Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Направление на ремонт по ОСАГО – сроки, что делать дальше?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первое, что нужно сделать после выявления некачественного ремонта по ОСАГО или КАСКО, это провести независимую экспертизу. Стоимость проведения экспертизы оплачивает автосервис или страховщик. Однако если экспертиза не выявит недостатков после ремонта, то оплачивать экспертизу придется вам.
Достоинства страхового ремонта
К основным достоинствам ремонта по ОСАГО относят:
- Отсутствие хлопот по поводу поиска и выбора СТО. Автовладелец передает специалистам автосервиса поврежденный автомобиль, а забирает восстановленный.
- Отсутствие тяжб между страхователем и страховой компанией по вопросам размеров денежной компенсации.
- Гарантия качества. Технический подрядчик отвечает за соответствие проводимых манипуляций стандартам и за качество произведенных работ. Гарантия на кузовные работы составляет 1 год. Подрядчик может использовать только новые детали к авто, запчасти б/у ставятся только в том случае, если страховщик дал свое согласие, заключив с СТО соответствующий договор.
- Оперативность. Как правило, все работы осуществляются быстро, поскольку ни СТО, ни страховщик не заинтересованы в затягивании сроков.
На данный момент процесс реформации не завершен, следовательно, не все аспекты вопроса тщательно проработаны. Поэтому специалисты рекомендуют выбирать страховое восстановление машины в том случае, если в ДТП был поврежден только кузов автомобиля, а в перечне СТО, предложенном страховщиком, представлены техцентры с хорошей репутацией.
Какие документы Вам потребуются?
При обращении в страховую компанию с целью получения денег по ОСАГО или осуществления страхового ремонта Вы должны иметь при себе пакет следующих документов:
- Заявление на страховое возмещение или ремонт;
- Извещение о дорожно-транспортном происшествии;
- Справка о ДТП;
- Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если эти документы были предоставлены Вам в ГИБДД;
- Копии ПТС, полиса ОСАГО, свидетельства о регистрации авто, доверенности на управление;
- Копия паспорта;
- Отчет об оценке ущерба;
- Акт приема-передачи;
- Квитанция об оплате услуг по оценке ущерба авто.
Как получить акт осмотра ТС по ОСАГО от страховой компании
Очень часто, потерпевший хочет посмотреть акт осмотра страховой компании и не может этого сделать. Страховые компании в большинстве случаев отказывают в предоставлении акта осмотра, а также результатов независимой оценки, мотивируя это тем, что такого требования нет в законе «об ОСАГО» или просто ссылаясь на то, что это их собственность.
Между тем, акт осмотра и результат проведенной оценки может быть необходим потерпевшему для организации собственной независимой экспертизы или понимания схемы дальнейшего взаимодействия со страховой компанией.
Кроме того, очень часто при направлении на ремонт по полису ОСАГО потерпевший даже приблизительно не представляет, какую сумму согласовала СК и о каких именно работах идет речь и для понимания будет не лишним взглянуть в акт осмотра и калькуляцию.
Сроки предоставления направления на ремонт
В соответствии с положениями п. 21 ст. 12 № 40-ФЗ в России направление на ремонт по ОСАГО должно быть выдано в течение 20 суток с момента принятия страховой компанией полного пакета документации. В этот период включают все дни, кроме праздничных. Истечение указанного срока не зависит от того, когда страховщик организовал осмотр или техническую экспертизу автомобиля.
Если компания задержит выдачу направления, законодательством предусмотрена выплата неустойки в размере 1% от величины установленного ущерба за каждый день просрочки (п. 21 ст. 12 № 40-ФЗ).
Важно! Если ущерб оценен в 200 тыс. рублей, а клиенту было предоставлено направление на ремонт по страховке через 30 дней после обращения, он имеет право на выплату 220 тыс. рублей (200 тысяч + 10% от этой суммы за десять дней просрочки).
Чтобы получить неустойку, нужно подать отдельную претензию, которая составляется в свободной форме с указанием реквизитов счета, куда требуется перечислить деньги. В случае отказа страховщика клиент вправе обратиться в суд.
Что делать, если не покрыта стоимость
Как только автомастерская отреагировала при получении направления или заказа-наряда о том, что тех денег, что установил на проведение ремонта экспертный оценщик, попросту не хватит, так клиент сразу должен нанимать независимого экспертного оценщика.
Судя по самостоятельно проведенным оценкам повреждений, страховая компания обязана будет пересмотреть сумму страховки, которая должна полностью покрыть весь ремонт машины.
Если же страховщик не захочет менять результаты своего эксперта, тогда клиент может писать уже досудебную претензию и не спешить с самостоятельным ремонтом авто.
Потом, при отказе страховщика в удовлетворении требований претензии, а также, при подаче иска в судебную инстанцию, побитая машина должна будет предоставляться на проверку судебным экспертным оценщиком.
Почему собственник автомобиля должен доплачивать за ремонт, если он не виноват?
Величина выплаты рассчитывается по методологии Центробанка РФ, которая принимает во внимание большое количество параметров, в том числе площадь повреждений, объём утечки расходных материалов при выполнении ремонтных работ и т.д. Собственник автомобиля не имеет права потребовать залить определённую марку моторного масла либо тормозную жидкость конкретного изготовителя. Страховая компания принимает в расчёт информацию из особого справочника и экспертную оценку повреждений. Как видно, правила ремонта по ОСАГО не учитывают множество моментов, в том числе расценки определённого автосервиса, реальную стоимость деталей и т.д.
Разницу в расходах приходится компенсировать владельцу пострадавшего автомобиля либо виновнику аварии. Разберёмся подробнее в сложившейся ситуации.
Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?
Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.
Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.
Нюансы, на которые стоит обратить внимание, получая направление на ремонт
При получении направления на ремонт клиенту могут предложить подписать некоторые документы. Нужно внимательно проверять, что это за бумаги. Как правило, водитель подписывает только заявление в страховую компанию и извещение о ДТП. И делается это еще на этапе сбора документов. Заявление обычно пишется в свободной форме. Если страховая компания предложила свой бланк, поля, не имеющие отношения к получению направления, заполнять не стоит.
Финансовые учреждения иногда хитрят и просят клиентов подписать дополнительные соглашения или иные документы, содержащие следующие невыгодные для водителей поля:
- Согласие на доплату за ремонт автомобиля на СТО, если суммы компенсации не хватит. Эта уловка часто используется в случаях, когда размер ущерба был умышленно занижен.
- Согласие на то, что выбор СТО осуществляет страховщик. В некоторых случаях ремонт должен осуществляться только у официальных дилеров. Подпись под этим пунктом лишает клиента права на него.
- Согласие на использование в ходе ремонтных работ уже не новых (б/у) запчастей.
Приемка машины после ремонта
Многих водителей интересует, как принимать машину после ремонта по ОСАГО. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Действия по приемке автомобиля зависят от того, по какой причине клиент изначально обращался в сервис.
Например, если вышли из строя детали, нельзя «раскурочить» машину, чтобы проверить, насколько качественно была произведена замена. Но проверить как-то нужно. Специалисты рекомендуют забрать старые детали и попросить чеки и сертификаты на новые.
Если у автомобиля было повреждено лакокрасочное покрытие, его приемка после восстановительных работ будет состоять из двух этапов:
Осмотр в помещении:
- Проверьте, насколько хорошо прилегают новые детали. Между частями кузова допускается зазор не более 3-4 мм.
- Если восстанавливались функциональные части, то их работоспособность не должна нарушиться в ходе ремонта. Двери и багажник должны открываться как раньше.
Осмотр на улице при естественном освещении:
- Насколько тщательно отлакированы детали в труднодоступных местах.
- Есть ли подтеки. Для их обнаружения рассматривают деталь именно при солнечном свете и с разных ракурсов.
- Есть ли разница между оттенками. Если новая краска выглядит чуть ярче, не нужно сразу писать претензию. Краска и лак наносятся в несколько слоев, которые будут сохнуть около двух недель. Затем цвет должен выровняться.
- Отличаются ли «шагрень» и микрорельеф. Даже при покраске в заводских условиях состав ложится на металл так, что появляется едва различимая «апельсиновая корка». Задача мастера, выполняющего ремонт — покрасить замененную деталь так, чтобы она ничем не отличалась от оригинала.
- Нет ли мусора в новом слое краски. Если в сервисе было грязно и пыльно, мелкие соринки могли прилипнуть к краске или лаку. И отмыть их уже нельзя.
- Насколько чистые стекла и зеркала. На них могла попасть краска. В сервисе такие загрязнения легко удаляют специальным составом. В домашних условия с этой проблемой справиться уже сложнее, поэтому лучше тщательно осмотреть автомобиль на этапе приемки.
- Удалены ли вмятины. Нужно постучать там, где они располагались. Если раздастся более глухой звук, это значит, что проблемную зону просто зашпатлевали, а не выпрямили.
Как обманывают страховые при выдаче направления на ремонт?
При выдаче направления на ремонт, страховая предложит Вам подписать дополнительные документы. Но скажу так, подписывать Вы ничего не должны.
Откажитесь от подписи дополнительных документов, это могут быть соглашения:
- На доплату на СТО, в случае если суммы перечисленной страховой, не хватит на полное восстановление автомобиля;
- На восстановление автомобиля, в любом СТО, которое предложит Вам страховая, в ситуации, когда восстановление Вашего авто, необходимо производить только в дилерском центре. Если автомобиль моложе 2-х лет (абз. 4, пункта 15.2, статьи 12 закона «Об ОСАГО»);
- На использование БУ запасных частей, при восстановлении Вашего автомобиля;
- На увеличение сроков ремонта, свыше положенных 30 дней по закону.
Что еще придумает страховая я не могу сказать, но я Вас предупредил, что при получении направления, внимательно изучайте документы, которые Вам подсовывает страховая на подпись. Я гарантирую, что ничего хорошего, Вам не предложат.
Так же предупреждаю заранее, что обязательно посмотрите на обратную сторону направления, так как на обороте, может быть написано, что Вы соглашаетесь на какие-то дополнительные условия, типа ремонт автомобиля БУ запасными частями.
Смотрим все документы, крайне внимательно, с обоих сторон, вчитываемся и думаем, что же нам подсунули и для чего.
Как видите, прежде чем начать решать вопрос со страховой компанией, важно вооружиться знаниями. Вы должны понимать, где Вас могут обмануть и когда Вы к этому готовы, то последовательность действий, становится верной, делаем все по порядку, не поддаемся на провокации и в результате, при нарушении Ваших прав, отстоять интересы будет намного проще.
Как видите, любая проблема может быть решена до суда, или в суде. Закон и судебная практика, дала нам ответы на большинство вопросов, и мы видим, что вполне успешно, можно взыскать деньги в судебном порядке, нет ничего страшного в отказе принять автомобиль, и нет никаких проблем в затягивании сроков ремонта или при некачественном ремонте.
Теперь Вы знаете как действовать в большинстве ситуаций, а если столкнулись с нестандартной проблемой, то пишите вопросы в комментариях, или лучше в чате, так ответ будет быстрее.
Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:
- хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
- максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
- срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
- без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
- автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
- гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
- претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
- жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
- после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.
Еще…
- Что покрывает ОСАГО при ДТП и сколько ущерба страхует расширенная страховка
- Как пострадавшему получить выплату по ОСАГО после ДТП: действия после аварии, порядок выплаты компенсации
- Как сделать возврат страховки в РЕСО-Гарантия
- Куда обращаться по ОСАГО пострадавшему после ДТП
Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:
- хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
- максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
- срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
- без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
- автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
- гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
- претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
- жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
- после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.
Новая норма об ОСАГО, которая была принята Госдумой РФ. Она гласит, что основной страховой выплатой по полису ОСАГО станет ремонт автомобиля, а не выдача наличных на руки. При оформлении страховки и заключении договора клиент самостоятельно может выбрать из списка партнеров компании, где он приобретает услуг, тот автосервис, который будет производить ремонт пострадавшему в случае аварии. Если же пострадавшего не устраивает данный автосервис, то он с письменного согласия представителя компании может его изменить. Направление на ремонт потерпевший получит в течение 20 дней со дня получения заявления.
Принят этот закон был, чтобы решить проблему со страховыми выплатами, которые в некоторых регионах превышали 100%. Компании повсеместно начали закрывать свои отделение, поскольку дело становится невыгодным, а права отказать как клиенту в получении услуги, так и пострадавшему в выплате они не имеют.
Что учитывается при ремонте по ОСАГО
После изменений в законе об ОСАГО процедура отправки автомобиля на ремонт происходит абсолютно по другому. Главный фактор — это подсчет стоимости услуг автомастерской и деталей, которые предстоит менять.
Страховая переводит деньги автосервису, учитывая не стоимость детали или работы, указанную в чеке, а цены, зафиксированные Центробанком. Зачастую они значительно отличаются от реальных. В таком случае собственнику предлагают погасить недостающую сумму своими средствами.
Также владельцу автомобиля придется доплачивать, если размер суммы, требуемой для проведения восстановительных работ, превышает установленный лимит в 400 000 руб. при крупных ДТП (с вызовом ГИБДД) и 50 000 руб. — при подписании европротокола.