Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за санитарные правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.
Комментарий к ст. 6.3 КоАП РФ
Комментируемая ст. 6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или:
а) наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей;
б) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей;
в) наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
г) наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ)).
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, является формальным, правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, составляют в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Санитарно-эпидемиологические требования — обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее — санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (абз. 10 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена общая норма об административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм (помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ) установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальным нормам, установленным ст. ст. 6.4 — 6.7 КоАП РФ:
а) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ);
б) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ);
в) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ);
г) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ).
Субъектами правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
С субъективной стороны правонарушение по ст. 6.3 КоАП РФ может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований
Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также должностные лица, обязанные соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, при их нарушении, могут быть подвергнуты административному наказанию. Общая норма об ответственности за несоблюдение санитарных требований или невыполнение обязательных норм содержится в ст. 6.3. КоАП РФ. Статья предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или приостановления деятельности до 90 суток. Срок приостановления деятельности может быть уменьшен после устранения нарушений, из-за которых, собственно, лицо и было привлечено к ответственности.
Для отдельных видов правонарушений, связанных с повышенной угрозой здоровью человека, законодателем разработаны специальные нормы. К ним относятся нарушения обязательных требований:
- эксплуатации жилых помещений, сооружений и транспорта;
- к питьевой воде;
- к условиям воспитания, обучения, оздоровления детей.
При рассмотрении административных дел лицам, нарушившим санитарные нормы, важно помнить, что наличие только вины не является поводом для привлечения к ответственности. Лицо подвергается административному наказанию в том случае, если у него имелась фактическая и юридическая возможность избежать правонарушения.
Берегите здоровье и кошелек
Пока юристы продолжают спорить, а адвокаты раздают советы насчет незаконности ограничений и неправильной квалификации нарушений, помните о своей безопасности и беспокойтесь о личном бюджете.
Сейчас модно найти побольше противоречий в нормативных документах, доказать незаконность какого-то указа или превышение полномочий. Незнакомый юрист пишет где-то в телеграм-канале, адвокат возмущается в личном блоге на Ютубе. А постановление вручают конкретному человеку, у которого может не быть ни сил, ни времени, ни возможности для оспаривания штрафа. Да и юристы часто бывают неправы — или их мнение ничего не значит.
На 15 апреля в России почти 25 тысяч заболевших коронавирусной инфекцией. Только в Москве уже выписаны сотни штрафов — больше чем на миллион рублей.
Сейчас действительно важно оставаться дома, посещать только ближайшие магазины, делать покупки через интернет, отказаться от встреч с друзьями и прогулок с детьми. Соблюдайте эти требования ради себя, а не ради государства.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил
В соответствии со ст.55 Закона N 52-ФЗ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена гл.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Взыскание за нарушение санитарного законодательства — виды, правовые нормы
Российское правовое поле предусматривает значительные санкции за нарушение санитарного законодательства. Поэтому следует изначально определить меры ответственности за совершение подобных проступков и преступлений. Так, виды взысканий за нарушение санитарного законодательства могут быть следующими:
- Дисциплинарное взыскание за санитарное правонарушение налагается непосредственно на виновного в его совершении сотрудника предприятия. При этом законодательство строго определяет перечень допустимых дисциплинарных взысканий в нормативах Трудового кодекса.
- Административное взыскание может налагаться как на отдельного сотрудника, так и на предприятие в целом, и чаще всего оно выражается в виде непосредственно денежного административного штрафа.
- Уголовное взыскание предполагает исключительно применение его к определенным виновным в нарушении санитарного законодательства физическим лицам и не применяется к предприятиям.
- Гражданско-правовая ответственность затрагивает вопросы возмещения ущерба, нанесенного пострадавшим лицам из-за санитарного нарушения.
Каким законом предусмотрена ответственность?
Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.
Основополагающим же документом в данной сфере является федеральный закон №52 ФЗ от 30.09.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данный нормативный акт рассматривает все аспекты деятельности в обозначенной нами сфере и в том числе определяет виды и степень ответственности за несоблюдение санитарного законодательства.
Куда жаловаться на нарушение санитарно-гигиенических норм?
Если вы стали свидетелем нарушения санитарных правил, можно обратится любым доступным способом в федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор.
Обращаться за защитой своих прав можно в любой орган государственной власти, но именно Роспотребнадзор является здесь профильной инстанцией.
При наличии признаков уголовной ответственности материал и информация должностными лицами Роспотребнадзора будут направлены в полицию. Решения о привлечении к административной ответственности принимаются в этом ведомстве самостоятельно.
Роспотребнадзор же является контролирующим и надзорным органом за соблюдением санитарных правил и нормативов (СанПиН). Санитарное благополучие в обществе и здоровье человека является важнейшим аспектом его существования.
Если вы оказались в роли нарушителя санитарных правил и нормативов, либо пострадали от действий нарушителей, в любом случае вам не помешает консультация профессионального юриста.
Виды ответственности за нарушения санитарного законодательства устанавливает Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства:
1. Дисциплинарная ответственность (выговор, денежные ограничения, увольнение и т. д.).
2. Административная ответственность (предупреждение, штраф).
3. Уголовная ответственность (статья 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил»).
Отдельным абзацем в законе обозначена гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Применение Федерального закона № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в деятельности Роспотребнадзора.
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения.
Статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения
Статья 7.2, часть 2. Уничтожение специальных знаков.
Статья 7.8, часть 2. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации.
Статья 8.6. Порча земель.
Привлечение к административной ответственности работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения санитарного законодательства
Вопрос: Вопрос:Я работаю юрисконсультом в одном из учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.В соответствии со главные государственные санитарные врачи от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 настоящего Кодекса.После введения в действие (01.07.2002) Кодекса в наше учреждение поступают протоколы об административных правонарушениях, составленные сотрудниками органов внутренних дел на руководителей и других работников (в т.ч. продавцов, менеджеров по продажам, администраторов и даже бухгалтеров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом пищевых продуктов.Согласно примечанию к руководители и другие работники организаций (не являющиеся должностными лицами по определению ), совершившие
Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив 2.
Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства: 1) нарушение санитарно — эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта — влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; 2) нарушение санитарно — эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно — технического назначения, химическим, биологическим веществам и
Ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей
В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Общие положения о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей установлены ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Так, продавец (изготовитель, исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующую ответственность:
• уплату неустойки (пени);
• возмещение убытков потребителя в полном объеме;
• исполнение обязательства перед потребителем, даже после возмещения ему всех убытков.
Также возможно возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) законодательства в сфере защиты прав потребителя.
Административная ответственность за нарушение прав потребителей установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Согласно ч. 1 ст. 14,4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1000-1500 рублей; на юридических лиц — 20—30 тыс. рублей.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителей [обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман] влечет наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублен; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (статьи 14.1, 14.2, 14.5-14.7, 14.15, 14.16, 19.5. 19.14).
Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена ст. 238 УК РФ.
Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются:
• штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• ограничением свободы на срок до 3 лет:
• лишением свободы на срок до 10 лет (со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового).
Также за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена уголовная ответственность и в других статьях УК РФ (ст. 171.1; ч. 1 ст. 180).
Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также защита прав потребителей на потребительском рынке во многом зависят от тесного взаимодействия Роспотребнадзора с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путём разработки и реализации региональных комплексных программ по охране здоровья населения, межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д.
Процедура наложения взыскания
Ответим коротко на наиболее распространенные вопросы относительно порядка привлечения к административной ответственности.
Каким законом предусмотрена ответственность за санитарные правонарушения?
Кодексом об административных правонарушениях, в нем перечислен все составы административных правонарушений и наказания за них, санитарным посвящена часть норм в главе 6.
С какого возраста можно привлечь граждан за санитарные правонарушения?
В этом случае действуют общие положения Кодекса. С 16 лет, это установлено в ст. 2.3 КоАП РФ. Гражданина в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобожден от ответственности по особому решению комиссии по делам несовершеннолетних на основании конкретных обстоятельств с применением соответствующих мер воздействия. За детей возрастом меньше 16 лет отвечают их родители.
Какие предусмотрены для данной группы правонарушений смягчающие обстоятельства? Здесь также законом не установлено каких-либо особых норм для главы 6 и действуют общие правила. К обстоятельствам, смягчающим ответственность за санитарные правонарушения, относится в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ:
- раскаяние допустившего нарушение лица;
- «явка с повинной», то есть, сообщение о нарушении в уполномоченные органы, до его обнаружения ими;
- принятие действий для предотвращения вредных последствий;
- добровольное прекращение самих действий;
- оказание содействия в раскрытии деталей правонарушения и установлении его фактической стороны;
- возмещение вреда;
- устранение нарушения до вынесения постановления о привлечении к ответственности;
- признаки, характеризующие личность нарушителя: несовершеннолетие, беременность женщины или наличие у нее маленького ребенка на воспитании.
Кем налагается дисциплинарное взыскание?
Главным санитарным врачом или его заместителем на основании ст. 51 ФЗ-52.
Каков срок добровольной уплаты штрафа за санитарное правонарушение?
Правонарушителю дается два месяца на уплату согласно ст. 32.2 КоАП РФ (но только со дня вступления в силу этого документа, что происходит в течение 10 дней с момента его внесения), в случае уклонения от исполнения этой обязанности по ст. 20.25 будет применена санкция в двойном размере.
Виды взысканий за санитарные нарушения
Вообще в арсенале контролирующих органов по КоАП есть выбор средств наказания: предупреждение, арест, лишение спецправа или дисквалификация, приостановление деятельности. Но они устанавливаются санкциями конкретных статей. Самая распространенная мера по нормам главы 6 – это штраф.
Норма КоАП РФ | Санкция, размер, штраф в рублях |
6.3 Нарушение отраслевого законодательства, невыполнение СанПиН, гигиенических норм, уклонение от обязательных мероприятий | Предупреждение или штраф:
граждане — от 100 до 500 должностные лица — от 500 до 1000; ИП — от 500 до 1000, либо приостановление деятельности на срок 90 суток; юрлица — от 10 до 20 тысяч, либо также приостановление деятельности на срок 90 суток |
6.4 Нарушение соответствующих требований при эксплуатации жилых и общественных зданий, а также транспорта | Штраф и приостановление деятельности
Граждане — от 500 до 1000, должностные лица от 1000 до 2000, ИП от 1000 до 2000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток, юрлица от 10 000 до 20 000 или приостановление деятельности на тот же срок |
6.5 Нарушение требований к воде | Граждане — от 1000 до 1500
Должностные лица — от 2000 до 3000 ИП — от 2000 до 3000, приостановление деятельности до 90 суток Юрлица — от 20000 до 30000, либо приостановление деятельности на тот же срок |
6.6 Нарушение требований к организации питания в соответствующих заведениях | Граждане — от 1000 до 1500
Должностные лица — от 5000 до 10000 ИП — от 5000 до 10000, приостановление деятельности до 90 суток Юрлица — от 30000 до 50000, либо приостановление деятельности на тот же срок |
6.7 Нарушение требований при организации отдыха детей их обучения и воспитания | Должностные лица — от 3000 до 7000
Юрлица — от 30000 до 70000 Повторное нарушение Должностные лица — от 10000 до 15000 Юрлица — от 100000 до 150000 либо приостановление деятельности до 90 суток |
Таким образом, помимо штрафа может быть вынесено предупреждение по ст. 6.3 КоАП РФ, также возможно применение приостановление деятельности.
Процедура наложения взыскания
Ответим коротко на наиболее распространенные вопросы относительно порядка привлечения к административной ответственности.
Норма КоАП РФ | Санкция, размер, штраф в рублях |
6.3 Нарушение отраслевого законодательства, невыполнение СанПиН, гигиенических норм, уклонение от обязательных мероприятий | Предупреждение или штраф:
граждане — от 100 до 500 должностные лица — от 500 до 1000; ИП — от 500 до 1000, либо приостановление деятельности на срок 90 суток; юрлица — от 10 до 20 тысяч, либо также приостановление деятельности на срок 90 суток |
6.4 Нарушение соответствующих требований при эксплуатации жилых и общественных зданий, а также транспорта | Штраф и приостановление деятельности
Граждане — от 500 до 1000, должностные лица от 1000 до 2000, ИП от 1000 до 2000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток, юрлица от 10 000 до 20 000 или приостановление деятельности на тот же срок |
6.5 Нарушение требований к воде | Граждане — от 1000 до 1500
Должностные лица — от 2000 до 3000 ИП — от 2000 до 3000, приостановление деятельности до 90 суток Юрлица — от 20000 до 30000, либо приостановление деятельности на тот же срок |
6.6 Нарушение требований к организации питания в соответствующих заведениях | Граждане — от 1000 до 1500
Должностные лица — от 5000 до 10000 ИП — от 5000 до 10000, приостановление деятельности до 90 суток Юрлица — от 30000 до 50000, либо приостановление деятельности на тот же срок |
6.7 Нарушение требований при организации отдыха детей их обучения и воспитания | Должностные лица — от 3000 до 7000
Юрлица — от 30000 до 70000 Повторное нарушение Должностные лица — от 10000 до 15000 Юрлица — от 100000 до 150000 либо приостановление деятельности до 90 суток |
Таким образом, помимо штрафа может быть вынесено предупреждение по ст. 6.3 КоАП РФ, также возможно применение приостановление деятельности.
Функционал по контролю за соблюдением норм и правил санитарно-эпидемиологического состояния, взысканию штрафов и принуждению к исполнению требований нормативных правовых актов возложен на Роспотребнадзор. Физические лица попадают под ответственность по факту совершения правонарушения и установлению обоснованных доказательств принадлежности к конкретному виду проступка.
В части, касающейся юридических лиц, Роспотребнадзор наделен правом проведения проверок состояния санитарных норм. Проверки делятся на два типа:
- Плановый контроль – как правило, проводится с четко прослеживаемой периодичностью по обоюдно согласованным планам и графикам. При проведении проверки комиссия руководствуется текущими положениями законодательства и проверяет всю полноту соблюдения норм.
- Внеплановые проверки – в подавляющем большинстве случаев внеплановые проверки инициированы сообщениями об имеющихся на предприятии нарушениях или фактах свершившихся аварий.
Как плановые, так и внезапные проверки не могут длиться более 30 календарных дней (установлено, что за это время вполне возможно проверить любую организацию в полном объеме, а затягивание времени создает предпосылки к возникновению коррупционных отношений в среде комиссии). Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в два года, и должны быть подкреплены приказом (выпиской из приказа) Роспотребнадзора.