Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Европротокол: правила оформления и частые ошибки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во-первых, нужно понимать: чтобы потерпевший получил свое возмещение, от второго участника аварии не требуется признания вины. Пострадавший в ДТП, в соответствии со статьей 14.1 Закона «Об ОСАГО», заполнив европротокол, пишет заявление не о страховом возмещении, а о прямом возмещении убытков, и направляет его вместе с извещением не страховщику виновника, а собственному в течение пяти рабочих дней.
Правила составления: как правильно нарисовать
Сотрудники ГИБДД обычно составляют схему на специальной бумаге в клеточку либо листе формата А4. Страница подписывается. Для начертания используется синяя шариковая ручка. Извещение о ДТП (европротокол) имеет мало места для оформления схемы. Все обозначения нужно отразить четко, без помарок. Обязательные для соблюдения правила:
- описание – печатным шрифтом;
- в процессе составления участвуют оба водителя;
- под схемой ДТП должна присутствовать пара подписей – обоих водителей.
Допускается внесение исправлений – при заверении подписями участников. Желательно заранее обсудить со второй стороной порядок заполнения. Пошаговый алгоритм составления:
- определяется масштаб – наносятся контуры трассы, схематично отображается масштаб (мелкие детали прорисовывать не требуется);
- обрисовываются контуры транспортных средств – достаточно выполнить их в виде прямоугольника с фарами;
- указываются координаты транспортного средства – замеряется дистанция между ТС, колесами и краем дороги.
Хорошее решение: предварительно составить черновик, прояснить нюансы ДТП. Далее перенести на оригинал бланка.
Порядок и условия оформления
Выплаты по европотоколу при ДТП осуществляются только в том случае, если все бумаги заполнены правильно. Данный документ регулируется рядом правовых актов, в число которых входит пункт 1 статьи 11 ФЗ РФ «Об ОСАГО», регламентирующий следующие нормы:
- ущерб нанесен исключительно транспортным средствам. Если же во время ДТП были пострадавшие или отмечена порча иного имущества (гаджетов, багажа, оборудования), то в этом случае оформить европотокол самостоятельно нельзя;
- отсутствуют пострадавшие. Никому не требуется медицинская помощь;
- выплата осуществляется, если пострадало 2 ТС (не больше и не меньше), включая прицепы (если такие имелись);
- у участников нет никаких разногласий в случившемся (виновник ДТП определен и согласен с этим );
- у обоих водителей имеются действующие полисы ОСАГО.
Требования по составлению
При составлении схемы ДТП в 2023 году необходимо придерживаться установленных требований:
- Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
- Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
- Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
- Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
- Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.
Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.
Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.
Как правильно заполняется извещение?
Прежде чем приступить к написанию европротокола обеими сторонами ДТП обратим ваше внимание на необходимые действия сразу после аварии. Допустим, что вы уже знаете «примитивные» правила первоочередных действий по ПДД.
Но из не очевидных для большинства автолюбителей следует произвести также следующие:
- отфотографируйте место происшествия: общее положение организации дорожного движения (по нему вы будете рисовать схему в европротоколе), дорожные знаки и разметку, расположение автомобилей и повреждения (общим планом и детально),
- запишите номера телефонов очевидцев – в случае проблем с выплатой по европротоколу они вам могут понадобиться,
- пообщайтесь с водителем и установите, что у вас нет разногласий относительно ДТП и что виновник признаёт свою вину (подумайте и сами об этом, если виновный – вы), обоюдно решите, что оба хотите заполнить извещение,
- теперь вам нужно убедиться в подлинности и наличии полиса ОСАГО у второго участника, а также на всякий случай проверить свой; и этому мы посвятим небольшую инструкцию ниже.
Нюансы и подводные камни
Страховая компания не направит отказ на заявление о выплате компенсации, если участники ДТП учтут такие особенности процедуры:
- Для зарисовки схемы используется отдельный лист. Его формат А4. Так рисовать следует, когда в разбирательствах участвует сотрудник ГИБДД. Также зарисовка события производится в пункте 17 Европротокола.
- Автомобили отчаются, как буквы А и В. На рисунке имеют вид прямоугольника.
- Если участники самостоятельно заполняют бланк документа, чертеж изображается в извещение о дорожном происшествии.
- Когда типовые схемы подходят их разрешено использовать.
- Документ отображает все совершенные действия во время управления ТС, маневры. Особое внимание отводится обгону, изменению полосы движения.
Требования к составлению схемы ДТП в 2021 году
Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.
Если допущены ошибки, исправлять весь план не нужно. Достаточно зачеркнуть неверные данные, указать правильную информацию и рядом с ней поставить подпись Исправления верны. Схема ДТП в обязательном порядке должна быть подписана. Процедура выполняется, когда все сведения внесены. Подписи проставляют оба участника происшествия. Когда действие осуществлено, внесение исправлений становится недопустимо. Перед тем, как подписать бланк извещения, необходимо внимательно проверить информацию.
Частые ошибки при составлении схемы дорожной аварии в 2021 году
Если составлением схемы ДТП занимается представитель Госавтоинспекции, обычно в оформлении плана проблем не возникает. Однако использование европротокола приводит к необходимости выполнить процедуру самостоятельно. В результате повышается риск появления ошибки. Чаще всего водители допускают следующие из них:
- Место первого соприкосновения транспортных средств определено неправильно. Причиной ошибки нередко становится невнимательность.
- Водитель пытается скрыть выполнения тех или иных маневров. Действия выполняются исключительно из-за присутствия умысла. Осуществляя манипуляцию, автолюбитель надеется переложить вину на другого участника происшествия. Примером подобного выступает отказ признания в попытке совершения обгона перед столкновением или превышения скорости.
- Сигналы светофора описаны противоречиво. В этом случае для выяснения обстоятельств привлекаются очевидцы. На основании их показаний принимается решение о том, кто из водителей прав.
Правила составления документа
Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:
- место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
- ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
- дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
- дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
- расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
- направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.
Если зарисовка дорожно-транспортного происшествия не верна
На практике нередко возникает ситуация, когда участники ДТП, ознакомившись со схемой места происшествия, не соглашаются с ее формулировкой. В таком случае возникает необходимость в оспаривании данного документа согласно законодательству РФ.
Обычно участники аварии не согласны со схемой, если она составлялась без их ведома. Но даже личное присутствие заинтересованного лица при составлении схемы не всегда гарантирует её полноту и достоверность.
Опротестовать изображение можно, если:
- информация неполная (не зафиксированы следы, имеющие отношение к ДТП, нет дорожных условий, способствующих возникновению аварийной ситуации);
- схема недостоверна (специально или случайно искажена – ошибочно отображено место столкновения автомобилей или наезда на пешехода);
- рисунок оформлен с нарушением нормативов (обжалуется в установленном законом порядке).
Отдельным случаем, при котором схема ДТП считается недействительной и должна быть опровергнута – её фальсификация – умышленное искажение всех сведений или их части. Выбор способа оспаривания зависит от конкретной ситуации и исходит из оснований, по которым конкретный участник не согласен со схемой.
Обычно исправление схемы происходит путем:
- восполнения недостающих сведений (дополнительный осмотр места происшествия, которое проводится по ходатайству лица не согласного с первой версией документа);
- опровержения всех данных (приобщение к материалам дела новых доказательств в противовес исходным данным).
Сотрудники ГАИ имеют весомый опыт рассмотрения ДТП и составления схем, поэтому если их вызвать, проблемы при составлении такого документа обычно отсутствуют. Чаще всего сложности возникают при изображении схемы ДПТ самостоятельно. Как нарисовать схему ДТП и свести возможные проблемы к минимуму? Необходимо обратить внимание на следующие особенности составления:
- невозможность определить место первого удара, повлекшего дальнейшие повреждения, приведет к вызову сотрудников ГИБДД;
- противоречия, возникшие при описании сигналов светофоров, возможно ли уладить на месте;
- умышленное сокрытие одной из сторон информационных сведений по поводу маневра, который необходимо было совершить, приведет также к обращению за помощью к органам, контролирующим безопасность дорожного движения.
Рекомендации по заполнению
Чтобы исключить вероятность возникновения претензий по оформлению европротокола, при внесении сведений в бланк следует придерживаться некоторых требований:
√ Заполнять ручкой. Использование карандаша недопустимо в связи с возможностью изменения данных в дальнейшем;
√ Почерк должен быть разборчивым. Если же он совсем «докторский», то лучше использовать печатные буквы;
√ Наличия помарок или исправлений следует избегать, так как в будущем они могут стать причиной появления лишних проблем. Поэтому при допущении ошибки рекомендуется взять новый бланк;
√ Все обязательные графы должны быть заполнены.
Выполнение вышеуказанных требований – это первое, что необходимо учитывать участникам ДТП, желающим избежать претензий со стороны заинтересованных лиц.
Оформление ДТП в 2021 году может осуществляться:
- Самостоятельно участниками происшествия. Составляется в той ситуации, если есть нюансы и соблюдены требования для составления аварии по Европейскому протоколу.
- Работниками Госавтоинспекции. Это происходит в той ситуации, когда аварию нельзя оформить по Европротоколу, участники ДТП вызывают на место работника инспекции.
Европротокол представляет собой процесс оформления документов о ДТП без работников автоинспекции. Если он составлен и заполнен верно, то он послужит базой для получения финансовой компенсации по полису. Оформление ДТП по правилам Европротокола позволяет самостоятельно зафиксировать случившееся, и продолжить дорогу в самом скором времени, не провоцируя при этом задержек на проезжей зоне. Все это делается в соответствии с действующим законодательством.
Для того, чтобы составить Европротокол нужно, чтобы были соблюдены некоторые условия:
- В аварии пострадал лишь автотранспорт, и у обеих сторон имеется ОСАГО.
- Нет пострадавших и погибших, другому имуществу не нанесен ущерб.
- Нет противоречий касательно повреждений и виноватой стороны.
- Размер урона равен не больше 50 тыс. руб.
Когда ДТП не подлежит всем вышеуказанным условиям, то оформлять происшествие следует в общем порядке.
Получают форму в СК при покупке ОСАГО или КАСКО. За бланком можно отправиться в филиал СК или отыскать его сайте вашего страховщика. Еще можно воспользоваться специальными системами «Грант» или «Консультант».
Схема ДТП — бланк и образец заполнения в 2020 году
Схема ДТП — один из главных методов определения виновника аварии. Она дает возможность лицам, которых не было на ДТП, получить представление о дорожном происшествии. Графический план отображает все подробности аварии, имеющие значение для установления виновности или невиновности участников столкновения.
Оформление схемы аварий машин в предшествующие годы производилось сотрудниками дорожной инспекции, и не слишком интересовало обычных водителей. Однако нововведения в ПДД изменили ситуацию коренным образом.
С 1 июля 2015 года мелкие происшествия можно оформлять самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД.
Все бумаги участники заполняют самостоятельно, и схематическое изображение ДТП — один из самых сложных этапов процесса.
Когда можно оформить по Европротоколу
Оформить аварию по упрощенной схеме можно не всегда. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
- Нет пострадавших людей.
- Столкнулись и повреждены только два транспортных средства (далее — ТС), в том числе с прицепами — то есть другое имущество (например, забор, столб, дорожное ограждение, груз) не пострадало.
- У участников аварии есть действующие договоры ОСАГО (или «Зеленая карта»).
- Разногласий между водителями нет и это зафиксировано в извещении о ДТП.
- Спор между водителями есть, но информация о ДТП зафиксирована с помощью системы ГЛОНАСС либо одного из специальных приложений «Помощник ОСАГО»/ «ДТП Европротокол».
- Ущерб, который причинен ТС, не превышает максимального размера выплаты по страховке — не более 100 тыс. руб.
Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой
Законом не установлено как правильно рисовать схему ДТП для страховой, существует лишь перечень рекомендации по заполнению, в котором указано какие детали важно отобразить в схеме. В соответствии с письмом Минобрнауки России от 13.04.2015 N АК-1009/06 «О направлении методических рекомендаций» при дорожно-транспортном происшествии водитель обязан заполнить извещение о ДТП, элементом которой обязательно должна быть тщательно нарисованная схема ДТП
В правила составления схемы ДТП обязательно входит:
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 13.04.2015 N АК-1009/06 «О направлении методических рекомендаций» при дорожно-транспортном происшествии водитель обязан заполнить извещение о ДТП, элементом которой обязательно должна быть тщательно нарисованная схема ДТП. В правила составления схемы ДТП обязательно входит:
-
Название улиц.
-
Направление движения транспортных средств.
-
Положение транспортных средств во время столкновения и их конечное положение.
-
Расположение светофоров.
-
Дорожные знаки и их расположение.
-
Линии дорожной разметки (разделительные полосы, белую линию, запрещенное движение и т.п.).
-
По возможности — расположение и конфигурацию осыпей грязи, осколков, отломков, следов торможения, следов заноса и т.п.