Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила налоговых проверок по ФЗ №302». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действительно бывают ситуации, когда налоговый орган запрашивает большой объем информации и документов, или в требовании не указаны обязательные сведения, однако не стоит оставлять требования без внимания. Например, получено требование по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании данного требования налогового органа.
ФЗ №302 и изменения в Налоговом кодексе
Все изменения так или иначе связаны с налоговыми проверками организаций. Рассмотрим их обзорно.
Заявительный порядок возмещения НДС: уменьшены суммы совокупных выплат в бюджет по налогу на добавленную стоимость, на прибыль и др., согласно ст. 176.1 НК РФ. Раньше он составлял 7 млрд руб. за 3 года, а сейчас 2 млрд руб. Напомним, что такой порядок предусматривает возврат налога только на основе предоставленной декларации, до окончания камеральной проверки ИФНС. В иных случаях проверка является обязательной, только после ее завершения производится возврат.
Кроме того:
- отменяются пониженные ставки по налогу на прибыль;
- сокращается число контролируемых сделок;
- ужесточается контроль ФНС в отношении консолидированных групп налогоплательщиков (КГН);
- расширяется список налогоплательщиков НДС, уточнен его расчет по авансам в отношении имущественных прав, закреплена ставка 0% для товаров, ввозимых в ЕАЭС;
- отменяется налог на движимое имущество, упраздняется понятие как таковое.
В правилах проведения налоговых проверок, согласно ФЗ №302, меняется многое: от сроков до процедуры оформления контрольных действий ФНС. Это касается камеральных проверок по НДС и выездных проверок, а также встречных.
Какие существуют правила продления срока представления документов по требованию ИФНС?
При продлении срока представления документов при проведении проверки нужно учитывать следующие моменты:
- требуется продать уведомление по определенной форме. Если подать документ в произвольной форме, то ИФНС может его проигнорировать;
- уведомление нужно подать на следующий рабочий день после поступления требования от ИФНС. Кроме того, сообщение об отсутствии необходимых документов по встречной проверке можно отправить в течение 5-ти рабочих дней;
- налогоплательщику нужно сдать хотя бы часть документов, требуемых налоговой инспекцией. Такой вариант позволит повысить шанс того, что ИФНС примет положительное решение по продлению срока представления документов;
- в уведомлении нужно детально описать обстоятельства, в связи с которыми налогоплательщик не может предоставит все требуемые документы в срок. Такой момент поможет получить отсрочку. Вне зависимости от принятого решения ИФНС отвечает в течение 2-х рабочих дней. При этом кроме причин надо указать в уведомлении и конкретные сроки исполнения налогоплательщиком требования налоговой инспекции;
- в уведомлении нужно поставить код 10, если налогоплательщик не успевает в срок подать требуемые документы. Если же их нет, нужно использовать код 20. Если часть документов отсутствует, а по другим нужно продлить срок сдачи, требуется подать два уведомления с разными кодами;
- к уведомлению нужно приложить оправдательные документы, подтверждающие обстоятельства, из-за которых невозможно в срок выполнить требование ИФНС. К примеру, это может быть выписка из положения об обособленных подразделениях, в котором указано, что документы хранятся по месту их нахождения. Данная информация также поможет продлить срок представления документов по требованию ИФНС.
Как ответить на требование
В таком случае отправьте в налоговый орган письмо. Попросите привести данные требования в соответствие с законом в целях обеспечения возможности исполнить их. А так же сообщите в ответе о готовности предоставить документы и информацию.
Иногда требование содержит запрос документов, срок хранения которых истек или налогоплательщик и не обязан был их хранить, тогда он может отказать в представлении документов и объяснить причины, по которым документы не сохранились.
Последствия неисполнения требования
Отказ лица от представления документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере 10 000 рублей.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) информации, в том числе относительно конкретной сделки вне рамок налоговой проверки, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 5 000 рублей.
Кроме административной ответственности непредставление ответа на требование может спровоцировать волну новых запросов от налоговых инспекторов и окончательно испортить взаимоотношения с ними.
Если Вы получили требование из налогового органа, игнорировать его точно не стоит. Оцените риски деятельности вашей организации и подготовьте мотивированный ответ. Часто организации не готовы к такого рода запросам, из-за чего бывают сложности во взаимодействии с налоговой инспекцией. Поэтому здесь важно обратиться к услугам профессиональных налоговых юристов, которые окажут помощь при подготовке и предъявлении документов, что повысит шанс избежать назначения выездной налоговой проверки.
Виды налоговых требований
Налоговые инспекторы рассылают требования при камеральных, выездных проверках и других контрольных мероприятиях. Запрашивать документы и информацию они могут не только о вашем предприятии, но и о контрагентах.
Как отвечать на требования
На любые письменные требования налоговой нужно ответить в указанный срок. На одни можно отвечать в свободной форме, на другие — только по установленной форме.
В каком порядке запрашивают документы
По действующим сейчас правилам для начала встречной проверки не требуется, чтобы выносилось специальное решение руководителя инспекции. Как правило, основанием для встречной проверки является требование налогового органа о представлении документов. Это подтверждают и суды (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 мая 2005 г. N Ф04-2955/2005(11318-А27-3)).
С 1 января 2007 г. одного требования будет недостаточно. Сначала инспекция, которая проводит выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направит письменное поручение в инспекцию по месту учета организации-контрагента, у которой нужно запросить документы. Эта инспекция в течение пяти рабочих дней выставит требование о представлении конкретных документов и приложит к нему копию поручения (п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).
На наш взгляд, если какой-либо из документов инспекторы вам не пришлют, вы можете не выполнять их запрос.
Имейте в виду, что в требовании налоговики должны перечислить, какие именно документы они хотят от вас получить. В противном случае вы можете также проигнорировать их запрос (Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 декабря 2005 г. N Ф04-9057/2005(17963-А27-35), Поволжского округа от 11 сентября 2003 г. N А12-2607/03-С36).
В настоящее время не существует конкретного перечня документов, которые налоговики вправе потребовать при встречной проверке. Также нет ограничений по количеству истребуемых документов. К сожалению, не решится эта проблема и со следующего года.
Поэтому инспекторы могут запрашивать любые сведения, которые касаются деятельности проверяемого налогоплательщика. Это подтверждают и судебные инстанции. Единственное, что может ограничить притязания инспекторов, — документы должны иметь прямое отношение к деятельности лица, в отношении которого проводится камеральная или выездная проверка (Постановления ФАС Поволжского округа от 10 августа 2004 г. N А55-16605/03-41, ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2002 г. N А42-1401/02-23).
Встречная проверка документов
Это возможность проведения так называемой встречной проверки, и она основывается на закрепленном в статье 93.1 праве налогового инспектора, проводящего проверку, затребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами или информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы или информацию. Затребовать необходимые документы контролеры могут в любой момент при проведении камеральной или выездной проверок, а также по факту их окончания, например, на стадии вынесения решения по факту рассмотрения результатов проверки руководителем инспекции.
При этом инспекция, которая проводит выездную или камеральную проверку конкретного налогоплательщика, по которому возникли сомнения в правильности отражения данных, должна направить поручение в ИФНС по месту регистрации его контрагентов, у которых планируется запросить встречные документы. В этом поручении указывают, в связи с чем возникла необходимость в предоставлении документов. Если контролерам нужна информация по конкретной сделке, то в этом запросе указывают данные, позволяющие ее идентифицировать. Таким образом на этой стадии процедуры происходит лишь взаимодействие двух налоговых инспекций.
Далее в течение 5 дней с момента получения такого поручения ИФНС по месту регистрации фирмы или ИП, которые должен предоставить те или иные документы, направляет своему территориально подведомственному налогоплательщику требование о предоставлении этих бумаг. К требованию прилагается выше упомянутое поручение инспекции, от которой изначально исходила инициатива о проведении встречной проверки.
Срок предоставления документов по встречной проверке налогоплательщиком, получившим такой запрос, составляет также 5 дней. В этот срок инспекции необходимо сообщить об отсутствии необходимой информации, в случае, если требуемыми документами данный налогоплательщик не располагает.
Что же делать при встречной проверке налоговой, если документы по интересующей контролеров сделке у компании или предпринимателя все же имеются? В подобной ситуации их необходимо предоставить в инспекцию по своему адресу регистрации лично, направить по почте заказным письмом, передать по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика — при наличии соответствующей электронной подписи.
Ответ на требование налоговиков традиционно оформляется пояснительной запиской. Не исключение в данном случае и истребование документов в рамках встречной проверки. Образец пояснительной записки в данном случае должен быть оформлен в свободной форме. В документе можно представить в текстовом виде сведения по запросу контролеров, привести опись передаваемых документов, представить другую важную информацию в рамках полученного требования.
Правила проведения камеральных проверок
Камеральная налоговая проверка – это проверка налоговой декларации (расчета) (п. 1 ст. 88 НК РФ). Она проводится в автоматическом режиме без извещения налогоплательщика (п. 1 и 2 ст. 88 НК РФ):
- в налоговой инспекции (инспекторы не выезжают к налогоплательщику);
- проводится инспекторами без какого-либо специального разрешения руководителя инспекции;
- максимальный срок проверки – 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
- если до окончания проверки налогоплательщиком представлена уточненная декларация, то проверка предыдущей декларации прекращается и начинается камеральная проверка на основе новой декларации.
В определенных случаях налоговики вправе запросить у вас пояснения и истребовать документы, касающиеся камеральной проверки.
Завершающий этап проведения встречной проверки
По окончании проведения встречной налоговой проверки уполномоченное лицо должно составить акт, который содержит в себе все подробности проведенной проверки, а так же ее результаты. Данный акт будет являться прямым доказательством в случае, если в ходе проверки будут обнаружены правонарушения. Причем отражена должна быть информация по каждому выявленному правонарушению.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что встречная проверка не является обязательной, и основание для проведения такого рода проверки — обнаружение разного рода неточностей, которые возникают в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Налогового агента могут и не предупредить о начале встречной проверки, но в том случае, если будут выявлены какие-либо нарушения, то ответственность за них возлагается именно на него.
О сроках предоставления документов по требованию ИФНС
Вопрос:
Ответ:
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
Согласно п. 12 Порядка требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.
Таким образом, исходя из положений Порядка, если требование о представлении документов (информации) направлено налогоплательщику в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком. В подобном случае налоговый орган, на основании пункта 19 Порядка, должен направить налогоплательщику требование о представлении документов (информации) в бумажном виде.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Таким образом, срок предоставления документов по требованию пояснений от налогового органа начинает течение со дня отправки уведомления о получении данного требования.
Ответ подготовил:
Эксперт «Линии консультаций» НТВП «Кедр-Консультант»
Красноперова Мария Юрьевна
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Особенности продления срока представления документов
По общему правилу, компания должна представить в ИФНС документы в срок 10 рабочих дней с даты получения требования, по встречной проверке – в течение 5-ти рабочих дней.
Если проверяемое предприятие не имеет возможности исполнить требование в срок, оно вправе направить в инспекцию заявление о продлении срока представления документов, указав в нем причины непредставления документов и срок, в течение которого компания обязуется исполнить требование. Но есть один нюанс – такое заявление фирма должна составить и направить в ИФНС в течение 1-го дня после получения требования. Если компания нарушила этот срок и подала заявление позднее, инспекторы все равно обязаны его рассмотреть и учесть изложенные в нем факты и обстоятельства. Так как установленный на подачу ходатайства однодневный срок не является пресекательным.
Стоит отметить, что, ходатайствуя о продлении срока представления документов, организация должна указать причины, обосновывающие невозможность своевременного исполнения налогового требования. В числе причин общество вправе назвать:
- Большой объем запрошенных документов;
- Неисправность сканера, ксерокса. Безопаснее приложить к заявлению о продлении срока в ИФНС копию служебной записки о поломке техники, письмо сервисной службы о сроках ремонта;
- Удаленность от главного офиса архива;
- Нахождение части документов в обособленном подразделении;
- Отсутствие главного бухгалтера в связи с отпуском, служебной командировкой, болезнью. В таком случае также целесообразно подтвердить документально данный факт;
- Одновременное получение нескольких требований;
- Утрату документов вследствие форс-мажорных обстоятельств, подтвержденных справкой МЧС, МВД России. В этом случае в ходатайстве необходимо указать, что организация в настоящее время восстанавливает все документы, и назвать срок, когда она сможет направить документы.
НК РФ не называет количество дней, на которое ИФНС может увеличить срок представления документов. Поэтому каждое заявление о продлении срока налоговый орган рассматривает индивидуально. При принятии по нему решения он учитывает:
- Указанные фирмой-налогоплательщиком причины непредставления документов;
- Количество истребуемой документации;
- Факт представления в ответ на требование части документов;
- Запрошенные проверяемым налогоплательщиком сроки.
Действительно сроки предоставления документов по требованию налоговой зависят от того, на какую статью Налогового кодекса в требовании ссылаются налоговики. Если речь идет о нормах статьи 93, то компания должна уложиться в следующие сроки:
Мероприятие налогового контроля | Установленный срок |
Камеральная или выездная проверка, кроме проверки участников консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных организаций | 10 рабочих дней со дня получения |
Доп. мероприятия налогового контроля, кроме проверки участников консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных организаций | 10 рабочих дней со дня получения |
Доп. мероприятия налогового контроля после проверки сделок между взаимозависимыми лицами | 10 рабочих дней со дня получения |
Налоговый мониторинг | 10 рабочих дней со дня получения |
Камеральная проверка нулевой ставки НДС и вычетов при реализации товаров, работ и услуг.
(кроме проверок нулевого НДС по международным авиа- и ж/д перевозкам, при авиасообщении с Крымом и Севастополем) |
20 календарных дней со дня получения |
Камеральная или выездная проверка консолидированной группы налогоплательщиков | 20 рабочих дней со дня получения |
Доп мероприятия налогового контроля консолидированной группы налогоплательщиков | 20 рабочих дней со дня получения |
Камеральная проверка нулевой ставки НДС:
|
30 календарных дней со дня получения |
Контроль сделок между взаимозависимыми лицами | 30 рабочих дней со дня получения |
Камеральная и выездная проверка иностранных организаций | 30 рабочих дней со дня получения |
Доп мероприятия налогового контроля у иностранных организаций | 30 рабочих дней со дня получения |
Камеральная или выездная проверка доходов по государственным или муниципальным ценным бумагам, эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, которые выплачены иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц:
|
3 месяца со дня получения |
Как проходит процедура проверки?
Налоговая инспекция, которая проверяет либо сбирается проверить вашего поставщика или покупателя, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС.
В поручении инспекторы должны указать:
- при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки
- при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов. При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения.
- В течение 5 дней после получения требования вы должны на него ответить посредством электронной связи
Что учесть при подготовке ответа на требование, выставленное вне рамок налоговых проверок?
Налоговый кодекс РФ содержит правило, согласно которому вне рамок налоговых проверок инспектор может запросить документы и информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, если у налоговых органов возникла обоснованная необходимость их получения.
Из данного правила следует, что налоговый орган должен указать сведения, позволяющие определить ту самую конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, и налоговый орган должен обосновать необходимость их получения.
Сведениями, позволяющими конкретизировать сделку (сразу отметим, что это может быть сразу несколько сделок), могут быть реквизиты договора, счетов-фактур и так далее. И по такой конкретной сделке можно запрашивать любой объем документов, любую информацию.
То есть, вне рамок налоговых проверок налоговый орган не может запросить «все договоры за последние 3 года», но может запросить «счета-фактуры с 01.01.2016 по 31.12.2018, относящиеся к договору, например, № 1 от 01.01.2015».
Документы, которых нет
В рассматриваемом споре есть и еще одна примечательная деталь. Среди прочих ревизоры запросили бумаги, о существовании которых коммерсанты не знали. Поэтому предоставить их просто не смогли. И даже больше: арбитры указали на то, что и сами налоговики не смогли доказать существование таких документов:
Более того, в судебном заседании представитель налогового органа подтвердил, что на момент вынесения решения и на момент рассмотрения дела ему не было известно достоверно о существовании указанных документов к бухгалтерским справкам. Иными словами, налоговым органом достоверно не установлено и документально не подтверждено само фактическое существование указанных выше спорных документов, а также наличие таких документов у Общества.
Получается, что компанию обвинили в том, в чем ее вина не была доказана. Эту часть санкций ревизоров судьи отменили.