоговых активов, обязательств и текущего налога на прибыль за отчетный период: по стр. 141 — разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 09, стр. 142 — по счету 77. Сумма текущего налога на прибыль (стр. 150) должна соответствовать сумме, отраженной в декларации по налогу на прибыль. Однако эту сумму можно вычислить расчетным путем по данным отчета о прибылях и убытках (табл. 7). Для этого величину условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль следует скорректировать на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода (стр. 140 x 20% +/- стр. 200 +/- стр. 141 +/- стр. 142 = 14 065 x 20% + 206 + 6 — 20 = 3005 тыс. руб.).
Основные задачи, принципы и методы анализа расчетов по налогам
В современном обществе налоги — основная форма доходов государственного бюджета, поэтому эффективное управление налогами является основой государственного управления, поскольку помимо сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру.
Для управления работой предприятия необходимо иметь полную и достоверную информацию о ходе его деятельности. Такую информацию на предприятии предоставляет бухгалтерский и налоговый учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления деятельностью предприятием.
Однако, для этих целей нужно также иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах работы, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигается с помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку, проводится сравнение достигнутых результатов с данными за прошлые отчетные периоды времени, определяется влияние различных факторов на величину финансовых показателей, выявляются недостатки и перспективы развития. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует управленческим решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления процесса налогообложения, обеспечивает его эффективность и объективность. Таким образом, экономический анализ — это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решения.
Осуществление финансово — хозяйственной деятельности организации в соответствии с разработанной схемой налогового планирования
Как правило, при разработке схемы налогового планирования организация использует определенный набор инструментов. Для эффективности работы данной схемы, прежде всего, следует сопоставить общий размер налоговой экономии, полученной в результате применения всех инструментов налогового планирования, и общий размер налоговых потерь, которые организация понесет при практической реализации данной схемы.
Налоговое планирование может быть как внутренним, так и внешним. Объекты налогового планирования для внешних и внутренних пользователей информации о финансовой деятельности предприятия различны.
Основным источником информации о финансовой деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщенных данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами — пользователями информации о деятельности предприятия.
Первую группу пользователей информации составляют:
- собственники предприятия;
- заимодавцы (банки и прочие организации);
- поставщики;
- клиенты (покупатели);
- налоговые органы;
- персонал предприятия и руководство.
- аудиторские фирмы;
- налоговые консультанты;
- оценщики;
- биржи;
- юристы;
- конкурсные управляющие;
- пресса;
- ассоциации;
- профсоюзы.
- финансовую отчетность;
- налоговую отчетность.
Вторая группа пользователей информации — это субъекты, осуществляющие анализ деятельности (хотя и непосредственно не заинтересованные в деятельности предприятия) с целью подготовки правильного объективного решения или защиты интересов первой группы:
Каждый субъект изучает и анализирует исходную информацию с учетом своих интересов, но только руководство предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках внутреннего налогового планирования, производимого с целью принятия грамотного, взвешенного и осмотрительного управленческого решения, направленного на законодательно разрешенную оптимальную сумму налоговых платежей.
Планирование на предприятии — это процесс систематической подготовки и принятия управленческих решений относительно его будущей деятельности. После планирования следуют реализация решений и контроль полученных результатов.
Планирование, реализация и контроль результатов составляют процесс управления предприятием — менеджмент.
Из всего вышесказанного следует, что налоговое планирование на предприятии — это процесс систематической подготовки и принятия управленческих решений, прямым образом влияющий на конечный финансовый результат (прибыль). Здесь акцентируется прямое влияние, потому что все управленческие решения в области маркетинга, менеджмента или производства непосредственно влияют на конечный финансовый результат (прибыль).
Таким образом, налоговое планирование — это неотъемлемая часть общего процесса планирования на предприятии в области финансов.
Налоговые инспекции также являются пользователями информации. Вся отчетность предприятия, представляемая в налоговые органы, делится на два блока:
Планирование налогов и сборов производится исходя из действующего налогового законодательства с учетом введенных поправок. Необходимо учитывать поправки не только в федеральные законы но и в другие законодательные акты Российской Федерации.
Налоговое планирование осуществляется на основании оценки предыдущих налоговых платежей, произведенных в бюджет, с учетом коэффициента инфляции, который планируется на следующий год.
При внутреннем планировании важнейшим фактором при планировании налоговых платежей является учетная политика предприятия в целях налогообложения. Она может существенно отличаться от учетной политики предприятия.