- Автомобильное право

Какими главными качествами обладает водитель автобуса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какими главными качествами обладает водитель автобуса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На сегодняшний день профессия водитель автобуса – актуальная и востребованная, но довольно сложная, поскольку шоферу часто приходится сталкиваться с неадекватными пассажирами. Молодежь рисует и портит сиденья, а старики зачастую доказывают свои права на комфорт. Постоянно контактируя с людьми, водителю автобуса надо быть доброжелательным. Чтобы не было жалоб и штрафов, водитель должен спокойно отвечать и не дискуссировать.

Качества людей с профессией водитель автобуса

Главное, разумеется, чтобы шофер хорошо водил автобус, ведь это непросто выехать с переполненной стоянки или подъехать к автобусной остановке.

К личным качествам водителя автобуса относятся: внимательность, хладнокровие, спокойствие, устойчивость к стрессам и хорошая реакция на дороге. У шофера, ежедневно проезжающего одинаковый маршрут, через какое-то время внимание рассеивается и ему сложно контролировать ситуацию на дороге. Поскольку условия вождения постоянно ухудшаются, водитель городских маршрутов должен быть предельно осторожен, чувствовать размеры автобуса, что весьма сложно при всевозможных маневрах, в особенности в условиях городских пробок.

Социальные и экономические преобразования дают свои плоды. Для работников автопарка строится ведомственное жилье, выделяются места в детских садах для детей, улучшаются условия труда. Также в некоторых автобусных парках выделяют беспроцентную ссуду в размере 10% от стоимости жилья. Оздоровление в санаториях и профилакториях, питание сотрудников в столовой в счет заработной платы, организация досуга. Все эти достижения в сумме возвращают профессии привлекательность и престиж.

Идти ли ему в эту профессию или нет, дело выбора самого человека. Но при этом он должен помнить, что нередко жизнь и здоровье людей напрямую зависит от квалификации и серьезного отношения водителя автобуса к его работе. Поэтому при поступлении на эту должность человек должен трезво оценить свои физические и психические возможности, готов ли он взять на себя ответственность за чужие жизни.

Водитель автобуса: особенности профессии

На сегодняшний день профессия водитель автобуса – актуальная и востребованная, но довольно сложная, поскольку шоферу часто приходится сталкиваться с неадекватными пассажирами. Молодежь рисует и портит сиденья, а старики зачастую доказывают свои права на комфорт. Постоянно контактируя с людьми, водителю автобуса надо быть доброжелательным. Чтобы не было жалоб и штрафов, водитель должен спокойно отвечать и не дискуссировать.

Даже при модернизации техники (замене двигателей) шофер должен быть всегда. Водителю нужно контролировать дорожную ситуацию, избегать возникновения аварий и неисправности транспортного средства.
Человек, находящийся за рулем, должен быть небезразличным к состоянию автобуса и к тому, как во время движения чувствуют себя пассажиры. В салоне должно быть чисто и аккуратно. Пассажиры не любят долго стоять и ожидать транспорт.

Первый человек, которого встречает водитель, — врач. Каждый рейс полон препятствий: на дорогах – пробки и спешащие автомобили, а в салоне – нервные и опаздывающие на работу пассажиры. Во время движения водителю не разрешается слушать музыку и говорить по телефону, резко тормозить и менять маршрут. Водитель должен контролировать соблюдение пассажирами правил безопасного проезда в автобусе. Помимо этого, водителю нужно регулярно проверять техническое состояние автобуса, чтобы не исправлять поломки в пути.

После рейса нужно заправить автобус горюче-смазочными средствами и вымыть салон вручную.

Дата публикации: 04.04.2016 Презентация профессии

Несмотря на огромный парк личных машин, объём пассажирских перевозок растёт с каждым годом. При этом только метро может соперничать с автобусами в популярности, но оно есть далеко не во всех крупных городах. Потому многочисленные муниципальные и частные перевозчики не сидят без работы, а порой даже жалуются на нехватку ресурсов для обслуживания всех пассажиров, что заставляет их ежедневно выпускать на маршруты целую армию водителей автобусов.

Очень важно, чтобы сотрудник был аккуратным, внимательным и терпеливым, ведь на него возлагается серьезная ответственность, он должен сделать поездку для пассажиров приятной и безопасной. Очень ценятся претенденты, которые способны спокойно вести транспорт и при этом экономить на расходе топлива. Работа водителем автобуса предполагает, что у сотрудника хорошо развито зрение, он наблюдателен, способен быстро и спокойно реагировать на внешнюю обстановку и мгновенно оценивать и анализировать ситуацию.

Водитель автобуса: должностная инструкция, особенности работы, график

Вопреки распространённому стереотипу, работа с людьми является очень тяжёлой и изнурительной. Пассажирскими перевозками заниматься ещё сложнее, поскольку кроме постоянного контакта с пассажирами, водителю приходится отвечать за их безопасность, причём далеко не в самых предсказуемых дорожных условиях. Выдержать эту нагрузку и сохранить качество обслуживания граждан на высоком уровне сложно без определённых личностных качеств. Что нужно, чтобы стать водителем автобуса:

  • Аккуратность. При наличии такого качества сотрудник будет ухаживать за машиной, соблюдать порядок во всех делах, продуманно вести себя на маршруте;
  • Доброжелательность. Хорошее настроение водителя, улыбка и позитивное отношение улучшают атмосферу в салоне и в разы снижают вероятность появления конфликтов;
  • Самодисциплина. Не так-то просто заставлять себя каждый день вставать до рассвета и целый день зарабатывать деньги, невзирая на усталость и плохое настроение;
  • Стрессоустойчивость. Хамское поведение автолюбителей, недовольство пассажиров и давление начальства сложно выдерживать каждый день без хорошего самоконтроля;
  • Ответственность. Водитель должен понимать, что от его правильности его действий зависят жизни не только полусотни пассажиров, но и других участников движения;
  • Внимательность. При движении по городу приходится успевать следить за дорожной обстановкой, знаками и светофорами, а ещё контролировать и граждан в салоне;
  • Выносливость. Водителям приходится работать с пяти утра до полуночи, зачастую с одним выходным в неделю. Чтобы выдержать такое, нужно крепкое здоровье;
  • Сообразительность. Перевозка людей постоянно сопровождается непредвиденными проблемами, для которых нужно мгновенно находить правильные решения;
  • Сдержанность. Водитель автобуса всегда должен проявлять благоразумие, соблюдать осторожность и не поддаваться соблазну устроить гонки с конкурентами;
  • Презентабельность. Не только пассажирам, но и руководству явно больше понравится водитель в выглаженной рубашке, с аккуратной причёской и чистыми ногтями.
Читайте также:  Как правильно снести загородный дом

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Очень важно, чтобы сотрудник был аккуратным, внимательным и терпеливым, ведь на него возлагается серьезная ответственность, он должен сделать поездку для пассажиров приятной и безопасной. Очень ценятся претенденты, которые способны спокойно вести транспорт и при этом экономить на расходе топлива.

Ой, я про правила езды на велосипеде всё знаю! Кататься буду только во дворе, на специально отведённых местах, на велосипеде должен быть насос, инструменты, исправные тормоза и звонок! А на проезжую часть можно будет выезжать только когда исполнится 14 лет!

Первый человек, которого встречает водитель, — врач. Каждый рейс полон препятствий: на дорогах – пробки и спешащие автомобили, а в салоне – нервные и опаздывающие на работу пассажиры. Во время движения водителю не разрешается слушать музыку и говорить по телефону, резко тормозить и менять маршрут. Водитель должен контролировать соблюдение пассажирами правил безопасного проезда в автобусе.

Ответим на этот вопрос после прочтения отрывка из произведения Н. Носова «Как Незнайка катался на газированном автомобиле».

Руководители автопарков отмечают, что профессия водителя автобуса становится все более популярной среди молодёжи. Если несколько лет назад коллектив предприятий на 90% состоял из сотрудников старше 45 лет, то сегодня доля шоферов в возрасте до 25 лет возросла уже до 15%.

Достоинства и недостатки профессии

Руководители автопарков отмечают, что профессия водителя автобуса становится все более популярной среди молодёжи. Если несколько лет назад коллектив предприятий на 90% состоял из сотрудников старше 45 лет, то сегодня доля шоферов в возрасте до 25 лет возросла уже до 15%. Отчасти этот интерес объясняется преимуществами специальности:

  • Чтобы стать водителем автобуса, не нужно учиться годами. Три месяца понадобятся для получения прав категории D, ещё две-три недели — для стажировки на маршруте;
  • Потребность в таких специалистах огромна, а платят им куда больше того, сколько зарабатывает водитель трамвая. Устроиться на работу можно всего за пару дней;
  • При официальном трудоустройстве за сложные условия работы сотрудник вправе получить продлённый оплачиваемый отпуск на срок до шести недель;
  • Водители автобусов имеют льготные правила оформления пенсии. Фактически уйти на покой можно со стажем всего в двадцать лет;
  • Набравшись опыта, можно приобрести в лизинг несколько автобусов, договориться с городской администрацией и открыть собственный бизнес с маршрутками.

В то же время многие новички бросают такую работу в первые несколько месяцев, так как сталкиваются с неприятными особенностями и недостатками, о которых практически не известно непосвящённым гражданам. В частности:

  • Компании устанавливают совершенно бессистемный график. Будет ли следующий день рабочим или выходным, сотрудники зачастую узнают только вечером;
  • Обслуживание машин волнует автопарк значительно меньше того, сколько можно заработать на маршрутке. Пока она может ехать, её никто не ремонтирует;
  • Все штрафы не только за нарушение правил движения, но и за техническое состояние автобуса перекладываются на водителя. У работника просто нет шансов их избежать;
  • Водителям регулярно приходится вступать в конфликты с агрессивными пассажирами и другими водителями, приводить в порядок салон после вандализма подростков;
  • Изматывающий режим работы и возникающие проблемы со здоровьем совершенно неадекватны тому, сколько зарабатывает водитель маршрутки.

Сколько зарабатывает водитель автобуса?

Сколько зарабатывает водитель автобуса в России? В данной профессии редко встречается фиксированная зарплата, поскольку каждый работодатель стремится извлечь максимальную выгоду из эксплуатации транспортного средства и начисляет специалисту вознаграждение только за периоды, когда тот фактически приносит доход. Как следствие, в пассажирских перевозках применяются три схемы мотивации:

  • Повременная. Водитель получает плату согласно реально проведённому на маршруте времени без учёта простоев. Схема обычно встречается в заказных перевозках;
  • Плановая. В кассу автопарка нужно ежедневно сдавать фиксированную сумму. Все, что остаётся от выручки, определяет, сколько зарабатывает водитель автобуса;
  • Сдельная. Зарплата рассчитывается по показаниям одометра с учётом тарифа за один километр. Применяется на дальних маршрутах и при перевозках на заказ.

К сожалению, водитель автобуса не может управлять своим графиком так, как делают таксисты, а потому от затраченных им усилий итоговая сумма практически не зависит. Но есть целый ряд иных факторов, удачный подбор которых увеличивает зарплату в разы:

  • Место работы. Больше всего платят водителям крупные транспортные компании. В государственных и муниципальных автопарках зарплаты меньше в разы;
  • Способ работы. При аренде транспортного средства из того, сколько зарабатывает маршрутка в день, водитель должен отдавать парку ещё 3–5 тысяч рублей;
  • Условия работы. В ряде компаний водителю приходится заправлять, ремонтировать, мыть и обслуживать автобус за собственный счёт, выделяя деньги из выручки;
  • Регион. В провинции зарплаты сильно отстают от того, сколько зарабатывают водители маршруток в Москве, хотя на Севере картина может быть обратной;
  • План автопарка. Если сотрудник не привозит за день установленную сумму, у него появляется долг. При постоянном невыполнении плана его лишают премии;
  • Вид транспорта. Для примера нужно сравнить, сколько зарабатывает маршрутка и какой доход приносит полноразмерный автобус на несколько десятков мест;
  • Специализация. Зарплаты водителей на городских, туристических и междугородних маршрутах отличаются. Больше всего платят за перевозку людей на вахте.

Как вести себя с клиентами

Для того чтобы работать в службе пассажирских автотранспортных перевозок, требуется еще и личностное умение коммуницировать с потенциальными клиентами. Можно ли работать в такси страдающему неврозом человеку? Нет. Продержится ли на такой работе слабохарактерная, чувствительная и чрезмерно волнительная личность – вряд ли. Дело в том, что помимо обходительности и приветливости, любой таксист должен уметь справляться с трудностями. Взять московские дороги: шесть полос, регулярные пробки, тяжелейшие условия ввиду непомерного контроллинга со стороны государственной дорожной автоинспекции – все это дает основания полагать, что не каждый человек может справиться с задачей спокойного и качественного вождения транспортного средства с пассажирами. А если еще учесть, что бывают буйные нетрезвые клиенты, нужно запастись приличным объемом терпения и выдержки, чтобы ни в коем случае не нахамить и не нагрубить неадекватному пассажиру в ответ.

Список личных качеств на должность водителя

Список обязательных личных качеств, которые хотят видеть в резюме водителя рекрутеры и работодатели:

Заполняя раздел «О себе» не нужно давать много информации. Выберите из списка несколько качеств, которыми вы обладаете и которые, по вашему мнению, необходимы для вакансии. Не делайте это для формальности, потратьте на это какое-то время. Дело в том, что рекрутер обязательно будет эту информацию проверять и если есть шанс зацепить его личными качествами, то почему бы его не использовать.

Описывая свои личностные качества, можно просто их перечислить. А можно коротко рассказать, как эти качества помогают в работе. Например: «Внимание к деталям и способность аналитически мыслить позволяют мне безошибочно выбрать оптимальный маршрут и точно рассчитать время в пути».

Задача соискателя подготовить резюме, которое бы создавало у рекрутера гармоничный психологический портрет кандидата. Другими словами, резюме должно быть живым. Именно раздел «О себе» дает такую возможность. Проявите немного творчества, чтобы за буквами и цифрами хорошо виделась ваша личность.

Больше примеров и информации о том, какие личные качества указывать в своем резюме в разделе личные качества.

В каких документах установлены требования к профессии водителя

Нанимая водителя на работу, работодатель руководствуется нормами и правилами, которые содержатся в действующих законодательных документах:

  1. Приказ Минтранса России от 28.09.2015 г. N 287 (квалификационные требования к водителям);
  2. Федеральный закон от 13.07.2015 г. №220-ФЗ (нормативы по перевозкам пассажиров на автобусах регулярных маршрутов);
  3. Постановление РФ №112 от 14.02.2002 г., с изменениями от 28.04.2015 г. (Правила провоза пассажиров в автобусном транспорте);
  4. Инструктивные письма и приказы Ространснадзора (деятельность автотранспортных компаний);
  5. Устав автотранспорта (порядок провоза людей и багажа в автобусах).

Специализации водителей автобусов

Пассажирские перевозки — это широкое и многогранное направление деятельности. Конечно, работа водителя так или иначе подразумевает доставку людей из одного места в другое, однако время, расстояние, периодичность и вид транспортного средства в разных ситуациях отличаются. Это позволяет выделить следующие виды маршрутов и автобусов:

  1. Городской. Обслуживает жителей одного или нескольких районов. Едет по графику, делая частые остановки. Салон переоборудован для максимальной вместимости;
  2. Пригородный. Обычно это простой автобус без удобств, перевозящий людей на дачи и в соседние села. Есть отделения для ручной клади, поручни для стоящих пассажиров;
  3. Междугородний. Совершает поездки между крупными городами, останавливается на автостанциях. Стоячие места в салоне отсутствуют, но есть пространство для багажа;
  4. Международный. Имеет все удобства, необходимые пассажирам для поездки на пару тысяч километров — кондиционер, багажный отсек, интернет и часто даже туалет;
  5. Корпоративный. Обычный автобус может доставлять вахтовых сотрудников на место работы, а комфортабельный — перевозить делегации и прочих важных гостей;
  6. Заказной. Как правило, обслуживает массовые мероприятия, вроде свадеб и юбилеев. Но фактически любой клиент может нанять автобус для перевозки группы людей;
  7. Туристический. Подходит для продолжительных путешествий. Отличается большим салоном, кондиционером, высокими потолками и широкими креслами;
  8. Экскурсионный. Используется для перевозки людей, желающих посетить интересные места в городе. Имеет комфортный салон, оснащён микрофоном и телевизором;
  9. Школьный. Обычно встречается в сельской местности, где детям приходится ездить в школу на большие расстояния. Соответствует строгим требованиям безопасности.

Чем занимается водитель автобуса?

Формально водитель автобуса является самостоятельным сотрудником и отвечает за все, что происходит с ним и с техникой на маршруте. В то же время свобода его действий ограничена: регламент пассажирских перевозок требует от водителя выполнения целого перечня обязанностей, прямо или косвенно связанных с обеспечением безопасности и комфорта граждан. В числе таковых:

  1. Контроль исправности транспортного средства, выполнение работ по техническому обслуживанию и замене расходных материалов;
  2. Проведение регулярных мероприятий по мойке кузова и салона автобуса согласно санитарным требованиям с применением специальных средств;
  3. Проверка технического состояния и работы главных узлов и агрегатов транспортного средства, тормозов и шин, зеркал и световых приборов перед выездом на маршрут;
  4. Прохождение обязательного медицинского осмотра у дежурного врача автобусного парка перед началом каждого рабочего дня;
  5. Перевозка пассажиров по утверждённому маршруту согласно графику движения, при соблюдении правил безопасности и требований ПДД;
  6. Оповещение пассажиров о названиях остановок, контроль их высадки и посадки в салон с обязательным соблюдением норм вместимости транспортного средства;
  7. Приём от пассажиров оплаты за проезд в наличной форме и контроль исправности валидатора, предназначенного для считывания данных с транспортных карт граждан;
  8. Предоставление пассажирам информации о маршруте автобуса, стоимости проезда, названиях остановок и местах пересадки на другие виды городского транспорта;
  9. Поддержание в салоне комфортных для граждан микроклиматических условий при помощи отопительной системы зимой и кондиционера летом;
  10. Размещение багажа пассажиров в специальных отсеках автобуса при следовании по дальним междугородним и международным маршрутам;
  11. Экстренная остановка при возникновении чрезвычайной ситуации в салоне, оказание первой помощи пассажиру с плохим самочувствием, вызов медицинской бригады;
  12. Проверка наличия в салоне забытых вещей, передача их диспетчеру в конце рабочего дня, оповещение органов при обнаружении в автобусе подозрительных сумок;
  13. Заправка транспортного средства топливом по окончании смены, долив моторного масла и охлаждающей жидкости при возникновении такой необходимости;
  14. Оповещение механика автопарка о выявленных за день неисправностях, проведение осмотра автобуса и составление заявки на ремонт;
  15. Внесение в путевой лист данных о дневном пробеге, времени на маршруте, общем расходе топлива, передача собранной выручки кассиру организации.
Читайте также:  Налог за сдачу квартиры в аренду 2023

Какими главными качествами должен обладать водитель автобуса

  • Умение правильно подавать автомобиль для загрузки и разгрузки.
  • Познания в области правильной укладки и крепления груза.
  • Знание правил ведения сопроводительной документации к грузу.
  • Умение составлять путевые листы.
  • Умение самостоятельно устранять поломки автомобиля, диагностировать их, доставлять автопоезд к месту ремонта.
  • Знание особенностей дорожного движения и правил в разных странах.
  • Практические навыки и познания в области пересечения границ различных государств, прохождения таможенного контроля.

Шофёр-дальнобойщик должен обладать навыками в области обеспечения сохранности груза во время транспортировки

\r

\rНе сложно догадаться, что как и в любой другой профессии, в работе шофера имеются и недостатки. К таковым можно отнести:\r

\r

    \r
  • ненормированный рабочий график;
  • \r

  • большая вероятность возникновения стрессовых ситуаций (например, при интенсивном дорожном движении);
  • \r

  • зависимость условий труда от погодных явлений;
  • \r

  • сидячий образ жизни.
  • \r

\r

Не сложно догадаться, что как и в любой другой профессии, в работе шофера имеются и недостатки. К таковым можно отнести:

  • ненормированный рабочий график;
  • большая вероятность возникновения стрессовых ситуаций (например, при интенсивном дорожном движении);
  • зависимость условий труда от погодных явлений;
  • сидячий образ жизни.

Теоретически стать профессиональным водителем может каждый совершеннолетний человек, который прошел курс обучения в любой автошколе и получил права в ГАИ. На практике же, трудоустроится сразу же после обучения в автошколе и без наличия определенного опыта вождения очень сложно. «Спасти ситуацию» может наличие технического (что очень ценится среди работодателей) или профильного образования. Причем, говоря о профильном образовании мы имеем ввиду средне-специальное (то есть, полученное в техникуме). Почему? Потому что в этой профессии ценятся, прежде всего, практические навыки, и только потом теоретические знания.

Получить профессию водителя можно в одном из соответствующих техникумов. Например, местом обучения этой профессии может стать:

  • Нижегородский автотранспортный техникум;
  • Новосибирский техникум автосервиса и дорожного хозяйства;
  • Хабаровский дорожно-строительный техникум;
  • Красноярский автотранспортный техникум;
  • Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева.

Требования к водителю арендованного автобуса

Водитель городского автобуса должен вести транспортное средство в строгом соответствии со схемой маршрута и расписанием. Помимо этого, он должен поддерживать скорость движения, учитывать состояние дороги, погодные условия и правила дорожного движения. На каждой остановке, которая указана в маршрутной схеме, он обязан останавливать автобус, чтобы высадить и забрать пассажиров вне зависимости от того, насколько наполнено транспортное средство.

Инструкция должностная водителя автобуса предполагает, что этот работник обязан выявлять и устранять простейшие неисправности транспортного средства во время следования. Если же поломка более серьезная, он должен вызвать техническую помощь. После того как все маршрутные поездки завершены, работник должен получить роспись диспетчера в путевом листе и подтверждение того, что он может отправляться в автопарк.

Сотрудник, получивший эту должность, имеет право на все социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством страны. Он может отказаться от рейса, если транспортное средство находится в неисправном состоянии или была нарушена инструкция по охране труда для водителя автобуса. Он может ограничить вход пассажиров, если транспортное средство переполнено. По правилам технической эксплуатации увеличение количества пассажиров может повлиять на безопасность поездки и исправность автобуса.

Инструкция водителя автобуса предполагает, что он вправе потребовать, чтобы компания, где он трудоустроен, оплатила полис ОСАГО, чтобы были документы о своевременном страховании гражданской ответственности. У компании должно быть право владения доверенным сотруднику транспортным средством. Сотрудник имеет право передать управление транспортным средством только тем лицам, что указаны в документах, это могут быть сменщики, стажеры, слесари и буксировщики. Главное, чтобы у них был документ, подтверждающий, что они могут вести автобус.

Помимо этого, он вправе получать сведения о решениях руководства, которые непосредственно затрагивают его деятельность. Он может в пределах своей компетенции предложить мероприятия, позволяющие сделать выполнение его обязанностей более эффективными. Также может повышать свою квалификацию в соответствии с трудовым законодательством страны.

Сотрудник, принимаемый на должность водителя, ответственен за неисполнение своих обязанностей или их некачественное выполнение. Также его могут привлечь к ответственности, если он нарушил административное, трудовое или уголовное законодательство в ходе выполнения своей работы. Помимо этого, работник ответственен за причинение компании материального ущерба в рамках действующего законодательства страны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *