Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Смягчающие обстоятельства: как уменьшить штраф по результатам проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изначально штраф по административному делу назначается в пределах санкции по статье КоАП РФ. Если статья предусматривает минимальные и максимальные границы штрафа, определять окончательный размер будет суд, иное государственное ведомство. На точную сумму наказания будет влиять множество факторов, от степени вины до наличия смягчающих обстоятельств.
Судебная практика по снижению штрафов
Как свидетельствует практика, компаниям удается снизить налоговые штрафы во много раз. Правда, зачастую обстоятельства, послужившие для снижения размера штрафов, рассматриваются в судах.
Судьи учитывают, что правонарушение имело место первый раз, какой-либо недоимки и пени не начислено, страхователь не имел умысла на совершение нарушения законодательства (Решение АС г. Москвы от 14.11.2016 г. №А40-197613/2016).
В другом споре штраф был снижен со 131 000 рублей до 1 000 рублей, т.е. в 131 раз (Решение АС Республики Марий Эл от 01.12.2016 г. №А38-9108/2016). Арбитражный суд учел в качестве смягчающих ответственность следующие обстоятельства: признание совершения правонарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий для работников и бюджета, социально-значимый характер деятельности предприятия.
При аналогичных обстоятельствах суд снизил размер штрафа в 73 раза (Решение АС Нижегородской области от 10.01.2017 г. №А43-30751/2016) и в 100 раз (Решение АС Свердловской области от 12.09.2016 г. №А60-33366/2016).
Социальная направленность деятельности налогоплательщика (строительство социальных объектов) позволила компании снизить штраф в 4 раза (Решение АС Чувашской Республики от 23.04.2018 г. №А79-9434/2017).
Отсутствие умысла на уклонение от уплаты взносов, самостоятельное, хотя и с нарушением срока представление налоговых расчетов, формальный характер состава правонарушения, незначительность периода просрочки исполнения обязательства по представлению отчетности также могут снизить штраф за просрочку сдачи отчета до его минимального значения – 1 000 рублей (Постановления АС Центрального округа от 25.10.2016 г. №А84-985/2016, Восточно-Сибирского округа от 19.10.2016 г. №А78-1326/2016, решение АС Красноярского края от 18.07.2016 г. №А33-9554/2016).
Административный штраф – прописанная государством мера административной кары за осуществление административного нарушения права в форме финансового взыскания, которая применяется с задачей предупреждения совершения свежих нарушений права как нарушителем, так и другими особами.
Соответственно со ст. 3.5 КоАП России АШ может выражаться в размере, кратном:
- Минимальной величине уплаты труда, установленной ФЗ на время конца либо пересечения либо пресечения административного нарушения права.
- Цене предмета административного нарушения права либо пресечения АП.
- Величине невыплаченных налогов, сборов, которые подлежат оплате на время конца либо пресечения АП либо размере незаконного валютного действия.
Противоречивая практика
Судебная практика показывает, что арбитражные органы по-разному восприняли универсальность позиции снижения штрафа меньше низшего предела. Одни суды посчитали ее универсальной и распространяли на другие составы АП, уменьшая величину штрафов с учетом характера и условий нарушений права.
В других судах считали, что она имеет ограниченную область работы, поэтому, по словам уполномоченных лиц, КС РФ ограничил вероятность предназначения наказания в форме АШ ниже нижнего предела лишь в отношении санкций, прописанных ч. 5 ст. 19.8 КоАП России.
При этом суды ссылались на то, что ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, которой определены правила определения кары административного характера в границах, определенных законом, который предусматривает ответственность за определённое административное нарушение права, не признана возражающей Конституции России.
В ряде ситуаций суды добавочно отмечали, что нарушителем права в материалах дела не представлены свидетельства его тяжелого материального и имущественного положения.
Подтверждение универсальности правовой позиции
Смотря на противоречия в практике использования позиции права, которая выражена в Постановлении номер 1-П, Конституционный Суд России, не дождавшись решения закона по этому вопросу и скопив достаточное число обращений по этому поводу по другим составам административных правонарушений, принял Постановление номер 4-П.
В нем суд признал выраженную в Постановлении номер 1-П позицию права о вероятности использования наказания ниже низшего предела универсальной, то есть той, которая подлежит использованию по любым видам дел об административных нарушениях права, но ограничил ее использование только судами в исключительных ситуациях.
Эти ситуации бывают, когда решается проблема назначения АШ от 100 тысяч рублей, как предупреждение меры наказания.
Ходатайство о снижении штрафных санкций. Образец
В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку. 3.
Заявитель полагает, что мера принуждения в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, с наибольшим эффектом будет направлена на достижение целей исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых противоправных деяний, а также считает ее соразмерной социальной справедливости.
Данный список не является закрытым, поэтому податель ходатайства может ссылаться и на иные основания, например попытку устранения негативных последствий правонарушения (постановление 10-го ААС от 08.10.2014 по делу № А41-26807/14). Просьбу к суду о снижении размера штрафа.
Противоречивая практика
Судебная практика показывает, что арбитражные органы по-разному восприняли универсальность позиции снижения штрафа меньше низшего предела. Одни суды посчитали ее универсальной и распространяли на другие составы АП, уменьшая величину штрафов с учетом характера и условий нарушений права.
В других судах считали, что она имеет ограниченную область работы, поэтому, по словам уполномоченных лиц, КС РФ ограничил вероятность предназначения наказания в форме АШ ниже нижнего предела лишь в отношении санкций, прописанных ч. 5 ст. 19.8 КоАП России.
При этом суды ссылались на то, что ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, которой определены правила определения кары административного характера в границах, определенных законом, который предусматривает ответственность за определённое административное нарушение права, не признана возражающей Конституции России.
В ряде ситуаций суды добавочно отмечали, что нарушителем права в материалах дела не представлены свидетельства его тяжелого материального и имущественного положения.
Когда заменить штраф на предупреждение не получится и придется заплатить штраф?
Полный перечень нарушений, когда штраф не получится заменить на предупреждение. Примеры таких нарушений:
- Привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан при отсутствии у них патентов.
- Нарушение порядка размещения наружной рекламы (например, размещена над проезжей частью автомобильной дороги без согласования с ГИБДД).
- Реализация продукции с обозначением, сходным до степени смешения с товарными знаками иностранной компании.
- Распространение недостоверной рекламы.
- При продаже алкогольных напитков продавец не ознакомила покупателя по его требованию с товарно-сопроводительным документом на товар.
- Грубое нарушение требований лицензии на осуществление медицинской деятельности.
- Оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота
Варианты формулировок для ходатайства
В качестве фактов, смягчающих вину, можно указать:
- совершение правонарушения впервые;
- неумышленность действий;
- невозможность выплаты зарплаты работникам из-за взыскания штрафа;
- то, что деятельность является убыточной или сезонной;
- то, что организация является добросовестным налогоплательщиком, и т.п.
При просроченном сроке сдачи отчетности в качестве смягчающих фактов могут быть признаны:
- несоразмерность наказания характеру и тяжести совершенного правонарушения;
- незначительность просрочки;
- отсутствие умысла на совершение правонарушения;
- отсутствие для бюджета негативных последствий;
- технический сбой, не позволивший представить отчет своевременно;
- факт совершения нарушения впервые.
В случае указания семейных ситуаций , предусмотренных ст. 112 НК РФ, при возможности, ходатайство об отмене штрафа в налоговую инспекцию или суд должно содержать копии документов, подтверждающие наличие обстоятельств, смягчающих ответственность.
Правовые основания для снижения размера административного штрафа
В настоящее время судьи правомочны в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа как юридическим, так и физическим лицам. Прецедент был создан благодаря вынесению Конституционным судом РФ постановления от 25.02.2014 № 4-П (далее — Постановление № 4-П).
Основания для снижения здесь следующие (в совокупности):
- Существование исключительных обстоятельств, связанных со спецификой совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным и/или финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юрлица или гражданина (п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ). В случае если рассматривается вопрос о снижении штрафа в отношении физлица, учитываются также его личностные особенности (п. 3.2 названной статьи).
- Минимальный размер штрафа составляет:
- 100 тыс. руб. — для юрлиц;
- 50 тыс. руб. — для должностных лиц;
- 10 тыс. руб. — для граждан (см. упомянутые выше нормы).
Если лицо не докажет наличия исключительных обстоятельств, на основании которых штраф может быть снижен, судебный орган откажет в удовлетворении ходатайства (постановление 9-го ААС от 20.10.2014 по делу № А40-48657/14, абз. 8 п. 5 Постановления № 4-П).
Насколько штраф может быть снижен
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ , если есть хотя бы одно смягчающее обстоятельство, наказание должно быть уменьшено не менее чем в 2 раза по сравнению с первоначальным размером.
Одновременно с этим, в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 указано, что в пункте 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения санкции. Суд по результатам оценки обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза и даже сделать его ниже минимального размера (см. письма Минфина России от 16.05.2012 № 03-02-08/47, от 30.01.2012 № 03-02-08/7).
Однако ни ИФНС, ни суд не могут снизить размер санкций до нуля, так как данное действие будет считаться освобождением от ответственности за совершенное правонарушение.
При наличии смягчающих фактов может быть снижена только сумма примененных штрафных санкций, сумма налогов и пени по этим основаниям уменьшена быть не может.
Образец ходатайства в налоговую о снижении штрафа, скачать который можно в конце статьи, основан на обстоятельствах, приведенных в пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.
Виды смягчающих обстоятельств
Ст. 112 НК РФ содержит перечень смягчающих обстоятельств, которые позволяют претендовать на снижение санкций в несколько раз. Направляя прошение, обязательно укажите смягчающие обстоятельства. Не забудьте указать один из видов при формировании образца ходатайства в налоговую о снижении штрафа.
Все обстоятельства, которые могут уменьшать установленное наказание, разделены на 4 группы:
- общие;
- для ИП;
- для юридических лиц;
- для физических лиц.
Представим перечень смягчающих обстоятельств в виде таблицы.
Общие |
|
---|---|
|
|
Для ИП и физлиц |
Для юрлиц |
|
|
За что могут быть применены штрафные санкции
Штраф — это один из видов санкций, применяемых налоговыми органами к нарушителям законодательства о налогах и сборах. Ответственность за совершение налоговых правонарушений установлена в главе 16 НК РФ. Наиболее часто применяемые инспекцией приведены в таблице ниже:
Вид нарушения | Размер штрафа | Статья НК РФ |
---|---|---|
Ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет | 10 % от доходов, полученных от незаконной предпринимательской деятельности, но не менее 40 000 руб. | 116 п. 2 |
Подача заявления о постановке на учет в ИФНС с нарушением срока | 10 000 руб. | 116 п. 1 |
Непредоставление налоговой декларации |
5 % от неуплаченной суммы налога за каждый месяц до дня фактического предоставления декларации. Максимальный штраф — 30 % от вышеуказанной суммы, минимальный — 1000 руб. |
119 |
Нарушение порядка предоставления отчетности (подача бумажного отчета вместо электронного) | 200 руб. | 119.1 |
Грубое нарушение правил учета |
В течение одного налогового периода — 10 000 руб. Более одного периода — 30 000 руб. Если нарушение привело к занижению налогооблагаемой базы — 20 % от суммы недоимки, но не менее 40 000 руб. |
120 |
Неуплата налога в результате занижения налогооблагаемой базы или иного неправильного исчисления |
По неосторожности — 20 % недоимки. Умышленно — 40 % недоимки. |
122 |
Неисполнение обязанностей агента по налогам (например неудержание или неперечисление в бюджет НДФЛ) | 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению. | 123 |
Непредоставление документов или сведений о налогоплательщиках по запросу ИФНС | 10 000 руб. | 126 |
Образец ходатайства в суд о смягчении наказания за административное правонарушение в 2019 году
Любое административное правонарушение влечет за собой наказание. Его строгость зависит от некоторых факторов. Порядок взыскания обозначен законодательством. Там же есть и перечень обстоятельств для наложения менее серьезного взыскания. Когда возможно смягчение наказания? Где взять образец ходатайства в суд о смягчении наказания?
Постановление об административном правонарушении, оформленное не по правилам, может быть обжаловано. Наличие доказанности нарушения, указанный в законодательстве порядок разбора определяют правильное составление официальной бумаги. Если должностное лицо выписало постановление, и обжаловать решение нельзя, можно воспользоваться правом на ходатайство о смягчении взыскания. Такой документ нужно подавать в суд. Представители этого органа не обязаны сами выделять такие обстоятельства.
Правовые основания для снижения размера административного штрафа
В настоящее время судьи правомочны в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа как юридическим, так и физическим лицам. Прецедент был создан благодаря вынесению Конституционным судом РФ постановления от 25.02.2014 № 4-П (далее — Постановление № 4-П).
Основания для снижения здесь следующие (в совокупности):
- Существование исключительных обстоятельств, связанных со спецификой совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным и/или финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юрлица или гражданина (п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ). В случае если рассматривается вопрос о снижении штрафа в отношении физлица, учитываются также его личностные особенности (п. 3.2 названной статьи).
- Минимальный размер штрафа составляет:
- 100 тыс. руб. — для юрлиц;
- 50 тыс. руб. — для должностных лиц;
- 10 тыс. руб. — для граждан (см. упомянутые выше нормы).
Если лицо не докажет наличия исключительных обстоятельств, на основании которых штраф может быть снижен, судебный орган откажет в удовлетворении ходатайства (постановление 9-го ААС от 20.10.2014 по делу № А40-48657/14, абз. 8 п. 5 Постановления № 4-П).
Соответствующее ходатайство следует подавать еще на этапе рассмотрения дела. Если же разбирательство завершено и суд вынес свое решение, необходимо подавать уже жалобу.
Вероятно, вам также будет интересен материал, подготовленный КонсультантПлюс по данному вопросу. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете его оформить бесплатно.
Как применить обратную силу закона, смягчающего административную ответственность
6 апреля 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этим законом внесен ряд изменений в КоАП РФ, направленных на смягчение ответственности субъектов МСП:
- 1) административный штраф должен быть заменен на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в рамках КНД;
- 2) размер административного штрафа для ЮЛ – малых предприятий устанавливается по новым правилам;
- 3) от административной ответственности должно быть освобождено ЮЛ, которое приняло все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, если к ней привлечено его должностное лицо или другой работник;
- 4) за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в рамках КНД, которые охватываются одним составом, должно быть назначено одно административное наказание.
По правилу части 2 статьи 1.
7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, распространяется и на тех лиц, которые совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу, при условии, что вынесенное в их отношении постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Чтобы воспользоваться этим правилом и изменить или отменить административную ответственность, исходя из последних изменений в КоАП РФ, сделайте 3 основных шага:
ШАГ 1. Определите, какой конкретной цели вы хотите достичь:
1) заменить административный штраф на предупреждение (часть 3 статьи 3.4, статья 4.11 КоАП РФ).
Для этого убедитесь в выполнении следующих условий:
- правонарушение совершено впервые;
- правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- правонарушение не связано с причинением (угрозой причинения) вреда или имущественным ущербом (если постановление по делу об административном правонарушении уже вынесено, и в нем приводятся фактические доводы, связанные с наличием вреда (реальной угрозой его причинения) или конкретного имущественного ущерба, замена штрафа на предупреждение маловероятна);
- правонарушение не входит в перечень, указанный в части 2 статьи 4.11 КоАП РФ (правонарушение не предусмотрено статьями 13.15, 13.37, 14.31 — 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.51, 19.6, 19.75-2, 19.8 — 19.82, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28);
2) пересчитать размер административного штрафа, назначенного ЮЛ – малому предприятию (микропредприятию), по новым максимальным значениям (статья 4.12 КоАП РФ).
- Проверьте, какое из следующих правил назначения административного штрафа применимо к вашему ЮЛ, исходя нормы КоАП РФ, содержащей состав правонарушения:
- – если санкцией предусмотрен штраф для ИП, то штраф будет назначаться в пределах границ штрафа для ИП;
- – если для ИП санкцией штраф не предусмотрен, то штраф будет назначаться в пределах границ ½ размера штрафа для ЮЛ.
- Одновременно проверьте, выполняются ли следующие условия:
- размер назначенного вам штрафа – не меньше предусмотренного санкцией минимального размера штрафа для должностного лица;
- нормой КоАП РФ, по которой вы привлечены к ответственности, санкция для ИП не приравнена к санкции для ЮЛ.
Другие смягчающие обстоятельства
Иными смягчающими обстоятельствами могут признать следующие.
- Незначительная просрочка:
- перечисление налога в течение незначительного количества дней после установленного срока;
- подача с незначительным пропуском срока уведомления, декларации, расчета и т. д.
- Признание вины и устранение ошибок:
- признание вины;
- уплата налога;
- отсутствие задолженности на момент принятия решения;
- устранение ущерба;
- самостоятельное выявление и устранение ошибок и т. д.
- совершение правонарушения впервые;
- незначительный характер правонарушения;
- отсутствие неблагоприятных экономических последствий;
- отсутствие ущерба бюджету;
- добросовестное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей;
- наличие постоянной переплаты;
- отсутствие умысла на совершение правонарушения и т. д.