- Автомобильное право

Росстат обновил формы для отчетов за 2022 и 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Росстат обновил формы для отчетов за 2022 и 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все работодатели должны ежеквартально отчитываться в ФСС РФ по взносам «на травматизм». Санкции здесь похожи на те, что применяются за нарушения при сдаче налоговых деклараций: берется 5% от суммы к уплате за каждый просроченный месяц. Минимум также составляет 1000 руб., а максимум – 30%.

Отчетность во внебюджетные фонды

Разница только в том, что базой для исчисления штрафа будет не вся сумма, указанная в расчете, а только та, что начислена за последние три месяца (ст. 26.30 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…»).

Кроме того, работодатели — юридические лица должны ежегодно направлять в ФСС РФ подтверждение основного вида деятельности для того, чтобы фонд установил им тариф взносов «на травматизм».

Штраф за просрочку в данном случае не предусмотрен. Однако фонд тогда имеет право установить для нарушителя тариф по максимальной ставке, исходя из всех видов деятельности, которые указаны по этой организации в госреестре (п. 13 постановления Правительства РФ от 01.12.2005 № 713).

В Пенсионный фонд все работодатели должны сдавать персональную информацию по застрахованным лицам по формам СЗВ-М и СЗВ-стаж.

Штрафы за нарушения сроков по ним одинаковы и составляют 500 руб. за каждого сотрудника, включенного в отчет (ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…»).

Должностные лица за просрочку любых отчетов, направляемых во внебюджетные фонды, будут наказаны штрафом в размере от 300 до 500 руб. Это предусмотрено ст. 15.33 и 15.33.2 КоАП РФ.

Штрафы за несдачу статистической отчетности

В настоящее время установлены следующие штрафы за несдачу статформы:

  • Если лицо впервые привлекается к ответственности по ст. 19.7.13 КоАП РФ, то размер административного штрафа составит от 10 до 15 тысяч руб. для должностных лиц и от 20 до 50 тысяч руб. для юридических лиц;
  • Если лицо ранее уже привлекалось к административной ответственности по ст. 19.7.13 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление статистической отчетности в таможню, то штраф удваиваются. То есть, при повторном нарушении сроков сдачи статформы в таможню размер штрафа составит от 20 до 30 тысяч руб. для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч руб. для юридических лиц.

Очевидно, что штрафы за нарушение сроков сдачи статистической отчетности в таможню достаточно существенные, а с учетом возможного повторного привлечения к административной ответственности по 19.7.13 КоАП РФ и вовсе значительные. Возможно ли снизить штраф за несдачу статформы в таможню?

На практике, минимальный штраф за нарушение сроков сдачи статистической отчетности в таможенный орган возможен при выполнении ряда условий:

  • Статформа все же была направлена в таможенный орган, пусть и с нарушением срока;
  • Срок сдачи статистической отчетности пропущен незначительно;
  • Лицо ранее не привлекалось к административной ответственности по ст. 19.7.13 КоАП РФ

В ряде случаев нашим юристам удавалось добиться не только минимального штрафа, но и прекращения производства по делу в связи с малозначительностью или же назначения административного наказания в виде предупреждения.

Какие статистические отчёты появятся в 2023 году

Приказом Росстата от 29 июля 2022 года № 532 утверждены годовые и квартальные формы статистической отчётности для работодателей о персонале, условиях труда и потребностях в трудовых ресурсах.

Новые отчёты по итогам 2022 года:

  • № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»;
  • № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда»;
  • № 1-Т(ГС) «Сведения о численности и фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании, кадровом составе государственных гражданских служащих»;
  • № 1-Т(МС) «Сведения о численности и фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании, кадровом составе муниципальных служащих».

Новые отчёты за I квартал 2023 года:

  • № ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала»;
  • № ЗП-культура «Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала»;
  • № ЗП-наука «Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала»;
  • № ЗП-соц «Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала»;
  • № ЗП-здрав «Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала»;
  • № П-4(НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников».

Новые ежемесячные отчёты с января 2023 года:

  • № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
  • № 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;
  • № 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов»;
  • № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».

Формы статистической отчетности

Росстат утверждает формы статистической отчетности, подписывает заполненные бланки руководитель организации или ответственный сотрудник. В каждую форму включены статистические показатели, периодичность, сроки, способы и адреса представления, а также порядок заполнения формы.

Все формы статотчетности представлены на официальном сайте Росстата. Их довольно много, перечислим лишь некоторые, актуальные для большинства компаний:

  • основные сведения о деятельности предприятий (1-Предприятие);
  • сведения о финансовом состоянии организации (П-З);
  • сведения о численности, заработной плате и движении работников организации (П-4);
  • сведения о неполной занятости и движении работников (П-4 (НЗ));
  • сведения о численности и заработной плате работников (1-Т) — для организаций, не отчитывающихся ежемесячно по форме П-4.

Отчетность в Росстат для ИП

В ходе сплошного наблюдения ИП представляют в Росстат отчет по форме № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2020 год». Эта форма приводится в приложении 2 к приказу Росстата от 17.08.2020 № 469. Крайний срок представления отчета тот же самый, что установлен для организаций, – 1 апреля 2021 года.

Сама отчетность, за рядом исключений, схожа с той, что представляют организации.

В разделе 1 отчета указывается количество месяцев в 2020 году, в течение которых осуществлялась предпринимательская деятельность, и адрес места осуществления такой деятельности. Если деятельность велась без привязки к определенному адресу, то указывается адрес регистрации в качестве ИП.

Также здесь указываются системы налогообложения, которые применялись ИП в 2020 году.

В средней численности сотрудников следует учесть не только наемных работников, но и всех помогающих ИП членов его семьи, включая самого ИП. Для этого следует сложить число лиц, работавших с ИП в каждом календарном месяце, включая временно отсутствующих, и разделить на 12.

В разделе 2 отчета ИП должны указать выручку от реализации товаров, работ и услуг в целом по всем видам деятельности, а также по каждому виду предпринимательской деятельности с учетом НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей. Причем здесь имеется в виду именно предпринимательская деятельность.

Доходы от иной деятельности в отчете не указываются.

Если оплата товаров, работ и услуг поступила не денежными средствами, то величина выручки определяется исходя из цены сделки. Если цена сделки не определена, то выручка определяется по стоимости полученных товаров, исчисляемой по их рыночным ценам.

ИП, применяющие НПД, определяют свою выручку исходя из суммы всех выданных за 2020 год чеков.

В разделе 3 указываются сведения об основных средствах (их стоимости), используемых для предпринимательской деятельности (полностью или частично) и принадлежащих ИП или членам его семьи.

ИП не указывают в отчете следующие объекты:

  • предметы, служащие 1 год и менее, независимо от их стоимости;
  • предметы стоимостью ниже 40 000 рублей независимо от срока службы;
  • животные, выращенные на убой, включая домашнюю птицу, многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала, деревья, выращиваемые с целью получения древесины;
  • растительные насаждения и животные, выращивание которых не завершено и они еще не готовы к продаже или реализации;
  • жилые здания и транспортные средства, которые не используются ИП в предпринимательской деятельности;
  • земельные участки.
Читайте также:  В гости к немцу. Как оформить приглашение

Новый КоАП: предпринимателям назначили высокие штрафы

Основной документ, по которому «упрощенец» отчитывается в налоговую о результатах своей работы – декларация по УСН. Она должна формироваться по данным из книги учета доходов и расходов.

В зависимости от того, какой вид УСН выбран («Доходы» или «Доходы минус расходы»), будет зависеть заполнение разделов документа:

  • титульный лист заполняют все;
  • разделы 1.1, 2.1.1 и 2.1.2 заполняют ИП, применяющие вариант УСН «Доходы»;
  • разделы 1.2, 2.2 заполняют ИП, применяющие вариант УСН «Доходы минус расходы»;
  • раздел 3 заполняют только те, кто получает целевое финансирование.

Декларация подается в ФНС ежегодно до 30 апреля, можно сдать бумажный или электронный вариант документа. Важно не пропустить этот срок, поскольку опоздание грозит блокировкой расчетного счета предпринимателя.

Каждый предприниматель на УСН обязан вести книгу учета доходов и расходов. В реестре в хронологическом порядке отражаются доходы и расходы ИП и записываются реквизиты подтверждающих документов. По результатам налогового периода подводятся финансовые итоги.

Подавать КУДиР в ФНС не нужно, но документ могут потребовать при любой проверке или несовпадении данных в отчетности. За отсутствие Книги на ИП будет наложен штраф. Законом не запрещено вести данный вид учета в электронном виде в Excel или бухгалтерских программах, но по окончании года книгу учета доходов и расходов нужно будет распечатать, прошить и поставить подпись ИП.

Некоторые предприниматели на УСН обязаны подавать:

  • декларацию по НДС – если за прошедший налоговый период ИП делал отчисления по этому виду налога;
  • декларацию по косвенным налогам – при импорте товаров из стран Евразийского экономического союза.

Декларация по НДС подается по окончании квартала, а по косвенным налогам – по окончании месяца, когда были оприходованы импортные товары.

В 2021 году Росстат требует подачи отчетов от всех субъектов малого бизнеса – от компаний до ИП, работающих самостоятельно. Освобождены от этой обязанности только предприниматели, зарегистрированные в 2021 году.

Подать документ нужно по форме 1-Предприниматель, бумажный вариант следует отнести в отделение Росстата или отправить заказным письмом по почте. Отчет в электронном виде можно подать через сайт Госуслуги или Росстата.

Жизнь или кошелек: штрафы за несдачу отчетности в 2019 году

Штрафы за опоздание со сдачей отчетности – штука неприятная, по масштабу ущерба непредсказуемая. Может стоить компании от нескольких сотен рублей до трети от суммы неуплаченного вовремя налога. Ответственному лицу может быть наложен персональный штраф.

Но если опоздать со сдачей декларации больше чем на 10 дней, то налоговики могут наказать не только финансово, но и «перекрыть» кислород компании – блокировать счет, что чревато приостановлением банковских операций.

Какие штрафы за несвоевременную сдачу отчетности грозят в 2019 году, как их заплатить, а лучше – как их избежать? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Чем чревата непунктуальность

Согласно существующим правилам, все организации и ИП обязаны точно в срок сдавать отчетность в контролирующие органы. Состав отчетности и способ ее передачи зависят от множества параметров, в частности, от численности сотрудников компании, от выбранного режима налогообложения, вида деятельности и т.

п. Если компания игнорирует требование отчитываться о ходе своей финансово-хозяйственной деятельности или «просыпает» регламентированные сроки сдачи отчетности, она будет наказана. Способы наказания просты и строги одновременно. В основном это штрафы за отчетность в 2019 году, но не только штрафы.

Как могут наказать за просрочку:

  • наказать компанию рублем в виде штрафа;
  • наказать ответственное должностное лицо рублем в виде штрафа;
  • заблокировать расчетный счет организации;
  • установить наивысший уровень профессионального риска (в случае неподтвержденного вида деятельности в ФСС).

Смягчающие обстоятельства

У организации есть право обратиться в контролирующий орган, принявший решение о наказании за несвоевременную сдачу отчетности, с просьбой о смягчении наказания. Для этого нужно подать заявление, в котором пояснить причину задержки сдачи отчетности. Причину желательно не просто указать письменно, но и подтвердить ее документально.

Если контролирующий орган примет смягчающее обстоятельство в расчет, то штраф может быть уменьшен. Если нет, то у компании есть право обратиться в суд и оспорить это решение.

Какие обстоятельства могут смягчить наказание для компании за несвоевременную сдачу отчетности:

  • опоздание было допущено впервые;
  • налог перечислен в установленные сроки без задержки;
  • организация является аккуратным налогоплательщиком, по другим налогам и сборам долгов и просрочек у нее нет.

Какие обстоятельства могут смягчить наказание для ответственного должностного лица за несвоевременную сдачу отчетности:

  • просрочка из-за тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • тяжелое материальное положение ответственного должностного лица, на которого накладываются штрафные санкции;
  • наличие угрозы или принуждения, материальная, служебная или другая зависимости.

Санкции ФНС

Штрафные санкции для организации Штрафные санкции для ответственного лица Другие санкции
5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки. Минимальный штраф — 1000 руб., максимальный — до 30% от суммы неуплаченного налога. Предупреждение или штраф 300 — 500 руб. Предусмотрена блокировка банковского счета.

С отчета за январь 2023 года вводится новые месячные формы.

И так, начиная с отчета за январь 2023 года:

  • № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;

  • № 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;

  • № 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов».

Начиная с отчета на 1 февраля 2023 года:

  • № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».

Одновременно с этим упраздняются аналогичные формы, действующие в настоящее время, а также отменяются представляемые 1 раз в 3 года формы:

  • № 1-ГС «Сведения о составе работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу государственной службы, образованию»,

  • № 1-МС «Сведения о составе работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу муниципальной службы, образованию».

Как проверить правильность заполнения формы П-4?

Проверить правильность заполнения разделов формы П-4 можно, воспользовавшись формулами, приведенными в разд. 5.2 Указаний.

Для организаций, представляющих форму П-4

Ежемесячно

Ежеквартально

1. Строка 01 = сумма строк с 02 по 11 по графам с 1 по 11

2. Графа 1 = сумма граф 2, 3, 4 по строкам с 01 по 11

3. Графа 7 = сумма граф 8, 9, 10 по строкам с 01 по 11

4. Если заполнена графа 5, то должна быть заполнена графа 2

5. Если заполнена графа 6, то должна быть заполнена графа 3

6. Если заполнена графа 8, то должна быть заполнена графа 2

7. Если заполнена графа 9, то должна быть заполнена графа 3

8. Графа 5 за I полугодие, девять месяцев, год ≥ графа 5 за предыдущий период

9. Графа 6 за I полугодие, девять месяцев, год ≥ графа 6 за предыдущий период

10. Графа 7 за I полугодие, девять месяцев, год ≥ графа 7 за предыдущий период

11. Графа 8 за I полугодие, девять месяцев, год ≥ графа 8 за предыдущий период

12. Графа 9 за I полугодие, девять месяцев, год ≥ графа 9 за предыдущий период

13. Графа 10 за I полугодие, девять месяцев, год ≥ графа 10 за предыдущий период

14. Графа 11 за I полугодие, девять месяцев, год ≥ графа 11 за предыдущий период

Термины и определения

Государственные статистические наблюдения представляют собой сбор и обработку первичных статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь, осуществляемые органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями (абз. 4 ст. 1 Закона № 345-З).

Государственное статистическое наблюдение осуществляется путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информации (первичных статистических данных по формам государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) в виде документированной информации) в целях формирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.

Юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в органы государственной статистики первичные статистические данные, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе, а также выполнять решения органов государственной статистики и уполномоченных государственных организаций, принятые в пределах их компетенции.

Основными требованиями, предъявляемыми к представляемой статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, являются полнота, достоверность, своевременность (п. 2 ст. 12 Закона № 345-З). Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.

Читайте также:  Сроки охоты в Рязани уже определены

Статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения может быть представлена отчитывающимися субъектами непосредственно или передана через их представителей, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Статистическая информация составляется, хранится и представляется отчитывающимися субъектами по установленным формам государственного статистического наблюдения на бумажных и (или) электронных носителях.

В каком случае компанию могут оштрафовать

Штраф могут наложить, если организация не представит статотчет в установленный срок или укажет в отчете недостоверную информацию. Какие данные считаются недостоверными? Комментирует Максим Прохоров, эксперт системы Контур.Экстерн по отчетности в Росстат:

«Многие респонденты полагают, что представить недостоверные сведения можно только с умыслом. Стало быть, если они не искажают информацию, то и штрафы за недостоверные сведения их не коснутся. Однако это не так. Согласно п. 6 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620), недостоверный отчет — это отчет, подготовленный с нарушением указаний по его заполнению, арифметическими и логическими ошибками».

Как избежать ошибок? М. Прохоров рекомендует внимательно читать указания по заполнению, которые утверждаются для каждой формы. Они помогут разобраться, как рассчитать каждый показатель и проверить отчет на арифметические и логические ошибки.

Штраф за непредоставление статданных: в суде можно добиться его отмены или замены замечанием

Тем, кто не представит статформу, нарушит срок ее сдачи или допустит искажение данных, грозит ответственность по ст. 13.19 КоАП РФ. За последний год суды часто рассматривали споры с участием органов Росстата и респондентов. Последним порой удавалось добиться отмены штрафа либо замены его замечанием.

Отмена штрафа

Суды отменяют штраф за непредставление статданных, если установлено, что территориальный орган Росстата нарушил процедуру рассмотрения дела об административном правонарушении. Респондент вправе участвовать в рассмотрении дела и составлении протокола. Суды отмечают: совершить указанные процессуальные действия в отсутствие нарушителя можно, если он был надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте составления протокола.

По одному из дел суд первой инстанции посчитал, что процедура привлечения к ответственности соблюдена. Административный орган располагал информацией ФГУП «Почта России» о неудачной попытке вручения почтового отправления. Общество не получило корреспонденцию исключительно по своей вине. Однако 4-ый ААС с выводом не согласился. Он учел положения Правил оказания почтовой связи. По ним «судебное» или «административное» почтовое отправление, которое не удалось вручить адресату, хранится на почте семь дней. Адресат вправе получить корреспонденцию в течение указанного срока. В рассматриваемом случае на момент составления протокола, судя по данным сайта «Почты России», срок не истек.

В другом деле 15-ый ААС установил, что Росстат нарушил порядок привлечения респондента к ответственности, и отменил штраф. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении отсутствовали доказательства того, что представитель общества извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Рассмотрение дела было назначено на 20 мая. Общество получило извещение только 3 июня, что подтверждалось почтовым уведомлением.

Еще одно постановление о привлечении к административной ответственности было признано незаконным и отменено. Извещение о времени и месте составления протокола направлялось почтой, на уведомлении о вручении было указано, что адресат отсутствует. Суд первой инстанции учел, что представленные Росстатом уведомления не содержали сведений о попытках вручить корреспонденцию. 17-ый ААС дополнительно отметил, что не были использованы все возможные способы надлежащего сообщения о дате и времени рассмотрения дела (телеграммой, телефонограммой и др.).

Несколькими днями ранее этот же суд отменил постановление о привлечении к ответственности. В качестве доказательств того, что респондента известили о рассмотрении дела об административном правонарушении, в суд были представлены копии сопроводительного письма, почтового конверта, содержащего о, а также уведомление о вручении без даты получения и подтверждающей его подписи. Суд не принял их в качестве доказательства. Росстат не использовал все возможные способы надлежащего уведомления.

А вот 8-ой ААС не усмотрел нарушений порядка производства. Почтовое отправление прибыло в место вручения, однако не было получено адресатом. Согласно сведениям с сайта «Почта России» корреспонденция после неудачной попытки вручения хранилась в течение положенного срока, а затем была выслана отправителю. Суд счел, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило адресату, но по зависящим от последнего обстоятельствам не было вручено или адресат с ним не ознакомился.

14-ый ААС также решил, что предприятие извещено о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом. Корреспонденция не была получена, возвращена отправителю по истечении срока хранения. Суд отметил: на предприятии лежала обязанность обеспечить получение корреспонденции по адресу регистрации, на который Росстат правомерно направлял уведомление.

Замена штрафа устным замечанием

Статья 2.9 КоАП РФ позволяет освободить от ответственности при малозначительности правонарушения. В таких случаях наказание может быть ограничено устным замечанием. Вопрос о степени серьезности нарушения суды решают с учетом всех субъективных и объективных признаков (места, способа совершения, характера вины и т.п.). Следует отметить, что применение положений о малозначительности является правом суда, которое может быть реализовано лишь при достаточных основаниях.

Так, 13-ААС согласился с выводом суда первой инстанции о малозначительности совершенного респондентом правонарушения. Были учтены незначительный пропуск срока представления отчетности, а также то, что несоблюдение этого срока не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

4-ый ААС принял во внимание, что отчет был направлен в срок, недостатки самостоятельно обнаружены и в разумные сроки устранены, исправленный отчет передан по ТКС. Правонарушение признано малозначительным.

17-ый ААС согласился с выводами суда первой инстанции, который ограничился устным замечанием. Он учел следующие обстоятельства: правонарушение совершено впервые, допущенная ошибка самостоятельно в разумный срок устранена.

Привлечение респондента к ответственности впервые 14-ый ААС также посчитал обстоятельством, по которому штраф может быть заменен замечанием.

1-ый ААС сделал вывод о малозначительности на основании следующих обстоятельств. Статсведения были представлены до составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления. Ранее за совершение аналогичных правонарушений общество к административной ответственности не привлекалось. Систематических нарушений сроков представления статотчетности не было.

Но суды не всегда усматривают свидетельства малозначительности правонарушения.

11-ый ААС не установил обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным. Статсведения были представлены предприятием после составления в отношении него протокола об административном правонарушении, в день вынесения постановления.

Этот же суд признал постановление законным в другом деле. Респондент не только нарушил срок представления отчета, но и вообще не подал его, тем самым не исполнив публично-правовую обязанность.

12-ый ААС не принял доводы организации о том, что правонарушение совершено впервые, а статформа не содержала показателей, и не стал отменять штраф. В другом деле этот же суд не признал правонарушение малозначительным, хотя респондент заявлял, что интересы работников и общества не нарушены.

При значительном пропуске срока сдачи отчетности (17 и 29 дней) 15-ый ААС поддержал Росстат в наложении штрафа. А 17-ый ААС указал, что само по себе количество дней просрочки представления отчетности не говорит о малозначительности правонарушения. Он не стал ограничиваться замечанием, даже когда просрочка составила 5 дней. Этот же суд не посчитал малозначительными следующие обстоятельства:

занятость сотрудников составлением годового отчета и их большая загруженность;

самостоятельное выявление нарушения.

20-ый ААС не принял во внимание тяжелое финансовое положение, а также то, что правонарушение совершено впервые, без умысла, причем самостоятельно устранено в кратчайшие сроки.

16-ый ААС отметил, что непредставление статистической отчетности повлекло выгрузку на федеральный уровень недостоверной первичной статистической информации, в результате чего заинтересованные пользователи были лишены возможности получить корректные статданные. Эти обстоятельства нанесли ущерб авторитету органов госстатистики, что негативно отражается на качестве официальной статистической информации и управленческих решениях, принимаемых на ее основе.

Настроим любые отчеты, даже если их нет в 1С

Сделаем отчеты в разрезе любых данных в 1С. Исправим ошибки в отчетах, чтобы данные тянулись правильно. Настроим автоматическую отправку на почту.

Примеры отчетов:

  • По валовой прибыль предприятия с прочими расходами;
  • Баланс, ДДС, отчет о финансовом результате (прибылях и убытках);
  • Отчет по продажам для розничной и оптовой торговли;
  • Анализ эффективности товарных запасов;
  • Отчет по выполнению плана продаж;
  • Проверка не попавших в табель сотрудников;
  • Инвентаризационная опись нематериальных активов ИНВ-1А;
  • ОСВ по счету 60, 62 с группировкой по контрагенту — Анализ не закрытых авансов.
Читайте также:  Налог на имущество: кто может его не платить

Наказание за непредставление первичных статистических данных либо предоставление недостоверной статистической информации является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ. Важно!

Благодаря вступившему в силу с 30.12.2015 г. Федеральному закону от 30.12.2015 г. № 442-ФЗ «О внесении изменения в ст.13.19 КоАП», ужесточена ответственность компаний и индивидуальных предпринимателей за непредставление (несвоевременное представление) статистической информации.

Непредоставление первичных статистических данных в установленном порядке, несвоевременное предоставление этих данных влечет штрафы:

  • на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 20 тыс. до 70 тыс. рублей.

Повторное нарушение карается большим размером штрафов:

📌 Реклама Отключить

  • на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс.рублей,
  • на юридических лиц — от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.

Штрафы и санкции за нарушения сроков сдачи отчетности. Все предприятия и ИП должны сдавать различные виды отчетов. Но иногда случается так, что бизнесмен не успевает сделать это в установленный срок. Рассмотрим, какие санкции и штрафы будут применены к нарушителям в подобных ситуациях.

Виды отчетов, санкций и штрафы

Все обязательные отчеты, которые сдают бизнесмены, можно разделить на следующие группы:

  1. Бухгалтерская отчетность.
  2. Налоговая отчетность.
  3. Отчетность во внебюджетные фонды.
  4. Статистическая отчетность.

Для каждой категории предусмотрены свои меры воздействия на нарушителей.

Санкции могут быть следующих видов:

  1. Фиксированные штрафы.
  2. Штрафы, зависящие от показателей отчетности.
  3. Блокировка счетов.

Ответственность за нарушение несет, как организация, так и виновное должностное лицо. Обычно это – руководитель, но может быть наказан и главбух.

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерскую отчетность за 2018 год юридические лица должны сдавать в ИФНС и в органы статистики.

Поэтому если бизнесмен не уложился в установленные сроки, то его накажут дважды. Кроме того, отдельно оштрафуют и виновных должностных лиц.

  1. Если отчет не сдан в ИФНС, то штраф составит 200 рублей за каждую отчетную форму (п. 1 ст. 126 НК РФ). В этом случае «преимущество» будет у малых предприятий, потому что для них обязательный «комплект» бухгалтерской отчетности ограничивается балансом и формой №2.
  2. За несдачу финансовой отчетности в статистику предусмотрен более крупный штраф – от 3000 до 5000 руб., независимо от количества форм (ст. 19.7 КоАП РФ).
  3. В обоих случаях виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 и 19.7 КоАП РФ).

Описанный выше порядок действует в последний раз при сдаче отчетности за 2018 год.

Далее начнут действовать изменения, внесенные законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ.

  1. Бухгалтерскую отчетность нужно будет сдавать только в ИФНС.
  2. Обязательным станет «электронный» формат сдачи. Исключение сделано только для малых предприятий, которые за 2019 год еще могут последний раз отчитаться «на бумаге».

Возникает вопрос: раз в статистику бухгалтерскую отчетность сдавать в дальнейшем не потребуется, то за нарушения сроков останется только «символический» штраф в сумме 200 руб. за документ?

Но все не так просто… Разработанный Минфином законопроект предусматривает резкое ужесточение санкций за просрочки при сдаче финансовой отчетности. Штрафы, налагаемые на организации и должностных лиц, будут исчисляться десятками и даже сотнями тысяч рублей.

Санкции будут зависеть от длительности просрочки и того, подлежит ли несданная отчетность обязательному аудиту.

Максимальный штраф, предусмотренный законопроектом, составит до 700 000 руб. для организаций и до 50 000 руб. – для должностных лиц.

Предполагается, что новый закон вступит в силу с 01.01.2021 года, т.е. будет относиться к нарушениям, допущенным по сдаче отчетности за 2020 год и позднее.

Налоговая отчетность

Санкции за просрочку налоговых отчетов зависят от их категории:

  1. Налоговые декларации и расчет по обязательным страховым взносам (РСВ).

В этом случае размер штрафа «привязан» к сумме налога (взноса), указанного в отчете. За каждый полный или неполный месяц просрочки нарушитель заплатит по 5% от причитающегося в бюджет или в фонд платежа (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Если же в декларации отражена незначительная сумма, или отчет вообще «нулевой», то применяется фиксированный минимальный штраф – 1000 руб.

Верхний предел – 30% от суммы, указанной в отчете, т.е. при длительных просрочках (свыше полугода) штраф уже не будет увеличиваться.

Впрочем, если просрочка превысила 10 дней, то штрафные санкции будут не самой большой проблемой для бизнесмена. Ведь в этом случае налоговики имеют право заблокировать его счета (пп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ)

  1. Прочие налоговые расчеты.

Это обязательные налоговые отчеты, которые не являются декларациями. Нужно иметь в виду, что декларация сдается по итогам налогового периода, а все «промежуточные» отчеты, даже если они имеют аналогичную форму, к декларациям не относятся.

Это касается, например, квартальных отчетов по налогу на прибыль или на имущество, т.к. по обоим этим платежам установлен годичный налоговый период. А вот квартальные формы по НДС и ЕНВД – это уже декларации, т.к. налоговый период по ним – квартал.

Также к расчетам относятся форма 2-НДФЛ и сведения о среднесписочной численности.

Штраф за несдачу расчетов составляет 200 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Блокировка счетов в этом случае не применяется.

  1. Форма 6-НДФЛ.

Отдельно установлены санкции за непредставление налоговыми агентами расчетов по подоходному налогу по форме 6-НДФЛ.

Штраф в этом случае составит 1000 руб. за каждый месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). Если же просрочка превысила 10 дней, то налоговики могут заблокировать счета, как и при нарушениях по декларациям (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Что же касается ответственных должностных лиц, то для них штрафы за нарушения сроков по всем видам налоговых отчетов будут одинаковыми – от 300 до 500 руб. (ст. 15.5, 15.6 КоАП РФ).

Штрафы за отсутствие отчетности

Штрафы за несданную отчетность в статистику в 2018 году устанавливаются Кодексом об административных правонарушениях, а именно статьей 13.19:

«Непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных — признается административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — 10000-20000 руб.;
  • на юридических лиц — 20000-70000 руб..

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — 30000-50000 руб.;
  • на юридических лиц — 100000-150000 руб.».3

Помимо этих цифр, согласно статьи 20.25 КоАП РФ штраф за непредоставление статистической отчетности в 2018 году может быть увеличен в два раза. Это касается не только тех, кто намеренно не подавал соответствующие документы, но и предприятий, опоздавших с их предоставлением.

Отсутствие аудиторского заключения также наказывается штрафами. Согласно статьи 19.7 КоАП РФ для разных категорий предпринимателей суммы таковы:

  • граждане — 100-300 руб.;
  • должностные лица — 300-500 руб.;
  • юридические лица — 3000-5000 руб.

Федеральная налоговая и статистическая службы требуют множество документов, а их количество и разнообразие вводит в заблуждение даже опытных специалистов. Аудиторское заключение требует определенных материальных затрат, а статистическая отчетность предоставляется в разных формах для различных типов предприятий. Тем не менее, штрафы за непредоставление данных документов внушительны, а злостное нарушение может привести к тому, что вашему предприятию запретят вести деятельность.

Статистическая отчетность

Кроме бухгалтерской отчетности бизнесмены должны сдавать в органы статистики и различные специализированные формы. Их перечень определятся Росстатом и зависит от вида деятельности и масштаба бизнеса.

Штрафы в данном случае гораздо выше, чем при несдаче финансовых отчетов. При первичном нарушении организация будет оштрафована на сумму от 20 000 до 70 000 руб., а должностное лицо – на сумму от 10 000 до 20 000 руб.

Если же просрочка будет допущена повторно, то с организации могут взыскать сумму от 100 000 до 150 000 руб., а с должностного лица – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ).

Кроме того, если просрочка привела к искажению итогов сводной отчетности Росстата, то нарушителя могут обязать возместить ущерб, возникший у ведомства (ст. 3 закона от 13.05.1992 № 2761-1 «Об ответственности…»).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *