Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому положены и как начисляются стимулирующие выплаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея введения фиксированной ставки обусловлена тем, что текущий порядок начисления заработной платы учителям крайне непрозрачен. Известны случаи, когда педагоги получали доплаты по необоснованным причинам, вроде работы с хором.
Выплата стимулирующих: ответы на часто задаваемые вопросы
Мы публикуем сегодня ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по поводу стимулирующих выплат. Судя по количеству обращений в профсоюз, эта тема остается одной из самых актуальных.
Профсоюз «Учитель» считает, что необходимо признать ошибочной действующую в настоящее время так называемую «новую систему оплаты труда» (НСОТ) в образовании, внедрение которой на практике привело, практически повсеместно, к кабальной зависимости педагогов от администрации образовательных учреждений.
1. Нам перестали платить стимулирующие, что делать, как привлечь директора к ответственности?
Стимулирующие в образовательной сфере носят характер выплат для поощрения хорошо работающих работников, то есть, по сути они относятся к премиальному типу выплат, поэтому их размер и регулярность оставлены на усмотрение работодателя или комиссии по назначению стимулирующих. В положении об оплате труда или положении о стимулирующих, которые приняты в образовательном учреждении, прописаны критерии начисления и снятия баллов. Сама по себе эта система не противоречит Трудовому кодексу. Другое дело, что критерии могут быть абсурдными, несправедливыми и т.д., но это уже другая история.
Стимулирующие выплаты в 2017 году
В текущем году никаких изменений в трудовое законодательство по вопросам материального стимулирования работников не вносилось. Норма достаточно «старая», тем более что работодатель должен фактически самостоятельно продумать, разработать, прописать, закрепить и обеспечить выполнение той системы оплаты труда, которая кажется ему наиболее эффективной.
Поэтому для компаний, которые взялись за разработку и внедрение локальных нормативных актов, где предусматриваются стимулирующие выплаты в 2017 году, вполне возможно использовать образцы документов, действующих предыдущие годы.
Образцы локальных актов компании, где предусматриваются стимулирующие выплаты в 2017 году , можно скачать
Читайте по теме в электронном журнале
Чиновники кормят учителей обещаниями
Проект постановления Правительства уже вызвал серьёзную критику со стороны педагогов. Профсоюз «Учитель» опубликовал заявление, в котором подробно разъяснено, почему новый порядок расчёта учительских зарплат не приведёт к их увеличению.
– Главная проблема в том, что для повышения учительских зарплат необходимо увеличить финансирование образования из бюджета, но дополнительных средств на это власти выделять не планируют, – пояснила «Октагону» оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.
«В результате сложилась ситуация, что чиновники получили поручение от президента разобраться с заплатами педагогов, но они не могут повысить зарплаты, потому что на это нет бюджета. Остаётся только имитировать бурную деятельность».
Какие доплаты положены учителям высшей категории
Аналогичный принцип действует для учителей высшего типа квалификации. Рассчитаем, сколько доплачивают учителю за высшую категорию, для этого размер оклада умножим на повышающий коэффициент, например 0,3, и получим необходимую величину.
Вот пример, какая зарплата получится у учителя математики с доплатой за высшую категорию педагогу со стажем 15 лет. Для него установлены следующие параметры:
- оклад — 7000 руб.;
- работает в неделю 22 часа;
- надбавка за стаж — 700 руб.;
- повышающий коэффициент за квалификационную категорию — 0,3;
- за проверку ученических работ — 0,1.
Рассчитаем за нагрузку: 7000 / 18 x 22 = 8555,56. За категорию получаем 8555,56 х 0,3 = 2566,67. За проверку работ: 8555,56 х 0,1 = 855,56. Добавляем еще 700 рублей за 15-летний стаж.
Какими актами регулируется вопрос?
Стимулирующие выплаты учителям в 2020 году регламентируются федеральными и региональными актами. Самым главным регулятором является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017), устанавливающий общие положения о труде. Также имеется Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 19.01.2019) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с «Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений»), в котором описывается порядок формирования оплаты для учителей.
Ответы на распространенные вопросы
1.Вопрос №1:
Что входит в понятие стимулирующих выплат для учителей?
Ответ:
Стимулирование труда все больше набирает популярность среди работников бюджетной сферы. Данная система оплаты труда введена для стимулирования сотрудников к участию не только в школьном процессе, но и проведению внеклассных мероприятиях, подготовка различных конкурсов, концертов, олимпиад. Разработка и внедрение в процесс жизни ученика новых технологий и методик для улучшения качества работы и получения знаний. А также контакт и индивидуальная работа с родителями учащихся, привлечении их в качестве помощников, все это влияет на получение дополнительных наград и поощрений со стороны государства и директора учреждения, потому что именно он является замыкающим звеном в начислении баллов.
2.Вопрос №2:
Правильно ли это, что учитель должен зарабатывать стимулирующие выплаты?
Ответ:
Труд учителя должен быть высоко оценен в наше время. Поскольку данная профессия является трудной и нервной. А заработная плата не так высока, чтобы стараться и напрягаться. Поэтому возможно и есть положительные моменты в том, что разработана дополнительная система по увеличению дохода педагога за счет стимулирующих выплат, тут каждый решает для себя, хочет он получать больше или ему достаточно оклада, который есть. В основном педагоги стараются проявить инициативу, разработать какие-либо новшества для учебного процесса, чтобы повысить и свой уровень преподавания и материальное положение.
Компенсационные выплаты
Сколько: до 200 процентов от зарплаты.
Кто может рассчитывать: все категории педагогов.
Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.
Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.
Компенсацию платят за:
- сверхурочную работу;
- проверку письменных работ;
- заведование кабинетами;
- руководство предметными комиссиями;
- работу в сельской местности;
- работу с детьми-сиротами.
Пособия молодым учителям
Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:
- единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
- надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.
Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.
Как получить:
- устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
- заключить трудовой договор не менее, чем на три года.
Да, в официальных отчётах фигурируют вполне красивые цифры зарплат учителей. Но это всего лишь средние показатели. Из чего они складываются? Из того, что на Камчатке зарплата 112 тыс. руб., в Ивановской обл. — 29 тыс., а где-то — ещё ниже. Ситуация в регионах очень разная. В среднем же всё хорошо: 45 тыс. руб. в месяц для школьного педагога вполне приемлемый заработок. А конкретный человек приходит и говорит: мне на жизнь не хватает. В итоге учитель трудится на 1,5–2 ставки, к которым ещё прилагаются «добровольно-принудительные» обязанности в виде проведения конкурсов, олимпиад, классных часов и т. д.
Стимулирующие выплаты: право или обязанность работодателя?
Таким образом, если стимулирующая выплата (премия) входит в состав заработной платы, установлена локальным нормативным актом работодателя, соглашением или коллективным договором, связана непосредственно с выполнением трудовых обязанностей, то выплата такой премии не зависит от усмотрения работодателя и является обязательной. Руководителю на заметку. При указании в договоре размера премии необходимо отразить условия премирования и (или) дать ссылки на локальные акты, регулирующие выплату премий работникам. Отсутствие этих сведений и доказательств ознакомления работников с данными локальными актами будет означать, что премии являются составной частью заработной платы и должны быть выплачены в обязательном порядке.
Разовые премии, которые не входят в систему оплаты труда, не установлены локальным нормативным актом, соглашением, коллективным договором, выплачиваются по усмотрению работодателя и не являются обязательной выплатой. На практике очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда объём финансовых средств для стимулирования работника уменьшен по сравнению с другими, или работник полностью лишён такой выплаты. Может ли работодатель уменьшить размер стимулирующих выплат (или полностью отказать в ней) конкретному работнику в связи с применением дисциплинарного взыскания?
Судебные споры, связанные с уплатой стимулирующих выплат
в нарушении п. 3.2.6 ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 и п. 16.38 ЦРБ-756 была установлена.
Согласно Положению о премировании работников для Локомотивного депо Пушкино Московской железной дороги за основные результаты производственной деятельности, премирование работников за соответствующий период не производится при нарушении производственных и технологических инструкций, трудовой, производственной и исполнительской дисциплины.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела пришел к следующим выводам: «Суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись основания для лишения истца премии, так как факт допущенных им нарушений п.
3.2.6 Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог и п. 16.38 Правил технической эксплуатации железных дорог нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства и не был опровергнут истцом в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 3 Положения о премировании работников локомотивного депо Пушкино Центральной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», размер премии, начисленный за выполнение показателей, может снижаться или не выплачиваться полностью за нарушение Правил технической эксплуатации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе, Инструкции по сигнализации и связи, других производственных инструкций и нормативных документов. Поскольку истцом было допущено нарушение п. 3.2.6 Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог и п.
16.32 Правил технической эксплуатации железных дорог, работодатель правомерно не выплатил ему премию. Судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по
Отмена стимулирующих выплат
Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд отклонил довод истца о том, что ему была незаконно уменьшена заработная плата.
При этом суд, разъясняя порядок применения ст. ст. 191 и 135 ТК РФ, сослался на то, что стимулирующие выплаты, которые были отменены, производятся в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных локальными нормативными актами работодателя, в том числе с учетом условия, предусматривающего самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, объема работы, личного вклада работника в результаты деятельности организации. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Как указал суд, признавая доводы истца несостоятельными, истец был законно лишен надбавки в связи с наличием выговора.
Согласно положению об оплате труда выплаты стимулирующего характера не начисляются в случаях наложения дисциплинарного взыскания в отчетном периоде.
Стимулирующие выплаты в силу ст. 191 ТК РФ относятся к формам поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Из положений ст. ст. 21, 129, 191 ТК РФ следует, что премирование работников по результатам их труда есть право, а не обязанность работодателя.
Поскольку приказ о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора не отменен, работодатель имел законные основания к лишению работника выплат стимулирующего характера.
Факт того, что истец является кандидатом наук, имеет благодарности и почетные грамоты, не исключает права работодателя лишить его стимулирующих надбавок в связи с имеющимся дисциплинарным взысканием. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:3.5.
, Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:отмены неэффективных стимулирующих выплат; Статья 57.3.
Сколько реально получает учитель сегодня?
Несмотря на существования определённых норм оплаты труда педагогов, многие из них не получают даже средней зарплаты по региону. Согласно данным, более чем в 40 субъектах РФ выплаты учителям со всеми надбавками не достигают 15 000 рублей. При этом в некоторых регионах оклад составляет и вовсе каких-то 3-4 тыс. рублей. Чтобы получить остальное, педагоги вынуждены работать сверхурочно, вести продленки, брать классы на попечительство и еще многое другое.
В то же время московские учителя или педагоги, работающие на Дальнем Востоке, могут иметь более 90 000 рублей в месяц.
Новые правила начислений позволят хотя бы немного уровнять зарплаты работников системы образования и других муниципальных и финансовых учреждений.
Начисление и размер стимулирующих выплат учителям
К стимулирующим выплатам относят материальный характер доплат. Но они могут быть получены только при условии имеющихся показателей в работе, а также в области труда педагога. Законодательство указывает на то, какие должны быть достижения, чтобы рассчитывать на повышение оплаты труда.
Когда речь касается конкретного лица, который может устанавливать выплаты стимулирующего характера, то следует обратиться к Трудовому кодексу. В нем прописано, что таким правом наделены руководители, в сочетании с мнением представительного органа учреждения. Если обратить внимание на конкретный документ, где это все должно быть прописано, то это соглашение, заключенный договор, а также возможные нормативные акты локального характера.
Есть несколько условий, касающихся таких работников учреждений, как библиотекари. Они должны формировать фонд библиотеки и максимально активно, развивать его и сохранять на протяжении длительного времени, работать на постоянно основе с посетителями, повышать уровень своего профессионализма. Но даже все вышеперечисленные критерии не могут стать образцом и окончательным вариантом. Они постоянно совершенствуются и изменяются, чтобы достичь оптимального варианта. также вы можете получить дополнительную бесплатную юридическую консультацию по телефону, расспросить обо всех нововведениях в законодательстве профессиональных юристов.
Стимулирующая надбавка предоставляется при интенсивной работе, а также высоких показателях в ней. Не малое значение тут сыграет и то качество, которое должно оставаться на высоком уровне. При этом определенный коэффициент выставляется и при наборе большого опыта работы в данном направлении. По итогам всего сочетания этих пунктов выставляется и размер возможного получения вознаграждения конкретным сотрудником учебного заведения.
Когда речь идет об оценочном листе, то тут стоит обратить внимание на то, что в нем должны быть прописаны все указанные выше критерии, условия, а также бальная система оценок. Здесь также прописываются и сроки, в течение которых должны быть выполнены поставленные задачи. Это может быть неделя, год, четверть и прочее.
Мне за это не платят! » Стоит ли учителю каждую минуту помнить про стимулирующие выплаты
Мы предлагаем бороться за то, чтобы дополнительные виды работ педагога оплачивались не в баллах (размер которых никем не гарантирован), а в денежном эквиваленте или % от оклада сотрудника. Если работа выполнена, она должна быть оплачена и по известному заранее тарифу.
Проблемы со стимулирующими возникают из-за того, что работники не понимают разницы между старой системой оплаты труда и новой (НСОТ). Раньше премии шли действительно из фонда экономии труда, составляя относительно небольшую часть заработка, а теперь они названы «стимулирующими» и выплачиваются из фонда оплаты труда (ФОТ).
7. Надбавки за квалификационную категорию устанавливаются по результатам аттестации педагогическим и руководящим работникам (руководителям структурных подразделений, старшим мастерам и директорам (начальникам, заведующим) филиалов) образовательных учреждений, имеющим лицензию на образовательную деятельность.
Если с педагогом подписано дополнительное соглашение по поводу стимулирующих, но в нем не указана сумма выплат (в рублях или в % от оклада) и ее периодичность, то по умолчанию выплаты производятся в соответствии с локальными нормативными актами на этот счет и зависят от работодателя (или комиссии по стимулированию).
Мне за это не платят! » Стоит ли учителю каждую минуту помнить про стимулирующие выплаты
Кроме того, педагогические оклады могут сильно отличаться по регионам, несмотря на приблизительно одинаковую нагрузку и одну и туже работу. В итоге одним могут получать больше среднего МРОТ по стране, показатель которого сегодня соответствует 12 тыс. 792 руб., тогда как другие еле-еле набирают свой минимум в 3-4 тыс.
Стимулирующие в образовательной сфере носят характер выплат для поощрения хорошо работающих работников, то есть, по сути они относятся к премиальному типу выплат, поэтому их размер и регулярность оставлены на усмотрение работодателя или комиссии по назначению стимулирующих. В положении об оплате труда или положении о стимулирующих, которые приняты в образовательном учреждении, прописаны критерии начисления и снятия баллов. Сама по себе эта система не противоречит Трудовому кодексу. Другое дело, что критерии могут быть абсурдными, несправедливыми и т.д., но это уже другая история.
Напомним, что в разъяснениях от 28 мая рекомендуется в колдоговоре закрепить, что временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником осуществляется с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения.
7. Надбавки за квалификационную категорию устанавливаются по результатам аттестации педагогическим и руководящим работникам (руководителям структурных подразделений, старшим мастерам и директорам (начальникам, заведующим) филиалов) образовательных учреждений, имеющим лицензию на образовательную деятельность.
Размеры других видов надбавок и доплат за дополнительные виды работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебно-консультационными пунктами, пришкольными интернатами, вечерними и заочными отделениями и другие доплаты) определяются от тарифной ставки (оклада) согласно тарификации без учета надбавок за квалификационную категорию.
Порядок стимулирования бюджетников
Общая методика начисления СВ приведена в законодательстве (те же параграфы ТК) и расшифрована в документах трехсторонней комиссии. К примеру, на 2020 год нормы приведены в протоколе № 11 от 23.12.16. На основании рекомендаций каждое профильное министерство издает регулирующий документ для подведомственных организаций. Так, СД в сфере образования начисляются по рекомендациям Минобрнауки РФ, изложенным в письме № АП-1073/02 от 20.06.13.
В частности, структура начисления стимулирующих приведена в приказе Минздравсоцразвития № 818 от 29.12.07.Она такова:
- доплаты за: непрерывный стаж и выслугу;
- качество работы;