Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Паспорт программы «Контрактный управляющий»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае если заказчиком выступает государственное учреждение города Москвы или государственное унитарное предприятие города Москвы, одним из представителей должен быть государственный гражданский служащий города Москвы, замещающий должность государственной гражданской службы города Москвы в органе исполнительной власти города Москвы, осуществляющем функции и полномочия учредителя государственного учреждения города Москвы, государственного унитарного предприятия города Москвы, не ниже заместителя руководителя отраслевого структурного подразделения, или руководитель контрактной службы государственного казенного учреждения города Москвы в случае наделения его полномочиями на основании решения, принятого органом исполнительной власти города Москвы в случае осуществления закупок в соответствии с пунктом 4.3.2 настоящего Положения.
Описание курса. Актуальность программы январь 2023 года.
Цель обучения: Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Курсы по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки в сфере закупок Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводятся для реализации требований ст.9, ч.5 ст.39 и ч.6 ст.38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Категории обучаемых:
Программа профессиональной переподготовки предназначена для руководителей заказчиков, руководителей контрактных служб заказчиков, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчиков, которыми выступают государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные и бюджетные учреждения, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и подведомственные ей организации, а в отдельных случаях автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
К освоению настоящей программы допускаются:
- лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Продолжительность (трудоемкость) обучения: 252 часов.
По окончанию курса, слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке.
3.3. Представитель общественного объединения, объединения юридических лиц (по согласованию) в соответствии с объектом осуществляемых закупок.
Представители общественных объединений, объединений юридических лиц включаются в состав Межведомственной городской комиссии по осуществлению закупок согласно направленным обращениям в соответствии с объектом осуществляемых закупок.
3.4. Представитель органа исполнительной власти города Москвы в соответствии с объектом закупки, не являющегося заказчиком и не осуществляющего функции и полномочия учредителя заказчика — государственного учреждения города Москвы, государственного унитарного предприятия города Москвы, по согласованию с Департаментом города Москвы по конкурентной политике.
- Законодательную и нормативно-правовую базу в сфере закупок;
- Основной механизм работы контрактной системы;
- Механизм работы основных электронных площадок и портала единой информационной системы;
- Как эффективно обеспечивать и осуществлять проведение закупок;
- Как правильно заключать контракт;
- Как минимизировать финансовые риски и наступление административной ответственности заказчика при проведении закупки, а также заключении и исполнении контракта;
- Как обжаловать решения контролирующих органов для защиты своих заказчика.
Различия между контрактной службой и контрактным управляющим
Контрактная служба | Контрактный управляющий |
---|---|
коллегиальный орган заказчика | должностное лицо заказчика |
в состав должно входить не менее 2 человек | может быть один |
только одна в организации | может быть несколько |
действует на основании положения, которое составляется в соответствии с типовым положением (приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н) и не может ему противоречить | действует в соответствии со своей должностной инструкцией и трудовым договором |
обязанности по проведению закупок разделяются между работниками службы (конкретный работник контрактной службы, например, может только планировать закупки, другой — занимается только обоснование цены и т.д. | отвечают за одну или несколько закупок полностью (делает все сам — планирует закупки, обосновывает цену, размещает информацию в ЕИС и др.) |
Кто такой специалист по закупкам 44-ФЗ в 2023 году?
Специалист по закупкам 44-ФЗ — это сотрудник, в обязанности которого входит планирование, подготовка и участие в торгах.
Государственные и муниципальные организации, так же как и коммерческие структуры, имеют потребность приобретать определенные товары или услуги. Но они не могут просто обратиться к первому попавшемуся поставщику. Законодательно определено, что госструктуры обязаны провести конкурс, и таким образом выбрать подрядчика.
В тендере принимают участие несколько потенциальных продавцов. Победителем становится организация, предлагающая наиболее выгодные для заказчика условия. Регулируется процедура государственных закупок ФЗ №44 и №223.
Заказчиком выступает непосредственно учреждение, которому требуются определенные товары или услуги. Поставщиков на тендере у одного заказчика обычно несколько. Контракт заключают с организацией, предложившей самые оптимальные условия.
Контрактный управляющий — это сотрудник, ответственный за организацию и проведение торгов. Если объемы закупок не превышают 100 млн рублей в год, заказчик нанимает со стороны или выбирает среди собственных кадров этого специалиста. Помимо организации тендеров управляющий следит за соблюдением норм законодательства, заключает контракты с победителем.
При крупных объемах закупок заказчик организует контрактную службу. Она состоит из нескольких специалистов, каждый из которых несет ответственность за определенный этап торгов.
Для заказчика законом определено, что должность может занимать сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший переподготовку в сфере госзакупок.
Для поставщиков строгих требований нет. Теоретически допустимо выполнение обязанностей любым сотрудником, имеющим соответствующее образование. Квалификационный уровень не устанавливается. Но все предпочитают выбирать кандидатов, имеющих достаточно обширные профессиональные навыки, знающих нюансы процесса.
Контрактная система 2022: задачи, практика применения новых норм, сложные ситуации
7. Как формировать, заключать и расторгать контракт в 2022 году?
- Порядок закупки дополнительных работ, не предусмотренных госконтрактом
- Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пени) по госконтракту
- Односторонний отказ от исполнения контракта (в свете разъяснений ФАС России)
- Заключение контракта со следующим участником закупки в случае отказа от заключения контракта с победителем: порядок, условия, основания для отказа от заключения контракта (504-ФЗ от 31.12.2022)
- Процедура принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта
- Особенности обеспечения заявок банковскими гарантиями. Новые требования к банковской гарантии (ПП РФ от 15.01.2022 № 11)
- Установление требований к участникам закупок, приводящих к ограничению конкуренции, и пр.
1. Новые правила госзакупок по 44-ФЗ: последние изменения, практика применения
- Изменения в порядке планирования закупок
- Изменения в составлении план-графика закупок
- Изменения в плане закупок: электронный бюджет
- Каталог товаров, работ и услуг
- Планируемые изменения на 2022 год
Семинары и курсы для контрактных управляющих
Форма обучения контрактного управляющего по 44-ФЗ может быть очной, очно-заочной, заочной с применением дистанционных образовательных технологий. Каждая образовательная организация разрабатывает свою программу обучения, учебный план, включающий разное количество часов аудиторных занятий (лекционных, практических), самостоятельной работы. Предлагаются также программы полностью дистанционного обучения контрактных управляющих по 44-ФЗ.
Статья 38 закона о контрактной системе № 44-ФЗ устанавливает требования к образованию контрактного управляющего: контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Согласно профессиональному стандарту «Специалиста в сфере закупок» высшее образование контрактного управляющего по 44-ФЗ должно быть в форме бакалавритата, специалитета или магистратуры, а дополнительное профессиональное образование – по программам повышения квалификации или программам профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Какую профессию вы освоите?
Выбирайте одно из актуальных направлений для профессионального роста:
- Учитель начальных классов
- Учитель старшей школы (у нас ведется переподготовка на все существующие в школьной программе предметы)
- Преподаватель спортивных дисциплин для школьного и внешкольного образования
- Воспитатели, вожатые и другие сотрудники детских внешкольных учреждений
- Специалисты по охране труда, пожарной безопасности и пр.
- Специалисты по маркетинговому продвижению в сфере образования
Данный обучающий курс по Федеральному закону N 44-ФЗ позволяет пройти обучение и повышение квалификации участникам торгов и заказчикам. Учебная программа разработана в полном соответствии с требованиями действующего законодательства в области дополнительного профессионального образования.
Цель обучения:
Повышение профессионального уровня и совершенствование профессиональных компетенций сотрудников заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, в должностные обязанности которых входит осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая формирование планов закупок и планов-графиков, организация и проведение закупок, участие в осуществлении закупок, участие в работе комиссий по осуществлению закупок, участие в заключении и исполнении контрактов и последующее оформление отчетности, а также для сотрудников контрольного органа, в должностные обязанности которых входит проведение контрольных мероприятий (далее также – слушатели).
Итоговые знания и практические навыки:
- основные положения и нововведения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
- обеспечения государственных и муниципальных нужд,
- принципы контрактной системы в сфере закупок,
- способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
- процедуры конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
- порядок и случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя),
- основы планирования в сфере закупок,
- способы обоснования цены (начальной максимальной цены),
- основы проведения конкурентных закупок, в том числе электронных процедур,
- порядок работы комиссии по осуществлению закупок,
- основы заключения контрактов и порядок исполнения, включая нюансы изменений и дополнений к контракту, процедуры приемки товаров (работ, услуг).
- порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной
- организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки,
- основы мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.
Документ об окончании курса:
- выпускники получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Обучение N 44-ФЗ проводиться в Москве и Московском регионе в форме Очных / Заочных / Дистанционных курсов на базе учебного центра Частное учреждение дополнительного профессионального образования «ГЦДПО» либо выездных занятий.
Обратите внимание! В форме удостоверения и свидетельства, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», выдаваемого после окончания обучения НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО указание формы обучения (очная или дистанционная).
Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр дополнительного профессионального образования» проводит дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в сфере закупок в соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ и Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. NN 5593-ЕЕ/Д28и, АК-552/06 «О направлении методических рекомендаций»
В Городском Центре дополнительного профессионального образования Мы предлагаем программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки строго в рамках нормативно-правовых актов, регламентирующих количество часов
Требования законодательства |
Требуемое количество часов |
Программы предлагаемые Городским Центром дополнительного профессионального образования |
Совместное Письмо Минэкономразвития РФ № 5594-ЕЕ/Д28и и Миноборнауки РФ № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. (для регионов) |
Для Заказчиков, уполномоченного учреждения (члены комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактный управляющий) — минимальный срок не менее 108 часов. |
Программы повышения квалификации на рассчитанные на:
|
Совместное Письмо Минэкономразвития РФ № 5594-ЕЕ/Д28и и Миноборнауки РФ № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. (для регионов) |
Для Руководителей организаций-заказчиком — 40 часов |
Программа повышения квалификации на 16 часов |
Приказы Минтруда №№ 625н и 626н от 10.09.2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта в сфере закупок |
Для Заказчиков от уровня руководителя до уровня специалиста контрактной службы |
Программы повышения квалификации на рассчитанные на:
Программа профессиональной переподготовки на 500 часов. |
Должностная инструкция контрактного управляющего по 44-ФЗ: образец 2021
Суд напомнил, что контрактным управляющим и работником контрактной службы может быть только работник заказчика. Это подтверждается правовой позицией Минэкономразвития в письме от 10.11.2021 № Д28и-2996, а также Минфина в письме от 07.11.2021 № 24-01-09/73185. Как следует из техзадания на оказание услуг, исполнитель закрепляет за заказчиком не менее одного специалиста. А заказчик, в свою очередь, наделяет его полномочиями контрактного управляющего, издав соответствующий приказ. При этом заказчик вправе по доверенности наделить специалиста исполнителя полномочиями по подписанию контрактов с поставщиками.
Заказчик закупал услуги в области 4 государственных закупок и снабжения ФГКУ «Администрация Севморпути». Проще говоря, проводилась закупка услуг контрактного управляющего. Как было сказано в техзадании, заказчик наделяет специалиста исполнителя полномочиями контрактного управляющего путем издания соответствующего приказа. Одному из участников документация к закупке не понравилась. В частности, он остался недоволен несоответствием выбранного заказчиком кода ОКПД2 предмету контракта и отсутствием объема услуг.
Требования к образованию сотрудников контрактной службы.
- введение новой должности в штатное расписание организации;
- разработка должностной инструкции КУ (Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов — общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);
- издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).
Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ). У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности.
Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д.
Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 г.
№
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно. Требования Закона № 44-ФЗ к уровню образованию контрактных управляющих Помимо принципа профессионализма, закон о контрактной системе содержит определенные и на первый взгляд довольно четкие требования к уровню образованию контрактных управляющих и работников контрактных служб.
Минэкономразвития от 29.10.2021 № 631, разрабатывает собственный регламент или положение о деятельности структурного подразделения.
Обратите внимание, что определены минимально допустимые сроки освоения программ: повышения квалификации – не менее 16 часов профессиональной переподготовки – не менее 250 часов Обратите внимание при выборе учебной программы и образовательного учреждения на следующее: 1) Образовательное учреждение должно иметь лицензию на образовательную деятельность. 2) Срок обучения для контрактных управляющих и членов комиссий – от 108 часов. Для руководителей учреждений, работающих по Закону № 44-ФЗ – не менее 40 часов.
(Методические рекомендации Министерства экономического развития РФ и Министерства образования РФ от 12.03.2021).
- Человек должен числиться в штате организации-заказчика. Такое требование вытекает из разъяснительного письма Министерства экономики и развития за номером ОГ-Д28-834 от 31 января 2021 года.
- Человек обязан иметь высшее или профессиональное образование в области осуществления закупок.
- Контрактный управляющий не должен являться близким родственником лиц, участвующих в закупках, проводимых заказчиком.
То есть не должно возникать конфликта интересов.
В соответствии с частью 23 статьи Закона № 112 «О контрактной системе», работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов. С января – уже в сфере закупок по 44-ФЗ.
Контрактная служба действует в соответствии с регламентом, который разработан и утвержден на основании типового положения , а он, в свою очередь, утвержден федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной службы. Помимо приказа о контрактной службе заказчик обязан утвердить приказ о положении работы контрактной службы на основании типового положения. Обязанности работников контрактной службы перечислены в статье 38 Закона 44-ФЗ. Положение (регламент) устанавливает порядок формирования контрактной службы, полномочия контрактной службы и ответственность работников контрактной службы.
Тем не менее, прописанный в законе принцип профессионализма обязывает заказчиков предпринимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно.
- Дополнительное образование дает более полное понимание закона и получение теоретических навыков 44-ФЗ контрактным управляющим;
- Повышение квалификации предоставляет возможность получения консультаций от специалистов с более солидным опытом работы;
- Обучение по 44-ФЗ позволяет пообщаться с такими же служащими и более подробно выяснить, как построен их процесс работы, перенять что-либо полезное и нужное и так далее;
Работники контрактной службы или контрактные управляющие не могут осуществлять с 2021 года свою деятельность без высшего образования или дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
В приказе следует сослаться на статью 38 Закона о контрактной системе, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно можно утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.
Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего. Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2021 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. При этом должны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2021 № Д28и-1889).
В круг обязанностей контрактного управляющего по 44-ФЗ входит организация мероприятий по закупкам и отслеживание исполнения всех заключенных закупочных контрактов.
Согласно ст. 38 ч. 2 44-ФЗ, если у компании-заказчика нет специального контрактного отдела, а сумма закупок за год составляет не более 100 млн. рублей, то на предприятии должен быть контрактный управляющий.
В крупной компании может действовать более одного управляющего, при этом обязанности между ними разделяются в соответствии с существующими закупочными секторами. Один работник может, к примеру, отвечать за продуктовые поставки, второй – за закупку технических средств, в сфере деятельности третьего – ремонтные и строительные работы, и т.д. Данное положение регламентировано письмом Минэкономразвития РФ (№ Д28и-1889, п. 2) от 30.09.2014.
При обнаружении нарушений в ведении закупочной деятельности на заказчика налагаются штрафы. Управляющему нередко грозит и уголовная ответственность. В отношении контрактного управляющего может быть издан приказ о дисциплинарном взыскании, такая мера тоже часто применяется.
Руководители нередко прибегают к применению именно дисциплинарного вида ответственности в отношении работников, занимающих абсолютно любые должности, а не только для контрактных управляющих по 44-ФЗ. По Трудовому кодексу сотруднику может быть вынесено замечание, выговор. Если имеют место грубые нарушения, то следует и увольнение. К примеру, за прогул либо дисциплинарные нарушения полагается выговор, а увольнение – за регулярное повторение нарушений.
В обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ входит выполнение всех этапов закупочного контракта, от подготовки до завершения сделки. Конечно, случаются просчеты, ошибки в сроках и т.д. Нередко наложение штрафа на контрактного управляющего может означать применение штрафных санкций и к заказчику тоже. Статьи 7.29-7.32 КоАП регламентируют меры ответственности.
Приказ о наложении штрафа на контрактного управляющего по 44-ФЗ издается в следующих случаях:
- Были допущены ошибки при выборе способа проведения закупки. К примеру, опустив конкурентную схему отбора, управляющий воспользовался услугами лишь одного поставщика. За это полагается штраф в 50 000 рублей. Если некорректно проведено согласование либо закупка была организована как закрытая без достаточных на то оснований – штраф 30 000 рублей. Если нарушения процедуры согласования закупки допущены в сфере гособоронзаказа, налагается штраф в размере 30-50 тыс. руб.
- Имели место ошибки на этапе планирования. Например, если управляющий допустил нарушения в проведении общественного обсуждения (либо вовсе опустил этот шаг), его оштрафуют на 30 000 рублей. Если в план закупок вписаны позиции, в которых не было необходимости – штраф 20-50 тыс. рублей.
- Совершен неоправданный расход средств. За нецелевые расходы применяются не только административные, но и уголовные меры ответственности. Это может быть штраф в размере 20-50 тыс. рублей либо дисквалификация контрактного управляющего по 44-ФЗ на срок от года до трех лет.
- В реестр контрактов не были вовремя поданы необходимые сведения. За это полагается штраф в размере 20 000 рублей.
Здесь приведены лишь некоторые причины, которые могут послужить основанием для наложения штрафов. Более полный перечень приведен в ст. 7.30 КоАП. Контрактный управляющий может быть оштрафован за несоблюдение общих правил организации и проведения госзакупок, недоработки в области обеспечения, проведения оплат, заключения контрактов, работу с сайтом РНП.
Где пройти обучение по 44 ФЗ
Выделяют следующие виды образовательного процесса по госзаказу:
- высшее и среднеспециальное;
- дополнительное профессиональное;
- самостоятельное обучение.
Высшее и среднее образование предусматривают очную и заочную форму обучения с последующим получением диплома государственного либо негосударственного образца.
Дополнительное профессиональное обучение включает в себя:
- очное;
- заочное;
- дистанционное обучение по 44 ФЗ.
После прохождения программы допобразования слушатели получают удостоверения о повышении квалификации установленного образца либо диплом о профпереподготовке.
Самостоятельное обучение не предусматривает вовлечение обучающегося специалиста в конкретный образовательный процесс и последующую выдачу документов установленного образца, поэтому больше подходит для контрактной службы исполнителей-поставщиков.
В связи с высокой востребованностью данных образовательных услуг многие учреждения предлагают целый ряд специализированных курсов и программ по дополнительному образованию и профессиональной подготовке по 44 ФЗ.
Специалисты контрактной службы заказчика должны пройти курсы, объем которых составляет не менее 108 часов, а для руководителей — не менее 40 часов. Критерии выбора программы по обучению госзаказу абсолютно индивидуальны, то есть каждый обучающийся руководствуется собственными требованиями при подборе образовательного учреждения.
Для того чтобы пройти обучение 44 ФЗ дистанционно с выдачей удостоверения, воспользуйтесь программами и курсами следующих учебных заведений:
- Институт управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева;
- Институт госзакупок;
- Центр развития конкурентной политики и государственного заказа Института ВШГУ РАНХиГС.
Контрактный управляющий Обучение дистанционно
Ответственность контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы прописана в ч. 1 ст. 107 № 44-ФЗ. Все задействованные в закупочном процессе организации-заказчика работники несут за совершенные правонарушения следующие виды ответственности:
- административную;
- дисциплинарную;
- гражданско-правовую;
- уголовную.
В том случае, если контролирующие органы в ходе проверок или работы над жалобой выявят значительные нарушения законодательства, регулирующего госзакупки, то в отношении ответственных работников могут открыть дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 22 ст. 99 закона № 44). На таких работников будут выписаны штрафы как на должностных лиц (ст. 7.29-7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ).
При этом заказчик может получить:
- представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений (п. 1 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ, ст. 29.13 КоАП РФ);
- предписание об устранении нарушений, обязательное к исполнению (п. 2 ч. 22 ст. 99).
Дисциплинарную ответственность ответственные за закупки лица несут в случае нарушения действующего законодательства РФ и ненадлежащего исполнения своих обязанностей.
При этом в законе № 44 нет прямых указаний о порядке привлечения данной группы лиц к дисциплинарному взысканию.
Следовательно, при возникновении необходимости наказания заказчику надлежит руководствоваться действующим трудовым законодательством.
Контрактный управляющий по 44-ФЗ – это уполномоченное лицо, которое несет ответственность за выполнение закупок, включая исполнение контракта.
Данная должность появляется, когда общая годовая величина закупок заказчика не выше 100 млн руб., а также нет контрактной службы.
Один заказчик может иметь в штате несколько контрактных управляющих, которые будут заниматься закупками в разных сферах. К примеру, один управляющий может осуществлять закупку строительных и ремонтных работ, другой – продуктовой корзины, третий – различной техники и т. д.
Закон 44-ФЗ дает одновременно четкое и расплывчатое разъяснение по виду диплома для контрактных управляющих. Цитата: «…….. контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.»
Но законодатели не уточняют профильности требуемого образования. Сложно представить геолога или металлурга, разбирающегося в тонкостях законодательства по госзакупкам. В российских ВУЗах не обучают профессии контрактного управляющего. В учреждениях с закупками до 10 млн. руб. его функции обычно передают руководителям административно-хозяйственных отделов.
Исходя из положений профстандарта, должность специалиста по госзакупкам подразумевает получение высшего образования по направлениям:
- менеджмент государственного и муниципального, административно-хозяйственного управления;
- юриспруденция;
- бухгалтерия;
- экономика;
- финансы;
- аналитика;
- менеджмент по коммерческим продажам, сбыту;
- маркетинг;
- системное администрирование.
Дополнительное обучение организуется в зависимости от требуемой квалификации и начального образования слушателей. Для первичного получения профессии контрактного управляющего достаточно диплома об окончании среднего профессионального учебного заведения. После курсов присваивается 5 класс квалификации. Полученные знания позволяют:
- собирать и анализировать цены;
- составлять описание предмета закупки;
- определять требования к поставщикам, алгоритм их оценки;
- формировать тендерную документацию;
- публиковать сообщения о начале, окончании закупки;
- организовывать деятельность комиссий;
- обеспечить подписание контрактов;
- обрабатывать результаты тендера;
- осуществлять заключительные процедуры выполнения работ, поставки товаров.
Для обучения на 6 уровень квалификации слушатель должен иметь диплом бакалавра. Дополнительное требование – непрерывная работа по закупкам в течение 3 лет. Специалист должен уметь обосновывать детали и организовывать процесс закупок, составлять планы и план-графики.
Для получения 7, 8 классов квалификации требуется специалитет или магистратура. Задачи контрактных управляющих с высшими степенями подготовки:
- проверка процесса исполнения контракта, приемка отдельных этапов;
- взаимодействие с поставщиками при нарушении обязательств, расторжении соглашений;
- применение мер ответственности за невыполнение условий контракта;
- экспертиза поставленных товаров, выполненных работ и услуг.
Законодательные акты в сфере закупок не указывают периодичность повышения квалификации контрактных управляющих. Удостоверения об окончании профессиональных курсов бессрочны. Трудовой кодекс в ст. 196 оставляет периодичность повторного обучения на усмотрение работодателя.
Для государственных служащих действует регламент ст. 62 №79-ФЗ ч. 5 – раз в 3 года. Если специалист по закупкам относится к ним, то обязан повышать квалификацию.
Просроченное свидетельство или его отсутствие спровоцирует штрафы. Плановые и внеплановые поверки проводят Антимонопольный комитет, органы финконтроля, прокуратура, счетная палата. Виды штрафов:
- руководитель заплатит 20 тыс. руб;
- организация – 100 тыс. руб.
Поиск
Сортировка
Государственные и муниципальные организации, так же как и коммерческие структуры, имеют потребность приобретать определенные товары или услуги. Но они не могут просто обратиться к первому попавшемуся поставщику. Законодательно определено, что госструктуры обязаны провести конкурс, и таким образом выбрать подрядчика.
В тендере принимают участие несколько потенциальных продавцов. Победителем становится организация, предлагающая наиболее выгодные для заказчика условия. Регулируется процедура государственных закупок ФЗ №44 и №223.
Заказчиком выступает непосредственно учреждение, которому требуются определенные товары или услуги. Поставщиков на тендере у одного заказчика обычно несколько. Контракт заключают с организацией, предложившей самые оптимальные условия.
Контрактный управляющий — это сотрудник, ответственный за организацию и проведение торгов. Если объемы закупок не превышают 100 млн рублей в год, заказчик нанимает со стороны или выбирает среди собственных кадров этого специалиста. Помимо организации тендеров управляющий следит за соблюдением норм законодательства, заключает контракты с победителем.
При крупных объемах закупок заказчик организует контрактную службу. Она состоит из нескольких специалистов, каждый из которых несет ответственность за определенный этап торгов.
Для заказчика законом определено, что должность может занимать сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший переподготовку в сфере госзакупок.
Для поставщиков строгих требований нет. Теоретически допустимо выполнение обязанностей любым сотрудником, имеющим соответствующее образование. Квалификационный уровень не устанавливается. Но все предпочитают выбирать кандидатов, имеющих достаточно обширные профессиональные навыки, знающих нюансы процесса.
Сотрудники, отвечающие за организацию и проведение тендеров, обязаны ориентироваться на профстандарты. В зависимости от квалификации это № 625н для специалиста по госзакупкам и № 626н для эксперта.
ФЗ №44 определено, что специалист, отвечающий за госзакупки, обязан иметь высшее или среднее образование в сфере госзакупок. Кроме того, допускается прохождение профильного переобучения для сотрудников, имеющих высшее образование в иной сфере.
Сотрудник, назначаемый на эту должность, предъявляет соответствующий диплом или удостоверение о повышении квалификации. Так заявлено в статье 60 Закона об образовании. Кроме того, заказчик должен регулярно отправлять специалистов по закупкам и сотрудников контрактной службы на курсы повышения квалификации.
Законодательно также утверждено и количество специалистов, отвечающих за проведение госзакупок. Возможно назначение одного работника, обеспечивающего все этапы процесса, или создание отдела с несколькими специалистами. Ч.1 ст.38 44-ФЗ определено, что при годовом обороте закупок более 100 млн рублей рекомендовано создание контрактного подразделения. Это условие не считается обязательным, и руководство вправе назначить одного сотрудника для выполнения всех функций.
В случаях, когда годовой оборот менее 100 млн, и отдельного подразделения нет, устанавливается должность специалиста по закупкам.
Ответственный работник обязан досконально изучить ФЗ №44, в котором изложены все аспекты деятельности, касающейся госзакупок. Там же определены и обязанности специалиста. В спектр ответственности специалиста по закупкам входят:
-
составление и внесение изменений в план-график;
-
передача информации в ЕИС (Единая информационная система);
-
уведомления о проведении тендера в ЕИС;
-
разработка прототипов контрактов и сопутствующей документации;
-
отправка приглашений на регистрацию на тендер для потенциальных поставщиков;
-
проведение тендера, анализ предложений, заключение договоров;
-
участие в разбирательствах при обжаловании итогов тендера;
-
анализ конкурентной среды;
-
разработка новых технологий, улучшающих эффективность обеспечения нужд госучреждения;
-
консультации с поставщиками товаров и услуг.
Трудовые обязанности также зависят от профессионального уровня сотрудника и занимаемой должности. Объем и сфера деятельности эксперта по закупкам немного шире, чем у рядового специалиста. В его обязанности входят:
-
анализ процедуры закупок;
-
проверка заключенных контрактов и выполнения обязательств;
-
управление подразделением, отвечающим за проведение закупок;
-
проверка профессиональных навыков сотрудников подразделения;
-
контроль своевременного прохождения работниками курсов повышения квалификации;
-
выявление и устранение проблем в процессе госзакупок.
Выбираем обучающую организацию по 44-ФЗ правильно
Итак, при выборе обучающей организации, особое внимание стоит обратить на следующие моменты:
- Прежде всего, обращайте внимание на соотношение теоретических и практических занятий, если они предусмотрены учебным планом. Также обратите внимание на то, есть ли в расписании занятий время для консультаций по работе с 44-ФЗ с преподавателями.
- Обязательно изучите информацию в интернете о выбранном учебном заведении – посетите тематические форумы, почитайте отзывы.
- Также не лишним будет расспросить коллег или друзей о данном заведении и конкретно о том, как и чему там обучают, если такая возможность имеется.
- Отдельное внимание обратите на то, как долго такая организация существует и что она из себя представляет. Ведь очень большая разница в качестве образования может быть между курсами по 44-ФЗ в коммерческой организации и курсами при каком-либо государственном вузе.
- Обязательно уточните, проводятся ли какие-то контрольные работы или тесты, после завершения курса обучения, влияют ли они на получение сертификата или иного документа, подтверждающего обучение. Серьезные организации всегда проводят такие «испытания», не столько с целью выявить ваши знания, сколько с целью понять, насколько грамотно они проводят обучение и где имеются слабые места в их работе.
- Также обратите особое внимание на то, какие документы выдаются после успешного прохождения курсов повышения квалификации или обучения.