Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.
Причины подачи жалобы в ФАС
Для обращения в службу, заявитель должен тщательно сформулировать документ и привести конкретные аргументы в качестве доказательства. Вескими причинами подачи заявления считается:
- наличие возражений по результатам проведенного конкурсного отбора;
- выявление нарушений законодательных нормативов в рекламной кампании;
- обнаружение злоупотребления должностным положением конкретными лицами;
- подозрение на сговор определенными компаниями, направленный на искусственное завышение стоимости товара/услуги;
- навязывание каких-либо услуг, не являющихся обязательными;
- принуждение к обращению к конкретному исполнителю;
- нарушение организатором торгов требованиям, установленных законодательством.
ЖАЛОБУ В ФАС НА ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА МОЖНО ПОДАТЬ.
При наличии признаков картельного сговора в процессе проведения закупки.
Заказчика подписывает контракт, не с участником, предложившим наименьшую цену.
У заказчика постоянно побеждает одна и та же компания либо пул связанных между собой компаний по очереди.
Заказчик ограничивает количество участников закупки, незаконными методами.
Все вышеперечисленные события могут являться основаниям для подачи жалобы в ФАС.
Пример обжалования отклонения за непредоставления Протокола об одобрении крупной сделки.
Отклонение за непредоставление участником протокола одобрения крупной сделки не оспаривается, но только в том случае, если участник должен его предоставить по закону. В случае же, когда, например, участником запроса котировок является ИП, оно, разумеется, не требуется. К сожалению, некоторые заказчики об этом забывают, огульно отклоняя заявки без одобрения крупной сделки. При обжаловании таких отклонений, шансов доказать правоту у них нет.
К заявке на запрос котировок на поставку совковых лопат участник (ИП) не приложил Одобрение крупной сделки, которое и ранее никогда не прикладывал к тендерным заявкам. Заявка была отклонена. Участник обжаловал её и добился победы. В ФАСе заказчику указали, что, во-первых, Индивидуальный Предприниматель является сам себе хозяином и для принятия решения не должен получать ни от кого одобрения, а во-вторых, требование о предоставлении Одобрения крупной сделки распространяется только на юридических лиц, а ИП таковым не является.
Дополнительные требования в котировочной документации и практика их обжалования.
Заказчик может установить в котировочной документации и дополнительные требования, например, к последовательности пунктов и нумерации страниц заявки, простановке подписей и печатей. Но ему не следует забывать о том, что пословица «кто платит деньги, тот и заказывает музыку» неприменима к сфере государственных закупок, в том числе, способом запроса котировок, где объем предоставляемой информации строго ограничивается частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. И попытки расширить его обрекаются на провал ФАСом или арбитражным судом.
В котировочной заявке на поставку надувной лодки участник пронумеровал документы дискретно, в то время как заказчику требовалась сквозная нумерация. Заказчик заявку отклонил. Участник обжаловал отклонение в ФАС и добился победы. Заказчик, в свою очередь, обжаловал решение ФАС в арбитражном суде. Однако суд принял точку зрения ФАС, пояснив, что котировочная заявка в полном объёме содержит информацию, предусмотренную частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. Заказчик сделал безуспешную попытку оспорить решение суда в вышестоящей инстанции, но апелляционный суд оставил данное решение без изменения.
Сроки подачи жалобы по 44-ФЗ
Участник может направить жалобу в установленные сроки и до подписания контракта. Когда сроки истекут, обжаловать действия можно будет только в суде.
Предмет жалобы | Кто может подать жалобу | Сроки обжалования |
---|---|---|
Документация закупки. | Любая компания, физлицо. | До конца приема заявок. |
Решение комиссии заказчика, которое указано в протоколе. | Участник, который подавал заявку на участие. | В течение пяти дней с момента публикации в ЕИС протокола. |
Действия заказчика:
|
Участник, который подавал заявку. | До заключения контракта. |
Процедура аккредитации на площадке. | Пользователь, который проходит аккредитацию. | В течение 30 дней с момента обжалуемых действий. |
Нарушения проведения торгов. | Участник электронной процедуры. | В течение пяти дней с даты проведения торгов на площадке. |
Порядок рассмотрения спора
В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.
ФАС может запретить заключать контракт, пока не рассмотрит жалобу. Остальные действия проводят в обычном порядке. Например, если жалобу подали после проведения аукциона, то заказчик рассматривает вторые части заявок и выпускает протоколы, но контракт не подписывает.
За следующие три дня ФАС рассмотрит жалобу. В этот период она может запросить у госзаказчика и ЭТП документы и информацию. Контрольный орган решает признать жалобу:
- необоснованной — процесс торгов продолжается без изменений;
- обоснованной или частично обоснованной — ФАС предписывает исправить нарушения, например, изменить документацию, отменить протоколы и вернуть закупку на какой-либо этап, отменить всю закупку и провести заново.
Основания для обращения в ФАС
К антимонополистам можно обратиться с жалобой по любому вопросу, так или иначе касающемуся создания препятствий в свободной конкуренции, а именно:
- с жалобой на действия должностных лиц, отказывающих в регистрации товарного знака или торговой марки;
- с жалобой на недобросовестность рекламы;
- с жалобой на навязывание монополистом сопутствующих услуг, например, услуг страхования;
- с жалобой на недобросовестность ценообразования, например, намеренное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов;
- с жалобой на нарушения условий конкурсов на получение подряда (так называемые откаты);
- с жалобой на результаты торгов и аукционов;
- с жалобой на отказ заказчика признать результаты тендера;
- с жалобой на сокрытие полностью или частично сведений о проводимых конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.
Могут ли возвратить жалобу в ФАС?
Если жалоба в ФАС на заказчика была оформлена не по стандартам или нет прямого подтверждения описанным событиям и сведениям – прошение могут возвратить. Стоит отметить, что если совершенные отдельным лицом или объединением действия уже были приняты во внимание судом или контролирующим органом – жалоба теряет силу.
Самые распространенные причины для отказа принятия заявления:
Жалоба в антимонопольную службу на банк или другую коммерческую организацию может быть отклонена по следующим причинам:
- в случае неуказанных анкетных данных в заявлении или обратного адреса, куда должен быть направлен ответ;
- если человек пытается обжаловать судебное решение, вынесенное ранее (при отказе документ возвращается заявителю);
- если обращение составлено с употреблением ненормативной лексики, оскорбительных выражений или угроз в сторону сотрудников ФАС;
- в случае, когда жалоба в антимонопольную службу на недобросовестную конкуренцию и другие действия не читаема или не понятна. Также не рассматриваются документы, написанные заглавными буквами, без использования знаков препинания и других орфографических правил русского языка;
- в ситуации, когда очередное обращение практически идентично предыдущим, на которые уже был направлен ответ, не содержит новых аргументов или доводов;
- в ситуации, когда ответное письмо на запрос не может не содержать сведений, которые являются федеральной или государственной тайной.
Как самостоятельно подать жалобу в ФАС: план действий
- Посмотрите в одном из онлайн-сервисов, нет ли уже жалоб от других участников: «повторы» ФАС не рассматривает.
- Если есть время, изучите, в чью пользу выносит решение ФАС в жалобах по таким же ситуациям.
- Подготовьте заявку.
Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.
В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:
- способ и условия определения победителя;
- порядок определения начальной цены контракта;
- процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
- сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
- регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
- правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
- процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
- порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
- требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.
Существует несколько причин, по которым могут отказать в рассмотрении заявления.
- Жалуется лицо, которое не участвовало в процедурах закупки. Фактически его права нарушены не были, поэтому рассматривать обращение не станут.
- Пропущены сроки. В таком случае обжаловать решение, действие или бездействие можно только в суде.
- В одном заявлении содержатся указания на нарушения по нескольким разным процедурам. В рассмотрении такого дела откажут, поскольку в одном заявлении должны содержаться противоправные факты только в ходе одной закупки.
- Обращение по тем же фактам уже было, и решение по нему вынесено.
Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Обращаться с иском надо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.
Для обращения в службу, заявитель должен тщательно сформулировать документ и привести конкретные аргументы в качестве доказательства. Вескими причинами подачи заявления считается:
- наличие возражений по результатам проведенного конкурсного отбора;
- выявление нарушений законодательных нормативов в рекламной кампании;
- обнаружение злоупотребления должностным положением конкретными лицами;
- подозрение на сговор определенными компаниями, направленный на искусственное завышение стоимости товара/услуги;
- навязывание каких-либо услуг, не являющихся обязательными;
- принуждение к обращению к конкретному исполнителю;
- нарушение организатором торгов требованиям, установленных законодательством.
В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.
Рассмотрение жалобы по 223-ФЗ осуществляется в семидневный срок после ее регистрации. Но, если комиссии ФАС посчитает, что в обращении недостаточно информации, период принятия решения может быть однократно продлен на 7 рабочих дней.
Заявителю следует учитывать, что законодательство допускает срок 3 дня на регистрацию обращения. Если же специалисты ведомства решат, что основание заявления не относится к их компетенции, документ перенаправляется в иной орган, в чьи обязанности входит решение данной проблемы. В таком случае заявителю приходит уведомление о передаче обращения в другое ведомство с обязательным указанием реквизитов и контактов получателя.
Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ
Участник может направить жалобу в установленные сроки и до подписания контракта. Когда сроки истекут, обжаловать действия можно будет только в суде.
Предмет жалобы | Кто может подать жалобу | Сроки обжалования |
---|---|---|
Документация закупки. | Любая компания, физлицо. | До конца приема заявок. |
Решение комиссии заказчика, которое указано в протоколе. | Участник, который подавал заявку на участие. | В течение пяти дней с момента публикации в ЕИС протокола. |
Действия заказчика:
|
Участник, который подавал заявку. | До заключения контракта. |
Процедура аккредитации на площадке. | Пользователь, который проходит аккредитацию. | В течение 30 дней с момента обжалуемых действий. |
Нарушения проведения торгов. | Участник электронной процедуры. | В течение пяти дней с даты проведения торгов на площадке. |
В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.
ФАС может запретить заключать контракт, пока не рассмотрит жалобу. Остальные действия проводят в обычном порядке. Например, если жалобу подали после проведения аукциона, то заказчик рассматривает вторые части заявок и выпускает протоколы, но контракт не подписывает.
ЖАЛОБА В ФАС. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ В ФАС
Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является обращение (жалоба), направленная в антимонопольный орган (п.5.11 Административного регламента).
Требования к составу информации, указываемой в обращении (жалобе), установлены в п.5.13 и 5.14 Административного регламента.
В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.
1) Жалоба на нарушения Регламента антимонопольным органом или должностными лицами ФАС России может быть подана жалоба в ФАС России (п.5.18 Административного регламента).
2) Жалоба на нарушения Регламента должностными лицами территориального антимонопольного органа может быть подана жалоба в соответствующий территориальный орган (п.5.19 Административного регламента).
Если жалоба подана с нарушением, то она направляется в течение десяти рабочих дней в соответствующий антимонопольный орган с уведомлением заявителя о переадресации жалобы (п.5.20 Административного регламента).
Жалоба рассматривается в течение тридцати дней (п.5.21 Административного регламента).
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на тридцать дней (п.5.22 Административного регламента)
Решение о продлении срока рассмотрения жалобы сообщается заявителю в письменном виде с указанием причин продления (п.5.23 Административного регламента).
Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) должностного лица территориального органа ФАС России принимает руководитель соответствующего территориального органа.
Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) территориального органа ФАС России, должностного лица ФАС России принимает руководитель ФАС России (п.5.24 Административного регламента)
По результатам рассмотрения жалобы руководитель антимонопольного органа принимает одно из следующих решений:
— признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица соответствующими Регламенту и отказать в удовлетворении жалобы;
— признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица не соответствующими Регламенту полностью или в части и удовлетворить жалобу полностью или в части.
Решение руководителя антимонопольного органа оформляется в письменной форме (п.5.26 Административного регламента).
Копия решения направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты изготовления в полном объем (п.5.27 Административного регламента).
Статьей 106 закона 44-ФЗ установлено, какие права есть у антимонопольных органов в отношении заказчика, на которых подана жалоба. Исходя из этого, поставщику уместно требовать чтобы ФАС:
- приостановила процедуру определения поставщика либо отменила его результаты;
- провела внеплановую проверку закупочной деятельности заказчика;
- выдала заказчику предписание устранить нарушения.
Что касается последнего пункта, то оно может быть устранено, например, отменой заказчиком своего решения об отклонении заявки участника, внесением изменений в закупочную документацию и другими путями, в зависимости от типа допущенного нарушения.
Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.
Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:
- Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
- Контроль за соблюдением данного законодательства.
- Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
- Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
- Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
- Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.
Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:
- Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
- Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
- Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
- Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
- Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
- Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.
Как правильно оформить жалобу
Составлять жалобу можно в свободной форме. Текст должен содержать информацию об отправителе (ФИО, адрес и телефон — это необходимо для того чтобы служба могла ответить на запрос).
Нужно обозначить проблему, указать ответственных лиц (если они определены) и по пунктам перечислить конкретные требования к ФАС. Текст следует составлять деловым языком, в лаконичной и доступной форме.
Если он написан от руки — почерк должен быть разборчив, иначе обращение могут отклонить из-за того, что не смогут его прочитать.
Так как жалоба является официальной бумагой, при ее написании желательно не прибегать к эмоциональной оценке описываемой ситуации. Недопустимо употребление ненормативной лексики — в этом случае отправитель может получить отказ в рассмотрении. Также отклоняются сообщения, составленные анонимно или с указанием недостоверных или вымышленных данных.
Если жалоба отправляется от имени организации — она должна быть составлена на фирменном бланке с печатью юридического лица.
Перед подачей обращения желательно собрать документы, подтверждающие описываемую ситуацию. Это поможет оперативному принятию решения со стороны ФАС.
Жалоба в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ
Нормы, установленные Федеральным законом № 44, определяют правила проведения аукционов и конкурсов для государственных нужд.
Согласно правилам, вся информация о закупках размещается в открытом доступе. Соответственно, контролировать проведение тендеров могут как непосредственные участники, так и третьи лица, чьи права могут быть затронуты.
Предметом составления жалобы в ФАС могут быть следующие нарушения:
- При оформлении тендерной документации, когда умышленно ограничивается конкуренция. Например, в правилах, указываются незаконные требования к перечню документов, необходимых для регистрации заявки.
- Осуществление закупки без торгов, кроме случаев, описанных в ФЗ №44.
- Незаконное отклонение заявки без мотивированной причины.
- Выявление факта сговора между заинтересованными лицами, участвующими в тендере, способными повлиять на результаты;
нарушения при заключении и исполнении договора, в том числе отказ оплатить товар, принять его на склад.
Специалисты ФАС обязаны и сами проводить мониторинг государственных закупок, изучать документацию, находящуюся в открытом доступе, в частности отчеты об исполнении договоров.