Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автоматическое продление экологических разрешений в 2023 году: что следует знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Работа по сбору, последующей утилизации, складированию мусорных отбросов регламентируется государственными органами. Издан законопроект ФЗ №458, который регулирует эту предпринимательскую сферу деятельности.
Где можно найти информацию о лицензии на сбор отходов
Юридическая подкованность значительно сокращает срок получения лицензии. Если вы заранее знаете, какие лицензионные условия предъявляются к вашей деятельности, какие бумаги запрашиваются в разных инстанциях и на каких этапах следует быть особо внимательным, то получение лицензии не станет проблемой.
Ниже можно ознакомиться со списком источников, которые помогут разобраться в тонкостях лицензирования этой деятельности:
89-ФЗ от 24.06.1998 – здесь разъясняется, что такое отходы производства и другие понятия, связанные со сферой отходов; изложены требования в области обращения, приведены методы государственного регулирования деятельности;
99-ФЗ от 04.05.2011 – это закон о лицензировании, в нем можно найти, на какую деятельности в нашей стране нужна лицензия и как в целом осуществляется лицензирование;
Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 – здесь обобщенно описан ход лицензирования в сфере обращения с отходами;
Приказ Минприроды России от 01.07.2016 N 379 – приводит подробный алгоритм оформления лицензии, в котором перечислены требуемые документы, сроки, чем руководствуются органы при решении, описан порядок обжалования принятых решений.
Как подать документы в Росприроднадзор?
По регламенту № 464, соискатели на лицензию могут направить заявление в Росприроднадзор:
- на бумажном носителе — лично или почтовой пересылкой;
- в электронном виде — через Личный кабинет природопользователя на сайте РПН.
Подать документы на лицензию через Портал госуслуг (ЕСИА) пока нельзя, но на этом ресурсе заявитель может отслеживать статус обращения и получить конечный результат.
Заявитель уплачивает государственную пошлину за услуги Росприроднадзора:
- за выдачу лицензии на отходы — 7500 руб.;
- за переоформление — 750 или 3500 руб., в зависимости от основания для внесения изменений.
Срок получения лицензии на опасные отходы
Срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии зависит от вида деятельности и количества выбранных циклов:
- для работ по сбору отходов — не более 20 рабочих дней;
- для работ по транспортированию отходов — не более 20 рабочих дней;
- для работ по обработке отходов — не более 25 рабочих дней;
- для работ по обезвреживанию отходов — не более 30 рабочих дней;
- для работ по утилизации отходов — не более 30 рабочих дней;
- для работ по размещению отходов — не более 40 рабочих дней;
- для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, заявленных одновременно, — не более 45 рабочих дней.
Если соискателем лицензии направляется заявление об осуществлении 2 и более видов работ — срок устанавливается по максимальному сроку, определенному для одного из видов заявленных работ.
Срок рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий — не более 30 рабочих дней.
Если проведение выездной оценки при принятии решений о предоставлении лицензии, об отказе в ее предоставлении или о внесении изменений в реестр лицензий не требуется — сроки сокращаются до 15 рабочих дней.
Условия размещения отходов 1-4 классов опасности
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так, законодатель запретил:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение отходов I-IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение отходов I-IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
- ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
- захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.
Президента попросили оказать поддержку реформе РОП
Руководитель Российского экологического оператора Денис Буцаев обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать изменения, связанные с расширенной ответственностью производителя (РОП). Глава государства согласился рассмотреть этот вопрос.
На встрече с В. Путиным глава публично-правовой компании рассказал, что в сфере утилизации источником возврата инвестиций является расширенная ответственность производителя. Эти платежи производитель продукта, который подлежит утилизации, должен производить в качестве экосбора. Либо он может это делать путем заключения прямых договоров с утилизатором. «Институт очень хороший, но правоприменение в этом институте очень сложное», — отметил Д. Буцаев.
Администрированием РОПа в настоящий момент занимается Росприроднадзор. По словам гендиректора РЭО, по тарифу граждане уплачивают 200 млрд руб., а в качестве экосбора удается собрать только 5 млрд руб. Это напрямую влияет на возможность окупить довольно дорогие объекты, связанные с утилизацией.
В 2020 г. под руководством вице-премьера правительства Виктории Абрамченко были разработаны изменения в институт расширенной ответственности производителя, которые позволят значительно повысить эффективность указанного инструмента. «Мы предложили в этом отношении рынку в настоящий момент отказаться от некоторых элементов, которые позволяют, скажем так, уходить от ответственности не совсем добросовестным участникам. В первую очередь это связано, конечно, с так называемыми поддельными актами об утилизации», — объяснил Д. Буцаев.
Он привел в пример предприятия, которые при наличии мощностей на 50 тыс. т перерабатывают 200 и 300 т, выписывают акты, по которым якобы все утилизировано, что позволяет предприятиям в дальнейшем не платить, отходы при этом оказываются на полигонах. «Исходя из этого, в настоящий момент подготовлен проект изменений в федеральный закон, который позволит исключить подобного рода злоупотребления и сделать систему более понятной, прозрачной и, самое главное, эффективной, в том числе и для участников рынка», — добавил глава РЭО.
Он объяснил, что экосбор не является налогом и может быть использован только для выплат тем участникам рынка, которые занимаются профессионально утилизацией, — на капитальное и операционное возмещение затрат. «Это система, которая в настоящий момент зарекомендовала себя лучше всех как в целом мире, так и в тех важных для нас направлениях работы, которыми в настоящий момент занимаемся. Я бы в этом отношении просил у вас поддержать изменения в расширенную ответственность производителя соответствующим поручением правительству», — сказал Д. Буцаев.
«Хорошо, давайте посмотрим», — ответил В. Путин.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию
В соответствии со ст. 1 № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» к ним относятся:
• Сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов
• Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах
• Размещение отходов — хранение и захоронение отходов
• Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения
• Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду
• Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку
• Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация)
• Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду
Самой распространенной лицензией является лицензией ТКО, подразумевающая обращение с коммунально-бытовым мусором в жилых, коммерческих или общественных местах.
Лицензия не нужна для:
• Деятельности по образованию и накоплению отходов 1-4 класса на территории меньше 11 месяцев
• Накопления остатков сырья. Иными словами, временное хранение сырья и материалов (не более полугода) может производиться без соответствующих разрешений. Чтобы избежать проблем, место временного хранения должно соответствовать всем нормам и требованиям, прописанным в редакции закона.
• Деятельности по обращению с отходами или остатками сырья 5 (безвредного) класса
Как получить лицензию?
Оформление лицензии включает в себя несколько этапов, которые должны быть пройдены юридическим лицом с учетом приведенной ниже последовательности:
- Получение заключения СЭС на сооружения и помещения, подтверждающее соответствие этих объектов для размещения отходов. На этом этапе проверяется наличие оборудования и установок, которые принадлежат компании на законных основаниях и используются для выполнения определенного вида работ (с учетом заявленных требований).
- Паспортизация отходов, относящихся к категории 1-4 классов опасности.
- Организация производственного контроля в сфере обращения отходов.
- Подготовка работников компании к работе с отходами с учетом требований ФЗ №89. Сотрудники, которые допущены к выполнению подобных работ, должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную сертификатами.
- Проведение общественных слушаний (если это требуется).
- Создание проекта, в котором приведена оценка влияния отходов на окружающую среду. На этом этапе часто требуется прохождение экологической экспертизы.
- Подготовка пакета бумаг, необходимых для оформления лицензии с последующей их передачей для проверки в Росприроднадзор.
После выполнения указанных действий остается забрать документ, который будет подтверждать наличие лицензии у юридического лица. Далее в реестр вносится информация о полученном разрешении.
Впоследствии лицензиат подлежит выездным проверкам со стороны органов, осуществляющих выдачу лицензии.
При этом у проверяющей стороны должны быть следующие документы:
- Выписка из реестра лицензий в отношении проверяемой компании.
- Копия заключения экологической экспертизы, которое было выдано юридическому лицу для последующего оформления лицензии.
При заказе услуги у специализированной организации стоимость услуг по подготовке и разработке необходимых бумаг зависит от ряда факторов:
- Числа видов отходов.
- Количества применяемых площадок.
- Сложности технологических процессов на предприятии и других аспектов.
На базе этой информации определяются сроки выполнения работ, а также конечная стоимость.
При самостоятельной подготовке требуется оплата государственной пошлины, которая на 2017 год имеет следующие размеры:
- Получение лицензии — 7500 р.
- Переоформление документа, который бы подтверждал наличие лицензии или получение приложения по причине внесения правок в документ — 3 500 р.
- Переоформление бумаги, подтверждающей наличие лицензии или приложения в иных случаях — 750 р.
- Получение дубликата лицензии — 750 р.
Кто может получить лицензию
Лицензия выдается как юридическим, так и физическим лицам, имеющим статус индивидуального предпринимателя. Следует помнить, что срок, в течение которого рассматривается заявление о предоставлении права утилизации твердых бытовых отходов, может составлять несколько недель и даже месяцев. При этом в ходе рассмотрения заявки допускаются процедуры проверки штата организации на соответствие всем заявленным требованиям и нормам.
Кроме того, лицензия на ТБО обязывает предоставить учредительный договор компании, а также свидетельство о внесении любых изменений в учредительные документы, составленные и зарегистрированные в установленном порядке. Также необходимо свидетельство о регистрации, постановке на учет в качестве юридического лица и коды Госкомстата. Кроме того, для лицензирования деятельности с твердыми бытовыми отходами необходимо предоставить справки, подтверждающие уплату в полном размере лицензионного сбора за рассмотрение и изучение заявки.
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Ответственность за отсутствие лицензии на обращение с отходами и лицензии на утилизацию отходов
Если лицензия отсутствует, а утилизация отходов все равно осуществляется, предусматривается административная ответственность в виде наложения штрафных санкций:
- физические лица – от 1000 до 2000 рублей;
- должностные лица –от 10 000 до 30 000 рублей;
- индивидуальные предприниматели –от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
- юридические лица – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
Росприроднадзор имеет право приостановить или аннулировать лицензию, если лицензиатом допущены грубые нарушения лицензионных требований.
Согласно ст. 247 КоАП РФ о нарушении правил обращения с экологически-опасными веществами и отходами, предусмотрены такие штрафные санкции:
- угроза вреда здоровью или окружающей среде – штраф до 200 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за 18 месяцев, либо ограничение/лишение свободы до 2-х лет, либо принудительные работы до 2-х лет;
- те же деяния, плюс загрязнение окружающей среды, массовая гибель животных и прочее – штраф от 100 000 до 300 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода от 1-го до 2-х лет, либо ограничение/лишение свободы до 5-ти лет, либо принудительные работы до 5-ти лет;
- те же деяния, повлекшие смерть человека или массовые заболевания, – лишение свободы до 8-ми лет.
Процедура сдачи материалов и срок рассмотрения
Пакет документов, включающий заявление с приложением документов (смотри раздел Перечень документов для получения лицензии) сдается в «Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея». Копии представляемых документов заверяются предприятием (нотариального заверения не требуется). При сдаче документов предприятие-соискатель лицензии должно представить оригиналы сдаваемых документов, чтобы подтвердить достоверность подаваемых копий документов.
Если соискатель планирует осуществлять деятельность по обращению с отходами на территории трех и более федеральных округов, то документы направляются в центральный аппарат Росприроднадзора для определения территориального органа Росприроднадзора, который будет выдавать лицензию; если деятельность планируется на территории менее трех федеральных округов, то соискатель направляет заявление и документы в территориальный орган Росприроднадзора по месту своей регистрации. (Из проекта Административного регламента…).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, лицензирующий орган в срок не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления, проведя документарную проверку и выездную с целью проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям, принимает решение о предоставлении лицензии.
Процедура и сроки получения лицензии на перевозку отходов
1 Для оформления и получения лицензии нужно предъявить документы, подтверждающие:
Наличие машин с маркировкой и оборудованием (паспорта технических средств, договоры аренды и т. п.)
Квалификацию персонала для работы с отходами по каждому классу опасности (сертификаты)
Подготовку человека, назначенного ответственным за перевозку (приказ, удостоверение),
Соответствие оборудования, зданий, помещений санитарно- эпидемиологическим требованиям (СЭЗ)
2 И заполнить заявку, приложив к ней:
Список видов отходов I–IV класса опасности — с названиями и кодами по федеральному классификатору,
Квитанцию об оплате госпошлины на 7500 рублей
Получить консультацию
Список кажется небольшим. Особенно, если у вас компактная организация с парой машин и минимумом сотрудников в штате. Однако уже при подробном рассмотрении оказывается, что почти по каждому пункту нужно дополнительно собирать документы, заключать договора или ждать согласования.
Например, пункт о наличии машин для перевозки требует предоставить ПТС или договор аренды и подтверждения, что машины:
- правильно маркированы согласно ПДД, Правилам перевозки опасных грузов любых классов опасности и ГОСТ, информационные таблички содержат данные о классе опасности перевозимых отходов, КЭМ — код экстренных мер по обращению отходами в случае аварии, № ООН — международный код опасного вещества, наклеены в нужном месте и имеют строго утвержденный размер.
- оборудованы для перевозки ТБО исправными механизмами, контейнерами, огнетушителями и т. д.
Получение СЭЗ вообще требует подачи отдельной заявки, а на прохождение комиссии и согласование уйдет не менее 15 дней. Чтобы подать этот комплект документов нужно сначала собрать все договора на техническое обслуживание, мойку, дезинфекцию машины для перевозки мусора, причем подрядчики должны иметь сертификаты и разрешения на оказание таких услуг.