Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер штрафа за нарушение охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.
Комментарий к ст. 5.27 КоАП РФ
Комментируемая ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за:
а) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ);
б) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);
в) фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);
г) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);
д) совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
е) невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
ж) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости является Роструд (п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роструда вправе:
1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главные государственные инспекторы труда, их заместители;
3) главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
4) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда, их заместители;
5) главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда;
6) главные государственные инспекторы труда;
7) старшие государственные инспекторы труда;
8) государственные инспекторы труда.
Отметим, что в соответствии с п. п. 11.1 — 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) Роструд разработал проверочные листы (списки контрольных вопросов). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» проверочные листы применяются инспекторами труда с 1 января 2018 г. при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 г. — при всех плановых проверках.
При этом в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Законом N 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (п. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ).
С применением риск-ориентированного подхода осуществляется федеральный государственный надзор в сфере труда (п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).
Комментарии к ст. 5.27 КОАП РФ
1. Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. На федеральном уровне в первую очередь к ним относятся: Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.); Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативно-правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» и от 26 августа 1995 г. N 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда» (с изм. и доп.); нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Важная роль в регулировании трудовых отношений отводится законодательству субъектов РФ, а также актам органов местного самоуправления. Кроме того, работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда. При применении дисквалификации следует учитывать, что в ст. 3.11 КоАП определен перечень лиц, которым этот вид наказания может быть назначен. Применение данного наказания возможно в том случае, если должностное лицо было подвергнуто наказанию за аналогичное административное правонарушение (см. п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).
3. Субъектом правонарушения является работодатель (должностное лицо — руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. В качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. 3.12). Кроме того, ч. 2 данной статьи в качестве субъекта ответственности в виде дисквалификации предусматривает должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
4. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.
5. Рассмотрение дел по ч. 1 данной статьи осуществляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12) и судьи (в случае передачи на рассмотрение судье дела об административном правонарушении для применения наказания в виде административного приостановления деятельности), а по ч. 2 — судьи (ст. 23.1), поскольку речь идет о применении такого вида административного наказания, как дисквалификация (см. комментарий к ст. 3.11).
Составлять протоколы об административных правонарушениях вправе должностные лица указанного выше федерального органа (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3).
Охрана труда: что входит в систему
Система состоит из спектра мероприятий, среди которых можно выделить основные группы: правовую, организационно-техническую, социально-экономическую и другие. Огромную роль играют меры по лечению, реабилитации после полученных на производстве травм — всё это должно быть организовано в полном соответствии с законодательной базой.
В каждой из групп собраны все необходимые мероприятия и действия, нацеленные на создание и поддержание безопасных условий труда, а также и на ликвидацию последствий нарушений (травм, болезней и так далее).
Помимо сохранения здоровья и жизни, само понятие охраны труда включает разного рода компенсации, выплаты, гарантии и многое другое.
Дисциплинарная и материальная ответственность
Меры дисциплинарной и материальной ответственности характеризуются одной важной особенностью: при необходимости они могут быть применены как в отношении сотрудников, так и в отношении работодателей.
Дисциплинарная ответственность в большинстве случаев применяется в отношении сотрудников, которые нарушили установленные правила внутреннего распорядка. Решение о назначении той или иной меры принимается руководителем организации либо иными уполномоченными лицами. Законодательные нормы устанавливают только три санкции дисциплинарной ответственности, а именно – замечание, выговор и увольнение. Последний вид наказания, как правило, применяется работодателем только в исключительных ситуациях.
Что же касается должностных лиц, в их отношении разнообразие мер дисциплинарной ответственности может быть расширено. Например, при совершении тех или иных нарушений должностное лицо может быть принудительно отстранено от исполнения своих профессиональных обязанностей на конкретный временной период.
Если говорить о материальной ответственности, следует отметить, что, в случае ее наступления, в отношении сотрудника будут установлены обязательства по компенсации причиненного работодателю ущерба. Размер этой компенсации должен быть равен размеру зафиксированного вреда.
Сама процедура установления материальной ответственности требует от работодателя соблюдения всех действующих норм. Кроме того, особое внимание ему необходимо будет обратить на следующие нюансы:
- Сотрудник может быть привлечен к материальной ответственности только в случае выполнения работодателем условий, которые были зафиксированы в официальном порядке. Перечень таких условий представлен в положениях трудового законодательства, а именно – в статье 233 ТК РФ.
- Что касается установления непосредственной суммы компенсации, здесь необходимо помнить, что действующими нормами были разработаны максимальные, а также минимальные значения для сохранения интересов не только работодателя, но и самого сотрудника.
- И, наконец, отдельно следует упомянуть о документальном оформлении материальной ответственности. Для установления официальных обязательств по предоставлению компенсации у директора на руках должны иметься все необходимые доказательства факта вины конкретного служащего. В случае отсутствия таких доказательств, сотрудник сможет легко оспорить примененные к нему санкции.
Административная ответственность работодателя при нарушении трудового законодательства
В случае нарушения действующих норм трудового законодательства, административные меры ответственности могут быть установлены в отношении следующих лиц:
- Юридических лиц, а именно – руководителей различных компаний, вне зависимости от их правовой формы.
- Должностных лиц – руководителей службы безопасности и иных структурных подразделений.
- Физических лиц, зарегистрированных в роли индивидуальных предпринимателей и осуществляющих наем сотрудников.
В большинстве случаев различные нарушения со стороны работодателей выявляются в ходе проверок уполномоченными организациями. Такие проверки могут проходить как в плановом, так и во внеплановом порядке, в зависимости от конкретной ситуации. После окончания проверки уполномоченной организацией выносится официальное заключение относительно обнаруженных нарушений. Далее лицом составляется официальный протокол, в котором указывается применяемая мера ответственности, а также иные важные сведения.
Применяемые меры административной ответственности предусматривают следующие санкции:
- денежные штрафы. Их по праву можно назвать наиболее распространенным видом наказания. Размер штрафа всегда будет зависеть от конкретного вида нарушения, которое было совершено работодателем;
- дисквалификацию должностного лица на определенный временной период. В случае выбора данной санкции, должностное лицо потеряет свое законное право на профессиональную деятельность до момента снятия наказания;
- приостановление деятельности всей организации. Работа компании может быть остановлена на различные периоды времени, однако максимальная продолжительность такого срока не должна превышать 90 дней.
Подведомственность споров об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение трудового законодательства
Ряд проблем в правоприменительной деятельности вызывают вопросы подведомственности дел об оспаривании постановлений о наложении административных наказаний на юридических лиц за нарушения законодательства о труде и охране труда.
Здесь также можно привести примеры из судебно-арбитражной практики, отличающиеся по трактовке одних и тех же норм законодательства.
Предприниматель Пронькин В.А. обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Государственной инспекции труда в Рязанской области от 25.11.2002 N 03-04-20/10-02 о привлечении его к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда первой инстанции от 27.12.2002 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.02.2003 определение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа Постановлением от 15.04.2003 названные судебные акты оставил без изменения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрел данное дело в порядке надзора и указал следующее.
Государственной инспекцией труда в Рязанской области проведена проверка выполнения требований трудового законодательства предпринимателем Пронькиным В.А. и выявлено несоблюдение им срока расчета при увольнении двух работников, в связи с чем составлен протокол от 19.11.2002 N 03-04-20/10-02 о нарушении законодательства о труде и принято Постановление от 25.11.2002 о привлечении предпринимателя к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 4500 руб. на основании ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу п. 3 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Как следует из совокупности приведенных норм, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда. Субъектом ответственности выступает должностное лицо, допустившее правонарушение в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не являются для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, а относятся к вопросам ее внутренней организации.
Выступая работодателем, предприниматель Пронькин В.А. выполнял в отношении нанятых им работников функции и обязанности, присущие должностному лицу и предусмотренные трудовым законодательством, следовательно, он привлечен к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых правоотношений, допустивший нарушение законодательства о труде.
В связи с изложенным все судебные акты, состоявшиеся по данному делу, были оставлены без изменения .
Постановление Президиума ВАС РФ от 04.11.2003 N 8908/03 // Вестник ВАС РФ. 2004. N 3. С. 22.
Казалось бы, данное Постановление Президиума ВАС РФ полностью решает вопросы подведомственности, указывая на то, что жалобы юридических лиц на постановления о привлечении к ответственности по ст. 5.27 подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции и не могут приниматься арбитражными судами к рассмотрению.
Вместе с тем в некоторых случаях арбитражные суды рассматривают данные дела и выносят по ним решения.
Так, в частности, индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, Лебедева Галина Александровна (далее — предприниматель Лебедева Г.А.) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной инспекции труда в Омской области (далее — инспекция труда) о признании незаконным и отмене Постановления N от 04.04.2007 24/8 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 4000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Определением от 04.05.2007 Арбитражного суда Омской области производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В кассационной жалобе предприниматель Лебедева Г.А., ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, просит определение от 04.05.2007 отменить и направить дело в Арбитражный суд Омской области для рассмотрения по существу.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция труда не соглашается с доводами кассационной жалобы предпринимателя, считает их несостоятельными, а определение арбитражного суда о прекращении производства по делу — законным и обоснованным. Просит вынесенный по делу судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Считает, что данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, поскольку предприниматель Лебедева Г.А. привлечена к административной ответственности за нарушение норм трудового законодательства, не касающихся ее экономической деятельности.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, считает, что определение о прекращении производства по делу подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 04.04.2007 государственным инспектором труда Т.Ф. Люшкиной в отношении предпринимателя Лебедевой Г.А. составлен протокол N 24/6 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что в нарушение ст. 67 Трудового кодекса РФ предпринимателем не были заключены трудовые договоры с работниками в письменном виде.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении государственным инспектором труда Т.Ф. Люшкиной вынесено Постановление от 04.04.2007 N 24/8, согласно которому предприниматель Лебедева Г.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Не согласившись с указанным Постановлением, предприниматель Лебедева Г.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Прекращая производство по делу, арбитражный суд исходил из того, что данный спор возник из трудовых правоотношений и подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, поскольку основанием для привлечения предпринимателя к ответственности послужило нарушение ею норм трудового законодательства.
Часть 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таблица штрафов и других взысканий
Опубликованная таблица штрафов за нарушение трудового законодательства 2019 по КоАП дана в сокращении. В приложении к статье можно скачать полную версию таблицы — со ссылками на нарушенные статьи Трудового кодекса и статьи КоАП, которыми установлены штрафы.
Нарушение | Штраф, тыс. руб. | ||
ИП | Должностное лицо | Юридическое лицо | |
Не подписан трудовой договор | 5-10 | 10-20 | 50-100 |
Неправомерное заключение договора гражданско-правового характера | 5-10 | 10-20 | 50-100 |
Неправильное оформление трудового договора (кроме условий оплаты труда) | 5-10 | 10-20 | 50-100 |
Неверное ведение трудовых книжек | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Неправильное оформление увольнения при ликвидации или сокращении штата | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Увольнение с нарушениями | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Нарушение привлечения водителей к сверхурочной работе | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Ошибочно оформлена сверхурочная работа членов экипажей воздушных судов | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Нарушение времени отдыха водителя | 3-4 | 3-4 | 30-40 |
Неверный порядок привлечения к сверхурочной работе лиц в возрасте до восемнадцати лет | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Превышение нормы рабочего времени | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Нет междусменного отдыха у работника, кроме водителей | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Привлечение к работе женщин с детьми в выходные и праздничные дни | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Неверный порядок привлечения к сверхурочной работе | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Неправомерное привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Утверждена превышающая норма ежедневной работы | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Ошибка в ведении учета рабочего времени | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Не ведется табель | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Не оформляется дополнительный отпуск | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Водителю не дают выходные дни | 3-4 | 3-4 | 30-40 |
Работнику не дают выходные дни | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Нет времени для отдыха и обогрева | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Нарушение предоставления отпуска | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Нет времени для отдыха и питания | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Ошибка в утверждении графика отпусков | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Невыплата заработной платы | 1-5 | 10-20 | 30-50 |
Оклад ниже МРОТ | 1-5 | 10-20 | 30-50 |
Неправильная оплата за работу в выходные и праздничные дни | 1-5 | 10-20 | 30-50 |
Не полностью выплачивают заработную плату | 1-5 | 10-20 | 30-50 |
Не оплачивают сверхурочную работу | 1-5 | 10-20 | 30-50 |
Несвоевременный расчет при увольнении | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Перечисление отпускных с задержкой | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Не полностью оплачивают работу в ночные часы | 1-5 | 10-20 | 30-50 |
Нет точной даты выплаты зарплаты | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Зарплату выплачивают позже установленной даты | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Не выдают расчетные листки | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Нет оплаты выходного пособия по ст. 178 ТК РФ | 1-5 | 10-20 | 30-50 |
Не производят оплату за время прохождения обязательного медосмотра | 1-5 | 10-20 | 30-50 |
Неправильное оформление дисциплинарных взысканий | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Работник приступил к работе без проверки знаний по охране труда | 15-25 | 15-25 | 110-130 |
Работник трудится без обязательных медосмотров | 15-25 | 15-25 | 110-130 |
Нет СИЗ | 20-30 | 20-30 | 130-150 |
Нет СИЗ, не отнесенных ко 2 классу | 20-30 | 20-30 | 130-150 |
Не соблюдаются требований охраны труда | 2-5 или предупреждение | 2-5 или предупреждение | 50-80 |
Сотрудник работает при наличии медицинских противопоказаний | 15-25 | 15-25 | 110-130 |
Не соблюдаются требования к организации труда инвалидов | 2-5 | 2-5 | 60-80 |
Нет предварительных и(или) периодических медицинских осмотров | 15-25 | 15-25 | 110-130 |
Неправильно оформлены документы по охране труда | 2-5 | 2-5 | 60-80 |
Запрет заемного труда | 1-5 | 1-5 | 30-50 |
Несоблюдение коллективного договора | — | — | 2-4 |
Нежелание заключать коллективный договор | — | — | 1-3 |
Неправомерный отказ от подписания коллективного соглашения | — | — | 3-5 |
Чем грозит нарушение порядка и полноты выплаты зарплаты работникам?
Работодатель обязан выплачивать работникам зарплату:
- в полном объеме, указанном в трудовом договоре;
- в сроки, указанные в договоре.
Ответственность работодателя за нарушение требований по оплате труда предусмотрена ст. 87 КоАП РК.
Таблица 1. Штрафы за «зарплатные» нарушения (ст.87 КоАП РК).
№ |
Вид нарушения |
Штрафы (МРП) |
|||
Должностные лица |
Малый бизнес |
Средний бизнес |
Субъекты крупного предпринимательства |
||
1 |
Невыплата зарплаты в срок (или выплата не в полном объеме) |
30 |
60 |
100 |
150 |
2 |
Повторное нарушение |
60 |
80 |
150 |
200 |
3 |
Нарушение оплаты сверхурочных, ночных, праздников и работы в выходные дни |
30 |
60 |
80 |
120 |
4 |
Повторное нарушение |
60 |
80 |
100 |
150 |
Какая ответственность предусмотрена за нарушение правил охраны труда?
Работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда для работников, а также обеспечить их (при необходимости) средствами индивидуальной защиты. За несоблюдение правил безопасности и охраны труда работодателю грозит штраф по ст.93 КоАП РК.
Таблица 4. Штрафы за нарушение правил ТБ и ОТ (ст.93 КоАП РК).
№ |
Вид нарушения |
Штрафы (МРП) |
|||
Должностные лица |
Малый бизнес |
Средний бизнес |
Субъекты крупного предпринимательства |
||
1 |
Отсутствие специалиста по ТБ и ОТ |
предупреждение |
|||
2 |
Непроведение обязательных и профилактических медосмотров |
предупреждение |
|||
3 |
Необеспечение работников средствами защиты и спецпитанием |
предупреждение |
|||
4 |
Непроведение обучения и подготовки работников |
предупреждение |
|||
5 |
Повторное нарушение |
— |
20 |
30 |
120 |
6 |
Непроведение инструктажа работников по вопросам ТБ |
— |
20 |
30 |
80 |
7 |
Повторное нарушение |
— |
40 |
60 |
120 |
Чем грозит нарушение в сфере заключения коллективных договоров?
Многие нюансы, связанные с оплатой труда, предоставлением отпусков, режимом работы и прочими вопросами регулируются коллективным договором между работодателем и работниками. Поэтому этот документ имеет важное значение в вопросе защиты прав работников. За нарушения в этой сфере работодатель несет ответственность по ст.97 КоАП РК. При этом штраф накладывается не на организацию, а непосредственно на виновное уполномоченное лицо. Ответственность предусмотрена за следующие нарушения:
- уклонение от участия в переговорах по заключению договора -400 МРП
- необоснованный отказ от заключения договора -400 МРП;
- невыполнение (нарушение) обязательств по договору -400 МПР;
- коллективных переговоров и контроля за выполнением условий договора -80 МРП.
Субъектом правонарушения, выразившегося в нарушении работодателем прав работников, может быть должностное лицо, юридическое лицо или лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Трудовое законодательство предусматривает возможность для физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, тоже выступать в качестве работодателя (ч. 7, 8 ст. 20 ТК РФ). И в случае нарушения таким работодателем трудовых прав работника привлечение к ответственности ему не грозит. На практике именно работодатели, заключающие договоры с работниками в целях личного обслуживания или для оказания помощи в ведении домашнего хозяйства, нарушают права работников (оформления трудовых договоров не происходит, оплачиваемые отпуска не предоставляются, периоды временной нетрудоспособности не оплачиваются). Поэтому представляется необходимым дополнить санкции ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ наказанием для работодателей — физических лиц.
Среди должностных лиц, являющихся субъектами ответственности за нарушение трудовых прав граждан, особо выделяют государственных служащих в связи с возможностью нарушения их прав при привлечении к ответственности. Н.А. Кандрина указывает: «Например, в случае нарушения гражданским служащим установленного законом срока расчета или предоставления документов при прекращении гражданской службы работником он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно ст. 57 Федерального закона о гражданской службе. В связи с этим же правонарушением гражданский служащий является также субъектом административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ст. 5.27 КоАП РФ». Кандрина Н.А. К вопросу о служебной ответственности государственных гражданских служащих // Российская юстиция. 2015. N 3. С. 51. Однако законодательство о гражданской службе в число актов трудового законодательства не входит. Трудовое законодательство применяется к государственным служащим лишь в части, не урегулированной законодательством о государственной службе. И если были нарушены нормы законодательства о государственной службе, государственный служащий должен привлекаться к дисциплинарной ответственности. Если же для регулирования отношений по государственной службе были неправильно применены или не применены нормы трудового законодательства, государственный служащий должен привлекаться к административной ответственности. В целях устранения нарушения прав гражданских служащих Н.А. Кандрина предлагает считать гражданских служащих специальными субъектами административной ответственности; определить перечень административных правонарушений, за совершение которых гражданские служащие будут нести административную ответственность на общих основаниях. Там же. С. 52. Аналогичные нормы уже применяются для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (ст. 2.5 КоАП РФ). За нарушение служебных (трудовых) прав указанные категории лиц несут дисциплинарную ответственность. Следовательно, и государственные служащие за нарушение служебных (трудовых) прав должны нести дисциплинарную ответственность.
Физическое лицо может быть привлечено к ответственности только за неправомерное допущение работника к работе (ч. 2, 5 ст. 5.27 КоАП РФ). Причем законодатель разделяет субъектов ответственности за данное правонарушение. Если лицо превысило свои должностные полномочия, допустив работника к работе, не имея на это соответствующих полномочий, размер наказания увеличивается в несколько раз. К ответственности за данное правонарушение субъект может быть привлечен лишь в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается заключать с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор.
Санкции статей 5.28 — 5.33 КоАП РФ сформулированы без указания, к каким субъектам они применяются. В диспозициях статей речь идет о работодателе или лице, его представляющем. Исполнять обязанности работодателя могут органы управления юридического лица (организации), уполномоченные ими лица, и действовать они будут от имени и по поручению работодателя. Одни авторы считают, что субъектами данных правонарушений являются и работодатель, и уполномоченные им лица. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1 — 10. Постатейный научно-практический комментарий / Р.Ч. Бондарчук, А.Б. Вержбицкий, В.А. Виноградов и др.; Под общ. ред. Б.В. Россинского. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. VII — VIII. С. 67. Другие настаивают, что юридическое лицо не является субъектом ответственности за данные правонарушения. Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2014. С. 78. Сложности при определении субъекта могут возникнуть и в том случае, если представлять интересы работодателя будет коллегиальный орган. Можно предложить в ст. 5.28 — 5.33 КоАП РФ субъектом правонарушения признавать работодателя — индивидуального предпринимателя и лицо, представляющее интересы работодателя — юридического лица (которым, как правило, является руководитель организации). Лица, уполномоченные на представление интересов работодателя на основании приказов, распоряжений, будут нести дисциплинарную ответственность.
Рассмотрим отдельные сложные моменты применения норм об административной ответственности за нарушение трудовых прав работников.
Частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Что следует считать моментом совершения правонарушения в виде уклонения от заключения трудового договора? По общему правилу трудовой договор должен быть заключен до начала осуществления трудовой деятельности (ст. 61 ТК РФ). Однако, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным и у работодателя есть три рабочих дня для его оформления (ст. 67 ТК РФ). Поэтому моментом совершения правонарушения, выразившегося в уклонении от оформления трудового договора, следует считать день, следующий по истечении трех рабочих дней со дня фактического начала осуществления работником трудовой деятельности. Мещерякова Т.Р. Административная ответственность за нарушение трудовых прав граждан // Административное и муниципальное право. 2015. N 12. С. 1251.
Правонарушение, состоящее в ненадлежащем оформлении трудового договора, считается оконченным с момента оформления такого договора. Ненадлежащим оформлением трудового договора следует считать нарушение правил его оформления (количество экземпляров, отсутствие подписей) или указание в нем недостоверных сведений о трудовом правоотношении. Невключение в текст договора каких-либо сведений и (или) условий из числа предусмотренных ст. 57 ТК РФ не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. Однако в Трудовом кодексе РФ не предусмотрены сроки внесения недостающих сведений в текст договора, что может привести к затягиванию работодателем совершения указанных действий. Следовательно, и данное нарушение следует признавать ненадлежащим оформлением трудового договора. Но оконченным данное правонарушение будет считаться только после того, как работодатель проигнорировал обращение работника с просьбой включить в текст договора недостающие сведения.
Согласно статье 81 ТК, уволить работника можно лишь по нескольким причинам. Это ликвидация организации, сокращение штатов, прогулы, неисполнение должностных обязанностей, совершение аморального поступка и других. Но случается так, что коса находит на камень — ну не уживается руководитель и один из сотрудников, и все тут. При этом неугодный работник должностные инструкции выполняет, не придерешься — да только вносит смуту в коллектив, хамит и гадит коллегам. Что с таким делать?
Как правило, таких токсичных сотрудников настойчиво просят написать заявление по собственному желанию. Или устроить сокращение штатов — но при этом не забудьте, что вы должны будете выплатить компенсацию — три оклада и предупредить человека за два месяца. Но даже если все пройдет полюбовно, нет никакой гарантии, что обиженный все же пойдет жаловаться. В этом случае мы бы посоветовали обезопасить себя — выплатить смутьяну компенсацию или пристроить в другое место, чтобы не ушел обиженным.
Профессиональный союз как субъект трудового права
Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 ФЗ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Основное назначение профсоюзов — представительство и защита трудовых прав и интересов своих членов.
Формальным условием правосубъектности профсоюза является его легализация в обществе.
Действующее законодательство устанавливает более простой в сравнении с другими юридическими лицами порядок легализации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.
Ст. 2 Закона о профсоюзах устанавливает, что создавать профсоюзы, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов имеет право по своему выбору каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую, профессиональную деятельность.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц.
В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.
Решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава, и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании.
С момента принятия указанных решений, общественное объединение считается созданным, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законодательством.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного общественного объединения Министерством юстиции РФ или его территориальным органом в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа.
Основные права профсоюзов закреплены в главе II Закона о профсоюзах и главе 58 ТК.
К ним относятся права профсоюзов: на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников; на содействие занятости; на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением; на участие в урегулировании коллективных трудовых споров; на информацию; на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров; на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде, об охране труда и окружающей природной среды; на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества; на социальную защиту работников; на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.
Обязанности профсоюза — это общие обязанности общественного объединения, закрепленные в ст. 29 Закона РФ «Об общественных объединениях».
Согласно этой статье общественное объединение обязано: соблюдать законодательство РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о регистрации общественного объединения, о продолжительности своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решение о регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решение о регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статье 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных выше, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Гарантии прав профсоюзов закреплены в главе III Закона о профсоюзах и статьях 374-377 ТК РФ, которые включают гарантии: имущественных прав профсоюзов; работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы; освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы; права на труд работникам, являющимся членами профсоюзных органов; обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюза.
Согласно ст. 31 Закона о профсоюзах за невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Федеральными законами такой ответственности не установлено.
Единственный случай ответственности профсоюза установлен ст. 417 ТК.
Профсоюз объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.
Всего существует несколько предусмотренных законом видов ответственности, возникающих при нарушении трудового законодательства, главный признак разграничения которых – тяжесть нарушения:
- Материальная ответственность. Ее используют в целях обеспечения компенсации за следующие виды нарушений: случаи задержки зар. платы, выдачи трудовой, безосновательном увольнении сотрудника, причинении вреда его здоровью;
- Дисциплинарная ответственность. Этот вид ответственности затрагивает непосредственно работника, независимо от того, числится он в штате или выполняет работу по отдельному договору. При совершении им проступка на работе ему назначается замечание или, как вариант, выговор. Следует отметить, что к подобному виду наказания могут привлечь даже лиц, находящихся на руководящих должностях, правда, это происходит не так часто;
- Административная ответственность. Стандартной санкцией этого вида наказания является штраф или же временный запрет на ведение деятельности – сроком на 90 дней. Регламентируется КоАП РФ;
- Уголовная ответственность. Отличительная особенность этого вида – строгость санкций. На практике используется в случаях: нарушений установленных требований к обеспечению охраны труда (статья 143 Уголовного кодекса РФ), при полной или частичной невыплате причитающихся выплат, таких как заработная плата, отдельные пособия, пенсии, прочее (статья 145.1 кодекса), а также при грубом нарушении правил безопасности, установленных в организации (в т.ч. пожарной). Избрание меры пресечения – прерогатива судебных органов.
Развитие правового регулирования противодействия коррупции в трудовых отношениях (Зайков Д.Е.)
Безусловно, сложно объяснить ситуацию, при которой в организации, подведомственной Министерству обороны Российской Федерации, к коррупционно опасным наравне с должностями ее руководителя, его заместителя и главного бухгалтера отнесены десятки должностей, включая руководителей практически всех возможных ее подразделений, юрисконсульта, бухгалтера, экономиста, начальника склада, инспектора по охране труда и технике безопасности и др. А в организации, подведомственной, например, Министерству экономического развития Российской Федерации, к коррупционно опасным должностям отнесены только должности ее руководителя, его заместителя и главного бухгалтера.
Категория: Ответственность за нарушение трудового законодательства
Подробнее>>
18.08.2017