Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продление срока действий водительских удостоверений на 3 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Национальные водительские права имеют ограниченный срок действия — 10 лет с момента оформления. По истечении указанного срока документ подлежит замене. Процедура не требует от граждан повторного обучения и сдачи экзаменов, однако финансовые траты неизбежны: придется проходить медицинскую комиссию и платить госпошлину за оформление документа.
Замена водительского удостоверения в 2023 году
В ряде случаев замена водительского документа производится до истечения срока действия водительских прав:
- при изменении персональных данных владельца (в том числе, при замене паспорта);
- когда документ приходит в негодность;
- при изменении медицинских показаний или ограничений;
- по желанию водителя;
- при поступлении заявления об утрате (хищении) водительского удостоверения.
Когда начинают обучение в автошколе
Ходить в автошколу можно с 16 лет. Подростков обучают управлению мопедами или скутерами – двухколесным мототранспортом с объемом двигателя до 50 куб. см. Семнадцатилетние могут учиться управлять легковым авто или грузовиком массой до 3,5 тонн (категории В и С). С 17 лет, согласно Постановлению Правительства № 1090 от 23.10.93, разрешена учебная езда на автодроме, закрытых площадках и на дорогах в учебном автомобиле в сопровождении инструктора. А вот обучаться вождению мотоцикла можно только с 18 лет.
Если с детства влечет мир моторов – можно до шестнадцатилетия штудировать правила и разбирать ситуационные задачи на автосайтах. Хотя ПДД постоянно меняются, основные их постулаты сохраняются десятилетиями. Уверенное знание теории поможет в будущем успешно проэкзаменоваться.
Положения законодательства создают оптимальные условия для потенциального водителя, решившего сесть за руль сразу после совершеннолетия:
- В 16 лет подросток может записаться в автошколу, пройти курс теории и получить ВУ категорий «М» и «А1», чтобы самостоятельно управлять легким двухколесным транспортом.
- В 17 лет, согласно п.3 ст. 26 ФЗ № 196 от 10.12.95, молодые люди допускаются в сдаче экзаменов на категории B и C, и, при удачной экзаменовке им вручают свидетельство об окончании автошколы. Права пока выдавать нельзя.
- 18 лет можно получить ВУ категорий «B» и «C», а при желании еще и обучиться вождению тяжелого мотоцикла.
Учиться водить пассажирский автотранспорт, согласно п. 12.4 Постановления №1090 от 23.10.93, разрешается с 20 лет. Исключение – будущие военные водители, направленные в автошколу от военкомата. Для них законодательно разрешено обучение на категории D и D1 с 18 лет.
Возраст получения прав на другие категории
Перевозить различные грузы можно на ТС, для которого требуется открытие категории «С». Прежде чем узнавать со скольки лет учатся в автошколе, необходимо знать, что в данном случае сдать экзамен можно только с 17 лет. Эти же условия касаются трициклов, квадроциклов и легких грузовиков. Что касается категории «Д», то ее можно открыть только после 21 года. Поэтому следует узнавать для каждой категории, с какого возраста обучаются в автошколе, и когда можно получить права.
Чтобы получить права на автомобиль возраст считается главным фактором. Поэтому необходимо знать со скольки лет можно обучаться в автошколе и когда можно получить права в зависимости от категории и ТС. Приходите учиться в автошколу к нам — поможем сдать на права гарантировано.
Удостоверения водителя со сроком прекращения действия в 2022 и 2023 годах продлены на 3 года
Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.
Инициатором этого сдвига в сроках стало Министерство внутренних дел РФ. Этот проект был разработан ими совместно с Министерством экономики и развития. Данная инициатива проведена на основании полномочий Правительства РФ и имеет цель в уменьшении нагрузки в административной сфере не только для граждан, но и бизнеса.
Это новое постановление касается автомобилистов, которые реализуют управление транспортным средством для личных нужд, реализации трудовой или предпринимательской деятельности. Эта группа граждан в течение трех следующих лет может не проводить замену прав, так как их активность продлевается автоматически. Теперь документ не будет считаться просроченным.
В самом Министерстве внутренних дел Российской Федерации обращает внимание, что процент выдачи и получения удостоверения водителя на основании истечения периода действия, имеет самый большой процент. Ситуация с продлением позволит снизить ажиотаж и дать автомобилистам возможность управления машиной на официальном уровне. В среднем количество таких счастливчиков насчитывает более пяти миллионов.
Дополнительно к этом Министерство внутренних дел РФ официально информирует на своем портале о других продлениях. Ранее на основании постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года, с присвоенным номером №353 «Об особенностях разрешающих действий на территории Российской Федерации на 2022 год», на один год были увеличены сроки заключения Госавтоинспекции о действии информационной базы для обучения в автошколах. Другими словами теоретический материал останется идентичным прошлому году. Этот вариант уступки не только упрости процедуру повторной сдачи экзаменов, но по аналогичной схеме снизит административную нагрузку с физических и юридических лиц.
Многие пишут, что после 1 апреля права выдают с 17 лет. Мы разобрались и выяснили – это не совсем так
На самом деле поправки, внесенные в административный регламент, по факту работать не будут – до тех пор, пока Госдума не изменит закон о безопасности дорожного движения. А это потребует много времени – и вообще не факт, что когда-то такой закон будет принят.
Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.
Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года.
Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена.
Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.
Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт.
Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.
Многие СМИ и эксперты поспешили сообщить, что с 1 апреля правила изменились и теперь водительские права можно получить с 16 лет, а начинать ездить – с 17-летнего возраста в присутствии водителя-наставника. Увы, радость оказалась преждевременной:
- пункт 28.8 – единственный пункт в административном регламенте, где прописывается возраст кандидата в водители. Больше там нет ничего – ни о водителе-наставнике, ни о праве получить права в 17 лет;
- в пункте 2 указывается, что кандидаты в водители должны соответствовать требованиям по возрасту, прописанным в статье 26 закона «О безопасности дорожного движения»;
- в эту статью никаких изменений с 1 апреля не вносилось, и возраст, с которого кандидатов в водители допускают к экзамену, остался неизменным.
В частности, с 16-летнего возраста можно получить права на категорию «М» (мопеды) и подкатегорию «А1» (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Получить права категории «А» (мотоциклы), «B» (легковые авто) и «C» (грузовые авто) можно по-прежнему с 18-летнего возраста. Другие категории открываются при условии, что кандидат в водители еще старше.
Как и раньше, кандидат в водители может сдать экзамен, когда ему исполнится 17 лет (на категорию «B» или «C») – но водительское удостоверение он все равно получит, лишь когда ему исполнится 18 лет.
Таким образом, по сути, касательно возраста кандидатов в водители с 1 апреля не изменилось ровным счетом ничего – просто в Административный регламент добавили пункт, который в будущем будет согласовываться с поправками к закону «О безопасности дорожного движения».
Что на самом деле изменилось с 1 апреля?
Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.
Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года. Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена. Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.
Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт. Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.
В России уже не первый месяц идет обсуждение перехода с пластиковых водительских удостоверений на электронные. Сейчас в формате эксперимента их уже используют. Для этого достаточно запросить QR-код в приложении «Госуслуги. Авто».
Именно этот QR-код и показывается сотрудникам ГИБДД вместо привычных прав. Представитель Госавтоинспекции считает все данные при помощи служебного мобильного устройства со специальным программным обеспечением.
Однако система пока работает неидеально, поэтому даже при наличии электронных прав, при себе нужно иметь пластиковое водительское удостоверение. Ели его не будет, а программа не считает QR-код, автомобилисту могут выписать штраф в размере 500 рублей.
После того, как эксперимент завершится, его результаты изучат представители МВД и ГИБДД. Только после этого ведомства примут решение о возможности перехода на цифровые права.
Новый список документов для получения прав
Правительство России выпустило проект постановления, согласно которому с 1 марта 2023 года изменится список документов, необходимых для прохождения водительского экзамена.
Так, будущим водителям больше не нужно будет предоставлять справку о медицинском освидетельствовании. Именно в ней прописывается, может ли человек управлять автомобилем с учетом своего состояния здоровья.
Однако медкомиссию проходить все же придется. Поскольку ее результаты сотрудники ГИБДД будут запрашивать в электронном виде через Минздрав незадолго до экзамена.
Предполагается, что такой шаг позволит ускорить сдачу экзаменов и выдачу водительских удостоверений.
Однако сотрудники Госавтоинспекции советуют все же брать с собой справку тем, кто планируется сдавать экзамен в первые месяцы после вступления нововведения в силу. На начальном этапе система будет проходить апробацию и может давать сбои.
Допуск к управлению автомобилем с 17 лет
МВД подготовило ряд изменений в ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения». В первую очередь, они касаются допуска несовершеннолетних к управлению автомобилем. Получить права можно будет так же, как и раньше, только в 18 лет. А вот управлять машиной разрешат с 17 лет, но при условии, что рядом находится сопровождающий, соответствующий определенным требованиям. Но какие это будут требования, пока неизвестно.
Полагается, что сопровождающий должен быть совершеннолетним с определенным водительским стажем и инструктором автошколы. Получается, что обучаться на права можно будет с 17 лет, но пока не исполнится 18 лет, о правах можно не думать.
Есть еще один нюанс. Если будет зафиксировано, что несовершеннолетний управляет машиной в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то с этого момента получить права можно будет только через год.
Какой должна быть квитанция?
Порядок оплаты государственных пошлин за изготовление и выдачу водительских прав описывается в Налоговом Кодексе (ст.333.33, пункт 4, часть 1).
Правильно заполненная квитанция об оплате госпошлины за водительские права позволит беспроблемно подать документы для получения удостоверения. Обязательны к заполнению поля для идентификации личности и вида платежа в 2023 году:
- Паспортные данные плательщика.
- Адрес регистрации.
- Реквизиты управления ГИБДД.
- Вид платежа (пошлина за выдачу водительских прав, замену).
- Сумма оплаты (с расшифровкой валюты).
Что делать, если при оплате госпошлины допущена ошибка?
Не редки случаи выявления ошибок при заполнении квитанций за оплату госпошлины при получении водителського удостоверения. При рассмотрении распространенных ситуаций в 2023 году подбирается следующее решение:
- Ошибка в фамилии или имени – при проведении платежа через операциониста банка, Почты России можно попросить поставить отметку с печатью с указанием правильных данных. Если получена квитанция в терминале или в интернет-банкинге, пробуют отдать в ГИБДД. Часто инспектор не сверяет точно фамилию и имя, так как важно распределение в нужную инстанцию.
- Ошибка в номере счета для перечисления пошлины – следует обратиться в банк, через который осуществлялся платеж, и написать заявление на возврат.
- Не зачислена полная сумма – доплатить необходимую величину и при предъявлении документов приложить две квитанции.
- Ошибка в паспортных данных плательщика – возможно придется принести новый чек, а по старой квитанции написать заявление на возврат в отделении инспекции.
Если инспектор не принимает чек, следует написать заявление на возврат излишне уплаченной госпошлины. Это делается через административный отдел ГИБДД, куда может направить сотрудник приемного окна. В обращении указываются реквизиты для перечисления средств с расшифровкой причины возврата и приложением квитанции.
Как обстоят дела с выдачей прав на вождение автомобилей в других странах
В Европе и США сегодня отмечается тенденция к снижению возрастного порога для выдачи прав на управление транспортным средством. Так, например, в Словакии, Венгрии, Ирландии, Великобритании и Италии можно получить водительское удостоверение уже с 17 лет. А в таких странах как Норвегия, Израиль, Швеция, Франция и Германия права выдают даже шестнадцатилетним. При этом в этих странах отсутствуют какие-либо серьезные проблемы с аварийностью у молодых водителей.
Возможность выдачи прав на управление транспортным средством молодым людям обеспечивается за счет качественной подготовки водителей, а также наличия качественной системы тестирования в том числе и определения психотипа личности, что позволяет отсеять людей, которые не отвечают за свои поступки. А именно такие водители и представляют наибольшую опасность для других участников движения.
Несмотря на сниженный возрастной ценз получить права в развитых странах мира не так-то просто. В первую очередь самому обучению начинающих водителей тут уделяется куда большее внимание, нежели чем в России. Обучение в такой автошколе в США или в странах Западной Европы занимает до полугода, причём водители проходят многочисленные тестирования, которые и позволяют им в последующем получить заветные права на управление машиной.
В ряде стран имеются даже определенные ограничения на управление транспортных средств для молодых водителей. Так, например, в Новой Зеландии все молодые водители обязаны полгода ездить под присмотром взрослых опытных товарищей, стаж вождения которых превышает 5 лет. Это позволяет существенно снизить аварийность, избавляя от проблем с молодыми водителями.
Возраст для получения права управления
Рассмотрим статью 26 закона «О БДД»:
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
- транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами подкатегории «В1» — лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами подкатегории «A2» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категории «B» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи;
- транспортными средствами подкатегории «С1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «B» в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории «D» или подкатегории «D1»;
- транспортными средствами категории «С» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категории «B» в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории «D» или подкатегории «С1» или «D1»; лицам, достигшим девятнадцатилетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории «С1» в течение не менее двенадцати месяцев; лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктами 3 или 4 настоящей статьи;
- транспортными средствами категорий «Tm», «Tb» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста;
- транспортными средствами подкатегории «D1» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «B» в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории «C» или подкатегории «С1»; лицам, достигшим девятнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 4 настоящей статьи;
- транспортными средствами категории «А» — лицам, достигшим двадцатичетырехлетнего возраста; лицам, достигшим двадцатилетнего возраста и имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории «А2» в течение не менее двадцати четырех месяцев;
- транспортными средствами категории «D» — лицам, достигшим двадцатичетырехлетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категории «B» в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории «С» или подкатегорий «С1» или «D1»; лицам, достигшим двадцатидвухлетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории «D1» в течение не менее двенадцати месяцев; лицам, достигшим девятнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 4 настоящей статьи;
- составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее двенадцати месяцев;
- составами транспортных средств подкатегорий «C1E», «D1E» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «C», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев.
Изменения в практической части
Главным изменением в сдаче экзамена стала смена площадки: если раньше испытание проводилось на площадке и в городе, то теперь тестировать умения начинающего водителя будут сразу на шоссе. На закрытой площадке экзамен больше проводиться не будет. Но таким образом сдавать на права будут лишь водители, претендующие на право управления мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.
По новым правилам в салоне вместе с экзаменуемым теперь может находиться к примеру сотрудник автошколы, другой учащийся или представитель иных учреждений. Это позволит обеспечить прозрачность проведения экзамена и облегчить решение спорных ситуаций с помощью оценки третьей стороны.
Категория водительских прав на самоходные машины в 2023 году
Общее определение для самоходного транспорта – это средства передвижения, не предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования. Еще одна особенность – максимальная скорость. Она не превышает 50 км/ч. Сюда обычно относят трактора, комбайны и прочую сельскохозяйственную технику. Однако этим группа не ограничивается.
Категорий/ подкатегория |
Допустимый транспорт | Возраст | Требования для оформления |
---|---|---|---|
AI | мототранспорт | с 16 лет | Медицинская справка;
Наличие профильного образования по специальностям, что связаны с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется) |
AII | автотранспорт общим весом менее 3,5 тонн и количеством сидячих мест не более 8+кресло водителя (аналог легковых машин) | с 19 лет | Наличие водительского удостоверения категории B и опыт вождения более 1 года |
AIII | автотранспорт, предназначенный для транспортировки грузов и весом более 3,5 тонн | с 19 лет | Наличие водительского удостоверения категории C и опыт вождения более 1 года |
AIV | автотранспорт для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 | с 22 лет | Наличие водительского удостоверения категории D и опыт вождения более 1 года |
B | гусеничные или колесные авто с мощностью двигателя до 25,7 кВт | с 17 лет | Мед.справка;
Наличие профильного образования по специальностям, связанным с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется) |
C | колесный спецтранспорт с мощностью двигателя от 25,7 кВт до 110,3 кВт | с 17 лет | Медицинская справка;
Прохождение обучения |
D | колесный спецтранспорт с мощностью двигателя более 110,3 кВт | с 18 лет | Мед.справка;
Прохождение обучения |
E | гусеничный спецтранспорт с мощностью двигателя более 25,7 кВт | с 17 лет | Мед.справка;
Прохождение обучения |
F | самоходные транспортные средства сельскохозяйственного назначения | с 17 лет | Мед.справка;
Прохождение обучения |
Перечень средств передвижения, а также требования по оформлению документов утверждены «Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста».
К самоходным машинам могут быть приравнены устройства собственной сборки (самоходные тачки и т.д.). Они также должны быть зарегистрированы в ГИБДД, а водитель – иметь права на управление.