Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы административно-публичной деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовой акт ненормативного вида является формализованной и строгой документацией. Формируется по заданному образцу с целью однократного использования. Перестает действовать после заявленных в акте действий.
Общие правила нормативных актов и ненормативных актов
Всяческие законные и подзаконные акты напрямую связаны с определенными органами государственного значения. Правила четкой субординации при их выполнении и реализации требуют этого. Понятия нормативных актов и ненормативных актов непосредственно связаны с органами исполнительной власти и органами государственного управления. Теперь же следует надлежащим образом обозначить конкретные и четкие признаки нормативных документов. К ним относятся таковые:
- Обладают правотворческими свойства. Они могут устанавливаться, изменяться, отменяться.
- Обязательной является документальная форма нормативных актов, обладающая набором реквизитов: вид, наименования, название учреждения, издавшего документ, место, дата, а также номер.
- Акты нормативных видов в обязательном порядке должны опираться на Конституцию, а также не иметь противоречий с уже существующими нормативными документами, имеющими более существенный юридический вес.
- Должны быть содержательными, четкими, лаконичными понятными и доведенными наилучшим способом до граждан.
Предложения по усовершенствованию данной тематики
После детального описания нормативных и ненормативных правовых актов и разницы между ними стоит осветить конкретные предложения по поводу этого вопроса.
Ведь исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что этот раздел законотворческой деятельности является размытым, обладая некоторыми существенными неточностями.
Проблематичность данной тематики объясняется тем, что с практической точки зрения отличия между нормативными актами и ненормативными актами являются весьма нечеткими и размытыми. Очень часто документ издается в форме правового акта для установления правовых отношений. Но он обладает распоряжением индивидуального характера и другими признаками ненормативной документации.
Важнейшим и существенным способом повышения качества современной правотворческой системы в сфере подготовки законов нормативных актов и ненормативных актов должно быть приведения стандартов подготовки вышеупомянутой документации к единым формам. Можно сказать, что отличия между ними в обязательном порядке должны быть строго очерчены и определены. У одной группы актов и у второй должны быть своя структура, наименование, наличие отличительных атрибутов.
Создание соответствующего компетентного органа государственного значения, специализирующегося на регистрации и оформлении нормативно-правовой документации также могло бы посодействовать приведению данного вопроса в порядок.
Подача заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными
Производство по этим делам возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Ст. 198 АПК РФ устанавливает, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными обладают:
-
-
граждане, организации и иные лица;
-
прокурор;
-
органы, осуществляющие публичные полномочия.
-
Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Ненормативный акт общего характера представляет собой результат реализации норм права.
Примеры НАОХ
Решение органа власти об амнистии
Приказ о проведении профилактических прививок
Решение налогового органа по результатам налоговой проверки
В учебнике «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996, разъясняется:
«… от норм права следует отличать ненормативные акты общего характера. Они создают целую серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты права, но они исчерпываются однократным исполнением (например, решение органа власти об амнистии, приказ о проведении профилактических прививок и т.п.).».
Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) определяет, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
На сайте ФНС России разъясняется:
Исходя из общей теории государства и права под актом ненормативного характера подразумевается документ, составленный по установленным федеральным законодательством или ведомственными нормативными актами правилам и содержащий властное предписание государственных органов, органов местного самоуправления на совершение определенных юридически значимых действий, адресованное одному или нескольким субъектам (например, решение налогового органа о привлечении к ответственности).
В отличие от нормативного правового акта (документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение) ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем указаны. Зачастую ненормативный правовой акт также называют правовым актом индивидуального характера.
Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, то есть его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения.
Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением. В отличие от нормативных актов ненормативные акты не содержат правовых норм и не направлены на неоднократное применение.
Можно сформулировать следующие отличительные признаки ненормативного правового акта:
— ненормативные акты не устанавливают общих норм поведения, носят индивидуальный, определенный характер. Они принимаются во исполнение закона или иных норм права по организационно-распорядительным вопросам;
— властное предписание, содержащееся в ненормативном акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц;
— обязательность исполнения властного предписания – один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта;
— ненормативные акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер;
— форма ненормативного акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации.
Предметом разбирательства при оспаривании ненормативных актов являются конфликты, возникающие в связи с отношениями субординации, то есть власти и подчинения.
При этом, ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта, в случае, если, по мнению заявителя, такой ненормативный правовой акт незаконно возлагает какие-либо обязанности либо создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормативные и ненормативные правовые акты: основные отличия
В отличие от нормативных правовых актов (документов, содержащих обязательные правила поведения для всех лиц и рассчитанных на неоднократное применение), ненормативные акты обязательны для исполнения исключительно определенной категорией лиц, которые там указаны. Как правило, такие решения называют правовыми актами индивидуального характера.
Персональные свойства ненормативных актов обусловлены их правоприменительными особенностями, поскольку действия направлены на определенное лицо или группу лиц, а также урегулирование конкретных отношений. Кроме того, действие такого ненормативно-правового акта исчерпывается после его исполнения. Ненормативные акты не содержат правовых норм.
Основные отличительные особенности рассматриваемой категории актов:
- наличие властных предписаний;
- отсутствие установления общих поведенческих норм;
- индивидуальный характер;
- направленность на исполнение законов, правовых норм или решения организационно-распорядительных вопросов;
- обязательность выполнения;
- односторонний характер.
Помимо этого, форма ненормативных правовых актов в большинстве случаев определяется соответствующими нормативными актами.
В связи с особенностями документов данной категории, часто происходит оспаривание ненормативных правовых актов. Это случается по причине конфликтов, возникших из-за нарушения субординации – системы власти и подчинения. При этом ненормативные правовые акты могут быть оспорены не только лицами, которым они были адресованы, но и теми, чьи права были нарушены (например, если заявитель считает, что акт возлагает какие-либо незаконные обязанности или создает препятствия для занятия той или иной деятельностью).
Оспаривание ненормативных правовых актов
Право на оспаривание ненормативного правового акта предусмотрено Гражданском, Гражданским процессуальным, Налоговым, Арбитражным процессуальным кодексами РФ.
В качестве предмета оспаривания выступают решения, действия или бездействия вышеуказанных государственных органов и должностных лиц. Помимо субъектов, принявших ненормативные акты или осуществивших оспариваемое действие (бездействие), важную роль при рассмотрении таких дел играет область общественных правоотношений, в которой и возникли конфликтные ситуации.
Как правило, в эту сферу входят экономические отношения, связанные с предпринимательской деятельностью или обеспечением доступа к ней. В качестве заявителя могут выступать юридические лица, образования граждан, прокурор и государственные органы.
Согасно ст. 198 Арбитражного-процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом
. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Прошение подает гражданин или организация исключительно в защиту собственных прав и интересов. При этом заявитель должен доказать такое нарушение. Заявление должно содержать следующие сведения:
- наименование органа или лица, которое приняло оспариваемый ненормативный правовой акт или совершило оспариваемое действие (бездействие);
- данные о решении – номер, дата, название;
- время совершения действия или бездействия;
- указание на нарушенные права и законные интересы;
- ссылки на правовые акты, которые, по мнению заявителя, были нарушены;
- требование признать акт недействительным.
Подобная категория дел рассматривается судьями первой инстанции единолично в сроки, не превышающие 90 дней со дня подачи заявления. В данный период включено как время на подготовку дела к проведению разбирательств, так и временные рамки на принятие решений. В исключительных случаях срок может быть продлен до 180 дней.
При этом за арбитражным судом закреплено право требовать документацию или другие доказательства, которые нужны при рассмотрении дела, если граждане или юридические лица не подают их самостоятельно. Вынося решение, суд указывает на соответствие закону ненормативно-правового акта, а также на нарушенные права и интересы.
В резолютивной части решения суда указываются о признании недействительным ненормативного правового акта законным/незаконным/законным в части и отражается объем удовлетворенных требований. Одновременно суд предписывает органам, осуществляющим публичные полномочия, устранить допущенные нарушения.
Классификация нормативных актов по различным основаниям
Классифицировать акты можно по различным основаниям. Приведём наиболее значимые из них для российской правовой системы.
Законы по юридической силе подразделяются на:
- Конституцию – является основой.
- Федеральные конституционные, к примеру, «О Государственном гербе РФ».
- Федеральные, например, «О связи».
По правовой (юридической) значимости подзаконные классифицируются следующим образом:
- Постановления Государственной думы («О назначении на должность аудитора Счётной палаты Российской Федерации»).
- Указы Президента («О праздновании 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова»).
- Постановления Правительства («О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области рекламы», «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере образования»).
- Предписания Федеральных органов исполнительной власти (Приказ Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним»).
- Предписания субъектов Российской Федерации, в том числе законы (Указ Главы Республики Башкортостан «О стипендиях Главы Республики Башкортостан», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2018 год»).
- Официальные документы органов местного самоуправления («Положение об архиве муниципалитета внутригородского муниципального образования Войковское в городе Москве»).
- Внутриорганизационные, предназначенные для регламентации внутренних вопросов (уставы, должностные инструкции).
В зависимости от срока действия бывают:
- постоянными, к примеру, Конституция;
- временными, которые ограничиваются конкретными датами или обстоятельствами, например, Положение о годовом бюджете.
По правовому положению субъектов, издавших акты, подразделяются на принятые:
- по результатам референдума;
- государственными органами;
- местным самоуправлением.
Нормативные акты могут быть классифицированы по предмету, которые ими регулируется. В соответствии с этим выделяют:
- государственно-правовые;
- уголовные;
- административные;
- гражданско-правовые и т. д.
Приведём ещё одну классификацию. В зависимости от сферы своего действия акты подразделяются на:
- общегосударственные, оказывающие своё влияние на всю территорию страны;
- региональные, действующие только на одной или нескольких территориальных единицах.
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин “правовая информация”. К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно – технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее “автором”, то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Рассмотрим названные группы более подробно.
Ненормативный правовой акт в Москве
Ненормативный правовой акт – правовой акт, принимаемый (издаваемый) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанный на иное однократное применение. Он представляет собой одностороннее волевое действие госорганов исполнительной власти или их должностных лиц. Ненормативный акт призван вызывать, менять или прекращать конкретные правовые отношения, права и обязанности лиц, которые связаны с конкретными обстоятельствами.
Примерами ненормативно- правового акта могут служить решения органов власти об амнистии, приказы о выполнении профилактических прививок, решения налоговых органов о проверках и множество других.
В соответствии с положениями ст. 13 Гражданского кодекса РФ, признание незаконным ненормативного правового акта госоргана или органа местного самоуправления возможно в тех случаях, если он не соответствует действующему законодательству или другим правовым актам. Кроме того, такое действие может быть осуществлено тогда, когда ненормативный правовой акт нарушает гражданские права и интересы граждан, охраняемые законом.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
-
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
-
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
-
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
-
на временные акты;
-
акты неопределенно длительного действия.
Общие правила нормативных актов и ненормативных актов
Всяческие законные и подзаконные акты напрямую связаны с определенными органами государственного значения. Правила четкой субординации при их выполнении и реализации требуют этого. Понятия нормативных актов и ненормативных актов непосредственно связаны с органами исполнительной власти и органами государственного управления. Теперь же следует надлежащим образом обозначить конкретные и четкие признаки нормативных документов. К ним относятся таковые:
- Обладают правотворческими свойства. Они могут устанавливаться, изменяться, отменяться.
- Обязательной является документальная форма нормативных актов, обладающая набором реквизитов: вид, наименования, название учреждения, издавшего документ, место, дата, а также номер.
- Акты нормативных видов в обязательном порядке должны опираться на Конституцию, а также не иметь противоречий с уже существующими нормативными документами, имеющими более существенный юридический вес.
- Должны быть содержательными, четкими, лаконичными понятными и доведенными наилучшим способом до граждан.
Предложения по усовершенствованию данной тематики
После детального описания нормативных и ненормативных правовых актов и разницы между ними стоит осветить конкретные предложения по поводу этого вопроса.
Ведь исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что этот раздел законотворческой деятельности является размытым, обладая некоторыми существенными неточностями.
Проблематичность данной тематики объясняется тем, что с практической точки зрения отличия между нормативными актами и ненормативными актами являются весьма нечеткими и размытыми. Очень часто документ издается в форме правового акта для установления правовых отношений. Но он обладает распоряжением индивидуального характера и другими признаками ненормативной документации.
Важнейшим и существенным способом повышения качества современной правотворческой системы в сфере подготовки законов нормативных актов и ненормативных актов должно быть приведения стандартов подготовки вышеупомянутой документации к единым формам. Можно сказать, что отличия между ними в обязательном порядке должны быть строго очерчены и определены. У одной группы актов и у второй должны быть своя структура, наименование, наличие отличительных атрибутов.
Закон и акт: соотношение терминов
Термины «закон» и «акт» соотносятся между собой довольно просто. Юристы придерживаются мнения, что закон и есть акт. Точнее сказать, это нормативный акт, наделенный высшей юридической силой, для принятия которого установлен специальный порядок.
В повседневной жизни, да и в юридической библиографии, чаще всего термин «закон» используется по отношению к любому документу, заключающему в себе нормы, предписания, указания. Иногда этим термином подменяют понятие «законодательства» в целом. В принципе, здесь не должно возникать недопонимания, поскольку обычно из контекста следует, что имеется в виду вся нормативно-правовая база.
Почему важно их разграничивать?
Смешание нормативных актов и ненормативных актов весьма чревато, поскольку с практической точки зрения границы компетенций определенных властных органов и подчиняющихся им структурно-организационным единицам должны быть строго регламентированы и очерчены. Стирание граней между ними ведет к превышению полномочий определенных органов, которые призваны лишь придерживаться, исполнять и контролировать действие законов, а не издавать их. Это еще один факт того, чем отличается нормативный акт от ненормативного. Непонимание этих границ влечет за собой нарушения правопорядка, хаос, бессистемность, неразбериху со стороны органов различного назначения в процессе принятия актов.
Какое же главное отличие нормативного акта от ненормативного?
Разграничение этих правовых документов дает возможность правильно осуществлять деятельные законотворческие правила, надлежащим образом разбираться в различных правовых ситуациях, оценивать правильно правовые последствия и причины юридических разбирательств и действий. Благодаря усвоению разности этих правовых актов в гражданском обществе общественные отношения устанавливаются на основе законности и порядка. Поскольку эти разграничения хорошо проясняют, какие органы исполнительной или законодательной власти имеют право издавать те или иные акты, а также в какой конкретной правовой ситуации нужно использовать тот или иной акт для достижения конечной или промежуточной цели в деле.
Юридическая техника как часть правовой системы
Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса. Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию. Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.
Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.