Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление политического убежища в России в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовое регулирование предоставления политического убежища на территории России осуществляется как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами. Центральным документом, определяющим правовой статус политического убежища, является Всеобщая декларация прав человека. Наряду с ней стоит рассматривать Декларацию о территориальном убежище, принятую Генассамблеей ООН от 14.12.1967. Она закрепляет международное право на политическое убежище в РФ и других странах-членах ООН, определяет основные принципы его предоставления, порядок определения оснований для наделения статусом, правовой статус лиц, которые обращаются за убежищем, и иные общепринятые членами ООН положения.
Утрата и лишение статуса
Основания для утраты убежища установлены нормами п. 6 Положения и п. 41 Административного регламента. Согласно им, иностранец утрачивает статус, если:
- вернулся в страну принадлежности или пребывания;
- выехал для постоянного проживания в третью страну;
- добровольно отказался от статуса;
- приобрел гражданство РФ или другой страны.
Утрата политического убежища определяется Комиссией при Президенте РФ на основании представления ГУВМ и заключения МИД и ФСБ.
Кроме того, лицо может быть лишено статуса принудительно, если:
- этого требует государственная безопасность;
- лицо занимается деятельностью, противоречащей принципам ООН;
- лицо совершило преступление и осуждено за это.
Лишение статуса оформляется указом Президента РФ.
Кто может получить политическое убежище
Предоставляется политическое убежище только по определенным основаниям (Указ Президента РФ №746 от 21.07.1997). Предоставляется убежище иностранцу (апатриду), ищущему укрытие в силу преследования или угрозы стать жертвой преследования, обусловлено которое политическими убеждениями. Политическое убежище также предоставляется лицам, преследуют которых только за убеждения или общественную позицию. С согласия иных членов семьи прибывшего, им также предоставляется убежище. Для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста согласие не потребуется.
Также выделяют перечень лиц, которым политическое убежище не может быть предоставлено:
- Лицам, которых преследуют за деяния, которые противоречат принципам ООН;
- Лицам, которые привлечены к уголовной ответственности в РФ;
- Лицам, которые прибыли в РФ из страны, в которой преследования им не грозят;
- Лицам, которые прибыли из стран, имеющих развитые демократические институты;
- Лицам, прибывшим из стран, с которыми Россия заключила безвизовый режим;
- Лицам, которые предоставили ложные сведения;
- Лицам, которые имеют гражданство иных стран, где их не преследуют;
- Лица, которые уехали из своей страны не по политическим, а по иным убеждениям.
В каких случаях можно утратить статус политического убежища
Потерять присвоенный статус в соответствии с действующим российским законодательством можно всего по 4 основаниям:
- Возвращение человека на родину (если речь идет об иностранном гражданине) или в страну, где он постоянно проживал ранее и из которой бежал по мотивам преследования (если речь об апатридах, т.е. лицах без гражданства какого-либо государства).
- Переезд на постоянное место жительства из России в другую страну (не страну гражданства или предыдущего проживания).
- Отказ самого политического беженца, оформленный в надлежащей форме.
- Вступление лица в российское гражданство или гражданство третьего государства.
Как видно, утрата предполагает осознанные действия самого лица, которые априори ведут к утрате политического убежища в России.
Процедура предоставления убежища
Просить об убежище можно при пересечении границы или уже по прибытии в страну назначения. Чем раньше, тем лучше. Если человек уже провёл определённое время за рубежом, а затем попросил о политическом убежище, это заставит власти подозревать, что угроза на родине является мнимой, а заявитель хочет иммигрировать по другим причинам. Важный момент: перелёт/переезд в страну назначения должен происходить напрямую из страны, на территории которой проживал заявитель. Возможность приезда через транзитные государства допускают лишь немногие. Большинство же ссылается на правило, согласно которому убежище должно быть запрошено в первой стране, безопасной для проживания просителя.
Одна из главных составляющих процедуры в любой стране мира — предоставление государству убедительных свидетельств того, что на родине заявителю и его семье действительно угрожала реальная опасность. Обычно именно от этих документов зависит решение миграционных служб о принятии или отклонении заявления заинтересованного лица.
Политическое убежище.
Как получить политическое убежище в россии Нормативные правовые акты, регулирующие процедуру предоставления права на убежище: 1. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.12.2014) «О беженцах»; 2. Право политического убежища в рф Чем отличается убежище и статус беженца В ФЗ «О беженцах» указано, что получить временное убежище можно в случае, если человек имеет основания быть признанным беженцем, но он решает попросить не о статусе беженца, а именно о временном убежище.
Но бывает и так, что человеку не положен статус беженца, но его не выдворяют из России из гуманных побуждений. В такой ситуации убежище — это своеобразный «гуманитарный статус» или высылка с отложенным сроком. Но можно пойти и иным путем и сразу обратится за оформлением статуса беженца.
Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России.
Порядок предоставления МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации устанавливает Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 19.08.2013 г. №352.
Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.
На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу , которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы МВД России. Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.
Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ. Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.
Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано. Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в МВД России либо в Суд. Жалобы на решения территориальных органов МВД России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства. Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора. На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов МВД России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации.
Почему могут отказать и можно ли подать заявление повторно
Важно понимать, что не всегда и не все прошения одобряются. Существует ряд объективных причин и отдельные категории граждан, заявления которых не будут приняты к рассмотрению. Также существуют факторы, в силу которых оно может быть отклонено. Итак, ходатайство не принимается или отклоняется, если:
- заявитель уезжает из страны своей гражданской принадлежности или прошлого проживания с целью укрыться от наказания за действие, которое считается преступлением в стране, где человек подаёт заявление на убежище, а также если он является обвиняемым по какому-либо криминальному делу;
- человек приехал в страну из третьего государства, в котором неправомерных действий в отношении него совершено не было;
- заявитель приехал из страны, имеющей достаточно развитые и устоявшиеся институты защиты прав людей, в которой он может оставаться в безопасности;
- лицо является гражданином третьей страны, на территории которой угрозы его жизни и деятельности нет;
- человек иммигрирует с целью изменения своего материального положения;
- иммигрант не желает возвращаться в родную страну по причине чрезвычайных пришествий (техногенные катастрофы, стихийные бедствия), а также голода, военных действий, вспышек эпидемии и так далее;
- информация, описанная в документах, была неверной;
- причины, указанные в заявлении, утратили свою актуальность (к примеру, если политическая ситуация изменяется в более благоприятную для заявителя сторону).
Если заявление отклонили, некоторые страны предоставляют право его обжалования. Также есть возможность повторной подачи документов. Но только в том случае, когда обстоятельства существенно изменились. Как правило, если миграционные службы сочли причину запроса убежища неубедительной, настаивать на своём смысла не имеет.
Институт политического убежища
Политическое убежище — институт современного международного и внутригосударственного права — возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и инымоснованиям подобного рода.
Становление института права убежища было непростым и долгим.
Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 г., принявшим резолюцию “Убежища в международном публичном праве”. В ней право убежища было определено следующим образом: “Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком — либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое его ищет”.
Дальнейшее рассмотрение вопросов право убежища шло в рамках ООН. Так эти вопросы были включены во Всеобщую Декларацию о территориальном убежище 1967 г.
Статья 14 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что каждый имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Право убежища закреплено в статье 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.: “Убежище, предоставленное каким — либо государством в осуществлении своего суверенитета лицам, имеющим основания ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включающая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на представляющем убежище государстве”.
Чем отличается убежище от статуса беженца?
В ФЗ «О беженцах» указано, что получить временное убежище можно в случае, если человек имеет основания быть признанным беженцем, но он решает попросить не о статусе беженца, а именно о временном убежище.
Но бывает и так, что человеку не положен статус беженца, но его не выдворяют из России из гуманных побуждений. В такой ситуации убежище — это своеобразный «гуманитарный статус» или высылка с отложенным сроком.
Но можно пойти и иным путем и сразу обратится за оформлением статуса беженца. Для получения такого статуса иностранец может обратиться в такие учреждения:
- дипломатическое представительство или консульства РФ (если человек еще не прибыл в Россию);
- в пограничный орган при пересечении границы;
- в ФМС по месту пребывания.
Ходатайство рассматривают предварительно в течение 5 дней, а по существу оно может еще рассматриваться 3 месяца. В некоторых случаях этот срок может быть продлен еще на три месяца. При положительном решении, человеку выдается удостоверение беженца.
Предоставление временного убежища и признание человек беженцем – это два различных статуса.
Все те, кто получают временное убежище, не имеют возможности оформить гражданство по упрощенной схеме, не имеют права на получение пособий, которые получают беженцы.
Политическое убежище и его отличие от статуса беженца
Термин «беженец» стал употребляться по окончании Второй мировой. В это неспокойное время много миллионов людей было вынужденно покинуть места своего постоянного проживания, спасаясь от войны и политических репрессий. В послевоенном мире проблемами беженцев (после создания Организации Объединённых Наций) занималось Управление при верховном комиссаре ООН. В 1951 году была принята Конвенция, подписанная в Женеве и определяющая статус беженцев (т. н. Женевская конвенция о статусе беженцев).
Политические беженцы, то есть те, кто запросил политическое убежище, являются одной из категорий беженцев. Политические беженцы могут стать таковыми в том случае, если они вынужденно покидают свои страны ввиду преследований за свои политические убеждения. Но при этом их статус определяется законодательством и политикой той державы, на территории которой оказались эти люди.
Проблема политических беженцев актуальна на протяжении многих деятков лет. Ранее основной контингент политических беженцев составляли выходцы из Советского Союза и других государств социалистического лагеря, которые были несогласны с политикой своих правительств (в СССР они назывались диссидентами). В современном мире акцент сместился в государства Ближнего Востока, страны Латинской Америки, КНР, КНДР. Источником политических беженцев до сих пор продолжают оставаться также некоторые страны постсоветского пространства. Основной целью политических беженцев являются государства Европейского Союза, Соединённые Штаты, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Канада. С одной стороны, это демократические государства, которые смогут принять лиц, покинувших свою родину по политическим мотивам, а с другой — смогут предоставить возможность в перспективе стать их гражданами, обеспечив безопасность, экономическую и социальную стабильность.
Слово «Azyl» хорошо знакомо каждому полицейскому, пограничнику или сотруднику таможни. Это — запрос политубежища.
Политическое убежище предоставляется лицам, спасающимся от политического преследования в своих странах в других государствах, которые приняли их. Существует два случая, когда предоставляется политическое убежище:
- иностранный гражданин имеет все основания для получения статуса политбеженца, но не имеет желания его оформлять. Вместо этого он просит принявшее его государство предоставить ему возможность временно пребывать на его территории;
- зарубежный вынужденный мигрант не имеет прав на получение статуса политбеженца, но принципы гуманизма не позволяют властям принявшей страны отправить этого человека восвояси или просто выдворить за пределы её границ.
Статус политического беженца предоставляет право на определённые льготы, в том числе экономическую и социальную защиту принявшего государства. Но получить его непросто, для этого следует:
- доказать, что на родине лица, запросившего статус, имеют место факты его преследования или дискриминации по политическим, религиозным, расовым или социальным мотивам;
- преследования носят системный характер и осуществляются не частными лицами, а представителями органов власти;
- родное государство не предпринимает никаких реальных шагов по защите своего гражданина от политических преследований или дискриминации.
Желательно, чтобы факты преследований были подтверждены документами, видеоматериалами, показаниями свидетелей или очевидцев. Власти принимающей страны обычно мало верят голословным обвинениям, которые вынужденные мигранты выдвигают в адрес властей своей страны. Поэтому аргументация запроса статуса беженца должна быть весомой.
Какие ограничения накладывает политическое убежище?
Как правило, лицо, ищущее убежища, не может вернуться на родину, поскольку подача заявления о предоставлении убежища подразумевает, что такое возвращение опасно. Нет больше риска = нет статуса. В некоторых странах люди теряют свой статус, покидая страну убежища один раз или на срок, превышающий срок, указанный в законе.
Кроме того, ходатайство о предоставлении убежища может стать черной меткой для миграционной службы: например, в Германии после отказа в убежище вы не сможете претендовать на другие правовые статусы (например, вид на жительство для работы). Также могут быть проблемы с визой. Но это касается не всех ситуаций: например, у украинцев таких проблем, скорее всего, не будет.