Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как по закону ездить на квадроцикле по городу и по проселочной дороге». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К запрещенным к езде на таком транспорте местностям относятся особо охраняемые природные территории ООПТ. Например, полностью под запретом любая езда в заповедниках. В заказниках запрещено ездить вне дорог общего пользования. При этом во время путешествия нельзя совершать стоянки.
Можно ли ездить на квадроцикле по городу: правила, требования и рекомендации
Можно ли ездить на квадроцикле по городу: правила, требования и рекомендации
Квадроцикл как средство передвижения с каждым годом набирает популярность. Связано это с его невысокой стоимостью, хорошей маневренностью и способностью преодолевать практически любые препятствия.
Поэтому вместо автомобильного ПТС (паспорт транспортного средства) выдается ПСМ (паспорт самоходной машины). Фактически квадроциклы находятся в одном классе с тракторами, погрузчиками, экскаваторами и прочей спец. техникой. На учет она ставится в органах Гостехнадзора по месту регистрации собственника.
Нужны ли для езды на квадроцикле права?
КвадрОцикл и КвадрИцикл
Удостоверение тракториста-машиниста для управления внедорожными мототранспортными средствами могут получить лица старше 16 лет, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие допуску к сдаче экзамена ( пп. «а» п. 11 Правил).
Где разрешена езда, а где нет
На квадроцикле допускается передвижение по дорогам общего пользования. Но водителю нужны: права, страховка ОСАГО и регистрация в Гостехнадзоре. Застраховать квадроцикл нужно до постановки на учет.
Езда по бездорожью – какие могут быть нюансы?
Казалось бы, если планируете ездить на квадроцикле по бездорожью, не нужно ни о чем беспокоиться, но и здесь есть нюансы. Если объем двигателя составляет более 50 см3, транспорт нужно зарегистрировать. Вероятность встретить сотрудников ГИБДД в полях или лесах близится к нулю, но, если это произойдет, грозит штраф и отправка транспортного средства на штрафстоянку. Исключением могут быть только случаи эксплуатации квадроцикла на частной территории. Без документов можно управлять только моделями с мотором объемом менее 50 см3, но выезжать на дорогу на них категорически запрещено.
Законом также предусмотрено обязательное оформление страхового полиса. Дело в том, что ДТП, в том числе с участием других транспортных средств и пешеходов, может случиться также за пределами города и асфальтированных дорог. Оформить ОСАГО можно на несколько месяцев (сезон эксплуатации).
Владельцы квадроциклов нередко сталкиваются с тем, что страховые компании под разными предлогами отказываются оформлять страховку. Объясняется это повышенными рисками по сравнению с автомобилями. Подобные действия страховой компании незаконны, можно направить жалобу в РСА, Роспотребнадзор, Антимонопольную службу.
На квадроцикле можно ездить по лесам, полям, горной и другой местности. Исключение составляют заповедники, национальные парки и другие природные территории, охраняемые государством. Также нельзя кататься на мотовездеходе на частной территории без разрешения владельца.
Некоторые особенности передвижения на квадроцикле
Итак, законодательством не предусмотрены ограничения на вождение мотовездехода по шоссе или городским дорогам. Однако производители подобной техники запрещают подобное, оговаривая это в инструкции. Квадроцикл предназначен для езды по бездорожью, все элементы его конструкции разработаны с учетом подобных особенностей эксплуатации. Поэтому длительное время ездить по асфальтированной дороге на этом транспортном средстве нельзя. Это, во-первых, достаточно не удобно, а во-вторых, небезопасно для мототехники. Ремонтировать ее при такой эксплуатации придется чаще.
Квадроцикл едет довольно медленно. Максимальная скорость многих моделей не превышает 65-70 км/ч. Этого более чем достаточно для экстремального райда и получения незабываемых впечатлений при езде по ухабистой грунтовой дороге. Но вот при передвижении по трассе у квадроцикла есть ограничение скорости – 40 км/ч. Это вызывает у некоторых водителей автомобилей множество негативных эмоций.
Сидение, колеса, подвеска и прочие элементы квадроцикла созданы для езды по пересеченной местности, преодоления препятствий. Если длительное время водитель будет ехать по трассе, это вызовет усталость и даже болезненные ощущения. Сидение квадроцикла сконструировано так, что водитель периодически приподнимается и едет стоя, преодолевая ямы и горбыли. Оно недостаточно комфортное для длительного сидения.
Шины имеют особый рисунок протектора, позволяющий покорять бездорожье. На твердой поверхности управляемость ощутимо снижается. Поэтому стоит учитывать, что законодательство не запрещает езду на квадроцикле по асфальтированной дороге. Но на практике это некомфортно и небезопасно для транспортного средства. Его механизмы и узлы из-за этого изнашиваются гораздо быстрее.
На каких квадроциклах разрешено ездить по ДОП
На квадроциклах, которые имеют ПСМ (паспорт самоходной машины). Он выглядит так же, как и автомобильный паспорт транспортного средства.
Но есть проблема: не все квадроциклы, которые продаются в России, имеют ПСМ. Этот документ есть только у той техники, которую ввозят в страну с уплатой утилизационного сбора. Некоторые импортеры его не платят. Продавать технику без ПСМ могут дешевле, однако она считается «серой». И даже если дооснастить такой квадроцикл всем необходимым и получить нужные документы — ездить по ДОП будет нельзя.
Другое дело — если у квадроцикла есть ПСМ. На такой технике выезжать на ДОП уже возможно. Что именно для этого нужно — расскажем дальше.
Некоторые особенности передвижения на квадроцикле
Итак, законодательством не предусмотрены ограничения на вождение мотовездехода по шоссе или городским дорогам. Однако производители подобной техники запрещают подобное, оговаривая это в инструкции. Квадроцикл предназначен для езды по бездорожью, все элементы его конструкции разработаны с учетом подобных особенностей эксплуатации. Поэтому длительное время ездить по асфальтированной дороге на этом транспортном средстве нельзя. Это, во-первых, достаточно не удобно, а во-вторых, небезопасно для мототехники. Ремонтировать ее при такой эксплуатации придется чаще.
Существуют шоссейные квадроциклы, которые адаптированы для движения по асфальту.
Квадроцикл едет довольно медленно. Максимальная скорость многих моделей не превышает 65-70 км/ч. Этого более чем достаточно для экстремального райда и получения незабываемых впечатлений при езде по ухабистой грунтовой дороге. Но вот при передвижении по трассе у квадроцикла есть ограничение скорости – 40 км/ч. Это вызывает у некоторых водителей автомобилей множество негативных эмоций.
Сидение, колеса, подвеска и прочие элементы квадроцикла созданы для езды по пересеченной местности, преодоления препятствий. Если длительное время водитель будет ехать по трассе, это вызовет усталость и даже болезненные ощущения. Сидение квадроцикла сконструировано так, что водитель периодически приподнимается и едет стоя, преодолевая ямы и горбыли. Оно недостаточно комфортное для длительного сидения.
Шины имеют особый рисунок протектора, позволяющий покорять бездорожье. На твердой поверхности управляемость ощутимо снижается. Поэтому стоит учитывать, что законодательство не запрещает езду на квадроцикле по асфальтированной дороге. Но на практике это некомфортно и небезопасно для транспортного средства. Его механизмы и узлы из-за этого изнашиваются гораздо быстрее.
Какие права нужны на квадроцикл в 2021 году
- Проверка навыков исполнения следующих элементов движения:
- старт с места на подъеме;
- торможение, остановка на разных скоростях, а также экстренная остановка;
- при разовом включении передачи разворот на ограниченном пространстве;
- заезд самоходной техники задним ходом в бокс.
- Проверка вождения ТС в реальных условиях, соблюдения ПДД и безопасной эксплуатации.
- мототранспорт, имеющий 4 колеса;
- максимальная скорость движения превышает 25 км/ч;
- предельная мощность двигателя не более 15 кВт;
- масса не выше 400 кг или 550 кг в случае, когда планируется использовать под перевозку грузов.
Так разрешена ли езда на квадроцикле по городским улицам?
Да, строгих ограничений нет. Однако всё равно потребуется выполнить некоторые условия и учесть все выдвигаемые требования. После этого можно смело кататься по городу на своём мини-внедорожнике. Многие называют квадроциклы чуть ли не идеальным видом транспорта для города. И он действительно обладает рядом неоспоримых достоинств. Сюда можно отнести некоторые из них:
- Мобильность;
- Высокая мощность и отличная проходимость;
- Небольшой расход топлива;
- Устойчивость во время движения;
- Простота в эксплуатации.
Правила перевозки пассажиров и в частности детей
Многие квадроциклы оборудованы местами для пассажиров. И перевозить других людей нужно с учетом правил безопасности и дорожного движения:
- Каждому пассажиру выдается шлем, который в случае ДТП защитит голову от смертельных ударов.
- На заднем сидении перевозить пассажиров разрешено при условии, что данная возможность предусмотрена конструктивными особенностями квадроцикла. Нельзя использовать транспорт для перевозки людей, если такой возможности нет, но размеры сидения умещают двух человек.
- Если квадроцикл оборудован ремнями безопасности, то пассажиры должны пристегнуться сразу после посадки.
- Высадку и посадку пассажиров разрешено осуществлять только после полной остановки квадроцикла.
- Запрещено высаживать пассажиров на проезжей части. Нужно припарковаться возле обочины (не под запрещающими остановку знаками).
Нужно ли регистрировать квадроцикл в ГИБДД и получать права
Для управления мототранспортным средством передвижения нужно получить водительское удостоверение.
Процедура проводится стандартным образом, но имеет свои нюансы:
- Обучиться в школе на права категории «А». Если у вас есть удостоверение с открытой категорией «B», то они не подойдут. Вам нужны права тракториста.
- Срок обучения в автошколе составляет около 2,5 месяцев. Начинать можно подросткам с 16 лет.
- Разрешено самостоятельное обучение, но с обязательной сдачей экзамена в Гостехнадзоре.
- Экзамен включает в себя сдачу теоретической и практической части. Необходимо выучить ПДД, чтобы успешно закончить обучение.
- Для получения прав потребуется предъявить паспорт, медицинскую справку, квитанцию об уплате госпошлины, справку о пройденном обучении (если есть).
Стоит отметить, что сдать экзамен на права по категории «A» значительно проще, чем на получение удостоверение на право управления легковыми автомобилями. Как правило, экзаменаторы сильно не придираются, требуя лишь знания ПДД.
Сдавать экзамен на право управления квадроциклом можно только инженеру-инспектору территориального органа Гостехнадзора.
Экзаменатор должен иметь средне-специальное или высшее образование, а также открытую категорию прав «A». Еще одно требование – возраст. Экзаменатором не может стать человек моложе 25 лет.
Открытая категория прав позволяет управлять любой мототехникой. Это может быть мотоцикл, снегоход и другие виды аналогичного транспорта.
При покупке квадроцикла его нужно зарегистрировать в Гостехнадзоре. Это правило распространяется на технику с объемом двигателя более 50 куб/см.
Для регистрации потребуются документы:
- ПТС;
- договор купли-продажи;
- копия сертификата соответствия;
- таможенные документы, если техника собрана за границей.
Регистрация квадроцикла не занимает много времени. Это намного легче, чем регистрировать обычный легковой автомобиль.
Что нужно сделать водителю после покупки квадроцикла:
- Получить водительское удостоверение.
- Зарегистрировать транспортное средство. Первый и второй пункт можно поменять местами. Главное, не садится за руль до получения прав.
- Оформить в Гостехнадзоре паспорт мини-трактора.
- Пройти технический осмотр.
- Получить страховой полис.
Стоит отметить, что в большинстве вопросов ориентироваться нужно на правила, которые распространяются на тракторы, поскольку квадроциклы в РФ относятся к этой категории.
На самом деле до сих законодительно не закреплены все положения о квадроцикле. Из-за этого часто возникают определённые сложности в трактовке законов, особенно когда дело доходит до движения по дорогам общего пользования. В основе всего лежит требование по обеспечению безопасности для всех участников на трассе, поэтому пока угрозы нет, запреты также не накладываются.
Если вы планируете ездить на своём внедорожном транспорте по дорогам всеобщего пользования, тогда необходимо учесть следующие требования:
- Наличие полноценных фар, поворотников и зеркал заднего вида;
- Общая масса не выше 400 кг;
- Максимальная скорость выше 40 км/час.
Как уже было сказано, необходимо обеспечить безопасность, поэтому транспорт должен вписывать без проблем в общий автомобильный поток на городских трассах. Транспортное средство без поворотников и зеркал просто очень опасно как для самого водителя, так и для других автомобилистов.
Соответственно, когда дело доходит до покупки нового квадроцикла, следует внимательно изучить законодательство РФ и проанализировать требования. Если катание по дорогам общего пользования не стоит в планах, тогда вполне можно сэкономить и купить более простую модель без осветительной техники и чрезмерно мощного двигателя.
Особенности квадроцикла
Квадроциклом
называется вид самоходного мототранспорта с 4 колесами. На нем можно передвигаться одному человеку по неасфальтированным дорогам, бездорожью. Транспортное средство без проблем проходит препятствия в виде грязи, заболоченной местности, заносов и т. д. Основные особенности транспортного средства:
-
лимит скорости движения — до 25 км/ч;
-
ограничение по параметру мощности мотора — до 15 кВт;
-
масса ТС — до 400 кг либо 550 кг для транспортировки грузов.
Что нужно для езды по общим дорогам
Чтобы иметь право выезжать на дороги общего пользования на квадроцикле, водитель должен иметь:
- Паспорт квадроцикла, который выдается при покупке модели (при условии уплаты утилизационного сбора).
- Права категории А1 (на водителя-тракториста). Выдаются по окончании курсов в Гостехнадзоре.
- Свидетельство о госрегистрации и номер, которые также выдает Гостехнадзор вместе с правами.
- Карта о пройденном техосмотре. Не требуется, если транспортному средству менее трех лет.
- Полис страхования, который можно купить на конкретные месяцы, когда планируется ездить. Не каждая страховая выдает полис на квадроцикл, и это нарушение с ее стороны.
- Шлем в обязательном порядке (как для водителя, так и для пассажиров), а также зеркала заднего вида.
Чем полезен квадроцикл малышу?
Квадрик – это не блажь сердобольных родителей, это самая настоящая интерактивная игрушка, которая позволяет развить много полезных навыков у ребёнка. Помимо самой очевидной пользы – возможности проводить время на свежем воздухе, а не за экраном компьютера или планшета, мотовездеходы на аккумуляторе имеют много преимуществ.
Во-первых, это прекрасная возможность получить первые водительские навыки, которые обязательно пригодятся малышу в будущем
Не важно, мальчик у вас или девочка, такая покупка однозначно будет воспринята с восторгом
Во-вторых, управление квадроциклом развивает внимательность, учит сосредотачиваться, тренирует скорость реакций. Кроме того, это прекрасная возможность объяснить ребёнку на конкретном примере, что такое водительская ответственность, можно даже учить правила дорожного движения, чтобы малыш отчётливо понимал роль водителя и пешехода.
В-третьих, ребёнка можно привлечь к уходу за транспортным средством
Он вполне может самостоятельно помыть его после катания, тем самым понимая ценность вещей, важность правильного ухода за ними и бережного отношения. Ну и, конечно, ничто не заменит тех эмоций, которые получит ребёнок от поездки на личном четырёхколёснике
Подытожим: квадроцикл на аккумуляторе – недорогое и практичное транспортное средство, которое можно приобретать для самых маленьких детей от 2-3 лет. Он прост в управлении, имеет небольшие размеры, подойдёт как мальчикам, так и девочкам. На них можно кататься по придомовой территории или в закрытых посёлках, так как техника не выделят выхлопных газов и не издаёт шума. Это отличный спутник в поездках загород, на пикник, его можно даже брать в дальние путешествия. Если вы ещё сомневаетесь, стоит ли приобретать квадрик для ребёнка, мы ответим – однозначно стоит.
Разновидности квадроциклов
Существует три разновидности квадроциклов: утилитарные, спортивные и туристические. Каждый аппарат предназначен для определённых задач.
Разновидности:
- Утилитарные аппараты. Это универсальная техника, которая используется для активного отдыха и работы. Утилитарники могут перевозить или буксировать груз, проезжать по пересечённой местности, песку, снегу и заболоченным участкам.
- Спортивные. Гоночные аппараты позволяют развить высокую скорость (более 100 км/ч). Машины не отличаются особой проходимостью и грузоподъёмностью.
- Туристические квадроциклы. Это комфортабельная техника, предназначенная для продолжительных путешествий. Туристические аппараты не отличаются высокой скоростью, но могут проехать практически где угодно.
Разница между квадроциклом и квадрициклом заключается и в предназначении. Первый аппарата – рабочая лошадка, а второй это комфортабельный транспорт.
Общие определения квадрициклов и технические требования к ним приведены в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51815-2001 «Квадрициклы. Общие технические требования» (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 8 октября 2001 года, № 402-ст).
В соответствии с упомянутым стандартом, к квадрициклам относятся четырехколесные мототранспортные средства, предназначенные для эксплуатации на дорогах общей сети, и имеющие следующие характеристики:
- сухая масса — не более 400 кг (550 кг — для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов), не включая массу батарей в случае электрических транспортных средств;
- максимальная эффективная мощность — не более 15 кВт;
- максимальная конструктивная скорость не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг — для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы батарей в случае электрических транспортных средств.
Эти транспортные средства относятся к подкатегории В1.
Выделяется отдельная категория (категория М) – легкие квадрициклы
, которые имеют следующие характеристики:
- сухая масса — менее 350 кг, не включая массу батарей в случае электрических транспортных средств;
- максимальная конструктивная скорость — не более 45 км/ч;
- рабочий объем двигателя — не более 50 см3 для двигателей с принудительным зажиганием или максимальная эффективная мощность — не более 4 кВт для двигателей других типов.
Легкие квадрициклы относятся к категории М.
Квадрицикл — это маленький автомобиль, с педалями, со сцеплением, тормозом и коробкой передач.
Для управления квадрициклом и/или легким квадрициклом необходимо иметь водительское удостоверение категории В или подкатегории В1.
Права какой категории нужны на управление квадроциклом?
Чтобы ответить на вопрос, какие права нужны для управления квадроциклом, необходимо обратиться к законодательству. Согласно ст. 4 постановления Правительства РФ от 12.07.1999 N 796, на квадроцикл нужны права категории «А».
Однако категория водительского удостоверения «А» включает в себя 4 подкатегории. Какая категория нужна на квадроцикл, установлено также в Постановлении № 796 (ст. 4). Квадроциклы и снегоходы входят в число внедорожных мототранспортных средств группы I, имеющих максимальную скорость до 50 км/ч.
Таким образом, для управления снегоходом или квадроциклом водителю потребуется оформить права тракториста-машиниста категории «А1».