Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в забалансовом учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 01.01.2018 при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).
Забалансовые счета бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях: понятие и область применения
Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2021 года могут быть классифицированы по нескольким категориям исходя из их назначения.
Большинство из забалансовых счетов применяются учреждениями в бюджетной системе аналогично тому, как это происходит в частных организациях. То есть забалансовый счет используется, чтобы поставить на учет в организации некий объект, который нельзя однозначно отнести к активам или пассивам «внутри баланса». Например, это может быть обусловлено тем, что данный объект:
- не является собственностью (или встречным обязательством перед контрагентом при возникновении права собственности) организации либо не находится в оперативном управлении учреждением;
- не используется регулярно в хозяйственной деятельности (как вариант, передан в пользование другому лицу и большую часть времени задействуется именно им);
- поступил в пользование организации временно;
- имеет очень малую стоимость в сравнении с типовой стоимостью одноименных объектов учета, которые обычно ставятся на баланс в качестве активов или пассивов.
Примеры счетов для бухгалтерского учета таких объектов в бюджетном учреждении:
- 02, на котором учитываются материальные ценности на хранении;
- 24, на котором учитывается имущество, переданное в доверительное управление;
- 07, на котором учитываются награды, кубки, в том числе переходящие.
Есть забалансовые счета, которые выполняют вспомогательную функцию относительно балансовых счетов учреждения. К таким вспомогательным счетам относятся 17 и 18, которые открываются к активным счетам 020100000 («Денежные средства»), 021003000 («Расчеты с финансовым органом)», 030406000 («Расчеты с прочими кредиторами»).
Полный перечень критериев постановки тех или иных объектов на забалансовые счета бюджетного учреждения определен в п. 332 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н. В 2021 году действует более 40 различных забалансовых счетов, введенных данным приказом. Учреждение вправе добавлять к ним свои счета и субсчета.
Положения приказа № 157н в части установления перечня и порядка применения забалансовых счетов могут применяться всеми учреждениями бюджетной системы — бюджетными, казенными, автономными. С учетом положений специальных инструкций по бюджетному учету в каждом типе учреждений различия в применении забалансовых счетов могут быть существенными.
Как списать основные средства бюджетного учреждения
- Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
- Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
- Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
- Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
- Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
- Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.
Учет операций с особо ценным движимым имуществом в медицинских учреждениях
По коду вида деятельности 7 показатели по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем», предназначенному для расчетов с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в части прав по распоряжению ОЦДИ в объеме основных средств, принятых к учету по соответствующему счету аналитического учета счета 7 101 20 000 «Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения» в рамках деятельности учреждения как получателя субсидии (после изменения типа), формированию не подлежат.
Конечно, природа бухгалтерских записей при переносе остатков в результате смены правового статуса учреждения и корректировочных бухгалтерских записей, производимых в результате внесения изменений в перечень объектов особо ценного движимого имущества, разная. Однако, по нашему мнению, можно провести параллель между этими операциями и применять счет 0 304 06 000.
Забалансовые счета бюджетного учета в 2021 году
В Инструкции № 157н предусмотрен 31 забалансовый счет. Инструкция не ограничивает права учреждения по применению своих дополнительных счетов. Нарушения в учете по забалансовым счетам искажают отчетность, что грозит штрафами.
Обратите внимание => Образец написания характеристики от тещи в суд
• Счет 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения» и счет 15«Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения)». Учет расчетных документов ведется в Карточке учета расчетных документов, ожидающих исполнения, в разрезе счетов по каждому документу. • Счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок». Учет ведите в Карточке учета средств и расчетов. Постановка на учет осуществляется на основании актов ревизий, проверок и других аналогичных документов. На счете 16 суммы переплаты пособий продолжают числиться до момента их полного погашения или списания. Если погашение или взыскание производится в течение нескольких месяцев, суммы, учтенные за балансом, также могут списываться постепенно. • Счет 17 «Поступления денежных средств» и счет 18 «Выбытия денежных средств». Счета в обязательном порядке открываются к балансовым счетам: 201.00 «Денежные средства учреждения», 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» и 304.06 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов). Учет ведется в Многографной карточке или Карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов учреждения, по видам выбытий и поступлений (в разрезе КОСГУ). По завершении года остатки по счетам на следующий год не переносятся. Таким образом, счета 17 и 18 должны быть закрыт по состоянию на 31 декабря отчетного года. • Счет 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет». Учет ведется по датам зачисления невыясненных поступлений и датам их уточнения. • Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц». Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке и (или) в Карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или иным видам выплат.
План счетов бухгалтерского учета 2021 в бюджетных организациях
Все эти организации входят в систему так называемой государственной учетной политики, которая представляет собой строго определенный порядок бюджетного учета в органах государственной, территориальной, муниципальной власти, внебюджетных фондов и др.
Рекомендуем прочесть: Какой Орган Местного Самоуправления Определяет Статус Малоимущей Семьи
Новый бюджетный план счетов содержит около двух тысяч синтетических счетов учета. Для потребностей собственного учета государственное (муниципальное) предприятие разрабатывает на основе утвержденного собственный ПС, в который входят только счета, необходимые данной организации.
Постановка имущества на учет
При поступлении имущества определяется его принадлежность к ОЦДИ. К имуществу относятся основные средства (ОС), нематериальные активы (НМА) и материальные запасы (МЗ). В состав основных средств не включается недвижимость – здания, сооружения, участки. Для уточнения отнесения объекта к недвижимости можно воспользоваться справочником ОКОФ. Среди имущества встречаются объекты со сложной идентификацией принадлежности. Например, к зданиям относят:
- Передвижные мастерские, АТС, кухни.
- Щитовые домики, плавучие сооружения для проживания.
- Вагоны-лаборатории, передвижной диагностический автотранспорт, электростанции или трансформаторное оборудование, установленное в вагонах или автомобилях.
Постановка на учет производится вне зависимости от источника приобретения имущества. К каждому из объектов прикрепляется инвентарная карточка, в которой указываются основные данные актива. Комиссия по приемке устанавливает срок полезного использования объекта. В регистрах и балансе ОЦДИ выделяется на отдельных счетах.
Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении
В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.
Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.
Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.
Счет 04 «Сомнительная задолженность»
Скорректированы правила списания сомнительной задолженности со счета 04. Согласно новым правилам, списать сомнительную задолженность с забалансового учета можно, если такое решение примет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию. Для этого обязательны документы, подтверждающие неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.
С введением новых правил круг оснований для списания сомнительной задолженности расширен.
Кроме того, установлено, что аналитический учет по счету 04 ведется в разрезе видов поступлений (выплат) (источников финансового обеспечения), кодов классификации доходов бюджетов, контрагентов, уникальных идентификаторов начислений (УИН) и правовых оснований.
Применение забалансового счета 01 в бюджетном учете
Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях во многом разнится. Однако что касается учета объектов основных средств, получаемых в аренду, то здесь расхождений нет, за исключением номера счета.
Свидетельством тому может служить Инструкция по применению Единого плана счетов бюджетных организаций (утверждена приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н), в которой для этих целей предписано использовать счет 01 под названием «Имущество, полученное в пользование». Как и для коммерческих структур, приемка объектов ведется на основании акта приема-передачи, а стоимость, указанная в данном документе, отражается на 01-м счете.
Полученное имущество может перемещаться. В таком случае все его движения указываются в регистрах забалансового счета. Источником информации для соответствующих записей должен быть только первичный документ.
При обратной операции — возврате арендованного имущества с забалансового счета — данное имущество списывается.
Ликвидационная стоимость ОС
Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.
Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.
Начисление амортизации по основным средствам приостанавливается, если ликвидационная стоимость объекта оказывается равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость будет меньше балансовой стоимости объекта ОС, начисление амортизации возобновляется (п. 30 ФСБУ 6/2020). Аналогичная норма отражена в п. 54 МСФО (IAS) 16.
П. 31 ФСБУ 6/2020 предусмотрено, что ликвидационная стоимость объекта ОС считается равной нулю, если:
1) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
2) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
3) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта ОС не может быть определена.
В п. 53 МСФО (IAS) 16 отмечено: амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчёте амортизируемой величины.
Изменения в бюджетном учете с 2020 года
Основные изменения в бюджетном учете последних лет затронули сферу учета основных средств. Все они актуальны в 2020 году.
Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н.
Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению.
Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.
С 01.01.2018 в дополнение к указанной инструкции появился Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н).
Учет ценностей на забалансовых счетах обычно не вызывает хлопот. Он ведется довольно просто: поступление, выдача или получение гарантий отражаются только по дебету, а погашение обязательств – по кредиту. Забалансовые счета бухгалтерского учета не корреспондируют между собой. Но даже при такой простой схеме компании не уделяют должного внимания учету. В результате сотрудники налоговых органов находят в документации ошибки и штрафуют организации.
Ст. 15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил ведения БУ, в рамках которой налагается штраф в размере 2000-3000 руб. К таким нарушениям относится искажение любой строки отчетности более чем на 10 %. Ст. 120 НК РФ дополнительно предусмотрена ответственность за занижение статей доходов или стоимости объектов налогообложения.
Забалансовый счет 07 в бюджетном учете
По нему ведется учет двух видов МЦ:
- призов, кубков, знамен, предназначенных для награждения победителей на протяжении всего времени их нахождения в бюджетной организации по условной оценке;
- сувениров и ценных подарков по стоимости их приобретения.
Рассмотрим практический пример.
Спортивное учреждение купило ценные подарки для использования в качестве призов победителям соревнований за 26 500 руб. По результатам соревнований спортсмены получили подарки. Операции по их покупке и вручению следует отразить так:
- расходы по приобретению – Дт 4 401 10 290 Кт 4 302 29 000 (26 500 руб.);
- стоимость ценностей за балансом – Дт 07 (26 500 руб.);
- оплата купленных МЦ для подарков – Дт 4 302 29 000 Кт 4 201 11 000 (26 500 руб.);
- списание с забалансового счета подаренных призов – Кт 07 (26 500 руб.).
Порядок ведения забалансового учета
Ведение забалансового учета обеспечивает контроль за использованием и сохранностью ценностей, находящихся у учреждения во временном распоряжении, а также своевременное и корректное оформление соответствующей бухгалтерской документации и организацию надлежащего бухучета по забалансу.
Учет по забалансу ведется в простой форме, избегая спама, то есть суммы по операциям с активами, вынесенными за баланс, отражаются либо по дебету, либо по кредиту. Корреспонденция (двойная запись) по ним не ведется.
Проводки составляются по следующему правилу: необходимая сумма записывается или в Дт, или в Кт. Одна и та же операция не должна проводиться по дебету одного бухсчета и по кредиту другого. На Дт забаланса формируются бухгалтерские записи по получению имущества и выдаче обеспечений, на Кт — выбытие ценностей и завершение обеспечений.
Остаток на начало периода (месяца) указывает на наличие того или иного вида ценностей, которые учитываются на определенном счете. Остаток на конец месяца у ЗС всегда является дебетовым.
Дебетовое сальдо на конец периода определяет остаток средств, сформировавшийся на отчетную дату.