Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пересечение сплошной линии разметки: последствия для водителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если все случилось на глазах бдительного инспектора, отрицать факт пересечения разметки не имеет смысла. Однако здесь есть небольшая хитрость. Нужно сообщить стражу порядка, что водитель обгоняемого автомобиля начал прибавлять скорость после того, как вы оказались на встречной полосе. Необходимо настаивать на том, что изначально расстояние было рассчитано верно (то есть с учетом длины разметки 1.6), но в результате неожиданно возникшей помехи маневр затянулся.
Что делать, если наезд на сплошную линию все-таки произошел?
Конкретные штрафные санкции за воспрепятствование обгону законом не предусмотрены. Но подобные действия со стороны второго водителя вынуждают трактовать совершенный проступок как неумышленный. Если же сзади ехал третий автомобиль, аргументы становятся еще более весомыми — прерывание маневра на полпути могло привести к возникновению аварийной ситуации. Нужно настаивать на том, что завершение обгона с наездом на сплошную линию было единственным выходом их сложившейся ситуации.
Как вести себя при оформлении документов?
Поскольку полицейские вправе выбирать, вынести постановление от имени руководства отдела или направить материал в суд, нужно попросить стражей порядка прибегнуть к первому варианту. Если наказание назначит служитель Фемиды, будет очень мало шансов его оспорить. А вот постановления, выносимые органами внутренних дел, отменяются в разы чаще.
Не нужно вступать в дискуссию со стражами порядка. Необходимо лишь письменно отразить в протоколе об административном правонарушении все вышеприведенные аргументы. Запись дополняется фразой «С протоколом категорически не согласен». Руководитель ГИБДД не уполномочен лишить автомобилиста водительского удостоверения. Поэтому при рассмотрении протокола в стенах отдела наказанием за пересечение сплошной линии может стать только штраф.
Не стоит озвучивать свое намерение обжаловать вынесенное постановление. В противном случае инспекторы не станут идти на уступки, а просто отправят административное дело на рассмотрение судье. Тогда уже вопрос об избираемой мере воздействия будет спорным.
Что делать, если полицейские все-таки передали материал служителям Фемиды? При применении к водителю лишения прав необходимо подать жалобу в вышестоящую инстанцию. Даже если наказание не аннулируют совсем, велика вероятность того, что его заменят на денежное взыскание. В этом случае удастся хотя бы сохранить возможность садиться за руль.
Но что делать, если машина ДПС шла вам навстречу, либо стояла на обочине, и полицейские сумели зафиксировать ваше правонарушение на видеокамеру (или видеорегистратор). Попросите их показать вам съёмку.
Современный комплекс видеофиксации, установленный в машинах оперативных служб, позволяет чётко фиксировать нарушения даже в тёмное время суток или в пределах плохой видимости с расстояний более пяти сотен метров. Более того, такие системы неразрывно связаны со спутниковой системой ГЛОНАСС, позволяющей определить местоположение камеры и нарушителя с точностью до нескольких сантиметров.
Поэтому, если водитель начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной и при этом оказался в прямой видимости объектива, то даже с большого расстояния это правонарушение будет зафиксировано с точностью, достаточной для признания судом его вины.
- В Ставропольском крае водитель стал обжаловать лишение прав за обгон на сплошной, начатый на прерывистой. Он предъявлял доказательства, что не важно, где закончен обгон, главное, что его начало было в разрешенном месте. Суд отклонил такую жалобу, но смягчил меру с лишения прав до 5000 рублей штрафа.
- Похожее дело рассматривалось, когда водитель в суде просил снизить наказание из-за того, что не заметил знак «Обгон запрещен».
- В Московской области водитель просил уменьшить наказание, мотивировав суд — малолетним сыном. Он указал, что автомобиль для него является средством заработка. Судья смягчил наказание с лишения до штрафа.
- В Симферополе водитель подал жалобу на постановление о лишении прав. Он сообщил, что автомобиль, который он обгонял, стал повышать скорость, и препятствовал завершению маневра. Но суд жалобу отклонил.
- Саратовский суд из-за отсутствия состава нарушения прекратил дело по причине несоответствия длины разметки. Она была меньше 50 метров, что не соответствует ГОСТу.
Измерьте длину штрихов на разметке 1.6. Измерьте расстояния между ними. Рулетку можно попросить у сотрудников ДПС. Зафиксируйте результат фотографией (фотографируйте вместе с рулеткой). Замерьте расстояние, на которое нанесена разметка 1.6.
Для этого не обязательно мерить её по всей длине. У вас уже есть длина штриха и длина промежутка. Посчитайте количество тех и других и умножьте на значение их длины. Занесите все измерения в протокол, в раздел комментарий водителя или в примечания. В крайнем случае — отразите их на полях документа.
В протоколе также допишите, что «в связи с тем, что разметка нанесена не по ГОСТ Р 52289-2004, у меня не было возможности безопасно завершить манёвр». При этом помните, что разметка 1.6 не может перейти в 1.3 (двойная сплошная), а она сама не может быть нанесена на дорогах, имеющих для движения три полосы и менее (то есть на дорогах по одной полосе для движения в каждую сторону).
Какое наказание, если обгон начал на прерывистой, а закончил на сплошной
Всякое бывает. Так попытка обогнать другую машину на прерывистой линии может завершиться совсем не так, как вы планировали. И уж если автомобиль оказался на сплошной, и это зафиксировали сотрудники ГИБДД, то результат будет плачевным: придется отправиться в мировой суд.
Причем причина не имеет никакого значения. Погода, другие водители, плохое настроение…
Впрочем, есть один нюанс: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.02.2012 года. Если сослаться на него и доказать, что сплошная линия не была пересечена, то это спасет от негативных последствий, т.к. водитель, начиная обгон не мог предвидеть, что начнется сплошная линия разметки.
Однако сделать это будет непросто. Зачастую судьи игнорируют подобные попытки. Поэтому водителям приходится платить штраф в размере 5 000 рублей. Или их могут лишить прав.
Более того, если вероятность лишения прав вас пугает, то целесообразнее признаться во всем и отделаться одним штрафом. Правда, даже при таком исходе есть вероятность, что придется расстаться с правами.
Заканчивается прерывистая разметка – что делать
Если водитель начал обгонять впереди идущий транспорт, но заметил появление сплошной разметки, лучше затормозить и вернуться на свою полосу. Водителям нужно учесть, что сплошная разметка не начинается сразу. Сначала после обычной прерывистой следует длинная прерывающаяся разметка, длина которой по ГОСТу должна составлять не меньше 50 м. Только потом начинается сплошная.
Если при попытке обгона водитель увидел разметку с длинными штрихами, то у него есть шанс отказаться от завершения маневра, чтобы не нарушить ПДД.
У водителей всегда имеется выбор:
- завершить маневр вразрез требований ПДД;
- отказаться от обгона, притормозить и вернуться на свою полосу.
Но и тут возможны сложные ситуации, требующие нарушения правил. К примеру, водитель пересек прерывистую линию для обгона, но увидел, что не успевает завершить маневр. Но вместе с ним на обгон пошла еще одна машина, идущая следом.
В подобной ситуации торможение чревато столкновением, ведь водитель вол втором авто не ожидает торможения. Первому водителю лучше завершить маневр, нарушая правила. Даже если в итоге все закончится штрафом, либо лишением прав, этот исход лучше, чем ДТП.
Можно ли завершать обгон по сплошной линии?
Завершение обгона через сплошную линию, на первый взгляд, ситуация спорная. Фактически, водитель начинает движение на прерывистой, что прямо разрешено, однако, завершает его уже через сплошную линию, что является нарушением законодательства. Учитывая, что заканчивать манёвр придётся всё равно через сплошную, действие можно расценить именно как нарушение действующего законодательства.
Разметка 1.1. (сплошная линия) не может пересекаться транспортом ни при каких обстоятельствах, за исключением экстренных случаев, когда манёвр необходим для того, чтобы избежать ДТП. Даже если манёвр начинается на прерывистой (1.5-1.7, 1.10), завершать его на разметке 1.1. нельзя. Водитель должен рассчитывать свои действия так, чтобы не допустить нарушения.
Каждый тип разметки имеет своё обозначение в ПДД. В зависимости от нанесённого на дорогу обозначения, допускаются определённые манёвры.
Завершение обгона по сплошной – спорная ситуация, которая требует дополнительного анализа и внимания. Подобные случаи возникают на практике достаточно часто, и почти всегда суды не на стороне граждан.
Полагается, что водитель должен заранее предусмотреть, когда закончится прерывистая и учесть действие знаков, собственную скорость, скорость прочих транспортных средств и иные факторы.
На практике возникает множество нюансов, на которые необходимо обратить внимание:
- Водитель должен учитывать, в первую очередь, разметку – чем длиннее линии прерывистой, тем ближе сплошная.
- Если возврату на свою полосу мешает препятствие, то нужно пытаться изменить квалификацию с части 4 на часть 3 статьи 12.15.
- В качестве доказательств идеально подходят записи с видеорегистраторов, однако, суд будет оценивать все факторы в совокупности.
- Сотрудники ГИБДД чаще всего попытаются квалифицировать деяние по части 4. В протоколе необходимо указать на своё несогласие с формулировкой. Далее, оспаривание производится в судебном порядке.
- Оспорить судебное постановление можно в апелляционном порядке. Первичное решение выносится через мировой суд, а обжалование – городской или районный.
Практика по подобным делам достаточно разнообразна. Однако, чаще всего суды встают на сторону ГИБДД. Поэтому строго не рекомендуется начинать манёвр, если есть вероятность не вернуться на свою полосу движения до окончания прерывистой линии. Пресечение сплошной – это всегда нарушение, отличаться может лишь часть статьи, по которой производится квалификация.
Но не спешите расставаться со своими купюрами. Прежде всего, попросите инспектора показать вам видеозапись вашего нарушения. Помните, что в суде принимаются лишь веские и чёткие доказательства вашей вины. Фразы, типа «Я зафиксировал ваше нарушение визуально», «Я всё видел своими глазами» и тому подобные отсекайте сразу на корню. Нет видеозаписи — нет доказательств. А значит — вы невиновны.
Любая спорная ситуация, согласно презумпции невиновности, описанной в Конституции РФ, всегда трактуется в пользу обвиняемого. И любой судья в любом суде даже не будет рассматривать ваше дело, если нет видеоматериалов, подтверждающих вашу вину.
Наказание за нарушение правил обгона
Обгон является таким манёвром, нарушение которого требует подробного разбирательства со стороны ГИБДД. Но, к огромному разочарованию, автоинспекторы не всегда желают вникать в нюансы, и завершение манёвра через сплошную, наказывают оформлением штрафного протокола или ставят под вопрос сохранность прав.
Стоит отметить, что лишиться прав на самый большой срок, предусмотренный санкцией соответствующей статьи, можно лишь при повторном игнорировании рассматриваемого правила в течение одного года. В каждом отдельном случае размер штрафа будет зависеть от конкретных обстоятельств.
Самый незначительный размер штрафа выписывается в случае, когда автомобилист решил повернуть налево или выполнить разворот в месте, где несколько полос разделены сплошной линией. В данной ситуации автолюбитель получит штрафную квитанцию на оплату тысячи или полутора тысяч рублей.
Первое, на что необходимо обратить внимание, если Вас остановили за завершение обгона на сплошной – это на правильность нанесения дорожной разметки. Часто бывает, когда дорожные службы пренебрегают правилами нанесения разметки, вследствие чего возникают подобные ситуации. Согласно ГОСТу и правилам дорожного движения, перед сплошной линией должна быть нанесена пунктирная разметка, длина которой в 3 раза должна быть больше, чем у обычной прерывистой разметки. Длина этой разметки между прерывистой и сплошной линиями должна составлять 50-100 метров. Предназначение такой разметки – предупреждение водителя о том, что дальше начинается сплошная линия, чтобы он успел завершить все необходимые манёвры. Если подобной переходящей линии на дороге не нанесено, то и отсутствует сам факт правонарушения и государственные органы не вправе Вас оштрафовать.
Итак – если дорожная разметка не соответствует правилам, об этом необходимо сообщить сотруднику ГИБДД, указав, что у Вас не было возможности вовремя оценить дорожную ситуацию ввиду неправильности разметки.
При этом рекомендуется зафиксировать данный факт (сделать фото на телефон, фотоаппарат), чтобы в случае опровержения оперировать достаточным количеством фактов.
Ещё одним фактором, согласно которому можно оспаривать навязываемое инспектором правонарушение – это плохо различимая либо неправильно нанесённая разметка (не соответствующая ГОСТУ). Данный факт тоже следует предварительно зафиксировать.