Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменилось в специальной оценке условий труда водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проверка должна проводиться каждые 5 лет, либо при смене условий труда Закон № 426 Обязывает работодателя создать все необходимые условия для проведения оценочных работ. Он должен представить все необходимые документы и сведения, запрашиваемые специалистами при проверке условий труда. Также работодатель обязан не предпринимать действий, способных исказить результат оценочных работ.
Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?
1. Дело в том, что в процедуре СОУТ появилась так называемая идентификация.
В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя (здесь очень похоже на АРМ). Но вот далее он сравнивает определенные факторы с классификатором (приложение №2 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года).
И этот классификатор говорит следующее:
виброакустический фактор можно оставить только там, где есть технологическое оборудование, являющееся его источником;
микроклимат можно оставить лишь, если есть технологическое оборудование, являющееся его источником (причем различные кондиционеры, печки к нему относить нельзя);
освещенность можно оставить, лишь если выполняются особо точные (прецизионные работы).
Что это значит? А значит это то, что из оценки условий труда водителей можно исключить весь виброакустический фактор, освещенность и микроклимат.
Все дело в том, что:
автотранспортное средство не относится к технологическому оборудованию, (согласно ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД технологическое оборудование – это лишь средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку. Примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды);
водитель прецизионные работы не выполняет;
все, что может быть искусственным источником микроклимата – это оборудование для создания комфортных условий, которое учитывать нельзя.
Общие правила выполнения спецоценки
Общие правила выполнения СОУТ, установленные федеральным законом № 426-ФЗ, одинаковы для всех категорий работодателей. Стандартный порядок организации работ предполагает последовательную реализацию следующих шагов:
- работодатель создает в организации комиссию по СОУТ для определения списка рабочих мест, подлежащих оценке, и выбирает исполнителя работ;
- после подписания договора исполнитель согласовывает с работодателем график выполнения работ и приступает к их реализации;
- специалистами уполномоченной организации проводится идентификация наличия вредных и опасных факторов на позициях работников;
- в случае, если такие факторы обнаружены, проводится измерение степени интенсивности их воздействия на работников;
- по результатам выполненных замеров исполнителем составляется отчет, который передается на утверждение работодателю;
- после согласования отчета стороны выполняют необходимые процедуры, предусмотренные законодательством, включая информирование сотрудников об условиях работы, публикацию результатов проверки на сайте организации и проч.
При этом работодатели, в штате которых есть водители машин разных типов, помимо стандартных правил, обязаны выполнять особые условия, предусмотренные для выполнения спецоценки для этой категории рабочих мест.
Стационарное рабочее место (далее также – СРМ)
При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда.
Согласно Трудовому кодексу, дистанционной (удаленной) работой признается исполнение определенных трудовых обязанностей вне территории нахождения работодателя, любого обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, а для поддержания связи и общения с работодателем используется связь через интернет.
При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда.
Что можно считать оборудованным стационарным рабочим местом в обособленном подразделении? Под оснащенностью рабочего места принято понимать создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, и как следствие, возможность исполнения таких обязанностей в созданных условиях.
Согласно нормативно-правовой базе РФ, трудовая деятельность человека, которая отрицательно сказывается на его здоровье, признается потенциально опасной. Признаки «вредности»: работник регулярно болеет, у него ослаблен иммунитет, наблюдаются сбои в репродуктивной, сердечно-сосудистой, нервной и других жизненно важных системах организма. Большинство заболеваний непосредственно связаны с особенностями выполнения конкретных задач в рамках рабочего процесса — высокое пылевыделение, холод или жара, повышенная влажность, воздействие химических реагентов, облучение и пр.
Чтобы окружающие условия деятельности были признаны, как тяжелые, специальная комиссия из членов уполномоченных государственных структур должна выдать соответствующее постановление. Проверка выявляет все факторы негативного влияния производственных процессов на жизнедеятельность человека, оценивает риски, на основе которых и делает выводы об уровне потенциальных угроз на предприятии. Затем создается список вредных и опасных профессий для конкретной организации. На базе последнего, работникам, попадающим в перечень, предоставляются государственные льготы.
Если процедура в полной мере не соблюдена, господдержка для такой компании не предусмотрена. Однако право работодателя на индивидуальные выплаты или другие виды компенсации (оздоровление в санаториях и пр.) в рамках действующего законодательства никто не ограничивает.
Перечень льгот для профессий, попадающих под вредные условия труда
Для лиц, занятых на «сверхтяжелых» работах, федеральным законодательством предусмотрены следующие поощрения:
- Повышенная оплата — должностной оклад обязан быть увеличенным минимум на 4%.
- Регулярное и бесплатное обеспечение специальной экипировкой, индивидуальными средствами защиты, инструментом и обувью.
- Ежегодный вспомогательный оплачиваемый отпуск.
- Выдача полезного питания для профилактических мер (кисломолочная продукция, молоко), либо их компенсация в полном размере.
- Сокращенная смена — согласно закону, человек не должен работать более 36 часов в неделю.
- Профосмотр, лекарственные препараты на бесплатной основе или по сниженным ценам.
Данные меры в обязательном порядке должны предоставляться всем работникам, задействованным на неблагонадежных производствах. Работодатель не имеет права отказывать своим сотрудникам во льготах или требовать от персонала приобретать материалы для безопасного выполнения трудовых задач, за свои средства. В критических ситуациях лица могут пожаловаться в соответствующие госорганы.
Далее рассмотрим каждый пункт более подробно.
Во сколько лет уходят на пенсию водители бензовозов
В качестве основного доказательства права водителя претендовать на льготную пенсию выступает путевой лист. В документе отображаются сведения о времени отправления и прибытия.
По этой информации рассчитывается фактическое время выполнения трудовых обязательств в течение месяца по регулярным городским маршрутам.
Рейс расценивается как выполненный, если соблюдены такие условия:
- транспортное средство отправлялось по расписанию;
- проследовало вовремя все предусмотренные пункты;
- прибывало по графику в конечное место маршрута.
Если отсутствуют путевые листы, предоставляется справка от работодателя. В ней указываются основания для расчета фактического времени. Например, к таким документам относится ведомость на заработную плату, лицевой счет. Также подтверждение периодов работы устанавливается на основании свидетельских показаний.
Профессиональные водители, возможно, получат право на досрочную трудовую пенсию по старости. Соответствующий законопроект внес в Госдуму депутат Олег Нилов.
Согласно законопроекту, в ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» должно быть внесено положение о том, что мужчины-водители могут выходить на пенсию в 55 лет, а женщины – в 50 лет. Напомним, обычный возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Среди водителей право на досрочную пенсию сейчас имеют:
- водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
- водители грузовиков, работающих на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы.
Документальное подтверждение права на досрочный выход на покой необходимо для определения, распространяется ли досрочная пенсия водителей автобусов на заявителя. К подтверждающим документам относятся:
- приказ о назначении на работу водителем, с указанием конкретных условий (водитель регулярного городского транспорта и т.п.);
- путевые листы, которые являются неотъемлемой частью «бюрократии» пассажирских транспортных предприятий;
- коллективные договоры, ведомости на оплату и прочие документы, подтверждающие фактический спецстаж и содержащие полезные для ПФР сведения.
Является ли опасным грузом гелий-3 (в баллончиках под давлением 10 атм, объемом 125мл) при перевозке авиационным транспортом?
В одну из крупнейших золотодобывающих компаний РФ требуется Водитель топливозаправщика (ДОПОГ)! ВАХТА! Должностные обязанности: 1. Управление автомобилем; 2. Заправка автомобиля топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью; 3. Оформление путевых документов; 4. Контроль за правильностью наполнения цистерны. Требования: 1.
Надбавка за классность и страховые взносы
У бухгалтеров по заработной плате может возникнуть вопрос: начисляются ли страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму надбавки за классность водителям? Ответ утвердительный: страховые взносы начисляются в общем порядке.
Дело в том, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).
База для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим (п. 1 ст. 421 НК РФ).
Перечень льгот для профессий, попадающих под вредные условия труда
Для лиц, занятых на «сверхтяжелых» работах, федеральным законодательством предусмотрены следующие поощрения:
- Повышенная оплата — должностной оклад обязан быть увеличенным минимум на 4%.
- Регулярное и бесплатное обеспечение специальной экипировкой, индивидуальными средствами защиты, инструментом и обувью.
- Ежегодный вспомогательный оплачиваемый отпуск.
- Выдача полезного питания для профилактических мер (кисломолочная продукция, молоко), либо их компенсация в полном размере.
- Сокращенная смена — согласно закону, человек не должен работать более 36 часов в неделю.
- Профосмотр, лекарственные препараты на бесплатной основе или по сниженным ценам.
Данные меры в обязательном порядке должны предоставляться всем работникам, задействованным на неблагонадежных производствах. Работодатель не имеет права отказывать своим сотрудникам во льготах или требовать от персонала приобретать материалы для безопасного выполнения трудовых задач, за свои средства. В критических ситуациях лица могут пожаловаться в соответствующие госорганы.
Далее рассмотрим каждый пункт более подробно.
Специальная оценка условий труда водителей автомобилей
При отсутствии на рабочем месте искусственных источников тепла и холода, предназначенных для создания оптимальных условий труда на рабочем месте и не предусмотренных конструкцией транспортного средства, класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата повышается на одну степень. 9. В ходе отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряжённости трудового процесса итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряжённости трудового процесса повышается на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц. 10.
Водитель автомобиля вредные условия труда
- В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
- Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
- То же касается тяжести труда. Введенная категория – рабочая поза сидя, исключает возможность трактовать позу водителя как неудобную, фиксированную или вынужденную. Теперь это обычная поза.
- Оценка напряженности труда по Методике спецоценки во многих случаях приведет к снижению класса вредности. Это вызвано тем, что из ранее применявшихся 23 показателей теперь используются только 6 и все они имеют количественные измерения. Снижение класса вредности, прежде всего, коснется водителей, работающих в местностях, где нет интенсивного движения и мало светофоров.
Приветствую, уважаемые друзья! Всем руководителям и специалистам пассажирских автотранспортных предприятий принят к сведению новость об особенностях проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования, которые наконец-то прошли регистрацию в Минюсте России и в считанные дни вступят в законную силу. Небольшой обзор и сам документ в формате Word ждут вас ниже. Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования утверждены приказом Минтруда России от 30.06.2017 г. № 543н и, как я уже сказал выше, 13 декабря прошли регистрацию в Минюсте России. Особенности проведения СОУТ водителя начнут действовать с 25 декабря 2020 года.
Вредные условия труда водителя по результатам аттестации рабочих мест!
Подскажите, пожалуйста, а то совсем запуталась.
Мы провели аттестацию рабочих мест в августе 2013 года.
В этом документе не написано напрямую, что работа водителя относится к опасным условиям труда. Нигде не могу найти соответствующего нормативного акта, где это четко прописано.
Правомерно ли установила нам аттестующая компания необходимость таких льгот для водителя?
Подскажите, пожалуйста, а то я сомневаюсь.
Какой-то класс вредности/опасности установлен по этому раб. месту?
Подскажите, пожалуйста, а то совсем запуталась.
Мы провели аттестацию рабочих мест в августе 2013 года.
В этом документе не написано напрямую, что работа водителя относится к опасным условиям труда. Нигде не могу найти соответствующего нормативного акта, где это четко прописано.
Вредные условия труда водителя
В отличие от АРМ, СОУТ водителей теперь предусматривает идентификацию. Процедура проводится представителем аккредитованной экспертной организации, который обязан выявить факторы, влияющие на водителей, и сравнить их с предложенным Минтрудом классификатором. Проводившаяся ранее аттестация рабочих мест предусматривала оценку ряда факторов:
- особенности освещенности;
- присутствие в воздухе негативно влияющих на здоровье соединений и параметры микроклимата;
- уровень вибрации, как общий, так и локальный;
- напряженность рабочей обстановки;
- шумность и наличие инфразвука;
- тяжесть труда.
- параметры освещенности могут влиять только на особо точные работы;
- оценка микроклимата применяется, если оборудование на рабочем месте является его источником;
- виброакустический фактор берется в расчет, если имеется оборудование, которое служит его источником.
Эти особенности проведения СОУТ водителей повлияли на количество льгот, которые раньше получали сотрудники на данной должности.
Процесс СОУТ с учетом изменений может привести к негативу со стороны персонала. Рекомендуется, во-первых, всегда оповещать работников о том, что проводится процедура спецоценки, во-вторых, не пренебрегать сбором пакета документов и требовать от экспертной организации изменений, которые помогут сохранить класс вредности. Прежде чем отдать водителям карту СОУТ для ознакомления, стоит проверить ее самостоятельно.
Минтруд отметил особенности СОУТ водителей городского пассажирского транспорта, поэтому сейчас находится в разработке документ, который позволит оценивать их труд иначе. Это позволит работникам не лишится привычной компенсации.
Правила поведения пользователей на сайте
Минтруд озаботился оценкой условий труда водителей городского пассажирского транспорта и запустил процесс разработки особенностей оценки их труда.
Хотя проекта документа еще нет, сама ситуация сдвинулось с мертвой точки. И хочется верить, что большинство проблем будут в той или иной мере отражены в этом приказе.
Но в любом случае, если приказ и будет утвержден, то не ранее чем через год. А за это время работники транспортной сферы могут увидеть свои карты СОУТ, в которых напротив графы «льготы и компенсации» будет слово «отсутствует». А это приведет к недовольству, жалобам, судам, увольнениям.
Чтобы этого не было, необходимо подходить к процессу СОУТ тщательно и всесторонне:
- уведомлять работников о том, что на их рабочих местах проводится СОУТ;
- скрупулёзно собирать исходную документацию;
- требовать от лаборатории измерений, соответствующих утвержденным методикам;
- до ознакомления с картами СОУТ водителей проверять их самостоятельно.
Единственный путь к совершенству — постоянная бдительность. Поэтому доверяйте только лучшим.
Водитель автомобиля относится ли к вредным условиями труда
Во всех машинах проводят измерения, и по относительному времени управления автомобилем определяют общий класс вредности. В карте аттестации указывают марку автомобиля. Номерные агрегаты, государственный регистрационный знак не вписывают. Впрочем, их можно вписать, жестких требований к этому нет. При этом, если понадобилось срочно пересадить водителя на другую машину, необходимо решить с работником вопрос о внесении изменений в трудовой договор. Ведь у него изменятся условия труда. Какие последствия принесет изменение в подходе оценки условий труда водителей? Подводя итог, можно сказать, что в результате внесенных изменений в методику оценки условий труда водителей можно ожидать, что многие рабочие места больше не будут подпадать под категорию вредных.