- Страхование

Как правильно нарисовать и оформить схему ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно нарисовать и оформить схему ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.

Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.

Требования к составлению схемы ДТП в 2023 году

Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.

Если допущены ошибки, исправлять весь план не нужно. Достаточно зачеркнуть неверные данные, указать правильную информацию и рядом с ней поставить подпись Исправления верны. Схема ДТП в обязательном порядке должна быть подписана. Процедура выполняется, когда все сведения внесены. Подписи проставляют оба участника происшествия. Когда действие осуществлено, внесение исправлений становится недопустимо. Перед тем, как подписать бланк извещения, необходимо внимательно проверить информацию.

Можно ли оспорить документ

Даже если схема ДТП подписана всеми участниками происшествия, она впоследствии может быть оспорена. Причины могут быть следующие:

  • доставка одного из водителей в больницу сразу после столкновения, вследствие чего его показания не были учтены во время оформления документа;
  • водители после аварии находились в болезненном состоянии или глубоком стрессе, из-за чего не могли трезво оценить ситуацию.

Основаниями для оспаривания документа также могут послужить следующие моменты:

  1. Информация, отображённая на схеме, не является достоверной: неверно установлено место столкновения, расположение транспортных средств, дорожных знаков, светофоров, или неправильно зафиксированы результаты замеров на месте происшествия.
  2. Неполная информация: не зафиксированы следы шин на асфальте, не отображены реальные дорожные условия, способствующие возникновению ДТП (ямы, неподвижные препятствия, выбоины и т. д).
  3. Документ составлен с грубыми нарушениями требований законодательства.

Схема дорожно-транспортного происшествия для ГИБДД

Существует расхожее мнение, что СДТП для ГИБДД составляется только должным лицом. Но это справедливо лишь отчасти. Действительно, при прибытии на место происшествия экипажа ДПС, схема составляется полицейскими (инспектором или следователем, в зависимости от классификации ДТП), в соответствии с пунктом 154 Админрегламента (Приказ № 664 от 23.08.17, далее Регламент). При этом водители могут сфотографировать для себя готовый документ.

Но, в соответствии с пунктами 285 и 287 Регламента, в зависимости от обстоятельств происшествия (или других объективных причин – занятость экипажей ДПС, труднодоступность места ДТП и т. п.), дежурный оператор ГИБДД может предложить участникам самостоятельно собрать материалы, включая составление СДТП, а также фото- и видеосъемку. А после этого приехать на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД.

Читайте также:  С 2023 года объединенные ПФР и ФСС в Волжском будут принимать в едином офисе

Здесь водители должны понимать, что они составляют лишь черновой вариант схемы, имеющий статус материала. Схему, имеющую юридическую силу, составят должностные лица, которым будут переданы все собранные материалы.

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Если зарисовка дорожно-транспортного происшествия не верна

На практике нередко возникает ситуация, когда участники ДТП, ознакомившись со схемой места происшествия, не соглашаются с ее формулировкой. В таком случае возникает необходимость в оспаривании данного документа согласно законодательству РФ.

Обычно участники аварии не согласны со схемой, если она составлялась без их ведома. Но даже личное присутствие заинтересованного лица при составлении схемы не всегда гарантирует её полноту и достоверность.

Опротестовать изображение можно, если:

  • информация неполная (не зафиксированы следы, имеющие отношение к ДТП, нет дорожных условий, способствующих возникновению аварийной ситуации);
  • схема недостоверна (специально или случайно искажена – ошибочно отображено место столкновения автомобилей или наезда на пешехода);
  • рисунок оформлен с нарушением нормативов (обжалуется в установленном законом порядке).

Отдельным случаем, при котором схема ДТП считается недействительной и должна быть опровергнута – её фальсификация – умышленное искажение всех сведений или их части. Выбор способа оспаривания зависит от конкретной ситуации и исходит из оснований, по которым конкретный участник не согласен со схемой.

Обычно исправление схемы происходит путем:

  • восполнения недостающих сведений (дополнительный осмотр места происшествия, которое проводится по ходатайству лица не согласного с первой версией документа);
  • опровержения всех данных (приобщение к материалам дела новых доказательств в противовес исходным данным).

Кто должен рисовать схему ДТП?

В отношении того, кто должен или имеет право составлять СДТП однозначного ответа нет – тут все зависит от следующих факторов:

  • Обстоятельств происшествия.
  • Целей составления документа.

В зависимости от обстоятельств происшествия и целей применения документа, схему ДТП могут составлять как его участники, так и должностные лица. К подобным обстоятельствам относится тяжесть последствий аварии, ее классификация, сложность определения степени вины, уровень разногласий и др. Если же единственной целью составления схемы является получение возмещения от страховой компании (далее СК) по ОСАГО или КАСКО, то можно обойтись и без привлечения сотрудников ДПС.

Если обобщить, то СДТП может составляться в двух целях:

  1. Для ГИБДД.
  2. Для страховой компании.

При этом для каждого пункта имеются свои нюансы, которые водителю нужно знать.

Когда нельзя самостоятельно составлять схему?

Самостоятельное составление схемы ДТП в 2019 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:

  • В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
  • В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).

При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).

  • Участники ДТП смогли договориться, и у них нет разногласий относительно степени вины.
  • Оценочная сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей.

Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2019 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).

Читайте также:  Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Ошибки при составлении схемы аварии

Проблем с оформлением плана дорожно-транспортного происшествия не возникает, если его составлением занимается сотрудник Госавтоинспекции. Однако водители, прибегнувшие к Европротоколу, вынуждены самостоятельно выполнять процедуру. Это значительно повышает риск допущения ошибки. Чаще всего автовладельцы допускают следующие из них:

  1. Неправильное определение места первого столкновения транспортных средств. Причина ошибки – банальная невнимательность.
  2. Сокрытие определённых действий либо манёвров. Выполняется с умыслом с целью перекладывания вины за произошедшее на другого водителя. Яркий пример этого – отрицание превышения скоростного порога либо совершения обгона перед столкновением.
  3. Противоречивое описание сигналов светофора. Для выяснения точной картины произошедшего прибегают к свидетельским показаниям, на основании которых определяется виновник аварии.

Правила составления схемы

Для того чтобы по десять раз не перерисовывать схему ДТП, нужно составить ее согласно простым и понятным правилам. Единых правил не существует, но очевидно, что схема должна быть оформлена должным образом. При анализе схемы и зафиксированных на ней важных моментов не должно возникнуть спорных вопросов.

При составлении схемы нужно придерживаться следующих правил:

  • Формат схемы. Для составления схемы желательно взять отдельный лист а4. Это позволит увеличить масштаб и указать большинство важных деталей.
  • Название. Составляемая схема должны иметь название — Схема ДТП.
  • Местность ДТП. Первым делом наносится положение участка дороги с указанием названий улиц и названий объектов. Например, это может быть перекресток двух улиц Ленина и Пушкина, или проезжая часть дороги, имеющая название Репина, а ближайший дом №145.

Также стоит зарисовать, где находится тротуар, трамвайные пути, дорожные знаки, светофор с горящим нужным светом, разметка, открытый колодец и т. д.

  • Место ДТП. Рисуется положение автомобилей в момент ДТП и направление движения каждой из них. Форму автомобилей можно использовать простые прямоугольники. Обязательно нужно обозначить каждый из них, один из которых «А», а другой будет «Б». Направление езды проще указать стрелками. Место удара автомобилей нужно обозначить «Х».
  • Другие участники движения. Стоит зарисовать положения стоящих автомобилей, которые, например, препятствовали движению.
  • Следы ДТП. Стоит с особой внимательностью осмотреть место ДТП, рассмотреть появившиеся следы, например, тормозной путь участников ДТП. Все обнаруженные следы нужно измерить и нанести на схему.

Желательно опросить и найти очевидцев ДТП. Их данные также необходимо записать под схемой.

Что должно быть в схеме ДТП

К рассмотрению принимается только такой документ, который содержит всю необходимую информацию. Иногда он составляется без участия сотрудников ГИБДД, поэтому каждый водитель должен знать, на какие моменты обратить внимание.

Согласно требованиям к схеме ДТП, она должна включать:

  • расположение транспортных средств до аварии с указанием направления их движения;
  • позицию и тип препятствий на дороге, если они есть;
  • положение знаков, светофоров, тип разметки;
  • расстановку других транспортных средств, если те оказывали влияние на ситуацию на дороге, например, выступали препятствием для машин – участников ДТП;
  • данные по ширине дорожного полотна и количество его полос в направлении следования участников ДТП;
  • место столкновения – если их было несколько, то самым важным считается первое;
  • расстановку транспортных средств после того, как авария произошла.

Сотрудники ГАИ имеют весомый опыт рассмотрения ДТП и составления схем, поэтому если их вызвать, проблемы при составлении такого документа обычно отсутствуют. Чаще всего сложности возникают при изображении схемы ДПТ самостоятельно. Как нарисовать схему ДТП и свести возможные проблемы к минимуму? Необходимо обратить внимание на следующие особенности составления:

  • невозможность определить место первого удара, повлекшего дальнейшие повреждения, приведет к вызову сотрудников ГИБДД;
  • противоречия, возникшие при описании сигналов светофоров, возможно ли уладить на месте;
  • умышленное сокрытие одной из сторон информационных сведений по поводу маневра, который необходимо было совершить, приведет также к обращению за помощью к органам, контролирующим безопасность дорожного движения.
Читайте также:  Памятка для правопреемников умерших застрахованных лиц

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2020 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Как правильно нарисовать план в Европротоколе самостоятельно?

Типовая схема ДТП должна описывать место аварии, положение автомобилей и других участников после происшествия, препятствия на дороге и многое другое. И хотя стандартных форм для создания схемы как таковых нет, на ней обязательно нужно отразить следующие элементы:

  1. Нарисовать дорожное полотно. Указывается, был это прямой участок, парковка или же столкновение произошло на перекрестке (в последнем случае также следует указать его тип).
  2. Показать разметку. За счёт этого шага впоследствии можно доказать или опровергнуть вину одного из участников ДТП. При наличии тротуара или трамвайных путей стоит непременно их внести в рисунок.
  3. Отобразить направление движения. Следует схематически передать, была дорога однополосной или же нет. Особенно внимательностью следует отнестись к этому пункту, если происшествие произошло на перекрестке: тогда вдобавок указываются все допустимые направления движения.
  4. Нарисовать положение автомобилей во время происшествия. Самый важный этап при создании визуального описания аварии. Обычно большинство автолюбителей обозначают свое транспортное средство прямоугольником, а место столкновения помечают крестиком.
  5. Указать траекторию автомобилей. Благодаря этой отметке сотрудники ГИБДД и страховщики смогут грамотно оценить обстоятельства аварийной ситуации и принять правильное решение по данному делу. Поэтому с помощью пунктирной линии стоит чётко описать траекторию движения всех участников ДТП до аварии.
  6. Сделать привязку к местности. Иногда зарисовывать ДТП начинают не с места аварии и положения машин, а с окружающей территории.

    Тут как раз не стоит упускать детали: важно правильно зарисовать расположение светофора, клумбу, трамвайные пути, зебру, памятник, тротуар, велосипедную дорожку и прочие примечательные объекты, которые могли повлиять на поведение водителей.

  7. Описать детали происшествия. Символически нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств. Заодно измерьте их расположения относительно дороги и транспортных средств, а данные отобразите в изложенном выше порядке.

    Справка! Обязательно включить в изображение стоит дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы и элементы, которые ограничивают обзорность дороги водителям.

Последствия неправильной прорисовки

Нарушение правил составления графического плана является причиной признания документа недействительным. Несоблюдение условий оформления, внесение недостоверной информации – основание для отказа в возбуждении административного дела, выплате денежной компенсации от страховой компании. При возникновении разногласий с другим водителем необходимо вызвать сотрудника ГИБДД для проведения разбирательства.

Возникновение аварийной ситуации – причина обязательного составления схемы ДТП. Водители вправе самостоятельно изобразить обстоятельства происшествия или дождаться приезда инспектора. Правильное оформление графического плана, указание достоверных сведений, проставление подписи – обязательные требования для признания чертежа документом, имеющим юридическую силу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *