- Автомобильное право

Заявительный порядок возмещения НДС: банковская гарантия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявительный порядок возмещения НДС: банковская гарантия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ускоренный режим возврата НДС не отменяет камеральных проверок налоговой. ФНС всё равно будет сверять расчёты и может запросить данные у компании и контрагентов. Просто сделает это уже после возврата НДС.

Проверка банковской гарантии

При проверке банковской гарантии инспекция может истребовать (Письмо ФНС России от 06.11.2020 № ЕА-4-15/18187):

  • доверенность, подтверждающую полномочия лица, подписавшего ее от имени банка, а также доверенности, связывающие доверителя с уполномоченным лицом, подписавшим банковскую гарантию, и карточку образца подписи этого лица;

  • генеральную лицензию банка на осуществление банковских операций. Если гарантию выдал филиал банка, в адрес налогоплательщика могут направить поручение о представлении копии положения филиала банка, позволяющего ему выдавать банковские гарантии.

Какие могут быть риски

Если камеральная проверка не покажет нарушений, то в течение семи дней налоговая письменно сообщит предпринимателю об окончании проверки.

Если проверка покажет, что предприниматель возместил НДС больше, чем положено, то по результатам проверки составят акт: это налоговое правонарушение. Решение о возмещении НДС отменят полностью или частично, и налоговая потребует деньги назад. Вернуть придётся с процентами: за каждый день незаконного использования бюджетных денег начислят проценты в размере двукратной ставки рефинансирования Центробанка. С 4 мая 2022 года это 14%. Вернуть деньги нужно в течение пяти дней с даты, когда получено требование.

Кто может использовать заявительный порядок?

Различают две категории компаний, которые могут пользоваться правом ускоренного возмещения НДС.

К первой относятся крупные организации, у которых совокупная сумма налогов, уплаченная за три предшествующих календарных года, составляет не менее 10 миллиардов рублей, а также на момент подачи налоговой декларации компания существует не менее трех лет. Данная группа стоит особняком, ведь такие «гиганты» не только пользуются поддержкой государства, но и зачастую бывают созданы при непосредственном его участии.

Ко второй категории можно отнести всех остальных плательщиков налога, которые вместе с налоговой декларацией представили действующую банковскую гарантию. Поскольку этим правом может воспользоваться каждый, именно эта категория представляет наибольший интерес.

Проверка декларации перед отправкой

Чтобы получить возмещение из бюджета, нужно сначала подготовить налоговую декларацию. А также собрать пакет документов:

Они могут быть запрошены в формате требований от ФНС.

Инспекция при проверке возмещения может запросить любые документы, имеющие отношение к деятельности компании.

ФНС тщательно проверяет декларации, даже мельчайшие недочеты могут послужить основанием в отказе возврата НДС. Поэтому перед отправкой надо убедиться в достоверности предоставляемой информации. Документы можно подготовить как на бумаге, так и в электронном виде, отсканировав их и отправив через оператора электронного документооборота.

Камеральная проверка длится два месяца, но при наличии признаков нарушения законодательства может быть продлена до трех месяцев. Таким нарушением являются расхождения с контрагентами по книгам покупок и продаж. Поэтому важно сверять данные счетов-фактур с контрагентами до отправки декларации в налоговую.

Если по результатам проверки ошибок выявлено не будет, инспекция сообщит о завершении в течение 7 рабочих дней после окончания проверки.

Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Если компания хочет получить возмещение НДС из бюджета, в общем случае нужно ждать минимум два месяца, пока налоговая инспекция будет проверять декларацию и выносить положительное или отрицательное решение на возмещение. Все это время налогоплательщик фактически кредитует государство за свой счет.

Некоторые компании могут не ждать так долго, а получить деньги на расчетный счет за 11 дней в заявительном порядке. Такая возможность предусмотрена статьей 176.1 Налогового кодекса РФ.

Это отличная возможность пополнить оборотные средства, не привлекая кредиты. Расскажем подробнее, как возместить налог на добавленную стоимость в ускоренном порядке.

Зачем нужна банковская гарантия?

Для ответа на этот вопрос необходимо разобрать принцип работы заявительного порядка. Он заключается в том, что компания может возместить из бюджета сумму НДС еще до окончания камеральной проверки, срок которой составляет три месяца. То есть на этот срок деньги, которые казна должна фирме, не «зависают» между бюджетом и расчетным счетом компании, а возвращаются туда в течение двух-трех недель.

Банковские гарантии, выданные филиалами банков, принимаются ФНС как если бы их выдал сам банк, если они соответствуют требованиям (письмо ЦБ РФ от 1 июня 2010 г. № 04-15-7/2630).

Для этого налогоплательщику необходимо обратится в инспекцию с заявлением на «ускоренное» возмещение НДС. Если формальности будут соблюдены: заявление составлено правильно, банковская гарантия наличествует и законна и прочее, ФНС возместит налог на расчетный счет или сделает зачет суммы по его переплате. Кажущаяся простота вовсе не означает, что обоснованность вычетов тоже проверится формально: камеральный контроль будет проходить в общем порядке, и не факт, что все заявленные к вычету суммы НДС подтвердятся.Именно налоговая служба должна гарантированно обеспечить возврат излишне возмещенных денег в бюджет. Для этого и служит банковская гарантия.

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка уплатить бенефициару (кредитору принципала) по просьбе другого лица (принципала) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования. То есть она обеспечивает в денежной форме надлежащее исполнение принципалом своих обязательств по сложившимся между ним и бенефициаром обязательствам.

Таким образом, в операциях с использованием банковской гарантии участвуют:

  • бенефициар — лицо, в пользу которого совершается платеж, в нашем случае это налоговая инспекция
  • принципал — основной, главный должник в обязательстве, то есть компания, претендующая на заявительный порядок возмещения налога
  • гарант — банк, обеспечивающий надлежащее исполнение принципалом своих обязательств.

При этом гарантами могут выступать банки, которые включены в специальный перечень кредитных учреждений, опубликованный на официальном сайте Минфина России. К ним предъявляются следующие требования:

  • наличие лицензии на осуществление банковских операций и осуществление деятельности в течение не менее пяти лет
  • наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей
  • соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев
  • отсутствие требования Центрального банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка.

Банковская гарантия в ГК РФ

Согласно ст. 368 ГК РФ банковская гарантия — это способ обеспечения исполнения обязательств, при котором банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) выдают по просьбе должника (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору (бенефициару) денежную сумму при предъявлении им требования о ее уплате.

Таким образом, в отношения, связанные с оформлением банковской гарантии, вовлечены как минимум три лица: принципал; бенефициар и гарант.

Читайте также:  Справка о состоянии расчетов по налогам и сборам. Форма N 39-1Ф

Гарантом по банковской гарантии может выступать только специальный субъект, отвечающий требованиям законодательства, а именно банк, иное кредитное учреждение или страховая организация.

Принципал — это должник по основному обязательству, по просьбе которого гарант выдает банковскую гарантию. Принципалом может быть любое лицо.

Бенефициар — это кредитор предпринимателя по основному обязательству, в пользу которого гарант выдает банковскую гарантию. При этом бенефициар является кредитором как по банковской гарантии, так и по основному обязательству. В роли бенефициара может выступать любое физическое или юридическое лицо, включая органы государственной власти, а также налоговые и таможенные органы.

Иными словами, основной целью предоставления банковской гарантии является обеспечение надлежащего выполнения принципалом своих обязательств перед бенефициаром (часть 1 ст. 369 ГК РФ).

При этом в соответствии с часть 2 ст. 369 ГК РФ выдача банковской гарантии является платной услугой банка-гаранта, поэтому за ее выдачу взимается вознаграждение. Как правило, размер такого вознаграждения составляет 1 — 10% от суммы обеспечения. Оно может уплачиваться в виде фиксированного платежа или в процентах от суммы гарантии единовременно или частями в зависимости от срока действия гарантии.

Таким образом, банковская гарантия — это банковская услуга. Соответственно расходы на выплату вознаграждения банку за выдачу банковской гарантии — это оплата банковских услуг.

Рассмотрим особенности отражения в бухгалтерском и налоговом учете бенефициара банковской гарантии в обеспечение выполнения обязательств по договору поставки.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94, для обобщения информации о наличии и движении банковских гарантий используются следующие счета: 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

На счете 008 отражаются полученные гарантии в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам), на счете 009 — выданные гарантии в обеспечение выполнения обязательств и платежей.

Суммы обеспечений, учтенные на перечисленных счетах, списываются по мере погашения задолженности, а аналитический учет ведется по каждому полученному и выданному обеспечению.

Заявительный порядок возмещения НДС

Суть данного способа состоит в возмещении НДС до начала камеральной налоговой проверки. Такая возможность в 2022-2023 годах есть у всех организаций и ИП, которые являются плательщиками НДС и при этом:

  • не находиться в процессе реорганизации, ликвидации;
  • в их отношении не проводится процедура банкротства;
  • к возмещению из бюджета заявляется сумма, не превышающая в совокупности перечисленные в прошлом году НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ и страховые взносы. Если заявляется больше, на сумму превышения нужно предоставить поручительство или банковскую гарантию.

Раньше на заявительный порядок могли рассчитывать лишь такие налогоплательщики (п. 2 ст. 176.1 НК РФ):

  • Организации, уплатившие за три последних года обязательные платежи (НДС, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль и акцизы) в сумме более 2 млрд. рублей — если со дня создания организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет.
  • Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития при предоставлении договора поручительства управляющей компании.
  • Резиденты свободного порта Владивосток при предоставлении договора поручительства.
  • Налогоплательщики, предоставившие в ИФНС банковскую гарантию.
  • Налогоплательщики, обязанность которых по уплате налога обеспечена поручительством.
  • Налогоплательщики, в отношении которых проводится налоговый мониторинг.
  • Организации, которые осуществляют производство вакцины для профилактики новой коронавирусной инфекции.

Преимущества банковской гарантии на возврат НДС

Заявительный механизм возврата налога отличается от обычного. Этим понятиям посвящены статьи НК РФ (176.1 и 176).

В заявительном порядке происходит возмещение налога до окончания камеральной проверки декларации. Эта проверка осуществляется в трехмесячный срок со дня предоставления декларации организацией.

Условием, в котором может происходить заявительный порядок, выступает предоставление организацией декларации совместно с банковской гарантией, причем безотзывной. В этой ситуации банк является гарантом того, что произойдет уплата в казну за компанию суммы налога, полученной организацией в качестве излишка.

Еще одним условием заявительного порядка является то, что если при проверке у организации найдут недочеты в декларации, банковская гарантия возврат НДС будет отменена полностью или в части.

В чем преимущества документа?

Выгоды использования банковской гарантии на возврат НДС получают все три стороны сделки:

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • А вы знаете, что это такое товарный знак и в чем заключается его значение? Определение понятия и виды, признаки и примеры
  • Что делать если кредитная история испорчена: как «реабилитировать» заемщика
  • Классификация товаров промышленного назначения
  • Какова финансовая гарантия положена для визы в Италию
  • Федресурс банкротство физических лиц
  • Как происходит упрощенная процедура банкротства юридического лица: порядок процедуры
  • Порядок увольнения сотрудников при банкротстве предприятия, положенные компенсации и выплаты
  • Налоговые органы могут лишь примерно оценить сумму возврата средств плательщику – излишек последний обязательно перечислит обратно;
  • Банк получает возможность заработать на комиссии за услугу.

Основное обязательство, обеспечиваемое гарантией

Налоговые органы, равно как и иные государственные структуры, зачастую принимают банковские гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств налогоплательщика, возникающих в силу закона1.

С введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) на основании Федерального закона от 17.12.2009 № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» (далее — Федеральный закон № 318-ФЗ) спектр принимаемых налоговыми органами банковских гарантий расширился.

Заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Правом на применение заявительного порядка возмещения налога обладают далеко не все налогоплательщики, а лишь те, которые отвечают следующим признакам:

1) это налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в качестве налогового агента), составляет не менее 10 млрд руб. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) это налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ (гарантию возврата НДС).

Примечательно, что подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, в отличие от подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, называет «налогоплательщика», а не «налогоплательщика-организацию». Возникает вопрос — обладает ли индивидуальный предприниматель правом на применение заявительного порядка возмещения НДС? На наш взгляд, на этот вопрос следует ответить положительно, поскольку:

Читайте также:  Заявление о выдаче копии решения

— подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ прямо не ограничивает перечень налогоплательщиков исключительно организациями;

— индивидуальные предприниматели в силу п. 1 ст. 143 НК РФ также являются налогоплательщиками НДС;

— типовая форма требования налогового органа к банку-гаранту об уплате денежной суммы по банковской гарантии2 напрямую называет индивидуального предпринимателя наравне с налогоплательщиком-организацией в качестве предполагаемого принципала по такой банковской гарантии.

Рассматривая вопрос об участниках правоотношения по банковской гарантии, необходимо также уточнить правомерность принятия налоговыми органами банковских гарантий, выданных филиалами кредитных организаций. Позиция Банка России по данному вопросу нашла отражение в соответствующем письме от 01.06.2010 № 04-15-7/2630. Принимая во внимание, что филиал не является юридическим лицом, а также учитывая требования ст. 55 ГК РФ, ст. 1, 5 и 22 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Банк России разъяснил: поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в перечень, от имени этих банков, принимаются налоговыми органами как банковские гарантии, выданные самими банками. Дополнительно была подчеркнута необходимость учитывать круг полномочий лиц, подписывающих банковскую гарантию от имени банка.

Реализация вышеупомянутого права на применение заявительного порядка возмещения налога осуществляется налогоплательщиком посредством подачи в срок не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации в налоговый орган соответствующего заявления. В нем, в частности, указываются:

— реквизиты банковского счета для перечисления возмещаемых сумм НДС;

— обязательство налогоплательщика вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы, включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично.

В течение пяти дней со дня подачи заявления налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком установленных налоговым законодательством требований, а также наличие у него недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, и принимает решение о возмещении суммы налога либо решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Одновременно с решением о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в зависимости от наличия задолженностей налогоплательщика по указанным платежам налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

В случае образования у налогоплательщика недоимки по налогу, иным платежам либо задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговый орган самостоятельно осуществляет зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Поручение на возврат суммы налога оформляется налоговым органом на основании решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и подлежит направлению в территориальный орган Федерального казначейства на следующий рабочий день после дня принятия налоговым органом данного решения. В течение пяти дней со дня получения указанного поручения территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога и не позднее дня, следующего за днем возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 10 ст. 176.1 НК РФ).

В случае, если «по результатам камеральной проверки декларации возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о зачете (возврате) отменяется. Налогоплательщик в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязан вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке (налог и проценты за просрочку возмещения (если они были перечислены)), а также уплатить проценты за пользование бюджетными средствами, исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в тот период (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Причем указанной нормой не предусмотрено особого порядка расчета ставки. Поэтому Минфин России в письме от 05.04.2010 № 03-07-08/95 разъяснил, что формула для расчета процентов будет следующая: сумма НДС, подлежащая возврату, умножается на удвоенную ставку рефинансирования ЦБ РФ, делится на 365 (366) дней и умножается на количество дней пользования бюджетными средствами. Если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования ЦБ РФ, проценты рассчитываются отдельно по каждой ставке, а полученные величины суммируются. Следует обратить внимание на то, что затраты на уплату указанных процентов нельзя будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль (соответствующее изменение внесено в п. 2 ст. 270 НК РФ)»3.

Выплата по банковской гарантии

В случае, если возмещенная налогоплательщику сумма налога превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного п. 14 ст. 176.1 НК РФ, принимает решения:

— об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке13;

— возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или)

— зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.

В течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган сообщает о нем в письменной форме налогоплательщику.

Одновременно с сообщением о принятии решения налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке).

На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются начиная со дня:

1) фактического получения налогоплательщиком средств — в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;

2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке — в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.

Форма требования о возврате утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и содержит сведения:

1) о сумме налога, подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки;

2) суммах налога, излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных налогоплательщику) в заявительном порядке, подлежащих возврату в бюджет;

3) сумме процентов, предусмотренных п. 10 ст. 176.1 НК РФ, подлежащей возврату в бюджет;

4) сумме процентов, начисленных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ на момент направления требования о возврате;

5) сроке исполнения требования о возврате, установленном п. 20 ст. 176.1 НК РФ;

Читайте также:  ходатайство об отмене условного осуждения и снятии судимости образец 2015

6) мерах по взысканию сумм, подлежащих уплате, применяемых в случае неисполнения налогоплательщиком требования о возврате.

Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы, указанные в требовании о возврате, в течение пяти дней с даты его получения.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, вышеупомянутой суммы налоговый орган не ранее дня, следующего за днем истечения пятидневного срока (установленного для добровольной уплаты суммы, указанной в требовании о возврате), направляет в банк требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии с указанием сумм, подлежащих уплате гарантом, также в течение пяти дней с даты получения данного требования.

Форма требования установлена приказом ФНС России от 07.06.2010 № ММВ-7-8/268@ «Об утверждении формы требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии».

Следует заметить, что форма требования налогового органа об уплате сумм по банковской гарантии была введена сравнительно недавно, тогда как возможность выдачи банковских гарантий в обеспечение исполнения обязанности по возврату НДС возникла значительно ранее. В течение практически полугода в направляемых налоговыми органами требованиях не наблюдалось единства в части подлежащих уплате сумм. В большинстве случаев налоговые органы требовали возврата в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм НДС. Однако встречались случаи, когда налоговые органы требовали также уплаты процентов.

На наш взгляд, подобная ситуация обусловлена некоторыми разночтениями по тексту ст. 176.1 НК РФ.

В частности, предусмотрено, что налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм. Если, помимо этих сумм, налогоплательщику были перечислены проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ, то есть за нарушение сроков возврата налога в заявительном порядке, в требовании говорится также о необходимости возврата этих процентов (п. 17 ст. 176.1 НК РФ). Разумеется, в части, пропорциональной доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке.

При этом банковская гарантия покрывает только уплату суммы самого налога и не учитывает начисленные проценты. Налоговым органам теперь предоставлено право взыскивать указанные проценты наравне с недоимками, пенями и штрафами, с этой целью изменен подп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ (ст. 1 Федерального закона № 318-ФЗ). Соответственно, если величины банковской гарантии оказалось недостаточно для покрытия выданных в заявительном порядке сумм, взыскание обращается на денежные средства на счетах или иное имущество налогоплательщика14. Банк не вправе отказать налоговому органу в удовлетворении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (за исключением случая, когда такое требование предъявлено банку после окончания срока, на который выдана банковская гарантия). В случае, если указанное требование будет оставлено без исполнения, налоговый орган реализует право бесспорного списания со счета банка сумм, указанных в требовании.

Нельзя не заметить, что Федеральным законом № 318-ФЗ не вносятся изменения и дополнения в административное законодательство в целях установления ответственности за нарушение банком обязанности по уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Глава 18 НК РФ, устанавливающая составы правонарушений, подразумевающие ответственность банков, также не называет подобного состава и не устанавливает ответственность за подобное нарушение. Таким образом, ответственность за неисполнение банком требования налогового органа, заявленного в соответствии с п. 21 ст. 176.1 НК РФ, не наступает. Фактически единственным возможным неблагоприятным последствием для банка является бесспорное списание с его банковского счета сумм, указанных в требовании налогового органа.

В течение десяти дней после исполнения обязанности банка по уплате денежной суммы по банковской гарантии налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное требование о возврате с указанием сумм, подлежащих уплате в бюджет.

При этом в случае нарушения налоговым органом срока направления требования о возврате начисление процентов на суммы, подлежащие уплате налогоплательщиком на основании требования о возврате, приостанавливается до даты фактического получения данного требования налогоплательщиком.


1 — Например, в обеспечение исполнения обязательств об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением при маркировке алкогольной продукции (п. 4.1 постановления Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками»). В силу п. 2 ст. 184 НК РФ банковская гарантия может предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, установленные п. 7 и 7.1 ст. 198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

2 — Утверждена приказом ФНС России от 07.06.2010 № ММB-7-8/268@ // Российская газета. 20.07.2010. № 158.

3 — Практический комментарий Основных изменений налогового законодательства с 2010 года по состоянию законодательства на 05.07.2010.

4 — Химичев А. Обеспечено банковской гарантией // Практическая бухгалтерия. 2010. № 2.

5 — Подробнее об этом см. статью С.В. Пыхтина «Условие о сроке банковской гарантии в контексте арбитражной практики» на с. 41.

6 — СПС «КонсультантПлюс». Консультация эксперта: Минфин России. 2010. Номер в ИБ 84942.

Взаимодействие с банком

Если при проведении камеральной проверки ревизоры не выявили нарушения законодательства, инспекция в течение семи дней после ее окончания обязана сообщить компании в письменной форме об окончании контрольного мероприятия и об отсутствии нарушений.

Тогда контролеры отправят в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении его от обязательств по этой бумаге. Инспекция сделает это не позднее дня, следующего за днем направления компании, представившей гарантию, сообщения об отсутствии выявленных нарушений. В других случаях уведомление банков об освобождении их от обязательств, нормами НК не предусмотрено. Подобные разъяснения Минфин дал в Письме от 26 сентября 2012 года № 03-07-15/126.

На заметку

В случае уплаты фирмой излишне полученных в заявительном порядке сумм НДС, а также пени и штрафов на основании требования ревизоров, составленного по результатам камеральной проверки, в ходе которой были выявлены нарушения, инспекция также не обязана уведомлять банк об освобождении его от обязательств.

Преимущества банковской гарантии на возврат НДС

Заявительный механизм возврата налога отличается от обычного. Этим понятиям посвящены статьи НК РФ (176.1 и 176). В заявительном порядке происходит возмещение налога до окончания камеральной проверки декларации. Эта проверка осуществляется в трехмесячный срок со дня предоставления декларации организацией. Условием, в котором может происходить заявительный порядок, выступает предоставление организацией декларации совместно с банковской гарантией, причем безотзывной. В этой ситуации банк является гарантом того, что произойдет уплата в казну за компанию суммы налога, полученной организацией в качестве излишка. Еще одним условием заявительного порядка является то, что если при проверке у организации найдут недочеты в декларации, банковская гарантия возврат НДС будет отменена полностью или в части.

Данный вид банковской гарантии имеет одно неоспоримое преимущество — с помощью гарантии на возврат НДС предприниматели имеют возможность возместить НДС в определенных, законом и Налоговым кодексом РФ, случаях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *