- Уголовное право

Как устроен ЭДО с налоговой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как устроен ЭДО с налоговой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Электронный документооборот с налоговой службой в компаниях — сейчас уже далеко не редкость. Как уже было сказано, ФНС дает выбор: самостоятельно подавать налоговые декларации через кабинет налогоплательщика, собирая документы при помощи СЭД или чего-то еще, либо подключиться к внешнему оператору электронного документооборота, который сделает это за вас.

Преимущества ЭДО с ФНС

Электронный обмен документацией и отчётностью, организованный через оператора, имеет ряд положительных моментов:

  • Экономия времени и ресурсов. Отправить отчётные документы можно в любое удобное время без личного визита в налоговые органы. Подаваемые отчёты не нужно дублировать в бумажном варианте.
  • Исключение риска ошибок. Заполнение отчётности ведётся по установленным формам, которые контролируют вводимые данных. При ошибках или неточностях система не даёт отправить форму, а указывает на выявленные недочёты.
  • Гарантия получения документов адресатом. Задача оператора заключается в передаче представленных данных контрагенту. Об этом он сигнализирует в течение суток в виде подтверждения доставки. Не нужно дожидаться акта сверки.
  • Конфиденциальность и защита передаваемых данных. Информация защищена от просмотра и изменения со стороны третьих лиц. Документы передаются по защищённым HTTPS-каналам с двухуровневой степенью защиты. Использование квалифицированной электронной подписи значительно ограничивает круг лиц, которым доступно использование системы.
  • Оперативное получение выписок и справок в электронном виде. Документы, списки, справки и акты от налоговых органов приходят в цифровом формате и в кратчайшие сроки.
  • Оповещения об обновлении форм отправки данных. При добавлении новых форм пользователь оперативно получает информацию об этом. Версия используемых шаблонов обновляется автоматически.

Ввод электронного документооборота призван сделать отношения предпринимательства и налоговой проще, прозрачнее, оперативнее. ЭДО также позволяет экономить. Законы разрабатываются таким образом, чтобы это было выгодно для всех: и предприятий, и контролирующих органов. ЭДО действительно удобен, но, тем не менее, малый и средний бизнес добровольно использует его лишь примерно в десяти процентах случаев. Почему так происходит?

Объяснить это можно только привычкой, так как переход на ЭДО имеет множество преимуществ для компаний:

  • позволяет максимально снизить риск ошибок,

  • он экономит время и ресурсы предприятия,

  • ускоряет проверки и получение обратной связи от контролирующих органов,

  • гарантирует актуальность регламентов заполнения форм,

  • упрощает и снижает затраты на хранение документации, делает его более надежным и безопасным,

  • зарегистрированные оператором ЭДО документы соответствуют актуальному законодательству и имеют юридическую силу,

  • ФНС прогнозирует, что в будущем с развитием ЭДО сдача бухгалтерской и налоговой отчетности упразднится.

Перечень документов, которые ФНС может направлять через интернет

Новый Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, предусматривает 48 наименований, которые разрешено направлять через информационную систему. С их полным перечнем можно ознакомиться ниже.

Название
1 Требование о представлении пояснений
2 Уведомление о контролируемых иностранных компаниях
3 Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)
4 Налоговое уведомление
5 Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств
6 Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств
7 Решение о проведении выездной налоговой проверки
8 Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки
9 Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки
10 Справка о проведенной выездной налоговой проверке
11 Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
12 Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
13 Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
14 Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) проверяемого лица
15 Постановления о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов
16 Решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов (информации)
17 Постановление о производстве выемки, изъятия документов и предметов
18 Протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов
19 Постановление о назначении экспертизы
20 Протокол об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав
21 Акт налоговой проверки
22 Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
23 Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения
24 Решение о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом правонарушении свидетеля, эксперта, специалиста
25 Протокол рассмотрения материалов налоговой проверки;
26 Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля
27 Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
28 Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
29 Решение о принятии обеспечительных мер
30 Решение об отмене обеспечительных мер
31 Решение о замене обеспечительных мер
32 Решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица
33 Решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица
34 Решение об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
35 Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)
36 Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)
37 Решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)
38 Решение о возмещении (полностью или частично) сумм налога на добавленную стоимость
39 Решение об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость
40 Решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению
41 Решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению
42 Решение о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке
43 Решение об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке
44 Решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке
45 Решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в связи с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость
46 Решение о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению
47 Решение об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению
48 Мотивированное заключение
Читайте также:  Страховые взносы – 2023: начисление, уплата, отчетность

Для обмена документами в налоговой по ТКС нужно применять усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП):

В процессе электронного взаимодействия при направлении и получении документов также фигурируют следующие технологические электронные документы:

  • подтверждение даты отправки;
  • квитанция о приеме;
  • уведомление об отказе в приеме;
  • извещение о получении (формируется на каждый документ и технологический электронный документ);
  • информационное сообщение о представительстве в налоговых отношениях (в случае подписания представителем плательщика).

Участники электронного взаимодействия обязаны обеспечивать хранение:

  • всех отправленных и принятых документов и технологических электронных документов (кроме извещения о получении электронного документа) с УКЭП;
  • квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.

Не реже 1 раза в сутки нужно проверять поступление документов.

Какой порядок представления документов существует?

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (пункт 4 статьи 93.1 НК РФ).

Налогоплательщик на основании п.2 статьи 93 НК РФ может представить истребуемые документы:

на бумажном носителе в виде заверенных проверяемым лицом копий;

в электронной форме, если они составлены по установленным ФНС России форматам.

Кроме того, в НК РФ предусмотрены следующие способы представления документов:

лично;

через представителя;

по телекоммуникационным каналам связи;

через личный кабинет налогоплательщика.

Способы передачи документов в электронном виде поименованы в Приказе ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.

До 2012 года программа «Логика» называлась «Босс-Референт» и пользовалась большой популярностью среди организаций. Смена наименования не сказалась на качестве продукта, он, как и прежде, позволяет эффективно управлять делопроизводством. Основные преимущества:

  • высокий уровень защиты данных;
  • возможность построить сложные схемы согласования документов;
  • простота использования.

Как работать с КЭП от ФНС

Электронная цифровая подпись для юридических лиц и ИП должна использоваться только его владельцем в соответствии с требованиями ФЗ-63 «Об электронной подписи». Токен (носитель с ключами ЭП) необходимо подключить к компьютеру в момент подписания документа, а после извлечь.

Крайне не рекомендуется оставлять токен в USB-входе и передавать его другим лицам. Если нужно предоставить возможность сотрудникам подписывать документы от лица компании по доверенности, то им заказать КЭП можно в коммерческом удостоверяющем центре, который имеет аккредитацию по новым правилам (с 01.07.2020). СберКорус аккредитован по новым правилам и предлагает выгодные тарифы и условия выпуска КЭП для сотрудников организаций и физических лиц.

Перечень документов, которые ФНС может направлять через интернет

Новый Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, предусматривает 48 наименований, которые разрешено направлять через информационную систему. С их полным перечнем можно ознакомиться ниже.

Название
1 Требование о представлении пояснений
2 Уведомление о контролируемых иностранных компаниях
3 Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)
4 Налоговое уведомление
5 Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств
6 Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств
7 Решение о проведении выездной налоговой проверки
8 Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки
9 Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки
10 Справка о проведенной выездной налоговой проверке
11 Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
12 Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
13 Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
14 Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) проверяемого лица
15 Постановления о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов
16 Решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов (информации)
17 Постановление о производстве выемки, изъятия документов и предметов
18 Протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов
19 Постановление о назначении экспертизы
20 Протокол об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав
21 Акт налоговой проверки
22 Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
23 Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения
24 Решение о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом правонарушении свидетеля, эксперта, специалиста
25 Протокол рассмотрения материалов налоговой проверки;
26 Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля
27 Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
28 Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
29 Решение о принятии обеспечительных мер
30 Решение об отмене обеспечительных мер
31 Решение о замене обеспечительных мер
32 Решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица
33 Решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица
34 Решение об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
35 Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)
36 Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)
37 Решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)
38 Решение о возмещении (полностью или частично) сумм налога на добавленную стоимость
39 Решение об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость
40 Решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению
41 Решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению
42 Решение о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке
43 Решение об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке
44 Решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке
45 Решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в связи с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость
46 Решение о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению
47 Решение об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению
48 Мотивированное заключение
Читайте также:  Уменьшение уставного капитала АО путем гашения акций

Информационные услуги и информирование налогоплательщиков

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также приводить формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

В целях реализации порядка обмена электронными документами между налоговыми органами и налогоплательщиками (представителями) при предоставлении информационных услуг и информировании в электронной форме по ТКС в соответствии с Административным регламентом ФНС России разработаны Методические рекомендации. Документом определены:

  • последовательность электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками с использованием электронной подписи (ЭП);
  • перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах;
  • требования к временным характеристикам выполнения функций, программным продуктам, взаимодействию при нештатных ситуациях.

Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н.

Непосредственно участниками информационного взаимодействия являются налогоплательщики (представители), налоговые органы, специализированные операторы связи. При этом информационное взаимодействие налогоплательщика и налогового органа может происходить как через спецоператора, так и напрямую.

Какие документы может истребовать налоговый орган?

Ограниченного перечня документов, которые может истребовать налоговый орган в законодательстве не предусмотрено.

Фактически налоговый орган может истребовать документы:

связанные с проведением налоговой проверки;

Читайте также:  Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2020 году: расчет и начисление в 1С

не связанные с проведением налоговой проверки.

Налоговый орган имеет право запросить:

у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), документы (информацию) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

информацию относительно конкретной сделки у участников этой сделки или иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения таких документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Системы ВЭДО и EDI: в чем разница?

При выборе системы документооборота многие пользователи также сталкиваются с системами, которые позиционируют себя не как ВЭДО, т.е. «электронный документооборот», а как EDI (документооборот для ритейла).

Системы EDI являются частным случаем электронного документооборота. Они ориентированы на обмен данными с торговыми партнерами или подразделениями торговой сети. Если в общем случае через документооборот проводят любые виды юридически значимых документов, то здесь реализован оперативный обмен коммерческой информацией между организациями, в том числе, юридически значимыми документами, необходимыми для торговых операций.

Обычный электронный документооборот допускает использование любых типов документов в любом удобном для сторон формате. При использовании EDI перечень возможных документов, их формат строго регламентированы. Здесь нет возможности сформировать и передать документ во внутреннем формате компании или не относящийся непосредственно к торговым операциям. О том, как работает EDI, почему ее используют только в торговле, и в чем ее преимущества, я расскажу в одной из следующих статей.

Информационные услуги и информирование налогоплательщиков

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также приводить формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

В целях реализации порядка обмена электронными документами между налоговыми органами и налогоплательщиками (представителями) при предоставлении информационных услуг и информировании в электронной форме по ТКС в соответствии с Административным регламентом ФНС России разработаны Методические рекомендации. Документом определены:

  • последовательность электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками с использованием электронной подписи (ЭП);
  • перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах;
  • требования к временным характеристикам выполнения функций, программным продуктам, взаимодействию при нештатных ситуациях.

Система по обмену счетами-фактурами и другими первичными бухгалтерскими документами максимально совместима с системой сдачи налоговой отчетности в электронном виде.
Механизм обмена счетами-фактурами в электронном виде заключается в следующем.
Пакет документов (счета-фактуры, акты выполненных работ, товарные накладные и пр.) подписывается электронной цифровой подписью с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации.
Оператор связи гарантирует доставку пакета электронных документов от отправителя к получателю с подтверждением факта, даты и времени отправки документов.
Ключевыми документами для применения электронных счетов-фактур являются «Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи» (утверждается Минфином России) и «Формат электронного счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур» (утверждается Правительством РФ). Система обмена счетами-фактурами в электронном виде хоть и утверждена Федеральным законом N 229-ФЗ еще летом 2010 г., но обретает легитимный статус именно после принятия этих нормативных актов.
В обсуждаемом в настоящее время проекте «Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи» предусматривается обмен электронными счетами-фактурами только через операторов электронного документооборота.
Для того чтобы система обмена счетами-фактурами в электронном виде между хозяйствующими субъектами была легитимной, необходимо выполнение важнейшего условия для удостоверяющего центра оператора электронного документооборота: участник электронного документооборота должен получить сертификат ключа подписи одного из доверенных удостоверяющих центров ФНС России.
Проблемы в зоне ответственности оператора электронного документооборота при обмене счетами-фактурами в электронном виде исключены. Успешность реализации компанией «Такском» пилотного проекта по обмену электронными счетами-фактурами, проведенного по поручению Правительства РФ в 2009 г., обосновывает наши прогнозы об эффективности функционирования системы электронного документооборота.
Развитие электронного документооборота в налоговых правоотношениях — это одна из принципиальных задач, решение которой напрямую связано с повышением качества налогового администрирования. Налогоплательщикам представляются возможность взаимодействия с налоговыми органами в электронном виде по максимальному количеству итераций.
По нашему мнению, в ближайшей перспективе рынок продолжит развитие в сторону организации межкорпоративного электронного документооборота, т.к. это позволит существенно снизить издержки организаций на подготовку, обмен и хранение документов.

Признаки формального документооборота

Для того чтобы не вызывать подозрений у контролирующих органов, компаниям стоит проверять себя на предмет наличия признаков формального документооборота. Ниже перечислены «симптомы», указывающие на искусственное сокращение размера налоговых отчислений бизнеса:

  • создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный характер хозяйственных операций;
  • нарушение налогового законодательства в прошлом;
  • разовый характер сделок;
  • осуществление операции не по месту нахождения предприятия;
  • осуществление расчетов с использованием одного банка;
  • осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *