- Страхование

Как действовать виновнику ДТП?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как действовать виновнику ДТП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При мирном урегулировании вопросов, небольшом ущербе (менее 100 тысяч рублей) и отсутствии пострадавших, в соответствии с Правилами дорожного движения, стороны конфликтной ситуации могут самостоятельно составить схему происшествия и заполнить бланк извещения в страховую компанию, без привлечения сотрудников ГИБДД. Исходя из данных документов видно, в результате чего случилась авария и кто в ней виноват. Но когда гражданин, чьи противоправные действия стали причиной ДТП, не согласен взять на себя ответственность, то для объективного рассмотрения обстоятельств случившегося инцидента придется привлекать компетентные органы.

Вс пояснил, какие обстоятельства подлежат доказыванию в спорах о взыскании убытков по дтп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 66-КГ20-3 по спору о взыскании убытков владельцем авто, пострадавшего в ДТП, с его виновника.

В сентябре 2017 г. в Иркутске произошло ДТП с тремя автомобилями, виновным в совершении которого признали одного из водителей – Михаила Смирнова.

Впоследствии владелица одного из поврежденных автомобилей Анастасия Нагорская обратилась в страховую компанию за прямым возмещением убытков, однако ей было отказано в этом из-за отсутствия полиса ОСАГО у виновника ДТП.

В связи с этим женщина предъявила Михаилу Смирнову иск о взыскании убытков на сумму свыше 515 тыс. руб., расходов на проведение экспертизы в размере 18 тыс. руб. и уплаченной госпошлины более 11 тыс. рублей.

Суд отказал как в удовлетворении иска, так и во взыскании расходов по составлению рецензии на заключение эксперта.

При этом он исходил из того, что вина Михаила Смирнова в совершении ДТП не нашла своего подтверждения в материалах дела.

В дальнейшем это решение суда устояло в апелляции, которая сочла, сославшись на заключение эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» от 8 января 2018 г., что в ДТП виновна именно истица, а не ответчик.

В кассационной жалобе в Верховный Суд Анастасия Нагорская обжаловала судебные акты как незаконные.

После изучения материалов дела Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ со ссылкой на ст.

86 и 87 ГПК РФ напомнила, что заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В случаях недостаточной ясности или неполноты экспертного заключения суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.

Как пояснила Коллегия, в рассматриваемом деле представитель Анастасии Нагорской ходатайствовал о назначении повторной экспертизы, ссылаясь на недопустимость заключения эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» в связи с допущенными при ее выполнении существенными нарушениями, а также имеющимися в нем противоречиями. Тем не менее суд первой инстанции отказал в удовлетворении такого ходатайства, но не дал оценки доводам представителя истца о недостатках заключения эксперта и допущенных им нарушениях в нарушение ст. 198 ГПК РФ.

При этом из установленных судом обстоятельств следовало, что столкновение двух автомобилей, принадлежащих участникам спора, произошло вследствие перестроения автомобиля под управлением ответчика в правый ряд, по которому двигался автомобиль под управлением Нагорской. На момент столкновения маневр перестроения Смирновым завершен не был.

Водитель признал вину, но потом отказался

Нередко случаются ситуации, когда водитель, нарушивший правила ПДД и допустивший аварию, признает свою вину. Но впоследствии он внезапно отказывается брать на себя ответственность за случившийся инцидент. Отойдя от стресса, водитель пришел к выводу, что вполне может избежать ответственности, не признавая свою вину, или подобный совет дал ему знакомый юрист.

В любом случае, не впадайте в панику. Главное — аккуратно и скрупулезно собрать все доказательства вашей невиновности. Кроме грамотного составления схемы ДТП и документов, выданных ГИБДД, заручитесь поддержкой очевидцев, ставших свидетелями случившегося инцидента, и смело подавайте собранный материал в страховую компанию. Чтобы опровергнуть вашу позицию, недобросовестному водителю необходимо будет предоставить доказательства своей невиновности в судебном порядке. Сделать это будет проблематично, если все имеющиеся у вас документы говорят об обратном.

Читайте также:  Многодетные краснодарцы могут получить выплаты по нацпроекту «Демография»

Действия невиновного участника ДТП

Если участник ДТП не признает себя виновным и не согласен с протоколом об административном правонарушении, ему нужно подготовить письменное возражение. Для этого необходимо тщательным образом изучить схему ДТП, имеющиеся материалы по делу и сам протокол — на предмет допущенных при составлении документов нарушений.

Отстаивайте свою невиновность, активно участвуя в разборе. Доказывая свою правоту, пользуйтесь показаниями свидетелей, фото и видеозаписями. Ходатайствуйте о проведении трасологической экспертизы, приобщения к делу справок муниципальных служб о состоянии дорожного полотна, освещенности дороги и метеоусловий на момент аварии.

Уже на этом этапе, вы можете прибегнуть к помощи юриста. Если все же вину в нарушении ПДД оспорить не получилось, будет вынесен штраф об административном правонарушении. Но даже в этом случае, не нужно опускать рук. Если уверены в своей невиновности — обращайтесь в суд.

Возражение участника ДТП на протокол ГИБДД

Никому не хочется признавать себя виновным в ДТП. Однако если авария все же случилась, необходимо придерживаться определенного порядка действий.

Вызов ГИБДД является обязательным, если участники происшествия не могут прийти к соглашению в определении и признании степени вины или если есть пострадавшие, необходимо дождаться приезда инспектора.

Он должен осмотреть место дорожного инцидента, составить протокол, нарисовать схему ДТП и дать заключение о виновности и ее степени для каждого участника. Соответственно сделанному правонарушению будет назначено наказание.

Если водитель, нарушивший правила дорожного движения, не виноват в случившемся, нужно обратить особое внимание на процедуру составления протокола, который подписывают впоследствии обе стороны.

Дело в том, что подписав документ, вы соглашаетесь со всем в нем написанным. Доказать обратное, потом будет практически невозможно.

Поэтому, учитывайте следующие нюансы:

  • в протоколе не должно быть формулировки « виновный», замените ее на «водитель»;
  • в графе «Объяснение» укажите, с чем конкретно вы не согласны;
  • сотрудник ГИБДД обязан ознакомить вас с вашими правами, отметка об этом ставится в графе «С протоколом ознакомлен»;
  • в протоколе должны отсутствовать пустые строчки, если они есть, нужно поставьте прочерк;
  • в протоколе необходимо указать свидетелей ДТП, иначе, в случае суда, их трудно будет привлечь к даче показаний;
  • на всякий случай, попросите себе копию протокола.

Обжаловать принятое решение не всегда целесообразно. Однако есть ситуации, когда оспорить решение можно. Так, если лицо, нарушившее правила движения, что стало причиной аварии, не согласно с фактами, изложенными в составленных документах, если отсутствует связь между аварией и нарушением правил, если должностное лицо нарушило требования и нормы материального или процессуального характера во время вынесения постановления, а также при наличии данных о вине других лиц в аварии, оспорить постановление можно.

Человек, оспаривающий принятое решение, должен руководствоваться положениями закона. Зависит от того, в рамках какого производства происходит обжалование: уголовное, гражданское или административное. Оспаривать нужно постановление, на основании которого возбуждается уголовное дело либо административное производство. Виновность лица по деянию, квалифицированному в рамках Уголовного кодекса, признается на основании решения суда. Важным моментом является вступление документа в силу. Жалоба подается лицом, признанным виновным, либо его защитником. Чтобы вопрос, связанный с обжалованием был решен успешно, потребуется:

  1. Изучить документацию, которая стала основанием для принятия подобного решения. Сюда относятся осмотры места аварии, машин, схемы, результаты освидетельствования, протоколы. Если при их составлении были допущены ошибки процессуального характера, неточности — документ аннулируется.
  2. Проверить составленные бумаги на соответствие законодательным нормам. При обнаружении несоответствий нужно принять меры, чтобы их устранить.
  3. Поднять вопрос о целесообразности проведения автотехнической экспертизы.

Согласно законам в случае, когда лицо, в отношении которого принято решении о привлечении его к ответственности, не согласен с ним — реализуется право на обжалование. Жалоба направляется должностному лицу, вынесшему решение. Тот в свою очередь обязан переправить документ руководству, приложив материалы дела. Это правило распространяется на административные постановления.

Читайте также:  Периодический осмотр СИЗ от падения с высоты: типовые повреждения

Человек, которого признали виновным в аварии, может обратиться в суд или ГИБДД для оспаривания вынесенного постановления. Стоит отметить, что обращение в судебные органы, как правило, наиболее продолжительно по времени. Виновнику следует обратиться в мировой суд. Инициируя процедуру обжалования необходимо иметь реальные доказательства своей невиновности. Повлиять на ситуацию можно непосредственно на месте аварии, предоставив инспектору запись с регистратора, подробно описать обстоятельства произошедшего, указать причины. Обращаясь в ГИБДД или суд необходимо собрать пакет документов, в который входят:

  • Решение, которое будет обжаловаться;
  • Документ, посредством которого удостоверяется личность (при обращении в суд);
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины по рассмотрению дела в суде;
  • Доказательства невиновности (фото-, видеоматериалы, задокументированные показания свидетелей и т.д.).

При оспаривании решений через ГИБДД отводится срок, равный 10 дням. Исчисление начинается с того момента, когда вынесено постановление о правонарушении. За это время регистрируется вынесенное постановление и нарушителю назначается наказание. Если за указанный период лицо не успело обратиться в правоохранительный орган, то дальнейшее обжалование через эту инстанцию бесполезно. Потребуется обратиться в суд. При этом составить иск и подать его в суд можно и тогда, когда постановление о правонарушении вступило в силу. Исковое подается в течение 2-месячного срока, отсчет которого начинается со дня аварии. Срок может быть увеличен по уважительным причинам, к таковым относят прохождение водителем лечение в стационаре и прочее. Пропуск срока должен быть подтвержден документально, то есть, выписываясь из больницы, потребуется получить соответствующую справку у лечащего врача. Водитель должен быть готов к отстаиванию своей невиновности.

Виновник дает противоречивые показания

Нередки ситуации, когда водитель сначала признает свою вину, а после столь же легко отказывается от первоначальных показаний. Причин на такое поведение множество. Самая банальная — стресс, который испытывают водители после ДТП, не всегда позволяющий быстро и адекватно оценить обстоятельства произошедшего.

Судебные разбирательства по поводу того, за каким водителем имеется вина в ДТП, могут длиться очень долго, поэтому в большинстве случаев лучшим решение будет попытаться мирно договориться с виновником аварии (если его вина все-таки очевидна и практически не вызывает сомнений).

Чтобы у виновника было меньше шансов избежать ответственности, стоит очень внимательно подходить к подписанию протокола и других документов, касающихся обстоятельств аварии. А лучше всего заручиться соответствующими показаниями свидетелей, данными видеокамер, видеорегистраторов или фотоаппаратов.

Кто решает степень виновности участников происшествия

Все водители сегодня обязаны страховать свой автомобиль специальным полисом ОСАГО. На основании данного документа можно будет получить возмещение соответствующей величины при возникновении ДТП.

Данный момент достаточно подробно отражается в действующем сегодня законодательстве, регулирующем данный момент — Федеральном законе №40-ФЗ от 25.04.02 г. «Об ОСАГО».

Данный нормативно-правовой документ достаточно подробно раскрывает все наиболее важные вопросы — в том числе порядок определения виновности.

Сегодня за определение виновности отвечают следующие учреждения:

  • сами страховые компании — как виновника, так и пострадавшего;
  • дорожная полиция — составляет специальную схему происшествия, а также определяет на месте виновного, заносит соответствующие данные в протокол;
  • суд соответствующей инстанции — выбор конкретного осуществляется исходя из суммы иска.

Очень важно максимальное внимание уделить именно процедуре составления схемы ДТП. Так как именно на основании данного документа будет вынесено соответствующее решение.

Что делать, если виновник ДТП сначала признал вину, а потом отказался

Продолжим тему отказа виновного лица от первоначальных показаний. Очевидно, что ДТП является стрессовой ситуацией для его участников. Стресс усугубляется, если в результате ДТП есть раненые или даже погибшие.

Однако со временем включается механизм самозащиты, и виновник отрицает все, что сказал на месте происшествия. Действия при ДТП? Обычно, это заканчивается подачей заявления об отказе в признании своей вины.

Алгоритм действий, в таком случае, абсолютно такой же:

  • Составьте встречный иск;
  • Соберите необходимые документы из ГИБДД, страховой компании;
  • Обеспечьте явку очевидцев;
  • Предоставьте все в суд;
  • Ждите решения суда.

Возможно, ждать результата суда придется долго, ведь при наличии обстоятельств, суд может назначить экспертизу или перенести слушание из-за неявки одной из сторон или свидетеля происшествия. Запаситесь терпением.

Самостоятельно договоритесь с виновником ДТП, убедив его в своей правоте. В качестве аргумента можно привести то, что ему придется платить не только ущерб, но и судебные издержки, услуги адвоката.

Читайте также:  Как получить категорию A, если есть B. Нужно ли заново учиться?

Если вы не имеете опыта подобных разбирательств, то лучше доверьте подготовительный и судебный процесс специалисту своего дела — юристу, который не только поможет грамотно довести дело до логичного завершения, но и сократить общий срок разбирательств.

Отношения с виновником ДТП

Если автомобилист, виновный в столкновении транспортных средств, отказывается признавать свою вину, пострадавший ни в коем случае не должен вступать с ним в полемику и отстаивать свою точку зрения.

Не стоит также поддаваться на уговоры такого автолюбителя и урегулировать вопрос без вызова на место аварии сотрудников дорожной инспекции. Без должного оформления ДТП, впоследствии виновный автовладелец сможет дать показания, по которым в столкновении будет виновато лицо, фактически пострадавшее в автомобильной аварии.

После прибытия на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников дорожной инспекции, ими составляется протокол. Если автомобилист не оспаривает свою вину, сразу же может быть составлено постановление об административном правонарушении.

Так как практически каждое дело по обоюдной вине требует судебного разбирательства, то судебная практика достаточна обширна. Но не забывайте, что в нашей стране не прецедентное право, следовательно, не факт, что в вашем случае судья вынесет такое же решение о возмещении ущерба, как и в аналогичной ситуации. Но судебная практика важна именно как чужой опыт в нелёгком деле тяжбы.

Вообще, как правило, в большинстве случаев устанавливается вина 50/50, то есть по решению суда возмещение ущерба осуществляется наполовину для каждой из сторон. Для получения другого результата требуется или очевидность незначительности виновности одного из участников, или грамотное обоснование своего видения ситуации.

А также, если размер вины каждого участника установить по тем или иным причинам не представляется возможным, то судья принимает решение о равной вине. Естественно, когда участники обращаются в суд, они ожидают других результатов. Поэтому важно предоставить убедительную доказательную базу, подтверждённую экспертными заключениями, показаниями свидетелей и т. д.

О сопровождающих документах

Существует перечень документов, составляемый при возникновении происшествия.

В них также должна быть указана информация о том, кто являлся виновной стороной при происшествии:

  • протокол, который составляется сотрудником ГИБДД на месте аварии;
  • заключение об административном нарушении;
  • заключение, в котором описываются события, служащие основанием для того, чтобы привлечь виновника к уголовной ответственности;
  • схема ДТП, составленная на месте происшествия;
  • бланк извещения о ДТП, который обязательно выдается водителю при оформлении полиса ОСАГО.

В каких документах указывается

Всем водителям, даже если они не являются участниками дорожно-транспортного происшествия, необходимо в обязательном порядке ознакомиться с полным перечнем всех документов, где виновный в возникновении дорожно-транспортного происшествия обозначен.

Предлагаем ознакомиться Определение вины в ДТП Судебная практика

В перечень данных документов входит следующее:

  • специальный протокол, составляемый на месте происшествия;
  • протокол об административном правонарушении;
  • протокол, описывающий обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения к уголовной ответственности;
  • заполненный европротокол – если выполнены все условия для его составления;
  • схема дорожно-транспортного происшествия;
  • специальный бланк ДТП – страховые компании прилагают данный документ непосредственно к выдаваемому страховому полису ОСАГО.

Как определяется виновность в ДТП

Виновность в дорожно-транспортном происшествии может установить только суд. То есть пока решение о том, кто является виновником не вынесено судом или пока вы себя не признаете виновным, вы им не являетесь.

Инспектор ДПС только составляет протокол об административном правонарушении, если таковое было выявлено при аварии. Но так как в большинстве случаев, хотя и не всегда, столкновения происходят из-за нарушения ПДД, то обычно нарушивший правила и считается виновным. При этом не всякое правонарушение может быть причиной аварии. Поэтому, когда выявлены правонарушения у обеих сторон, важно будет установить, что именно послужило причиной ДТП.

Например, вождение без удостоверения водителя или страховки запрещено ПДД и наказывается штрафом. Но если в стоящее авто водителя, забывшего дома права врежется, сдавая задним ходом, другой водитель, виновным будет признан второй, потому что он не убедился в безопасности совершаемого манёвра. И хотя при этом штраф никакой ему не полагается, но возместить ущерб должен он.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *