Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как встать на биржу труда и зачем это делать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Величина выплат определяется в индивидуальном порядке и зависит от трудового стажа, оклада, причины отсутствия трудовой деятельности и региональных надбавок. Минимальный размер дотации составляет 1 500 ₱, максимальный – 12 130 ₱. Это базовая величина пособия без региональных доплат. Такие размеры установлены постановлением правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года №239.
Размер пособия по безработице
Согласно новым правилам пособие по безработице гражданам, которые потеряли работу из-за сокращения или ликвидации предприятия, будет максимальным с 4 по 6 месяц после увольнения, а затем – 60% заработка, но не более 5 000 рублей.
Размер пособия определяется исходя из среднего заработка, учтенного за 3 месяца до увольнения с прежнего места работы.
Когда пособие по безработице сократятся, приостановятся или прекратят выдаваться?
Деньги не получите, если уйдете в отпуск, забеременев и родив, выехав в другую местность для получения образования или если безработного призовут в армию. Но эти периоды не будут засчитаны в общий срок выдачи пособий. Также выдачу денег могут приостановить на какое-то время, но не дольше месяца. Поводом для этого может быть:
- Безработный дважды подряд отказался от предложенных вакансий;
- Не принимал участие в общественных работах, после месяца стояния на учете, отказался от обучения;
- Отчислен с обучения;
- Не прошел перерегистрацию (не имея на это уважительной причины) или пытался перерегистрироваться пьяным.
Минимальный размер пособия составляет 850 рублей, а максимальный – 4900 рублей. При условии, что в регионе проживания действуют повышающие коэффициенты, размер пособия увеличивается пропорционально установленному коэффициенту.
Исключительно на минимум могут рассчитывать:
- лица, не имеющие официального трудового стажа;
- лица, не состоявшие в официальных трудовых отношениях за год и более до постановки на учет в качестве безработных;
- ИП, снявшиеся с учета;
- лица, уволенные по нереабилитирующим обстоятельствам (прогулы, нарушения дисциплины, утрата доверия и т.д.);
- лица, отчисленные с обучающих курсов центра занятости;
- лица с трудовым стажем менее 26 рабочих недель.
Для тех, кто потерял право на пособие по безработице после 1 марта 2020 года и всё ещё не нашёл работу, пособие продлят на 3 месяца (но не позже 1 октября 2020 года).
В обычное время те, кто имеет право на максимальное пособие по безработице, могут получать выплаты в течение полугода (первые 3 месяца — 75% от среднего заработка, следующие 3 месяца — 60%, но не больше максимального размера пособия). Тем, у кого есть право только на минимальное пособие, выплаты положены три месяца. При этом безработные должны посещать центр занятости 2 раза в месяц и получать на рассмотрение новые вакансии подходящей работы.
Однако пандемия и здесь внесла свои коррективы — в итоге правительство разрешило продлить пособие по безработице всем, у кого право на выплаты закончилось после 1 марта 2020 года. Те, кто с тех пор не смог найти работу, но больше не получает пособие по безработице, смогут получать выплаты ещё 3 месяца — но не позже октября 2020 года.
Сколько, как и когда выплачивают
Размер пособия в 2023 году зависит от следующих условий:
- наличия работы в течение года перед постановкой на учет в ЦЗН;
- величины официальной (белой) зарплаты по последнему месту работы;
- причин увольнения;
- продолжительности безработицы.
При этом дополнительно при расчете учитывают еще и срок, в течение которого начисляют выплату. За основу расчетов берется средний, исчисляемый за три рабочих месяца показатель зарплаты, которая выплачивалась до постановки на учет в ЦЗН.
Для тех, кто интересуется, сколько месяцев выплачивается пособие по безработице, рассказываем: общий срок выплаты 6 месяцев. Из них:
- в первые три месяца выдается 75 % от этого среднего заработка;
- в следующие три месяца — 60 %.
Затем выплату пособия прекращают, обратиться за ним снова получится через полгода.
Размер пособия по безработице
Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.
При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, причем на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели). Если гражданин работал на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели), проводится пересчет, чтобы понять, составит ли общий период работы на таких условиях 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (п. 1 ст. 30 закона о занятости).
Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).
А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»).
По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:
- в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
- в следующие четыре месяца – в размере 60% заработка;
- в дальнейшем – в размере 45% заработка.
Но во всех случаях сумма не может быть выше максимальной величины и ниже минимальной величины пособия по безработице (п. 1 ст. 33 закона о занятости).
Во втором 12-месячном периоде выплаты пособие выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на районный коэффициент при наличии последнего.
Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:
- граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
- уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
- уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
- направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (п. 2 ст. 30 закона о занятости).
Служба занятости вправе ограничить размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).
Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет, но при условии, что они потеряли родителей или остались без их попечения до 18 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Источники и основные направления финансирования политики занятости
Известно, что основным источником финансирования Программы занятости населения в предшествующие годы (до 2001 г.) был Государственный фонд занятости населения.
После его упразднения выплата пособий по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, а активные мероприятия (содействие созданию новых рабочих мест, началу предпринимательской деятельности, организация общественных работ) — за счет средств региональных и местных бюджетов.
Начиная с 2001 г. финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, местного бюджета, внебюджетных фондов, средств работодателей и других источников.
Основными направлениями финансированиями являются:
- * учет стоимости программных мероприятий, содействующих стабилизации занятости, предусмотренных другими целевыми программами, и исключение данных финансовых затрат из общей суммы финансирования настоящей Программы;
- * выделение средств из федерального бюджета и других источников на поддержку финансирования наиболее значимых мероприятий, научно-методическое сопровождение реализации мероприятий.
Расходы на финансирование данной целевой Программы включают:
- * предоставление «предувольнительных» консультационных услуг высвобождаемым работникам;
- * совершенствование профессиональной ориентации;
- * развитие профессионального обучения;
- * организацию общественных работ;
- * содействие временному трудоустройству несовершеннолетних граждан;
- * социальную адаптацию граждан на рынке труда;
- * организацию трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- * содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности;
- * содействие в переезде граждан для их трудоустройства в другой местности;
- * организацию ярмарок вакансий и учебных мест, специализированных мероприятий по взаимодействию с работодателями;
- * информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, данных о потребности в работниках и гражданах, ищущих работу, о возможностях профессионального обучения при содействии службы занятости населения и другие мероприятия.
Городской центр занятости населения как получатель средств федерального бюджета, направляемых на финансирование Программы, реализует следующие функции:
- · составляет и направляет на утверждение в Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения бюджетную заявку и иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
- · составляет годовые и квартальные сметы доходов и расходов в пределах лимитов бюджетных средств, определенных на реализацию данной Политики;
- · использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов на реализацию данной Политики;
- · в пределах выделенных средств оплачивает на договорной основе предприятиям и организациям, осуществляющим проведение мероприятий по реализации государственной политики содействия занятости, частичную или полную стоимость оказанных ими услуг в соответствии с Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ.
Основанием для перечисления средств предприятиям и организациям, осуществляющим мероприятия по содействию занятости населения, являются договоры с указанными организациями, подтверждающие факт выполнения ими договорных обязательств;
- · представляет в Департамент Службы занятости отчет о выполнении сметы доходов и расходов, отчеты о выполнении основных мероприятий по предоставлению государственных услуг в рамках реализации мероприятий, предусмотренных данной государственной политикой содействия занятости населения.
- · в течение всего периода реализации государственной политики осуществляет в рамках своих полномочий контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, предоставлением отчетности и выполнением мероприятий по содействию занятости населения.
Конкретная структура источников финансирования определялась спецификой предусмотренного мероприятия в целях содействия занятости. Финансирование мероприятий государственной политики содействия занятости населения предполагается в перспективе осуществлять в основном из средств федерального бюджета, за исключением ряда мероприятий, финансируемых за счет расходов местного (краевого, областного) бюджета, направленных реализацию инвестиционных и социальных программ, оказывающих влияние на состояние рынка труда.
Расчеты ожидаемых средств, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости населения, производились на основании анализа динамики показателей социально-экономического развития за предшествующий период и выявления значимых тенденций развития, которые могут быть применены при прогнозировании развития города.
Расчеты базируются на тщательном анализе сложившихся тенденций расходов, направляемых на реализацию государственной политики занятости населения в предшествующие годы. Известно, что основным источником финансирования государственной политики занятости населения в предшествующие годы (до 2001 г.) был Государственный фонд занятости населения.
Период и порядок выплаты пособия
Каждый период выплаты пособия по безработице не может быть больше 12 месяцев (в общей сложности, они могут идти непоследовательно друг за другом) в течение 18 календарных месяцев.
Общий срок выплаты пособия по безработице не может быть больше 24 месяцев (в общей сложности) в течение 36 календарных месяцев.
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии, что безработный регулярно проходит перерегистрацию в качестве безработного в установленный органом службы занятости срок (около двух раз в месяц).
Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, в том числе уволенным по собственному желанию начисляется следующим образом:
— в первом (12-месячном) периоде выплаты:
в первые три месяца пособие по безработице начисляется в размере 75% от среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы) работника;
в следующие четыре месяца пособие по безработице начисляется в размере 60% от среднемесячного заработка;
в дальнейшем пособие по безработице начисляется в размере 45% от среднемесячного заработка, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Если безработный не нашел работу по истечении первого периода (первых 12 месяцев) выплаты пособия по безработице, то он имеет право на повторное получение пособия по безработице.
— во втором (12-месячном) периоде выплаты:
пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
При этом размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются российским правительством.
Подоходный налог с «негосударственной пенсии»
Негосударственной пенсией считаются доплаты к основной сумме пособия, которые состоят из страховой и накопительной части. Эти денежные средства вносятся человеком лично в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) согласно контракту.
Если личные отчисления в НПФ уже облагались налогом (например, внесены с зарплаты), тогда они не подлежат налогообложению.
Если же эти платежи производятся через корпоративные программы и выделяются работодателем, то с них удерживается НДФЛ.
Сейчас на формирование накопительной части государством наложен мораторий, то есть формирование этой части отчислений приостановлено, переживать о налоговых вычетах нет необходимости.
Анализируя вопрос, является ли пенсия доходом физического лица, можно утверждать, что она включена в категорию доходов. Однако специалисты сетуют, что до сих пор ни налоговое право, ни судебная практика не сформировали единого понятия дохода как объекта, который облагается НДФЛ.
Чем отличаются личный и национальный доходы?
В государстве есть еще один показатель, характеризующий экономическую устойчивость страны – это национальный доход. Он представляет собой сумму доходов всех субъектов экономики. В результате личный доход – это та часть стоимости национального продукта, которая получена в результате экономической деятельности индивидуума.
Взаимосвязь этих двух показателей, казалось бы, очевидна – богатое государство (и значительный ВВП) должно означать, что и его граждане будут обеспечены благами в достаточной мере. Однако такая зависимость наблюдается нечасто по политическим и олигархическим причинам. Все зависит от того, какую долю в национальном доходе занимают корпоративные поступления.
Сколько раз можно становиться на учет
Ограничений относительно количества раз постановки на учет в центре занятости нет. Регистрация возможна даже в случае:
- снятия с учета по причине неявки в службу занятости;
- снятия с учета в результате получения пособия неправомерным путем;
- отказа в сотрудничестве с центром занятости по собственному желанию;
- нетрудоустройства гражданина после снятия с учета.
Когда перестают платить пособие
Прекращение выплат происходит в следующих случаях:
- Получение места занятости;
- Отправление на обучение от службы занятости (учащемуся будут платить стипендию);
- Неявка в центр в период более месяца (чтобы выплату не прекратили, нужно предоставить документы, подтверждающие уважительную причину неявки: смерть родственника, нахождение в больнице и т. д.). При этом безработные граждане должны проходить перерегистрацию (обязательная явка) в установленные службой занятости населения сроки, но не более двух раз в месяц;
- Переезд в другой административный центр;
- Получение статуса безработного обманом;
- Лишение свободы или выполнение исправительных работ по решению суда;
- Назначение пенсионного пособия — как по возрасту, так и досрочно;
- Личный отказ от сотрудничества с центром занятости;
- Смерть лица, зарегистрированного в качестве безработного.
На какие доходы распространяется НДФЛ
Несмотря на то, что подоходный налог взимается с государственных пособий, существует ряд исключений. Например, выплаты по уходу за ребенком во время декретного отпуска и пособие временно нетрудоустроенным гражданам не облагается налогами.
Таким образом, все кто состоит на учете на бирже труда будут получать компенсацию по утрате рабочего места в полном объеме без вычета НДФЛ.
Подоходный налог взимается с:
- Заработной платы;
- Продажи недвижимости;
- Сдачи недвижимости в аренду;
- Прибыли, полученной за рубежом;
- Лотерейных и других выигрышей.
Когда не выплачиваются средства
Иногда граждане не могут получать пособие по безработице, а обусловлено это причинами:
- заявитель представлен несовершеннолетним;
- человек получает пенсию;
- гражданин отказался за 10 дней от двух предложений по трудоустройству;
- у заявителя отсутствует образование, но он отказывается проходить обучение за государственные средства;
- с момента регистрации прошло 10 дней, но человек не появился в центре, а также у него отсутствует документация, подтверждающая уважительную причину для пропуска посещения;
- человек осужден по решению суда, поэтому лишен свободы или должен выполнить исправительные работы;
- выявляется, что гражданин передал работникам биржи поддельные документы.
Справка! Не смогут оформить пособие люди, которые получают пенсию или зарплату.
Основная цель работы биржи труда заключается в поиске места трудоустройства для всех безработных граждан. Поэтому люди постоянно получают предложения, а также обязаны ходить на собеседование. Если человек становится на учет только для получения денег, то он не сможет долго наслаждаться такими денежными поступлениями, так как за несколько отказов он лишается выплаты.
Основания для прекращения выплат
Естественно, что в случае трудоустройства или смерти человека его снимают с учета по безработице.
Помимо этого, выплаты пособия прекращают, если человек:
- оказывает оплачиваемые услуги по договорам гражданско-правового характера;
- занялся предпринимательством, частной практикой;
- призван в вооруженные силы или на альтернативную – гражданскую –службу;
- избран на выборную оплачиваемую должность;
- поступил учиться (на стационар);
- стал учредителем коммерческих организаций, получая регулярный доход от их деятельности;
- без уважительных причин, подтвержденных документально, не является длительный период для перерегистрации;
- выехал на постоянное место жительства в другой регион;
- осужден приговором (решением) суда к выполнению исправительных работ, отбыванию наказания в местах лишения свободы;
- пытался получить выплаты обманным путем;
- получил право назначения пенсионных выплат.