Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экономика управляющей компании: какие налоги и какая рентабельность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ряде зарубежных стран, особенно в странах Европы и США, несколько иной подход к организации предоставления услуг ЖКХ в целом. Проблема обслуживания дома, по сути, является личной проблемой жильцов, а органы ЖКХ в большей степени оказывают сервисные услуги.
Зарубежный опыт налогообложения управляющих компаний
Прежде чем переходить к изучению вопросов налогообложения предприятий сферы ЖКХ, необходимо рассмотреть особенности практик управления самой системой ЖКХ в зарубежных странах, являющейся основой формирования финансово-хозяйственной деятельности и финансовых ресурсов управляющих компаний.
В таких иностранных государствах, как: Норвегия, Дания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Польша, Венгрия и Чехия, высокое качество предоставляемых услуг ЖКУ, в первую очередь обусловлено созданием объединений собственников жилья на добровольной основе, но с обязательным участием. Такие объединения очень строго следят за качеством услуг, оказываемым в сфере ЖКХ, а так же организуют собрания по вопросам регулирования общественных вопросов в изучаемой сфере деятельности.
В Польше и Швеции управление системой ЖКХ и предоставлением ЖКУ занимается государство. В этих странах создаются акционерные общества со 100% участием государства, которые на основе разработанной законодательной база в сфере ЖКХ, руководствуют деятельностью управляющих компаний.
Практически все цивилизованные страны предоставляют своим гражданам жилищные и коммунальные услуги, а потому это – интернациональная тема, в которой есть место схожим понятиям. За границей, чтобы получить качественные коммунальные и жилищные услуги, собственники создают некоммерческие потребительские организации, объединяясь между собой или с пайщиками. Цель формирования таких структур – управлять комплексом недвижимости, обеспечивать его эксплуатацию, владение, использование и распоряжение имущественными ценностями. ОСЖ, или объединение собственников жилья, – обобщающее понятие разных юридических форм жилищных коопераций. Здесь можно сказать, к примеру, о территориальных сообществах жителей, кондоминиумах, жилищных кооперативах в таких странах, как Канада и США. Зарубежный опыт ЖКХ довольно интересен. Так, во Франции действуют синдикаты, в Финляндии – квартирные АО, в Украине – объединения совладельцев многоквартирных домов, в России – ТСЖ или ЖСК (жилищно-строительные кооперативы).
Иностранный опыт организации налогообложения в ЖКХ проанализируем на примере обслуживания жилья в коммунальной отрасли США, где работают приватные фирмы. При этом в большом количестве случаев инженерная инфраструктура в коммунальном хозяйстве городов находится во владении муниципалитетов и эксплуатируется приватными операторами на основе соглашений об аренде, контрактов на управление или концессионных соглашений. Соблюдение таких стандартов качества обязательно регулируется органами местного самоуправления, при которых непременно формируются службы хозяйственного аудита, призванные оценить результативность работы муниципальных служб и установить резервы уменьшения себестоимости услуг. Исключение составляют рынки услуг по обеспечению газом и бытовой электроэнергией, где уровень стоимости и тарифов регулируется властями страны. В США налогообложение приватных фирм не чем не отличается от других видов компаний, они так же платят федеральный подоходный налог, который составляет от 15 до 39%, в зависимости от размера прибыли, налог с продаж и другие налги. Величина налогов зависит в большинстве случаев от штата, где располагается предприятие.
В западноевропейских государствах часть жилищного фонда, который принадлежит стране и муниципалитету, намного больше, чем в США. Существенная доля этого фонда приходится на кооперативы. Обычно это большие организации, которые владеют многочисленными жилыми домами. Подобные кооперативы широко распространены в Германии и скандинавских странах. В конце 80-х годов в Восточной Германии проводят реорганизацию жилищно-коммунальных предприятий. Из бывших жилищных агентств формируются городские жилищные организации как дочерние фирмы общин и городов. Начинают создаваться жилищные кооперативы, а также союзы жилищных компаний как представители интересов компаний ЖКХ. Основное отличие немецкой системы жилищного хозяйства заключается в том, что все платят за то, что используют, поэтому в Германии уделяется значительное внимание экономии энергетических ресурсов. В ФРГ налог на прибыль взимается по ставке 15%. Также уплачивается налог солидарности по ставке 5,5% от суммы налога на прибыль, таким образом, эффективная ставка налога составляет 15,825%.
Кроме того, в Германии взимаются следующие социальные взносы за счет работодателя:
— пенсионное страхование по ставке 18.6% с дохода до 85.200 евро (в некоторых федеральных землях ниже);
— страхование от безработицы по ставке 2,4% с дохода до 85.200 евро;
— медицинское страхование по ставке 15,9% с дохода до 58.050 евро.
— страхование по обеспечению длительного ухода по ставке 3,05% (3,3% для бездетных старше 22 лет) с дохода до 58.050 евро;
— страхование производственного травматизма, ставки зависят от сектора экономики, взносы так же уплачиваются работодателем.
В итоге можно сделать вывод о том, что налогообложение предприятий сферы ЖКХ в зарубежных странах существенно не отличается от налогообложения других коммерческих предприятий, при этом не во всех странах предприятия ЖКХ могут использовать специальные (льготные) режимы налогообложения.
Таким образом, на основании выше представленного материала можно сделать следующие выводы:
— специфика деятельности управляющих компаний обусловлена особенностями ее организации функционирования как посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями;
— в целом бухгалтерский и налоговый учет в управляющих компаниях не имеет отдельной законодательной базы, он строится на основании норм НК РФ, Федерального законодательства, ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Министерства Финансов РФ, а так же локальных актах самих компаний;
— отдельными особенностями налогообложения управляющих компаний являются порядок формирования и налогообложения их доходов, который претерпел существенные изменения в 2018 году;
— исследование зарубежного опыта налогообложения предприятий сферы ЖКХ показало, что в целом, существенных отличий и особенностей налогообложения в иностранных государствах, п сравнению с российской практикой, за исключением применения специальных налоговых режимов, не выделяется.
Статистическая отчетность ЖСК
В список вошло большое количество форм, причем он не остается постоянным, поэтому рекомендуется регулярно проверять перечень статотчетов на сайте Госкомстата. Вот некоторые из них:
- О предоставлении соцльгот жильцам — форма 26-ЖКХ, квартальная;
- Форма N 22-ЖКХ (жилище), квартальная;
- Форма N 22-ЖКХ (ресурсы), квартальная;
- О численности сотрудников и размере их заработной платы — форма П-4, квартальная (при среднесписочной численности до 15 человек);
- О приборах учета — форма 1-ПУ (ЖКХ), полугодовая;
- форма 1-КР, годовая — о капремонте;
- форма 11 (краткая), годовая — о движении основных фондов.
Порядок перехода на УСН
Переход на упрощённую систему налогообложения доброволен. Сделать это могут организации и индивидуальные предприниматели.
Перейти на УСН можно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором вы подаёте заявление о переходе на УСН, доходы организации не превысили 45 миллионов рублей без учёта НДС, а с 1 января 2017 года – 112,5 миллионов (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
В соответствии со ст. 346.13 НК РФ перейти на УСН можно только с 1 января нового года. Для этого организация или ИП должны уведомить налоговый орган о смене режима налогообложения не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.
Вновь созданные организации и ИП могут уведомить налоговый орган о применении УСН в тридцатидневный срок с момента регистрации лица.
Для перехода на УСН в налоговый орган подаётся заявление. Рекомендованные формы таких заявлений утверждены приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Если вы не хотите использовать формы приказа, напишите заявление в произвольной форме. При этом обязательно укажите в нём:
- сведения об организации,
- вид объекта налогообложения,
- среднюю численность работников,
- стоимость основных средств.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Ответственность и последствия неуплаты налогов ТСЖ
В некоторых ситуациях товарищество собственников жилья не оплачивает налоги нарушая закон РФ. Факт нарушения может быть выявлен в ходе осуществления проверки ТСЖ налоговой организацией.
На первом этапе проводится сверка всей документации управляющей организации МКД. Если результаты такой проверки не устраивают проверяющую структуру, проводится выездная проверка. Частым нарушением становится уклонение от уплаты структурой, не учитывающей при направлении платежей суммы, вносимых за использование коммунальных услуг. Такие нарушения выявляются при:
- Отсутствие условий агентского вознаграждения с ресурсоснабжаюшей организацией (РСО).
- Самостоятельное начисление товариществом платежей и платы за ЖКУ.
- Средства, поступившие от потребителей, не перенаправлялись на расчетный счет РСО в день поступления.
Расчеты производятся даже в случае выполнения деятельности, не приносящей дохода, средства на выполнение которой перенаправлялись в РСО. Это требуется отражать в документации.
Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:
— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;
— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;
— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами
Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).
Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.
Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания налогообложения предприятий жилищно-коммунального хозяйства 7
1.1. Государственное регулирование сферы жилищно-коммунального хозяйства 7
1.2. Специфика налогообложения предприятий жилищно-коммунального хозяйства и место жилищно-коммунального хозяйства в экономике России 17
1.3. Исторические аспекты и зарубежный опыт налогообложения организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства 30
Глава 2. Анализ деятельности предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства на примере управляющей компании ООО «УК «ДомСервис» 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 36
2.2. Финансовый анализ деятельности управляющей компании 43
2.3. Анализ налоговой нагрузки ООО «УК «ДомСервис» 52
Глава 3. Основные направления совершенствованию налогообложения предприятий жилищно-коммунального хозяйства 61
Заключение 70
Список литературы 73
Какие налоги платит тсж
Товарищество собственников жилья наравне с другими юридическими лицами обязано при получении доходов производить отчисления в пользу государства. В статье мы рассмотрим особенности налогообложения ТСЖ, которые создаются жильцами для самостоятельного управления и коллективной эксплуатации общего имущества.
Предлагаем ознакомиться: Налоговый кодекс аффилированные лица
★ От редакции: Значение ставки рефинансирования и ключевой ставки для налогообложения
Товарищество собственников жилья – некоммерческое объединение, деятельность которого регулируется ФЗ-72. В число главных целей ТСЖ не входит ведение предпринимательской деятельности, но это не избавляет его от необходимости вести бухгалтерский учет и отчислять средства в государственный бюджет.
Товарищество оперирует деньгами из разных источников. Целевые средства, к примеру, платежи за ЖКУ или отчисления на капремонт налогообложению не подвергаются. Если имеются целевые поступления, то ТСЖ необходимо вести дифференцированный бухучет. Если этого не делать, то такие финансовые поступления будут рассматриваться фискальными органами в качестве облагаемых налогами. Это следует из письма Минфина № 03-11-06/2/7386.
Понятие упрощённой системы налогообложения
Упрощённая система налогообложения или УСН – один из пяти специальных налоговых режимов, согласно п. 2 ст. 18 НК РФ. Такой режим ориентирован на малый бизнес, а его цель – упрощение расчёта и уплаты налогов при ведении предпринимательской деятельности. Порядок применения упрощённой системы налогообложения регулируется нормами главы 26.2 НК РФ.
Эксперт по налогам, основатель аутсорсинговой компании «ЮрфинекС» и помощник по налогам Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Карелия Юрий Романченко на онлайн-семинаре «Упрощённая система налогообложения: риски, возможности, правила для УО и ТСЖ» отметил, что УСН – оптимальное решение для ведения налогового учёта в управляющих компаниях и ТСЖ, ЖК, ЖСК. Ведь кооперативы и товарищества сложно отнести к крупному бизнесу, а управляющие компании далеко не всегда вырастают до среднего предпринимательства.
Тем не менее сложилась судебная практика, когда суды признают поступления оплаты за коммунальные и жилищные услуги доходами УО, ТСЖ, ЖК. Поэтому устойчивого мнения о том, делает ли УСН их жизнь легче, нет.
Также отметим, что при УСН налогоплательщик вправе сам выбрать один из двух объектов налогообложения, указанный в ст. 346.14 НК РФ:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на расходы.
Итак, с целевых поступлений налог взыматься не должен. Но это не само собой разумеющееся правило, которое действует согласно прямой нормы, а спорный момент, который придется еще согласовать, и, возможно, даже в суде.
В тех ситуациях, если товарищество на договорной основе пользуется услугами по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома и его территории, выступает в роли посредника, то налог на прибыль взымается с причитающегося агентского или посреднического вознаграждения.
Со всех видов услуг коммерческого характера товарищество обязано выплачивать налог на добавленную стоимость. ЖСК обязано уплатить и единый социальный налог, а также на имущество согласно общеустановленных правил.
Однако, при переходе на упрощенку, ТСЖ обходит все эти налоги, заменяя их налогом по результатам хозяйственной деятельности.
Однако перейти на упрощенку можно сразу при регистрации, а если этого не сделать, то тогда придется ждать наступление следующего года, подав своевременно заявление на это в октябре и ноябре текущего года.
Учтите, что все вышесказанное неплохо звучит в теории.
На практике товарищество с большой вероятностью столкнется с тем, что налоговая служба будет пытаться включать в налогооблагаемую базу все денежные поступления жильцов.
К такому нужно быть готовым и психологически, и с позиции знаний законодательства. Как говорят – раз предупрежден, значит вооружен.
Налогообложение управляющих компаний жкх
План счетов – это основа ведения бухгалтерского учета, поэтому к данному вопросу нужно отнестись серьезно. Рабочий план счетов составляется на основе плана счетов, утвержденного Приказом Министерства Финансов РФ №94н от 31.10.2000.
Совет! Целесообразно включить в рабочий план только те счета, которые будут использоваться управляющей компанией, при этом такие счета, как, например, счет 11 «Животные на взращивании и откорме» и подобные им лучше исключить.
Зачастую управляющие компании, так же, как и большинство коммерческих организаций, применяют унифицированные формы, утвержденные различными приказами Госкомстата, несмотря на то, что с 1 января 2013 года они необязательны к применению.
Какой бы вариант вы не выбрали – утвердить свои формы или воспользоваться существующими – формы первичных документов необходимо закрепить в учетной политике управляющей компании ЖКХ.
Учетная политика, рабочий план счетов и формы учетной документации оформляются единым приказом, который должен быть подписан руководителем управляющей компании и ее главным бухгалтером.
Данный документ лучше обновлять ежегодно, так как законодательство часто меняется, и положения учетной политики в течение года зачастую теряют актуальность.
Бухгалтерская отчетность, которая составляется управляющей компанией, совпадает с пакетом отчетности любой коммерческой организации: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и др. Состав отчетности утвержден Федеральным законом №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Важно! Кроме бухгалтерской отчетности, необходимо также вовремя составлять и сдавать статистическую отчетность.
Перечисленные этапы составляют целостный процесс ведения бухгалтерского учета в управляющей компании. Однако есть еще один вопрос, который значительно влияет на учет – это режим налогообложения. Выбор управляющей компании стоит между двумя режимами: общая система налогообложения (ОСНО) и упрощенная система (УСН). Расскажем подробнее о бухучете в управляющей компании на УСН.
Далее разберем проводки, которые чаще всего встречаются в учете управляющих компаний. Для удобства распределим их на 2 участка учета, обозначенных ранее:
- Д20 К60 – приобретена электроэнергия, водные ресурсы и др. у поставщиков;
- Д19 К60 – отражен НДС по приобретенным ресурсам;
- Д68 К19 – НДС принят к вычету;
- Д60 К51 – перечислены денежные средства в счет оплаты приобретенных ресурсов;
При регистрации управляющей компании есть еще один важный вопрос – выбор кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Справка! Код ОКВЭД предназначен для того, чтобы регулирующие органы были осведомлены, чем занимается организация.
В случае УК, наиболее приемлемый код деятельности – 70.32.1 — управление деятельностью жилого фонда.
Учет расходов по управлению МКД
Важным нюансом учета имущества и обязательств организаций ЖКХ является обязанность вести раздельный учет доходов и расходов по видам. В соответствии с этим услуги управления объектом недвижимости учитываются обособленно на счете 20. Поскольку основным доходом таких организаций является выручка от управления многоквартирным домом, то и расходы по этому виду деятельности следует учитывать как основные, а не как общехозяйственные.
На счете 26 следует отражать расходы, не связанные напрямую с основным видом деятельности.
Счет 26 в управляющей компании применяется для отражения расходов по иной деятельности.
Какую систему налогообложения выбрать для управляющей компании
Для организаций, которые ввели у себя упрощенную систему налогообложения, используются лишь три счета:
- Расчетный счет №51.
- Прибыль/Убыток предприятия №99.
- Налоговые платежи, сборы, отчисления и расчеты №68.
Проводок всего две:
- Начисление налога №99.
- Отображение выплаты налога №68.
Подробнее о том, как происходит расчёт в ЖКХ, мы рассказывали в этой статье.
Вместе с регистрацией ЖСК налоговый орган необходимо уведомить о выбранной системе начисления налогов. Преимущественно выбирают УСН. Эта система позволяет некоммерческим организациям не платить НДС и имущественный налог, использовать пониженные тарифы страховых взносов за наемных сотрудников до 2025 года (как минимум).
С применением последних нововведений в НК РФ размер ставок составит:
Взносы на обязательное пенсионное страхование | Взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | Взносы на обязательное медицинское страхование |
---|---|---|
20% | 0% | 0% |
По начисленным страховым взносам предоставляем в налоговую инспекцию ежеквартальный РСВ (расчет по страховым взносам). Для некоммерческих организаций там есть отдельный спецраздел (Приложение 7), от его правильного заполнения зависит возможность применения льготных тарифов. А перед ним выбираем код тарифа плательщика «10».
Важно! Кроме этого, за наемных сотрудников нужно сдавать ежемесячные отчеты в ПФР (СЗВ-М), при кадровых изменениях — СВЗ-ТД, ежегодный отчет о стаже трудоустроенных (СВЗ-стаж).
Из заработной платы удерживаем 13% НДФЛ и отчитываемся по 6-НДФЛ (справки 2-НДФЛ в 2021 году не сдаем, за 2020 год отчитываемся по старой форме).
Бухгалтерский учет и налогообложение предприятий ЖКХ
Жилищный кодекс обязует потребителя:
- оплачивать коммунальные услуги как предприятия, так и физических лиц;
- вносить оплату до 10 числа ежемесячно;
- составлять платежные документы в соответствии с полученными квитанциями;
- получать при наличии оснований субсидии (скидки) на оплату услуг ЖКХ;
- оплачивать все помещения, принадлежащие по праву собственности;
- в некоторых случая оплате подлежит не только текущий, но и капитальный ремонт общей собственности в многоквартирных домах.
Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг.
И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО).
Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.
23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:
- вывоз мусора;
- холодное, горячее водоснабжение;
- водоотведение;
- отопление.
По м авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций.
Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.
Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:
- увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате; снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
- упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
- наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.
Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.
Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определённые проблемы.
За счёт нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.
Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды.
Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления.
Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.
Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчёта за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.
У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций.
Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета.
Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.
Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:
- уведомить в письменной форме УК об отказе от её услуг;
- сохранить квитанцию об оплате (перечислять средства УК нет необходимости);
- обратиться в региональные отделение инспекции жилищного надзора.
Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.
В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.
Под ЖКУ следует понимать такие услуги, которые обеспечивают уютные условия для проживания в жилом помещении.
Законодательная база, которая регулирует правила и порядок, по которым предоставляются ЖКУ, а также их оплаты (коммунальные платежи) крайне обширна.
В нее входит:
- Конституция.
- Жилищный кодекс.
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Гражданский кодекс.
- Федеральные законы.
- Постановления Правительства.
- Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
- Законы и другие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Таким образом, законодательство о коммунальных платежах представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют данный вид правоотношений.
Законодательство о коммунальных платежах устанавливает:
- базовые принципы, по которым ведется деятельность по предоставлению ЖКУ;
- перечень прав и обязанностей сторон правоотношений;
- порядок оплаты;
- размеры оплаты за ЖКУ и ее структуру;
- виды ответственности, которая должна наступить за нарушения правил.
Поскольку управляющая организация осуществляет реализацию коммунальных услуг, то при расчете налога на прибыль она должна отражать доходы от таких операций (ст. 249 НК РФ). По определению подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ целевыми такие средства не признаются и в перечень других не облагаемых налогом на прибыль доходов не включены (ст. 247 и 251 НК РФ). Момент признания доходов зависит от метода расчета налога на прибыль.
Если управляющая компания применяет метод начисления, доходы признавайте в последнее число месяца либо на дату выставления счета потребителю. Это связано с тем, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг – месяц (п. 37 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).
При кассовом методе доходы нужно признавать на дату оплаты услуг. Об этом сказано в пункте 3 статьи 271 и пункте 2 статьи 272 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: в какой момент при расчете налога на прибыль методом начисления управляющей компании отражать доходы от реализации услуг отопления, если платежи рассчитываются ежемесячно?
Список нормативных актов, связанных с деятельностью предприятий сферы ЖКХ
ЖКХ представляет собой многоотраслевую систему, которая охватывает порядка 30 разнообразных видов деятельности. ЖКХ подразделяют на несколько крупных подотраслей:
- жилищное хозяйство;
- обеспечение потребителей ресурсами;
- благоустройство городов, поселков и сел.
Финансовые средства предприятий ЖКХ формируются из финансовых средств, поступающих из бюджета и потребителей. Благоустройство населенных пунктов финансируется из средств бюджета, а обеспечение потребителей ресурсами – из средств потребителей.
Предприятия ЖКХ обеспечивают доведение коммунальных ресурсов до потребителей. Предприятия ЖКХ обеспечивают доведение коммунальных ресурсов требуемого качества до потребителей. Плата за услуги включает в себя оплату за:
- холодное и горячее водоснабжение, подаваемое потребителю посредством трубопроводной сети;
- отвод бытовых сливов с помощью канализационных сетей;
- электроэнергию, подаваемую потребителю в необходимом объеме;
- газоснабжение – круглосуточное обеспечение газом требуемого качества;
- отопление – поддержание в квартирах температуры воздуха, в рамках соответствующих руководящих документов.
Тарифы на услуги ЖКХ в зависимости от регионов могут быть различными, так как их регулированием занимаются муниципальные власти на местах. Предприятия ЖКХ не имеют права завышать тарифы ЖКХ выше установленных по региону.